Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

   Контев А.В., Бородаев В.Б.
Верхнее Обь-Иртышье на ойратской карте Джунгарии первой трети XVIII века

   Бородаев В.Б.
Российские военные экспедиции к истокам Иртыша в 1715-1720 гг. и создание карты Верхнего Прииртышья.

   Соколовский И.Р.
Административно-территориальное деление Верхнего Прииртышья в XVII - начале XXI века: опыт исторического картографирования

   Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С.
Поиски древностей в Прииртышье в погоне за "песошным золотом" российскими и европейскими военными и учеными в первой половине XVIII в.

   Резун Д.Я.
Поход Бухгольца и Северная война

   Каримов М.К., Смагулова М.С.
Возведение крепостных сооружений как проявление градостроительного опыта России на востоке Казахстана

   Ананьев Д.А.
К вопросу о компетенции комендантов пограничных крепостей Южной Сибири в первой половине XVIII в.

   Дмитриев А.В.
К вопросу о причинах и обстоятельствах переброски на российские границы в Западной Сибири армейских частей в середине XVIII в. (1744-1745 гг.)

   Овчинников В.А.
Особенности истории монастырей Русской Православной Церкви в Верхнем Прииртышье в XVII-XX вв.

   Скобелев С.Г.
Гибель джунгарского этноса в 1755-1760 годах: численность населения и размеры потерь

   Ведерников В.В.
Рудники Верхнего Прииртышья в системе горнозаводского производства Колывано-Воскресенских заводов (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.)

   Абдрахманов Б.Н.
Казахско-русские взаимоотношения в XVIII-XIX веках в Верхнем Прииртышье

   Матханова Н.П.
Казахи в мемуарах миссионеров Русской православной церкви XIX в.

   Зуев А.С.
Социальное и этническое происхождение казаков Сибирского линейного казачьего войска (по данным формулярных списков 1813 г.)

   Туманик Е.Н.
Участники Общества военных друзей в политической ссылке в Верхнем Прииртышье

   Мамсик Т.С.
Бухтарминские пчеловоды (По материалам Окладной книги Бухтарминской заводской волости 1857 г.)

   Шиловский М.В.
Аграрное освоение Верхнего Прииртышья в XIX - начале ХХ вв.

   Атантаева Б.Ж.
Регламентация российско-китайской торговли по межгосударственным договорам второй половины XIX в.

   Раздыков С.З.
Формирование торгового капитала у казахов степной зоны Западной Сибири в XIX веке

   Дорофеев М.В.
Особенности поземельных отношений в процессе заселения Горного Алтая во второй половине XIX века

   Мусабалина Г.Т.
Городское общественное самоуправление в Восточном Казахстане во второй половине XIX века: исторический аспект

   Дегальцева Е.А.
Войны и их восприятие в Сибири (вторая половина XIX - начало XX в.)

   Селиверстов С.В.
Н.М. Ядринцев: особенности "западнической" тенденции в областничестве (середина 1860-х - начало 1890-х гг.)

   Нурбаев К.Ж.
Тюркские кочевые народы в истории Евразии в свете теории евразийства

   Белянин Д.Н.
"Непричисленные" переселенцы на Алтае во второй половине XIX - начале XX вв.: источники формирования и возможности устройства

   Сорока Н.Н.
Процесс формирования индивидуального пользования сенокосными угодьями в казахском ауле Степного края во второй половине XIX - начале XX вв. (По материалам экспедиционных исследований 1896-1903 гг.)

   Глазунов Д.А.
Подготовка судебной реформы 1898 г. в Степном генерал-губернаторстве

   Кириллов А.К.
Казахи в восприятии русских чиновников податного надзора в начале XX века

   Андреева Т.И.
Первый опыт железнодорожного строительства в Верхнем Прииртышье в контексте транспортного освоения Азиатской России

   Меркулов С.А.
Изучение Монгольского Алтая в истоках рек Иртыш и Кобдо профессором Томского университета В.В. Сапожниковым (по материалам экспедиций 1905-1906, 1908-1909 гг.)

   Касымова Г.Т.
К 105-летию Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества

   Канн С.К.
Ветеринарное значение Транссибирской железнодорожной магистрали в конце XIX - начале XX в.

