Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 

Завьялов А.А.

Государственная политика и общественная инициатива по вопросу введения попудного сбора
в городах Алтайского округа в конце XIX – начале XX вв.

 

В кон. XIX – нач. XX вв. в городах Сибири попудный сбор относился к категории важных торгово-промышленных сборов, он взимался с каждого пуда товаров, привозимых или вывозимых в черте города. В отличие от таможенных пошлин, попудный сбор имел фискальную цель. Сбор применялся для различных путей сообщения, в зависимости от их прохождения в черте города. Прибыль расходовалась на благоустройство городов, в первую очередь на развитие дорожно-транспортной системы. Города устанавливали сбор самостоятельно, ориентируясь на опыт соседних регионов.

В Томске попудный сбор был введен еще в 1815 г. благодаря генерал-губернатору Западной Сибири И.Б. Пестелю. В нач. XX в. здесь были замощены 13 верст уличной площади, а в 1913 г. - 22,3 версты, т.о. были благоустроены центр города и дороги от пароходной пристани к железнодорожным станциям[1. C. 214].

В 1884 г. был введен попудный сбор Барнауле с пароходовладельцев за землю, занимаемую при погрузке и выгрузке товаров. Подъездные пути к барнаульской пристани были плохо устроены, что вызывало массу претензий у речных перевозчиков.

В 1909 г. разрабатывался законопроект «Об установлении в пользу городов сборов с грузов, перевозимых водным путем». МВД предложило городам Томской губернии подготовить предложения по улучшению попудного сбора на судоходных реках[2.Л.79]. Предусматривался новый порядок взимания сбора, который позволял представителям торгового сословия участвовать в наблюдении за правильностью взимания сбора; увеличивались расходы на устройство подъездных путей в зависимости от грузооборота пристаней.

Осенью 1909 г. Томский округ путей сообщения предоставил в МВД следующие сведения:

Населенный пункт

Протяженность подъездных путей (верст)

Необходимая сумма на устройство подъездных путей (руб.)

На устройство пристани (руб.)

г. Бийск

5

250.000

50.000

г. Барнаул

5

350.000

150.000

г. Новониколаевск

5

125.000

75.000

с. Камень

8

225.000

75.000

г. Томск

4

200.000

200.000

Источник: ГАТО. – Ф.134. – Оп.1. – Д.54. Л. 125

МВД определило, что повышение попудного сбора будет обременительным для развития местной торговли, промышленности и сельского хозяйства.

В 1910 г. решился вопрос о начале нового железнодорожного строительства в Сибири, с привлечением частных капиталов. Железные дороги признавались основными магистральными путями сообщения, а водному транспорту отводилась вспомогательная роль.

2 марта 1910 г. был принят закон о попудном сборе с железнодорожных грузов, по которому ограничивались сборы с речных перевозок. В соответствии с этим законом, сбор становился целевым, т.е. с условием использовать получаемые средства только на ремонт подъездных к железнодорожным станциям путей, также, он был ограничен во времени, до завершения капитальной постройки дороги. Для получения разрешения на железнодорожный попудный сбор требовалось представить в МВД убедительное обоснование необходимости и подробный проект сбора. После утверждения попудного сбора городские власти обязывались ежегодно предоставлять отчёты министрам (внутренних дел, финансов, торговли и промышленности, путей сообщения), а также главному управляющему землеустройством и земледелием[3. Л. 84-84 об.].

Противники закона считали, что для торгово-промышленного развития Сибири, этот сбор будет очень тяжелым и вредным косвенным налогом. П.А. Столыпин, как сторонник закона, говорил: «Необходимо иметь в виду, что сбором этим в качестве нового источника дохода воспользуются только нуждающиеся в этом города, воспользуются на определенную цель - на сооружение определенной дороги или на капитальный ее ремонт, причем первоначально уже будет вычислена стоимость этого сооружения и сроки сбора. Ясно, что сбором воспользуются далеко не все города, что период взимания этого сбора будет кратковременен и что обложен будет только тот груз, который будет пользоваться сооружаемыми путями»[4].

В 1910 г. в МВД находилось более 100 ходатайств от разных российских городов о предоставлении им попудного сбора. Для составителей новых проектов попудного сбора были разработаны специальная форма и тариф[3. Л. 69-70 об.].

Город Новониколаевск, начиная с 1905 г., активно ходатайствовал о введении попудного сбора. В 1909 г. через станцию «Обь» прошло 18,65 млн. пудов грузов, что могло дать 40 тыс. руб. В августе 1910 г. Новониколаевск посетил П.А. Столыпин, который поддержал идею взимания сбора с грузов. Уже 2 апреля 1911 года в Новониколаевске был введен попудный сбор, сроком на десять лет. Решающую роль в установлении сбора сыграл инженер С.Ф. Дунин-Марцинкевич. Средства от попудного сбора шли на ремонт улиц: в 1912 г. составили 40,7 тыс. руб., в 1913 и 1914 гг. - по 45 тыс. руб.[5. Л. 3].

       После открытия Алтайской железной дороги, Барнаульская городская дума разработала проект введения попудного сбора, рассмотрение которого МВД отложило[2. Л. 200]. В 1916 г. городской голова Барнаула обратился в Кабинет Е.И.В. с просьбой выдать 100 тысяч рублей в беспроцентную ссуду на 5 лет, в счет будущего попудного сбора. В Барнауле попудный сбор мог быть введен не ранее 1 января 1919 г. Кабинет Е.И.В. дал согласие на финансирование, но при условии, что благоустройство дорог будет производиться только на территории, относящейся к кабинетской собственности. В счет будущего попудного сбора городом было собрано 80 тысяч рублей беспроцентных ссуд, в число которых вошли 50 тысяч рублей, выданные Н.А. Второвым.

В заключение следует отметить, что, не отказывая местным властям в новом источнике дохода, правительство в то же время, жёстко контролировало введение попудного сбора. Эта мера была характерной для системы государственного регулирования экономической жизни России начала XX в. Вместе с тем, органы общественного городского управления, не надеясь на быструю поддержку «сверху», изыскивали различные способы привлечения средств на благоустройство городов.

Примечания

1. История общественного самоуправления в Сибири второй половины XIX - начала XX века. Анкушева К. А., Бочанова Г. А., Дегальцева Е. А., Кириллов А. К., Ноздрин Г. А., Шиловский М. В., Ус Л. Б. - Новосибирск, ИД "Сова", 2006.

2. Государственный архив Томской области (ГАТО) Ф.134. Оп.1. Д.54.

3. Государственный архив Алтайского края (ГААК) Ф. 219. Оп. 1. Д. 5.

4. Столыпин П.А. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете 1906-1911. - М.: Молодая Гвардия, 1991. - 221 с.

5. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 122.

© А.А. Завьялов, 2011
Hosted by uCoz