Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 

Канн С.К.

Формы участия Русского географического общества
в сооружении Транссиба

 

Проект сооружения Транссибирской железнодорожной магистрали решал приоритетные национальные задачи, опираясь на силы государства. Но в подготовке строительства принимали участие и негосударственные научные учреждения. В обсуждении планов активно участвовали региональные отделы Русского географического общества (РГО) – Западно-Сибирский, Оренбургский[1] и др. После начала строительных работ РГО переключилось «не столько на снаряжение новых экспедиций в Сибирь, разработки результатов которых можно ожидать только ещё в более отдалённом будущем, сколько на возможно быстрое... подведение итогов»[2]. При этом ставилась цель облегчить задачу правительства путём сведения воедино имевшегося научного материала и широкого привлечения к постройке общественного мнения. Усилиями П.П. Семёнова, И.Д. Черского, Г.Г. фон Петца, Г.Е. Грум-Гржимайло, В.И. Ковалевского, А.А. Кауфмана появились фундаментальные труды, оказавшие существенную помощь строителям магистрали[3].

Механизм взаимодействия правительственных и общественных учреждений в изучении Сибири базировался: 1) на разветвлённой структуре общественных научно-технических организаций; 2) накопленных традициях научно-просветительской деятельности (в форме публикаций, экспертиз, собраний, лекций, чтений); 3) отработанной процедуре изучения и обсуждения вопросов и подготовки рекомендаций; 4) тесном переплетении служебных и общественных функций, в том числе на прямом совмещении административных постов и членства в научно-технических обществах. Инициирование вопросов и исследовательских задач осуществлялось как со стороны правительственных органов, так и по собственному почину РГО.

В первую очередь, многообразие форм взаимодействия правительственных и общественных учреждений затронуло сферу изучения естественных производительных сил Сибири. Условно говоря, оно делилось на две группы – опосредованных и непосредственных форм.

Главную роль выполняли формы опосредованного взаимодействия с правительственными учреждениями, косвенно усиливавшие программу научно-прикладных исследований Комитета Сибирской железной дороги (КСЖД). Назовём: 1) разнообразные обмены данными, литературой, инструментами, оборудованием и пр.; 2) взаимные экспертизы материалов и коллекций; 3) пожертвования научных коллекций, карт, музейных экспонатов, документов; 4) финансовую поддержку РГО со стороны правительства (субсидии); 5) формы общественной популяризации мероприятий КСЖД (проведение лекций, выставок и пр.).

Формы прямого взаимодействия, в силу чрезвычайно высокой централизации проектных работ, развития не получили. Все научно-прикладные исследования и экспедиции проводились исключительно под эгидой КСЖД. Тем не менее, следует обратить внимание на членство многих правительственных деятелей, военных и инженеров в структуре РГО. Они не только непосредственно участвовали в проекте Транссибирской магистрали, но и сочетали эту деятельность с разными сопутствующими мероприятиями, осуществлявшимися РГО. Активную роль в Западно-Сибирском отделе играли военные геодезисты С.Т. Мирошниченко и Ю.А. Шмидт, производитель межевых работ в Тобольской губернии А.Е. Богдановский[4]. Геологи восточносибирской горной партии В.А. Обручев и А.П. Герасимов одно время выполняли обязанности правителей дел в Восточно-Сибирском отделе РГО. Неформальные дружеские отношения связывали профессора-геолога А.М. Зайцева и правителя дел ВСОРГО Д.А. Клеменца, в переписке которых содержится много научно-практических данных, представлявших интерес для сооружения железной дороги[5]. Почетными сотрудниками Географического общества являлись члены Комитета Сибирской железной дороги П.С. Ванновский (с 16.01.1891), С.Ю. Витте, И.Н. Дурново, А.С. Ермолов, Т.И. Филиппов (все – с 20.12.1895), Н.М. Чихачёв (с 17.12.1894)[6].

Общественные учреждения имели ограниченные возможности, слабую материальную и финансовую базу, поэтому с их стороны поддержка правительственных начинаний часто ограничивалась одним лишь «нравственным содействием». Тем не менее, и такое ограниченное взаимодействие общества и государства при реализации Транссибирского проекта внесло существенный вклад в успешное завершение строительства.

 



[1] РГВИА. Ф. 400. Оп. 3. Д. 716. Л. 76–87.

[2] Семёнов П.П. История полувековой деятельности Императорского Русского Географического Общества. 1845–1895. Часть III. СПб., 1896. С. 1025.

[3] Среди этих изданий: книга «Сибирь и Великая Сибирская железная дорога», вышедшая ко всемирной Колумбовой выставке в Чикаго (1893) и переизданная в 1896 г.; обобщающий труд о Прибайкалье, появившийся в дополнение к русскому переводу 5-го тома «Землеведения Азии» Карла Риттера; монография Г.Е. Грум-Гржимайло «Описание Амурской области» (под ред. П.П. Семёнова; СПб., 1894) и др.

[4] ГАОО. Ф. 86. Оп. 1. Д. 39. Л. 112–114об; Д. 40. Л. 29, 32–32об; Д. 64. Л. 8–11.

[5] ГАИО. Ф. 293. Оп. 1. Д. 101. Л. 145–146об, 156–157об.

[6] Состав Императорского Русского Географического Общества. 31 декабря 1895 г. СПб., 1896.

© С.К. Канн, 2011
Hosted by uCoz