Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

   Контев А.В., Бородаев В.Б.
Верхнее Обь-Иртышье на ойратской карте Джунгарии первой трети XVIII века

   Бородаев В.Б.
Российские военные экспедиции к истокам Иртыша в 1715-1720 гг. и создание карты Верхнего Прииртышья.

   Соколовский И.Р.
Административно-территориальное деление Верхнего Прииртышья в XVII - начале XXI века: опыт исторического картографирования

   Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С.
Поиски древностей в Прииртышье в погоне за "песошным золотом" российскими и европейскими военными и учеными в первой половине XVIII в.

   Резун Д.Я.
Поход Бухгольца и Северная война

   Каримов М.К., Смагулова М.С.
Возведение крепостных сооружений как проявление градостроительного опыта России на востоке Казахстана

   Ананьев Д.А.
К вопросу о компетенции комендантов пограничных крепостей Южной Сибири в первой половине XVIII в.

   Дмитриев А.В.
К вопросу о причинах и обстоятельствах переброски на российские границы в Западной Сибири армейских частей в середине XVIII в. (1744-1745 гг.)

   Овчинников В.А.
Особенности истории монастырей Русской Православной Церкви в Верхнем Прииртышье в XVII-XX вв.

   Скобелев С.Г.
Гибель джунгарского этноса в 1755-1760 годах: численность населения и размеры потерь

   Ведерников В.В.
Рудники Верхнего Прииртышья в системе горнозаводского производства Колывано-Воскресенских заводов (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.)

   Абдрахманов Б.Н.
Казахско-русские взаимоотношения в XVIII-XIX веках в Верхнем Прииртышье

   Матханова Н.П.
Казахи в мемуарах миссионеров Русской православной церкви XIX в.

   Зуев А.С.
Социальное и этническое происхождение казаков Сибирского линейного казачьего войска (по данным формулярных списков 1813 г.)

   Туманик Е.Н.
Участники Общества военных друзей в политической ссылке в Верхнем Прииртышье

   Мамсик Т.С.
Бухтарминские пчеловоды (По материалам Окладной книги Бухтарминской заводской волости 1857 г.)

   Шиловский М.В.
Аграрное освоение Верхнего Прииртышья в XIX - начале ХХ вв.

   Атантаева Б.Ж.
Регламентация российско-китайской торговли по межгосударственным договорам второй половины XIX в.

   Раздыков С.З.
Формирование торгового капитала у казахов степной зоны Западной Сибири в XIX веке

   Дорофеев М.В.
Особенности поземельных отношений в процессе заселения Горного Алтая во второй половине XIX века

   Мусабалина Г.Т.
Городское общественное самоуправление в Восточном Казахстане во второй половине XIX века: исторический аспект

   Дегальцева Е.А.
Войны и их восприятие в Сибири (вторая половина XIX - начало XX в.)

   Селиверстов С.В.
Н.М. Ядринцев: особенности "западнической" тенденции в областничестве (середина 1860-х - начало 1890-х гг.)

   Нурбаев К.Ж.
Тюркские кочевые народы в истории Евразии в свете теории евразийства

   Белянин Д.Н.
"Непричисленные" переселенцы на Алтае во второй половине XIX - начале XX вв.: источники формирования и возможности устройства

   Сорока Н.Н.
Процесс формирования индивидуального пользования сенокосными угодьями в казахском ауле Степного края во второй половине XIX - начале XX вв. (По материалам экспедиционных исследований 1896-1903 гг.)

   Глазунов Д.А.
Подготовка судебной реформы 1898 г. в Степном генерал-губернаторстве

   Кириллов А.К.
Казахи в восприятии русских чиновников податного надзора в начале XX века

   Андреева Т.И.
Первый опыт железнодорожного строительства в Верхнем Прииртышье в контексте транспортного освоения Азиатской России

   Меркулов С.А.
Изучение Монгольского Алтая в истоках рек Иртыш и Кобдо профессором Томского университета В.В. Сапожниковым (по материалам экспедиций 1905-1906, 1908-1909 гг.)

   Касымова Г.Т.
К 105-летию Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества

   Канн С.К.
Ветеринарное значение Транссибирской железнодорожной магистрали в конце XIX - начале XX в.

   Котович Л.В.
"Природа не только существует, но и меняется": к характеристике экологического сознания (по материалам сибирских сельскохозяйственных журналов начала XX века)

   Кадысова Р.Ж., Мамытова С.Н.
Особенности формирования казахской национальной буржуазии в начале XX века

   Съемщиков Е.А.
Верхнее Прииртышье: административный ресурс Змеиногорского и Усть-Каменогорского уездов 1898-1917 гг.

