Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

   Контев А.В., Бородаев В.Б.
Верхнее Обь-Иртышье на ойратской карте Джунгарии первой трети XVIII века

   Бородаев В.Б.
Российские военные экспедиции к истокам Иртыша в 1715-1720 гг. и создание карты Верхнего Прииртышья.

   Соколовский И.Р.
Административно-территориальное деление Верхнего Прииртышья в XVII - начале XXI века: опыт исторического картографирования

   Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С.
Поиски древностей в Прииртышье в погоне за "песошным золотом" российскими и европейскими военными и учеными в первой половине XVIII в.

   Резун Д.Я.
Поход Бухгольца и Северная война

   Каримов М.К., Смагулова М.С.
Возведение крепостных сооружений как проявление градостроительного опыта России на востоке Казахстана

   Ананьев Д.А.
К вопросу о компетенции комендантов пограничных крепостей Южной Сибири в первой половине XVIII в.

   Дмитриев А.В.
К вопросу о причинах и обстоятельствах переброски на российские границы в Западной Сибири армейских частей в середине XVIII в. (1744-1745 гг.)

   Овчинников В.А.
Особенности истории монастырей Русской Православной Церкви в Верхнем Прииртышье в XVII-XX вв.

   Скобелев С.Г.
Гибель джунгарского этноса в 1755-1760 годах: численность населения и размеры потерь

   Ведерников В.В.
Рудники Верхнего Прииртышья в системе горнозаводского производства Колывано-Воскресенских заводов (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.)

   Абдрахманов Б.Н.
Казахско-русские взаимоотношения в XVIII-XIX веках в Верхнем Прииртышье

   Матханова Н.П.
Казахи в мемуарах миссионеров Русской православной церкви XIX в.

   Зуев А.С.
Социальное и этническое происхождение казаков Сибирского линейного казачьего войска (по данным формулярных списков 1813 г.)

   Туманик Е.Н.
Участники Общества военных друзей в политической ссылке в Верхнем Прииртышье

   Мамсик Т.С.
Бухтарминские пчеловоды (По материалам Окладной книги Бухтарминской заводской волости 1857 г.)

   Шиловский М.В.
Аграрное освоение Верхнего Прииртышья в XIX - начале ХХ вв.

   Атантаева Б.Ж.
Регламентация российско-китайской торговли по межгосударственным договорам второй половины XIX в.

   Раздыков С.З.
Формирование торгового капитала у казахов степной зоны Западной Сибири в XIX веке

   Дорофеев М.В.
Особенности поземельных отношений в процессе заселения Горного Алтая во второй половине XIX века

   Мусабалина Г.Т.
Городское общественное самоуправление в Восточном Казахстане во второй половине XIX века: исторический аспект

   Дегальцева Е.А.
Войны и их восприятие в Сибири (вторая половина XIX - начало XX в.)

   Селиверстов С.В.
Н.М. Ядринцев: особенности "западнической" тенденции в областничестве (середина 1860-х - начало 1890-х гг.)

   Нурбаев К.Ж.
Тюркские кочевые народы в истории Евразии в свете теории евразийства

   Белянин Д.Н.
"Непричисленные" переселенцы на Алтае во второй половине XIX - начале XX вв.: источники формирования и возможности устройства

   Сорока Н.Н.
Процесс формирования индивидуального пользования сенокосными угодьями в казахском ауле Степного края во второй половине XIX - начале XX вв. (По материалам экспедиционных исследований 1896-1903 гг.)

   Глазунов Д.А.
Подготовка судебной реформы 1898 г. в Степном генерал-губернаторстве

   Кириллов А.К.
Казахи в восприятии русских чиновников податного надзора в начале XX века

   Андреева Т.И.
Первый опыт железнодорожного строительства в Верхнем Прииртышье в контексте транспортного освоения Азиатской России

   Меркулов С.А.
Изучение Монгольского Алтая в истоках рек Иртыш и Кобдо профессором Томского университета В.В. Сапожниковым (по материалам экспедиций 1905-1906, 1908-1909 гг.)