   Котович Л.В.
"Природа не только существует, но и меняется": к характеристике экологического сознания (по материалам сибирских сельскохозяйственных журналов начала XX века)

   Кадысова Р.Ж., Мамытова С.Н.
Особенности формирования казахской национальной буржуазии в начале XX века

   Съемщиков Е.А.
Верхнее Прииртышье: административный ресурс Змеиногорского и Усть-Каменогорского уездов 1898-1917 гг.

   Андреев В.П.
Рудный Алтай в процессах модернизации (1900-1930-е гг.)

   Штырбул А.А.
К истории гражданской войны в Горном Алтае и Верхнем Прииртышье: "Сатунинщина" и ее ликвидация (1918-1920 гг.)

   Абдрахманова Г.С.
Применение насилия сибирскими правительствами против мирного населения в годы Гражданской войны

   Сушко А.В.
Деятельность казахской элиты по преодолению межродовых противоречий в процессе строительства Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики

   Безверхний А.С.
Кампания по изъятию церковных ценностей из православных храмов в Семипалатинской губернии

   Ескендиров М.Г., Христолюбов А.В.
Семипалатинский государственный педагогический институт в 1930-е -1940-е гг.

   Мамаева Г.Е.
Выселение чеченцев в Семипалатинскую область

   Самаев А.К.
Казахская ирредента и диаспора в КНР и возможность получения ими информации на казахском языке

   Перечень сокращений


Социально-экономические и этнокультурные процессы в Верхнем Прииртышье в XVII-XX веках: Сборник материалов международной научной конференции. Новосибирск: Параллель, 2011. С. 49-53.

Овчинников Владислав Алексеевич, канд. ист. наук
Кемеровский государственный университет (Российская Федерация)

Особенности истории монастырей Русской Православной Церкви
в Верхнем Прииртышье в XVII–XX вв.

Возникновение, динамика, территориальное распределение монашеских обителей в дореволюционный период определялись направлением и характером колонизации Сибири. Поэтому деятельность монастырей Верхнего Прииртышья, игравших роль форпостов не только православной веры, но и русской цивилизации, постепенно превращавших языческий мир в периферию единого православного пространства, необходимо рассматривать как часть многовекового колонизационного процесса. Как справедливо отметил И.М. Покровский: «Христианство распространялось вместе с колонизацией края… Поэтому расширение государственной территории одновременно было расширением территории русской церкви»[1].

Особенности деятельности монастырей Верхнего Прииртышья были определены приграничным местоположением региона, входившего в сферу стратегических интересов Российского государства; участием институтов РПЦ в решении задач административно-правовой унификации и культурно-языковой ассимиляции автохтонного населения; необходимостью противодействия распространению буддизма и ислама со стороны сопредельных государств.

Развитие административно-территориальной структуры РПЦ в Верхнем Прииртышье шло следующим образом: первоначально с 1620 г. приходы и монастыри вошли в состав первой сибирской епархии - Тобольской архиепископии, затем с 1834 г. отошли к новообразованной Томской епархии, к которой в 1840-е гг. при епископе Афанасии (Соколове) были присоединены от Тобольской епархии Семипалатинский округ с Усть-Каменогорском, Бухтармой, Копалом и Верным. На 1 января 1859 г. из 470 церквей епархии в Томской губернии находилось 291, в Семипалатинской области – 9, в Енисейской губернии – 170[2]. В 1871 г. из Томской в состав новообразованной Туркестанской епархии отошли приходы Семиреченской области. В 1895 г. приходы Семипалатинской области Томской епархии перешли в выделенную в 1895 г. Омскую епархию, создание которой было связано с административными реформами второй половины XIX в., направленными «на последовательное включение Степного края в состав российского государства…»[3].