   Андреев В.П.
Рудный Алтай в процессах модернизации (1900-1930-е гг.)

   Штырбул А.А.
К истории гражданской войны в Горном Алтае и Верхнем Прииртышье: "Сатунинщина" и ее ликвидация (1918-1920 гг.)

   Абдрахманова Г.С.
Применение насилия сибирскими правительствами против мирного населения в годы Гражданской войны

   Сушко А.В.
Деятельность казахской элиты по преодолению межродовых противоречий в процессе строительства Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики

   Безверхний А.С.
Кампания по изъятию церковных ценностей из православных храмов в Семипалатинской губернии

   Ескендиров М.Г., Христолюбов А.В.
Семипалатинский государственный педагогический институт в 1930-е -1940-е гг.

   Мамаева Г.Е.
Выселение чеченцев в Семипалатинскую область

   Самаев А.К.
Казахская ирредента и диаспора в КНР и возможность получения ими информации на казахском языке

   Перечень сокращений


Социально-экономические и этнокультурные процессы в Верхнем Прииртышье в XVII-XX веках: Сборник материалов международной научной конференции. Новосибирск: Параллель, 2011. С. 238-243.

Ескендиров Меир Гариполлаевич, д-р ист. наук
ректор Семипалатинского государственного педагогического института, г. Семей (Республика Казахстан)

Христолюбов Александр Васильевич, ст. преп.
Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет, г. Семей (Республика Казахстан)

Семипалатинский государственный педагогический институт в 1930-е –1940-е гг.

Семипалатинский государственный педагогический институт является одним из старейших высших учебных заведений Казахстана. Время его становления приходится на один из самых драматичных и напряженных периодов истории нашей страны. В 1920-е –1930-е гг. осуществляется интенсивная работа по ликвидации неграмотности населения советского государства. Развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности являлось важнейшим направлением культурного строительства того времени. В 1930 г. было введено обязательное начальное образование, а в 1931 г. – обязательное семилетнее образование. Одним из важнейших компонентов системы просвещения была ликвидация неграмотности среди взрослых граждан.

Намеченные грандиозные планы в сфере образования могли быть реализованы лишь при наличии соответственно подготовленных педагогических кадров. Для подготовки учителей по всей республике создавались постоянные и краткосрочные курсы, открывались педагогические техникумы. Специалисты с высшим образованием в то время готовились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте. Поэтому существовала острейшая необходимость развития системы высших учебных заведений по подготовке специалистов для сферы образования в Казахстане.

В 1928 г. образуется Казахский государственный педагогический институт, которому в 1935 г. присваивается имя Абая. В начале 1930-х гг. открываются педагогические и учительские институты в Уральске, Петропавловске, Чимкенте, Кустанае, Актюбинске и других городах Казахстана. К концу 1930-х гг. педагогические кадры готовятся в Казахском государственном университете, 13 педагогических и учительских институтах, 23 педагогических училищах. В результате такой кадровой политики накануне войны численность учителей достигла более 44 тыс.

Восточно-Казахстанский регион не оставался в стороне от стержневой линии развития государства и жил теми же проблемами. В Восточно-Казахстанской области намечалось, как и по всей стране, введение обязательного семилетнего образования. Планировалось охватить к 1937 г. семилетним обучением 58000 человек и десятилетним обучением 14000 чел. Для обслуживания этого контингента учащихся, даже при условии двойной нагрузки, на одного преподавателя к 1937 г. требовалось дополнительно подготовить по средней школе 1570 педагогов и заменить из числа действующих педагогических кадров не менее 100 чел.[1]. Действовавшие в то время краткосрочные курсы, педагогические вузы Казахстана могли удовлетворить не более 10-15 процентов этой потребности. Особо остро стоял вопрос с подготовкой педагогических кадров для школ с обучением на казахском языке.[2].

В 1933/34 учебном году в Семипалатинске существовал вечерний педагогический институт и полуторагодичные курсы по подготовке учителей для НСШ. Вечерний пединститут был закрыт весной 1934 г. за отсутствием источников финансирования.[3]. 23 июня 1934 г. Бюро Восточно-Казахстанского обкома ВКП (б) рассмотрело вопрос «Об организации Казахского педагогического института в Семипалатинске».