   Касымова Г.Т.
К 105-летию Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества

   Канн С.К.
Ветеринарное значение Транссибирской железнодорожной магистрали в конце XIX - начале XX в.

   Котович Л.В.
"Природа не только существует, но и меняется": к характеристике экологического сознания (по материалам сибирских сельскохозяйственных журналов начала XX века)

   Кадысова Р.Ж., Мамытова С.Н.
Особенности формирования казахской национальной буржуазии в начале XX века

   Съемщиков Е.А.
Верхнее Прииртышье: административный ресурс Змеиногорского и Усть-Каменогорского уездов 1898-1917 гг.

   Андреев В.П.
Рудный Алтай в процессах модернизации (1900-1930-е гг.)

   Штырбул А.А.
К истории гражданской войны в Горном Алтае и Верхнем Прииртышье: "Сатунинщина" и ее ликвидация (1918-1920 гг.)

   Абдрахманова Г.С.
Применение насилия сибирскими правительствами против мирного населения в годы Гражданской войны

   Сушко А.В.
Деятельность казахской элиты по преодолению межродовых противоречий в процессе строительства Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики

   Безверхний А.С.
Кампания по изъятию церковных ценностей из православных храмов в Семипалатинской губернии

   Ескендиров М.Г., Христолюбов А.В.
Семипалатинский государственный педагогический институт в 1930-е -1940-е гг.

   Мамаева Г.Е.
Выселение чеченцев в Семипалатинскую область

   Самаев А.К.
Казахская ирредента и диаспора в КНР и возможность получения ими информации на казахском языке

   Перечень сокращений


Институт истории
СО РАН
Социально-экономические и этнокультурные процессы в Верхнем Прииртышье в XVII-XX веках: Сборник материалов международной научной конференции. Новосибирск: Параллель, 2011. С. 234-237.

Безверхний Антон Сергеевич, студент
Алтайская государственная педагогическая академия, г. Барнаул (Российская Федерация)

Кампания по изъятию церковных ценностей из православных храмов
в Семипалатинской губернии

С установлением советской власти большевики начинают проводить активную антирелигиозную политику. И первым шагом в этом направлении было опубликование Декрета СНК «об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года, согласно которому православная церковь лишалась своих привилегий, а собственность церкви передавалась в «руки народа». Но это было только начало широкомасштабной антирелигиозной политики. На местах  создаются комитеты по отделению церкви от государства, в стране проводится массовая антирелигиозная агитация. Все эти мероприятия проводились лишь с одной целью - уничтожение церкви как централизованной структуры, оказывающей огромное идеологическое влияние на народ.

В 1921-1922 гг. в молодой Советской республике бушевал страшный голод, от которого погибло около 5 млн. человек.[1] По всей стране начинается сбор пожертвований в пользу голодающих, собранные суммы направлялись в комитет помощи голодающим (Помгол). Не осталась  в стороне от этого и православная церковь, 22 августа 1921 года Патриарх Тихон выпустил Послание, в котором призывал верующих людей всех конфессий, как в России, так и во всем мире к помощи голодающим. Правительство долгое время колебалось, опасаясь роста авторитета церкви, но в конце концов все же решило принять ее помощь: 8 декабря 1921 года ВЦИК разрешил религиозным организациям сбор средств на помощь голодающим. К февралю 1922 года Церковь собрала более 8 млн. 962 тыс. рублей, - огромную по тем временам сумму, не считая драгоценностей и натуральной помощи голодающим.[2] 19 февраля выходит новое послание патриарха «в котором он обращается к тем группам верующих на которых лежит обязанность попечения о церквах, с призывом о передаче на дело помощи голодающим такого рода вещей, как ценные золотые и серебряные подвески к ризам, все старые вышедшие из употребления предметы…»[3]. Неожиданным был ответ властей на это послание. 26 февраля выходит постановление ВЦИК, согласно которому изъятию подлежали все церковные ценности, в том числе имеющие богослужебное значение. Но в тоже время, несмотря на столь решительные действия властей изъятия, происходили с некоторыми оговорками, например «в случае если будут встречаться литье из благородных металлов и иконы называемые чудотворные»  то их посредством подачи ходатайства от приходских советов в ЦК Помгол можно было оставить, заменив их соответствующим эквивалентом[4].