Первые православные монастыри Верхнего Прииртышья были основаны практически одновременно с возникновением первых городов, острогов[4] по траектории продвижения русских в Сибирь: изначально с севера на восток, затем на юг Западной Сибири[5]. Все первые монастыри были расположены на линии Тара-Томск-Кузнецк, от которой «…на юг до Китая начиналась буферная зона, ставшая объектом длительной вооруженной и дипломатической борьбы за влияние в XVII-XVIII вв.»[6]. В 1620-е гг. в г. Таре, основанном в 1594 г. и имеющем важное стратегическое значение для военных действий в направлении Барабинской степи, возникли при первом сибирском архиепископе Киприане (Старорусенкове) Тарский Параскево-Пятницкий женский и Спасский мужской монастыри[7]. В результате военного продвижения в Южную Сибирь вслед за основанием Томска в 1604 г. и Кузнецка в 1618 г. появились Томский Усть-Киргизский и Кузнецкий Христорождественский мужские монастыри (осн. 1648 г.). Вопрос о дате основания Томского монастыря - в 1605 г., 1621 г. или 1630-е гг. - является дискуссионным. Хотя отнесение возникновения монастыря к 1605 г. не имеет документального подтверждения, церковные историки и братия возрожденного монастыря пытаются обосновать более раннюю дату возникновения обители[8]. В 1663 г. Томский монастырь, именуемый Богородице-Алексеевским был перенесен в городскую черту. В 1671 г. в Томске был образован и девичий Христорождественский монастырь. Томский и Кузнецкий монастыри, устроенные первоначально вне городских стен, имели важное тактическое оборонное значение, в первую очередь принимая на себя удар во время набегов «незамиренных» племен. Наличие фортификационных сооружений (рвов, насыпей, стен), братия из «престарелых служилых людей» не спасали обители от периодического разорения и сожжения. Так, Кузнецкий монастырь в очередной раз был разграблен и сожжен во время известного похода киргизского князца Корчинко под Томск и Кузнецк осенью 1700 г[9].

Как уже отмечалось, на первоначальном этапе в XVII - начале XVIII вв. братия монастырей состояла из отставных и престарелых людей служилого и казачьего сословия, в женские монастыри уходили вдовы служилых и посадских людей[10].

С созданием двух юго-восточных военных линий, замирением киргизских племен, разгромом Джунгарии, образованием Алтайского горно-промышленного комплекса стала возможна безопасная земледельческая колонизация региона. На этом этапе возросла роль монастырей в его хозяйственном освоении. В это же время изменение государственной политики по отношению к РПЦ, секуляризационные реформы XVIII в. негативно отразились на состоянии хозяйства и братии монастырей. В результате секуляризации церковных земель и введения штатов 1764 г. четыре из пяти указанных монастырей прекратили свое существование. На всей исследуемой территории остался один Томский Алексеевский мужской монастырь, отнесенный к 3-класса штатным обителям.

Перед реформой 1764 г. в Великороссии насчитывался 1.026 монастырей. По подсчетам И.К. Смолича, за XVIII – начало XIX вв. было (за исключением Сибири) закрыто 822 монастыря (660 муж./162 жен.) и возобновлено 39 (33 муж./6 жен.), а на 1810 г. во всей Российской империи осталось только 452 монастыря[11].

Необходимо отметить, что в отношении сибирских монастырей, учитывая их малое число и особое значение в деле освоения Сибири, правительством были предприняты гораздо более мягкие меры, чем в отношении монастырей европейской части империи. Если Тарские мужской и женский, Томский женский и Кузнецкий мужской монастыри не были сразу упразднены, несмотря на малолюдство и хозяйственный упадок, а оставлены за штатом. Кузнеций мужской монастырь был упразднен из-за отсутствия братии в 1776 г., а женский Томский из-за крайней бедности и малого числа сестер в 1777 г. Но сравнение данной ситуации, когда монастыри Верхнего Прииртышья были оставлены за штатом и лишены казенного содержания, что и привело к их ликвидации, с правительственными мерами поддержки восточно-сибирских обителей, позволяет сделать вывод о связи данных мер с приоритетными для правительства направлениями колонизации Сибири. Так, в результате реформы 1764 г. пять из семи монастырей Иркутской епархии (обр. 1727 г.) были отнесены к 3 классу. За штатом остались Якутский Спасский и Нерчинский Успенский монастыри, из которых только Нерчинский был упразднен, а Якутский остался на содержании епархии. В 1836 г. был повышен статус всех епархиальных монастырей: Иркутский Вознесенский был отнесен к 1 классу, Якутский Спасский и Киренский Троицкий мужские, Иркутский Знаменский женский ко 2 классу, в Посольском Преображенском и Селенгинском Троицком 3 – классных было введено архимандритское настоятельство вместо игуменского[12]. В 3 класс были возведены и восточно-сибирские Енисейские мужской и женский, Туруханский мужской монастыри Тобольской епархии, с 1834 г. отошедшие Томской епархии.