Его открытие обуславливалось тем, что в области, как и по всей республике, катастрофически не хватало педагогов. Так в 1934/35 учебному году для обслуживания существовавших средних школ не хватало 65 учителей, требовало срочной замены ввиду слабой квалификации 100 чел. Педагоги средней школы, кроме того, имели чрезмерную нагрузку (до трёх ставок). Нехватка учительских кадров не позволяла открывать новые школы; более того, закрывались уже действующие, например, в Баянаульском и Бескарагайском районах в 1933/34 учебном году.

Исходя из сложившейся ситуации в сфере образования, Бюро Восточно-Казахстанского обкома ВКП(б) постановило на базе существовавшего Семипалатинского вечернего педагогического института с осени 1934 г. организовать Восточно-Казахстанский педагогический институт в составе четырех отделений: физико-математического, химико-биологического, историко-литературного, экономического. Экономическое отделение должно было иметь в своей структуре географическую секцию. Контингент набора устанавливался для 1933/34 учебного года в количестве 140 чел., в том числе: физико-математического – 30 чел., химико-биологического – 30, экономического – 40, (в том числе 20 – в секции по географии), историко-литературного – 40 (в том числе в секции по литературе – 20 чел.).[4]

Одна из самых трудных задач для Семипалатинского государственного педагогического института начала 1930-х гг. состояла в комплектовании студенческой аудитории, которая имела хотя бы минимальную подготовку для усвоения знаний курса высшей школы. Комплектование первого курса института в 1934/35 учебного года проводилось за счёт учебных заведений, имевшихся к этому времени в городе Семипалатинске. Вечерний педагогический пединститут предоставлял 40 чел., полуторагодичные курсы учителей 30 чел., вечерний рабочий факультет 20 чел., курсы по подготовке в вуз 15 чел. В педагогический вуз должны были быть направлены 20 чел. по разверстке от предприятий, совхозов, колхозов, МТС. Для обучения в вузе направлялись также 15 чел. из числа лиц окончивших школу второй ступени.[5].

Для подготовки контингента обучающихся на 1936/37 учебный год из казахов, не имеющих полного среднего образования, при пединституте было решено организовать подготовительное отделение в составе двух групп с общей численностью 60 человек. В целях обеспечения института контингентом подготовленных абитуриентов, главным образом из коренного населения, при нем был создан рабочий факультет. В 1934/35 г. сюда было набрано 210 чел., в 1935/36 г. – 150 чел., из них 80 % – казахи и представители восточных национальных меньшинств. Принятые на рабфак обеспечивались стипендией, питанием, общежитием.[6].

В качестве учебного здания педагогическому институту и рабфаку передали здание бывшей мужской гимназии по улице Советской № 88, а под общежитие – помещение бывшей девятилетней школы по улице Ленина № 1.[7]

Не менее остро стояла проблема комплектации высшего учебного заведения квалифицированными педагогическими кадрами, которых не хватало. В связи с организацией педагогического института руководство области принимает решение обратиться с письмом и Ленинградский обком ВКП (б) к С.М. Кирову (шефу Казахстана) и в Ленинградский Облисполком о взятии шефства над педагогическим институтом ленинградскими высшими учебными заведениями и оказания содействия в деле быстрейшего укрепления и организации института.

Вопрос об организации и работе пединститута вновь рассматривается на бюро Восточно-Казахстанского обкома ВКП(б) в январе 1935 г. 17 января принимается постановление «Об организации в Семипалатинске 2-х годичного педагогического института». Одной из причин рассмотрения этого вопроса вновь было, видимо, и то, что произошла смена областного руководства за время с июля 1934 по январь 1935 г. Принимается решение открыть с 20 января 1935 г. двухвугодичный пединститут в составе следующих отделений: физмата – 30 чел., биологического – 30, географического – 30 чел.

Пединститут укомплектовывался за счёт курсов по подготовке учителей НСШ, педагогического рабочего факультета. Подтверждается решение бюро обкома от 23.06.34. о предоставлении институту здания по улице Советской 88, занимаемого в это время СПШ и зооветеринарным техникумом. Заместителем ректора по административно-хозяйственной части с возложением на него временного исполнения обязанностей ректора был назначен Г.В. Семеняк[8]. Ректором 2-х годичного педагогического института он утверждается на бюро Восточно-Казахстанского обкома ВКП(б) 15 марта 1935 года.[9].