Власти решили воспользоваться моментом, и повели новое наступление на православную церковь под маской помощи голодающим. В ответ на действия властей 15(28) февраля патриарх выпустил послание, в котором выразил протест против того, что правительство, не обращая внимания на борьбу Церкви с голодом, принуждает её совершать канонические преступления, так как каноны запрещают использование богослужебных предметов не для священных целей. В послании отмечена неоправданная антицерковная пропаганда в печати[5].

Л.Д. Троцким была разработана специальная инструкция для проведения кампании по изъятию. Согласно инструкции на местах создавались две комиссии: секретная подготовительная комиссия по изъятию ценностей и официальная комиссия при комитетах помощи голодающим для формальной приемки ценностей; так же в инструкции содержатся указания к проведению мероприятий по расколу в среде духовенства, путем выявления священников открыто выступающих в пользу изъятия, а священников, которые пользовались доверием у населения, предполагалось не трогать, но предупредить их «что в случае каких-либо эксцессов они ответят первыми».[6] Таким образом, была разработана продуманная программа, направленная на раскол церкви, а так же на подрыв ее авторитета у народных масс.»

Семипалатинская губернская комиссия по изъятию ценностей была образована 9 марта «под председательством члена ВЦИК Букейханова, от Губисполкома Нечаева»[7]. В тот же день губисполком направил срочную телеграмму всем уездным исполкомам: «Создать уездные комиссии и приступить к изъятию церковных ценностей, потребуйте всех без исключения богослужебных культов описи церковных имуществ»[8]. Источником содержащим сведения о «богатствах» местных приходов служил труд известного священника краеведа Б.Г.Герасимова «Старинные церкви Семипалатинской области». Предстояла большая по своим масштабам работа ведь на тот период Семипалатинская губерния территориально включала в себя территорию современных Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей Казахстана.

В местной печати разворачивается масштабная антирелигиозная пропаганда, ежедневно в свет выходят  статьи с гневными заголовками, такие как  «Черные пауки», «Двоедушные фарисеи» и пр., направленные против духовенства. В местной газете «Степная Правда» нападкам подвергается Семипалатинский епископ Киприан, которому припомнили и участие в черносотенном «Союзе русского народа», а также сотрудничество с Колчаком, ему дается следующая характеристика «обладает большою способностью приспособляемости превратившись с приходом Советской власти в «тишайшего» и незлобивого с виду «владыку»[9]. 13 апреля было проведено заседание губернской комиссии по изъятию, на которое был приглашен епископ Киприан. На заседании было принято решение о начале работ  с 24 апреля в Семипалатинском Знаменском соборе, также на Киприана была возложена и идеологическая подготовка кампании, он должен был объяснить прихожанам суть работы и подготовить соответствующие документы, а к 24 апреля разослать сообщение во все благочиния Семипалатинской губернии. В своей проповеди, произнесенной 22 апреля в Благовещенской церкви епископ Киприан «указал верующим на необходимость изъятия ценностей, причем в своей речи подчеркнул, что поклонение золоту и серебру возвращает православную церковь во времена язычества»[10]. Именно благодаря выступлениям Киприана удалось избежать прямых столкновений прихожан с местными властями при изъятиях, более того, при приходских советах церквей был организован добровольный сбор средств в пользу голодающих[11].