Итого - в конце XVIXVIII в. в Сибири был основан 41 монастырь. Из них 36 монастырей были основаны в конце XVIXVII в. и только 5 в XVIII в. В течение XVIII в. прекратили свое существование 15 монастырей и пустыней[13]. К концу XVIII в. на территории Сибири продолжали действовать 26 монастырей (21 муж./5 жен.), в т.ч. в Западной Сибири – 13 (10 муж./3 жен.).

Следующий этап образования и количественного роста монастырей на изучаемой территории связан с реформами 60-70-х гг. XIX, активизацией религиозных исканий и благотворительных движений в российском обществе, а также социально-экономическим развитием региона подталкиваемым «переселенческой революцией» и строительством Транссиба. Этому процессу способствовало и укрепление организационной структуры РПЦ (образование в 1834 г. Томской епархии, успешная деятельность с 1828 г. Алтайской миссии, с 1882 г. Киргизской миссии).

За 1860-1916 гг. число монашеских обителей Томской епархии возросло с 1 до 11. Развитие обителей было тесно связано с началом быстрого экономического развития региона, ростом населения за счет переселения, активизацией просветительско-благотворительной и миссионерской деятельности РПЦ. К 1917 г. в Томской епархии существовало 2 мужских монастыря и 1 пустынь, 4 женских монастыря и 4 общины. 6 из 11 монастырей и общин Томской епархии находились в ведомстве Алтайской духовной миссии[14]. Обители были основаны как в административно-экономических центрах Томской губернии, так и в перспективных с точки зрения дальнейшего освоения и развития районах. На территории АДМ места их возникновения обозначали направления дальнейшего развития миссии.

На Алтае на благотворительные средства были учреждены: в 1863 г. Николаевская миссионерская женская община в с.Улала (современный г. Горно-Алтайск, Республика Алтай), в 1881 г. указом Синода переименованная в миссионерский общежительный женский монастырь и в 1864 г. Чулышманский Благовещенский миссионерский мужской монастырь с возведением благодаря значению во второй класс.[15]

Во второй половине XIX в. в городах Томской епархии было основано еще три женские общины по инициативе и на средства именитых горожанок при поддержке епархиального начальства. В г. Томске в 1864 г. определению Синода была учреждена Иоанно-Предтеченская женская община, переименованная в 1876 г. в женский общежительный монастырь. В 1894 г. на Алтае Бийская Тихвинская община, которая находилась официально в ведении начальника Алтайской миссии и Барнаульская Богородице-Казанская община [16]. В 1900 г. согласно указам Синода общины были обращены в общежительные женские монастыри[17].

Дальнейшее развитие Алтайской миссии в начале ХХ в. привело к организации в 1911 г. при приюте-богадельне Чемальского стана миссии учреждается женская миссионерская община. На границе с Енисейской епархией в 1912 г. образуется с миссионерской целью Матурская женская община. В этом же 1912 г. была передана в ведение Алтайской миссии строителем Ф.П. Разбойниковым Александро-Невская Жулахинская пустынь, которая была приписана к к Чулышманскому монастырю.

Вне территории Алтайской миссии в Томской епархии в начале ХХ в. возникли только две женские общины, основанные монахинями монастырей европейской части империи: Синюхинская женская община в 1911 г. близ с. Колыванского Змеиногорского уезда на земле Кабинета и в 1910 г. в поселке Кучумовском Мариинского уезда Алексеевская женская община.

Образование новых монастырей в Семиреченской и Семипалатинской областях, соответственно Туркестанской и Омской епархиях РПЦ пришлось на конец XIX – начало ХХ в., т.е. на более поздние сроки по сравнению с Томской епархией, что было связано с особенностями хозяйственного освоения и более медленным ростом русского населения указанных областей. Открытие новых епархий была одной из «…мер к возвышению религиозного состояния сибирских приходов, улучшению народной нравственности, ослаблению и совершенному искоренению раскола и развитию проповедью слова Божьего среди иноверцев-язычников»[18]. Большинство монастырей данной территории также были созданы с миссионерской целью.