По итогам работы в 1935/36 г. институт обследовался бригадой организованной отделом школ Восточно-Казахстанского обкома ВКП(б). Личный состав института в соответствии с актом обследования включал: преподавателей – 27 из них штатных – 14, совместителей – 13. По национальности: казахов – 5, других – 22. С высшим образованием – 20, со средним – 7. Студентов обучалось 200 чел., из них на подготовительном отделении – 37.[10]

Становление вуза в 1930-е гг. происходило в чрезвычайно сложных экономических и политических условиях. Уровень подготовленности студентов был разным, но значительно ниже требуемого. Так, например, отдельные студенты из бывших аульных мугалимов имели начальное образование, слабо владели русским языком, на котором велось преподавание, что вело к низкой успеваемости и значительному отсеву.

На 1935/36 учебный год первые курсы были укомплектованы качественно неудовлетворительно, что привело к огромному отсеву, из 91 чел. принятых на первый курс к концу г. осталось 34, а переведено на второй курс 17 чел. Крайне разнородным был преподавательский состав. Опыт работы в вузах имели только преподаватели из административно-ссыльных, ведущая же часть преподавателей, имея большой стаж работы в средних учебных заведениях, только начала работу в вузе.[11]

Крайне некомфортными были бытовые условия того времени. Об этом свидетельствуют акты обследования условий проживания студентов. В помещениях чрезвычайно холодно, грязь, очень много клопов. Общежитие находилось в бараках. Бараки разбиты на две большие комнаты, в каждой поселено по 20–25 чел. Электрическое освещение очень тускло, вечерами невозможно заниматься. Постельное бельё не стирается на протяжении трёх недель, повседневные скандалы из-за кипятка, Одеяла, простыни, матрацы на 50% совершенно изношены.[12]

Становление вуза проходило в крайне неблагоприятной политической ситуации 1930-х гг., когда повсеместно шли поиски «врагов народа» и «вредителей». Вполне закономерные экономические проблемы получали политическое обоснование с последующими оргвыводами для руководящих кадров. Материальные проблемы вуза 1937 года, объяснялись вредительской деятельностью первого руководителя А.В. Интыкбаева, «национал-фашиста» и «вредителя». «Он систематически вёл вредительскую работу, сорвал строительство общежития для студентов, вредительски вёл ремонт помещений, умышленно оставил институт без топлива. Интыкбаев окружал себя подозрительными людьми, пригласил в институт вредителей, которые помогали ему осуществлять его мерзкие замыслы».[13] Интыкбаев был разоблачён как «враг народа» и репрессирован.

В июне 1937 г. Интыкбаев, будучи первым руководителем, обвинял своих подчинённых в недостаточной политической зрелости и благонадёжности: «Заведующая кафедрой естествознания Елизарьева допускала грубейшие политические ошибки, пыталась протаскивать ревизионистские установки в вопросы толкования учения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, имела связь с врагами народа и отстранена от работы в институте. В лекциях по древней истории (преподаватель Покровская) отсутствует марксистско-ленинский анализ классовой борьбы в Древнем Египте, Древнем Вавилоне». Интыкбаев жёстко, принципиально, по партийному бичевал своего предшественника Сухова. «Бывший директор Сухов культивировал семейственность и осуществлял на практике давно осуждённую кабинетную систему работы. Ошибки старого руководства ещё не изжиты. Кафедры ещё мало уделяют внимания действенному контролю и борьбе за повышение партийности преподавания».[14]

О чрезвычайной сложности работы в то время говорит и тот факт, что в довоенный период происходила частая смена руководства института: Г.В. Семеняк (10.03.35-25.04.35), Мухамбетова (04.35.-12.35), Я.И. Сухов (01.36.-03.37), А. Интыкбаев (03.37.-09.37), П.И. Малышев (09.37.-08.38), А.М. Санников (08.38.- 02.42).

Первым документально установленным руководителем вуза был Г.В. Семеняк, 1896 года рождения, уроженец Киевской губернии, происхождением из крестьян. Образовательный уровень первого руководителя был, по нынешним меркам, довольно специфическим: сельское двухклассное училище, курсы техников-строителей, экстерном держал экзамен на сельского учителя, заочно закончил два коммвуза. Участник гражданской войны. В 1920-е – 1930-е гг. работал в различных учебных заведениях: Риддерское СПШ (преподаватель и директор), директор Комполитпросветтехникума, в коммвузе – преподаватель, директор Семпедтехникума. Ректором педагогического института он был утверждён на бюро Восточно-Казахстанского обкома в марте 1935 г.