Изъятие ценностей началось 24 апреля в Знаменском соборе, изъятие происходило в присутствии выборных членов от приходских советов и членов губернской комиссии по изъятию ценностей. Изъятие драгоценных риз с икон происходило с такой  формулировкой: «ввиду того, что снятие риз не испортит самые изображения, а значит не будет иметь никакого отношения в смысле затруднения выполнения обрядов культа»[12]. В отношении особо чтимой Абалакской иконы Божьей Матери, которая была привезена в Семипалатинскую крепость еще в  1720 году, было принято следующее решение: «Принимая во внимание, что означенная икона, как принадлежащая к особо чтимым верующими не только Семипалатинской губернии, но и края, означенную икону согласно ходатайству верующих оставить в распоряжении общины Знаменского собора перенеся разрешение этого вопроса в ЦК Помгол, для чего община должна возбудить перед последним мотивированное ходатайство на условии замены стоимости по соответствующему эквиваленту»[13]. За день работы  было изъято 17 предметов, 3 временно оставлены, но работы по изъятию в Знаменском соборе не были завершены, продолжение было намечено на 26 апреля. Все изъятые предметы сдавались губфинотдел, 27 апреля туда было передано 49 предметов общей массой в три пуда, тридцать девять фунтов, пятьдесят три золотника, тридцать девять долей, также были переданы и добровольные пожертвования общины Знаменского собора, общим весом двадцать восемь фунтов, двадцать семь долей[14]. В целом в Семипалатинске работы по изъятию происходили спокойно при полном содействии как верующих и церковнослужителей с одной стороны и местных властей с другой. Окончание работ в губернском центре было отмечено в газете «Степная Правда» от 27 мая 1922 года: «В г. Семипалатинске закончилось изъятие церковных ценностей. Собрано в городе: 12 пудов 14 ф. серебра, 34 доли бриллиантов, 3 золотника 54 доли золота»[15].

Но на местах, то есть в уездах и волостях дело обстояло намного сложнее. Сведения о церковных ценностях, хранящихся в уездных и волостных храмах, не поступали в губернскую комиссию. Губисполкомом на места была отправлена телеграмм с требованием: «ускорить работы уездных комиссий по изъятию ценностей, а если изъятие еще не начато, немедленно приступить к работе»[16]. Первые сведения из уездов начинают поступать в начале мая. В городе Павлодар с 6 по 8 мая происходило изъятие церковных ценностей из местных храмов: Церковь Флора и Лавра – 24 предмета весом 2 пуда 36 фунтов 37 зололотников 37 долей; Троицкий собор – 14 предметов на 24 фунта 90 золотников[17].

В целом сведения из уездов вяло поступали в губернскую комиссию, для ускорения работ по изъятию, 19 мая на заседании Губкомиссии было принято решение о создании волостных комиссий, которые должны были прислать в трехдневный срок сведения о ценностях, хранящихся в местных храмах. После этого сведения об изъятиях начинают регулярно поступать в губернскую комиссию. Часто встречаются документы, говорящие о том, что  многие храмы в губернии находились в довольно бедственном положении, и изымать из них было нечего. Наоборот, в тех селениях где были относительно богатые приходы, местное население пыталось договориться с властями о сохранении драгоценной утвари. Примером этому служит заявление жителей с. Семиярска, которые предложили взамен церковных ценностей «внести стоимость драгоценностей продуктами и разными ценностями серебром и пр. пр.»[18]. Но губкомиссией это предложение было отклонено и в дальнейшем произведено изъятие ценностей. В то же время  довольно частыми были и случаи недовольства и даже отказа прихожан от сдачи церковных ценностей.  Например, в Усть-Каменогорске при обсуждении вопроса об изъятии ценностей при местной церкви собралась толпа численностью в двести человек преимущественно старушек, которые выступали с требованием ценности не выдавать, но несмотря на это приходской совет дал согласие на изъятие. На следующий день началось изъятие, к церкви начала собираться толпа женщин, властями был выставлен караул, были арестованные[19]. В целом по губернии каких-либо серьезных столкновений  прихожан с властями, приведших к  человеческим жертвам зафиксировано не было.