Первые попытки создания монашеских обителей на данной территории были предприняты после образования в 1882 г. Киргизской миссии начальником Алтайской и Киргизской миссий, епископом Бийским Владимиром (Петровым)[19]. Планировалось открыть мужской миссионерский монастырь под Семипалатинском, который должен был оказывать религиозное воздействие, как на русское население, так и на инородцев, которых, по мнению миссии, ислам коснулся только внешней, обрядовой стороной. С 1881 г. епископ Владимир вел переписку с Синодом об устройстве в 17 верстах от города, у известного в округе урочища «Святой ключ», рядом с р. Иртыш и караванной дорогой, иноческой обители. Ее расположение позволило бы привлечь паломников. В качестве источников существования обсуждались хлебопашество, строительство мельницы, рыбные ловли, пожертвования купцов. Проект не был осуществлен из-за финансовых и организационных трудностей. В 1895 г. Киргизская миссия перешла новообразованной Омской епархии[20].

В Семиреченской области в 1882 г. по указу Синода на средства Православного миссионерского общества учрежден Иссык-Кульский Свято-Троицкий миссионерский общежительный мужской монастырь. До 1885 г. в нем не было церкви и братии. В 1885 г. по своему желанию в монастырь направился монах Троице-Сергиевой лавры Иона. В 1886 г. в нем состояли игумен и 9 чел. братии, прибывшие из Свято-Афонского Закубанского монастыря[21].

В Омской и Семипалатинской епархии новый этап развития монастырей начался с образования в 1902 г. вблизи г. Семипалатинска (на «Святом ключе» - на месте планируемого в 1881 г. мужского монастыря) Знаменской миссионерской женской общины монахинями Лесницкого женского монастыря Седлецкой губернии. Община была утверждена Синодом в 1906 г., а в 1912 г. преобразована в женский миссионерский монастырь.

В начале ХХ в. в Омской епархии, которая включала часть современной республики Казахстана, создается семь православных обителей: Петропавловский Всехсвятский женский, Казанский женский (недалеко от станции Омск), Архистратиго-Михайловский женский (в семи верстах от п. Пресногорьковского Петропавловского уезда), Богородице-Михаило-Архангельский  женский (недалеко от станции Ачаирская Омского уезда), Знаменский миссионерский женский монастырь (под г. Семипалатинск), Николаевский мужской (урочище Кара-Оба Петропавловского уезда), Покровский мужской (недалеко от г. Омска). Из семи монастырей четыре находились на территории современной республики Казахстан. В начале ХХ в. была образована новая епархия – Петропавловская 6.11.1914 г. на базе Акмолинского викариатства Омской и Павлодарской епархии.

Таким образом, на исследуемой территории появление первых пяти монастырей в XVII в. связано с русской военной колонизации региона. В результате государственных секуляризационных реформ XVIII в., изменения стратегического направления и характера колонизации число монастырей сократилось до одного. Во второй половине XIX – начале XX вв. число монастырей и женских общин (без архиерейских домов) Верхнего Прииртышья увеличилось с 1 до 20, 11 из них находились на территории Томской епархии, 7 – Омской (до выделения Петропавловской епархии), 1 – Семиреченской области. Особенностью монастырей региона являлась ярко выраженная миссионерская направленность их деятельности. В отличие от европейской части Российской империи большинство миссионерских монастырей и общин региона были женскими. Процесс основания, количественного роста, специфики деятельности монастырей РПЦ) Верхнего Прииртышья был напрямую связан с колонизационной политикой государства в Сибири, политикой по отношению к РПЦ, социально-экономическим развитием региона.



[1] Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и переделы. Казань, 1913. Т. 2. С. 203.

[2] МисюревА.А., протоиерей. Краткий статистический очерк Томской епархии. Томск, 1897. С. 8, 12.