Как уже было отмечено, руководители института в предвоенный период сменялись в силу объективных и субъективных причин довольно часто. Смена могла произойти, в том числе и по сфабрикованным политическим мотивам. Жертвой такой мотивации пал в частности руководитель института Интыкбаев А. В военное время вуз возглавлял Ким Н.С. (1942-1945), его предшественник Санников А.М. в военное время был переведён на партийно-советскую работу.

Несмотря на серьёзные трудности переживаемого периода институт в целом справлялся с поставленной перед ним задачей - подготовкой учителей для системы народного образования. В январе 1936 г. по постановлению СНК РСФСР в состав Семипалатинского института был влит Петропавловский институт. В результате слияния произошло пополнение педагогического состава как количественно, так и качественно, в числе прибывших преподавателей 3 человека закончили институты, 2 – университеты. Значительно пополнилась библиотека, оборудование кабинетов.[15]

В 1936 г. институт сделал первый выпуск учителей. Контингент первого выпуска составил 73 чел. В числе окончивших было 17 историков. Они были одной из сильных групп выпуска. Это люди, которые пришли в пединститут, имея большой стаж педагогической работы. В 1936 г. институт выпустил впервые 13 географов. Стоит ли говорить о том, как нуждались школы в хорошо подготовленных преподавателях истории и географии. Географию ранее преподавали люди, не имеющие специального образования.[16]

В 1937 г. состоялся второй выпуск института, около 80 молодых специалистов пополнили ряды педагогов. Из года в год росло число студентов. В 1935 г. на основных курсах было 56 студентов, в 1937 – 147, в 1938 обучалось уже 220 студентов. В 1938 г. в институте имелись следующие факультеты: физико-математический, естественный, факультет языка и литературы, историческое и географическое отделения. Кроме того, при институте работали подготовительные курсы, курсы областного отделения народного образования, заочный сектор, экстернат и вечерний институт без отрыва от производства

 Заочное обучение стало развиваться после принятия Совнаркомом 28 ноября 1937 г. постановления об открытии заочных институтов. На заочном отделении обучалось 130 человек.[17]

До 1937 г. в Семипалатинске работал двухгодичный педагогический и учительский институт. 31 октября 1937 г. принимается Постановление СНК Казахской ССР «О Семипалатинском педагогическом институте». В постановлении идет речь о принятии предложения Наркомпроса Казахской ССР и Восточно-Казахстанского облисполкома об организации 4-х годичного педагогического института в городе Семипалатинске, в составе трех факультетов – естествознания, физико-математического, языка и литературы с контингентом для первого г. обучения в 76 человек. В постановлении фиксируется намерение просить СНК СССР утвердить решение об открытии в городе Семипалатинске нового педагогического института с 1 сентября 1937 г.

В 1939 г. Всесоюзным комитетом по делам Высшей школы при СНК СССР был утвержден Устав Семипалатинского государственного педагогического и учительского института, находящегося в системе Наркомпроса Казахской СССР и в этом же г. институту Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР присваивается имя Н.К.Крупской. К 1940 г. институт имел следующие отделения и факультеты: русского языка и литературы, казахского языка и литературы, физико-математическое, естественно-географическое, историческое. Вуз насчитывал 770 студентов.[18]

Педагогический институт, сталкиваясь с трудностями в плане формирования контингента учащихся, заблаговременно осуществлял профориентационную работу. Для обеспечения набора в институт преподаватели проводили беседы в школах не только города Семипалатинска, но и в школах Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Кустанайской, Карагандинской, Акмолинской областей. Рассылались справочники, плакаты, обращения и другие материалы для поступающих. Публиковались объявления в газетах о наборе.

Студенты выпускались по специальностям: русский язык и литература, математика, естествознание и химия на очном отделении. На заочном отделении по специальностям: русский язык и литература, казахский язык и литература, математика, естествознание и химия. Выпускники приобретали квалификацию учителя средней школы. Срок обучения составлял 4 года. По учительскому институту выпуск проходил по специальностям: истории (русское отделение), истории (казахское отделение), русского языка и литературы, казахского языка и литературы, математики. Выпускниками приобреталась квалификация учителя 5-7 классов. Срок обучения составлял 2 года. На заочном отделении срок обучения составлял 5 лет.

Улучшаются бытовые условия, построено 4-х этажное общежитие, насчитывающее 68 комнат. На очном и заочном отделениях института в 1940 г. обучалось 1200 студентов. Проведено коренное переоборудование кабинетов и лабораторий, на что израсходовано 500 тысяч рублей.