В газете «Степная Правда» за 27 июля была помещена заметка об окончании кампании по изъятию в городах Семипалатинской губернии «собрано около 25 ½ пудов серебра и отправлено в Москву. В уездах работа продолжается, недоразумений нет»[20].  Губернский финотдел в своем отчете дает следующие данные по губернии: с 14 августа по 1 октября 1922 года церковных ценностей собрано по губернии 24 пуда, 8 фунтов, 67 золотников, 82 доли[21]. 28 октября комиссия по изъятию обратилась в Губисполком с просьбой о роспуске ввиду окончания работ и приложила список отправленных ценностей по месяцам 1922 года, всего было отправлено ценностей общей массой 36 пудов, 13 фунтов, 80 золотников, 41 долей. И уже на следующий день Губисполком принял решение о роспуске губернской комиссии по изъятию ценностей. Этим решением была завершена кампания по изъятию церковных ценностей в Семипалатинской губернии.

Подводя итог важно отметить то, что кампания по изъятию церковных ценностей явилась очередным мероприятием Советской власти, направленным на уничтожение православной церкви. В целом кампания закончилась полным провалом, расходы на ее проведение во многом превысили сумму изъятых ценностей. Сама Советская власть признала, что на помощь голодающим было направлено лишь около 40 % отобранных у Церкви ценностей [22]!  В свою очередь власти нанесли церкви  очередной удар в дальнейшем приведший к расколу в рядах духовенства. В Семипалатинской губернии кампания также оказалась провальной во многом и из-за того что здесь преобладали мусульманские селения, в мечетях которых и изымать было нечего. Во многом приходы  губернии находились в бедственном положении и не могли похвастаться богатой утварью. Кампанией был нанесен невосполнимый ущерб художественным ценностям, хранящихся в местных храмах, с икон были сняты искусно выполненные ризы, а также изъята старинная церковная  утварь. В целом кампания по изъятию ценностей в губернии прошла без каких-либо существенных осложнений, и при содействии властей и церковнослужителей, последним ничего не оставалось, как подчиняться директивам органов государственной власти. Во многом  открытого выступления прихожан удалось избежать, благодаря деятельности епископа Киприана, который призывал к сдаче ценностей, кроме того был организован добровольный сбор пожертвований в фонд помощи голодающим.



[1] Губкин О. Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы. СПб, 2006. (http://www.sir35.ru/Orthodoxy/Ch_606.htm#_Toc133379901 (март 2010).

[2] Там же.

[3] «Степная правда». 1922. №37.

[4] ЦДНИ ВКО. Ф. 73.Оп.1. Д. 140. Л.6.

[5] Губкин О. Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти.

[6]Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее (хронология событий). Семипалатинск, 2004. С.588.

[7] ЦДНИ ВКО. Ф. 73. Оп.1. Д. 140.Л.3.

[8] Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска.С.593

[9] «Степная правда».1922. №76.

[10] «Степная правда».1922. №87.

[11] ЦДНИ ВКО. Ф. 73. Оп.1. Д. 140. Л.29-29об.

[12] ЦДНИ ВКО. Ф. 73.Оп.1. Д. 140. Л.37-37об.

[13] ЦДНИ ВКО. Ф. 73. Оп.1. Д. 140. Л.37-37об.

[14] Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска.С.138-139.

[15] Кашляк,В.Н. Храмы Семипалатинска.С.603.

[16] ЦДНИ ВКО. Ф. 73. Оп.1. Д. 140.Л.57.

[17] ЦДНИ ВКО. Ф. 73. Оп.1. Д. 140.Л.227.

[18] ЦДНИ ВКО. Ф. 73.Оп.1. Д. 140. Л.155.

[19] ЦДНИ ВКО. Ф. 73. Оп.1. Д. 140. Л.149-149об.

[20] «Степная правда». 1922. №151.

[21] Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска. С. 604

[22] Губкин О. Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти.

© А.С. Безверхний, 2011
Hosted by uCoz