[3] Мусабалина Г.Т. Семипалатинская область в административной политике Российской империи во второй половине XIX века // Верхнее Прииртышье в XVII-XXI вв.: Сб. науч. Ст. Новосибирск: Параллель, 2009. С. 74.

[4] Такая ситуация была характерна для территории всей Сибири в данное время: вместе с появлением первых сибирских городов Тюмени, Тобольска, Туринска на севере Западной Сибири были основаны и первые монастыри: в 1601 г. – в Тобольске во имя святых Зосимы и Савватия, в 1604 г. – в Туринске (Епанчине) во имя Покрова Прсв. Богородицы, в 1616 г. – Преображенский монастырь в Тюмени. К 1624 г. – времени перевода архиепископа Киприана (Старорусенкова) на Крутицкую кафедру в Сибири было 12 монастырей, что практически соответствовало числу сибирских городов того времени (см.: Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М., 2007. С.101-102).

[5] Роль государства в освоении Сибири и Верхнего Прииртышья в XVII-XX вв./Отв. ред. М.В. Шиловский. Новосибирск: Параллель, 2009. С. 359.

[6] Там же. С.359.

[7] Шорохов Л.П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII-XVIII веках (развитие феодальных отношений и их особенности). Красноярск, 1983. С. 32-33.

[8] Морозов Евгений, иерей. Монастыри Томской епархии: история, архитектура, святыни. Дисс….канд.богословия. МДА. Сергиев Посад, 2005. С. 4; Беликов Д.Н. Старинные монастыри Томского края. Томск, 1898. С. 1-3; Шорохов Л.П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII-XVIII веках (развитие феодальных отношений и их особенности). Красноярск, 1983. С. 21.

[9] Беликов Д.Н. Старинные монастыри Томского края. Томск, 1898. С. 5-6.

[10] Беликов Д.Н. Старинные монастыри Томского края. Томск, 1898. С. 165, 193.

[11] Смолич И.К. Русское монашество. М., 1999. С. 283.

[12] Наумова О.Е. Иркутская епархия. XVIII- первая половина XIX века. Иркутск, 1996. С. 66-67, 100.

[13] Незначительное число монастырей действовавших в Верхнем Прииртышье по сравнению с другими сибирскими территориями связано в первую очередь с тем, что возможность безопасной колонизации данного региона стала возможна только в середине XVIII в. после разгрома Джунгарского государства.

[14] ГАТО, Ф.170, Оп.4, Д.598, Л.11,13,42-59.

[15] ПСЗ РИ. 1863. 39583; ПСЗ. 1864. 40596.

[16] ТЕВ. 1894. № 13. Офиц.отдел. С.1; № 20. Офиц.отдел. С. 1; РГИА. Ф.796. Оп.174. Д.1310. Л. 1-10.

[17] ТЕВ. 1899. № 17. Офиц.отдел. С.3;РГИА. Ф. 796. Оп. 180. Д.2241. Л. 1-6; Оп. 18. Д.2427, Л.1-9; Церковные ведомости. 1900. № 27. С. 257; № 28. С. 264-265.

[18] Скальский К.Ф. Омская епархия. Омск, 1900. С. 14.

[19] В более ранний период в 1864 г. начальником Алтайской духовной миссии протоиреем Стефаном Ландышевым было высказано предложение об открытии миссионерского мужского монастыря на границе Алтая и Киргизской степи для распространения христианства среди киргизов (см.: Нестеров С.В. «Словом и житием наставляя…»: Жизнь и труды прп. Макария Алтайского. М., 2005. С. 43).

[20] Илия, протоиерей. В Семипалатинске (из путевых записок) // Томские епархиальные ведомости (далее ТЕВ). 1881. № 19. Неофиц. отдел. С. 291-292; Ковязин Т. К вопросу об учреждении иноческой обители на Св. Ключе…//ТЕВ. 1882. № 5. Неофиц. отдел. С. 135-139; ТЕВ. 1882. № 14. Неофиц. отдел. С. 405; Миссионерство в Сибири // ТЕВ. 1882. № 17. Неофиц. отдел. С. 492-493.

[21] Зверинский В. В. Монастыри в Российской империи. СПб., 1887. С. 16-17, 77; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. С. X-XI.

© В.А. Овчинников, 2011
Hosted by uCoz