Совет института наметил в 1940 г. 17 научных командировок преподавателей в различные города – Москву, Ленинград, Алма-Ату, Казань и другие для сдачи кандидатских минимумов, защиты кандидатских и докторских диссертаций. Формируются разнообразные научные направления работы преподавателей. Профессор кафедры естествознания Чехович К.Ю. писал работу на соискание ученой степени доктора наук на тему «Основные вопросы генетики и селекции в Казахстане», старший преподаватель Мишенькин являлся соискателем ученой степени кандидата наук на тему «Колониальная политика царизма в Восточном Казахстане», доцент кафедры химии Кредушинский работал над темой «Методика и техника химического эксперимента», доцент кафедры русского языка Жуйков составлял учебник по языкознанию.

Для обеспечения учебного процесса необходимыми материально-техническими средствами были оформлены договора с организациями Ленинграда, Москвы, Новосибирска на доставку учебного оборудования. С использованием этого оборудования оформлялись лаборатории химии, физики.

Преподавательский корпус накануне войны состоял из 70 чел.[19] Они были выпускниками различных высших учебных заведений. Несколько человек окончили Казанский государственный университет и Казанский педагогический институт. В институте работали несколько выпускников педагогического института имени Герцена и института философии, лингвистики и литературы в Ленинграде. Представлены также были и московские вузы: Московский государственный университет, Московский институт истории философии.

В предвоенный период в вузе трудились известные педагоги, учёные. В Семипалатинском педагогическом институте проходил обучение Каюм Мухамедханов. Он стал принимать участие в работе педагогического института до своего собственного поступления. В 1935/37 г. учился на курсах по подготовке учителей, одновременно преподавал казахский язык и литературу на учительских курсах Облоно. Будучи студентом, с 1938 г. преподавал в институте: работал в русских группах подготовительного отделения. После окончания вуза оставлен преподавателем кафедры казахского языка и литературы. Уже в студенческие годы было положено начало научной деятельности Каюма Мухамедханова. По его словам, будучи студентом филологического факультета Семипалатинского педагогического института, ему довелось испытать счастье слушать преподавателей, которые не просто передают знания, но и пробуждают интерес к ним, вовлекают в самый процесс научного мышления. Такими преподавателями были В.Г. Совсун, Ш. Кокумбаев, Л.М. Перелыгин, Е.С. Исмаилов, Ж.З. Шашкин, О.Ф. Царевская, П.И. Малышев. Каюм Мухамедханов оказался и в числе слушателей лекций М. Ауэзова по казахской литературе.

Накануне Великой Отечественной войны ВУЗ назывался Семипалатинский педагогический (учительский) институт имени Н.К.Крупской. Набор проводился на факультеты педагогического института и отделения учительского института. Имелись факультеты: географии, естествознания, истории, физики и математики, языка и литературы. Факультеты географии и истории имели вечерние отделения. На факультетах педагогического института курс обучения составлял четыре года, и готовились преподаватели-специалисты по соответствующим дисциплинам средней школы. Курс обучения на отделениях учительского института составлял два года. Здесь готовились преподаватели специалисты по соответствующим дисциплинам неполной средней школы.



[1]ЦДНИ ВКО. Ф.15. Оп.1. Д.16. Л.155.

[2]ЦДНИ ВКО Ф. 15.Оп.1. Д.16. Л.156.

[3] ЦДНИ ВКО. ф.1403,оп.1,д.93.л.4.

[4] ЦДНИ ВКО ф.15.оп.1.д.16.л.156.

[5] ЦДНИ ВКО ф.15.оп.1.д.16.л.157.

[6] Прииртышская правда 21 июля 1935 г.

[7] ЦДНИ ВКО ф.15.оп.1.д.16.л.157.

[8] ЦДНИ ВКО ф.15.оп.1.д.41.л.88.

[9] ЦДНИ ВКО ф.15.оп.1.д.44.л.10.

[10]ЦДНИ ВКО ф.15.оп.3.д.92.л.10.

[11]ЦДНИ ВКО ф.1403.оп.1.д.21.л.4.

[12]ЦДНИ ВКО ф.14.оп.3.д.51.л.4.

[13]Прииртышская правда. 29 января 1935 г.

[14] Прииртышская правда. 29 июня 1937 г.

[15] ЦДНИ ВКО. ф.1430.оп.1.д.21.л.4.

[16] Прииртышская правда. 21 июня 1936 г.

[17] Прииртышская правда. 29 января1938 г.

[18] Прииртышская правда. 5 октября 1940 г.

[19] Прииртышская правда. 10 января 1940 г.

© М.Г. Ескендиров, А.В. Христолюбов, 2011
Hosted by uCoz