Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта


Введение

Глава 1. Условия появления и развития
  1.1. Городское самоуправление: реформы и контрреформы
  1.2. Экономика: железнодорожная революция
  1.3. Рынок капиталов и особенности банковских операций
  1.4. Банковская система: от государственной монополии к рыночному разнообразию

Глава 2. Золотой век городских банков
  2.1. Первые шаги
  2.2. "Великие реформы" и городские банки
  2.3. Учредительская лихорадка
  2.4. Рост балансов: период расцвета

Глава 3. Годы кризиса и застоя
  3.1. Законодательство: обратный ход маятника
  3.2. Кризис: содержание и причины

Глава 4. Новый подъём: прерванный полёт
  4.1. Вторая волна учредительства
  4.2. Банковские операции: докризисные тенденции
  4.3. Положение 1912 г.: уступая требованиям рынка
  4.4. Эпоха потрясений: война и революция

Глава 5. Банк и город
  5.1. Банк и дума
  5.2. Банк и городской бюджет
  5.3. Банк и горожане

Заключение
Список сокращений

Приложения
  • 1. Ишимский банк
  • 2. Курганский банк
  • 3. Омский банк
  • 4. Тарский банк
  • 5. Тобольский банк
  • 6. Томский банк
  • 7. Тюкалинский банк
  • 8. Тюменский банк
  • 9. Обязательные показатели
  • 10. Состав клиентов
  • 11. Процентные ставки
  • 12. Состав вкладов
  •  

    Глава 1. Условия появления и развития

    1.1. Городское самоуправление: реформы и контрреформы.

       В начале рассматриваемого периода городское самоуправление действовало на основании Жалованной грамоты городам, данной в 1785 г. [1] В качестве органов самоуправления выступали собрание городского общества, общая городовая дума и шестигласная дума, избираемые на основе имущественного ценза. Однако обязанности каждого органа были определены довольно туманно, а распределение горожан по шести разрядам не соответствовало российской действительности. В итоге устройство местной власти обычно не соответствовало законодательным основам, и служба в городском самоуправлении не пользовалась популярностью.
       Действенная система местной власти появилась только в 1870 г. в рамках городской реформы Александра II. Во-первых, понижение имущественного ценза для избирателей устранило олигархичность городской власти. Во-вторых, дума получила право действовать от имени горожан, что устранило необходимость собирать всё городское общество для утверждения каждого решения. В-третьих, более чёткое определение получили полномочия органов городской власти - законодательной думы и исполнительной управы во главе с городским головой.
       Основным недостатком городского самоуправления по Городовому положению 1870 г. стала недостаточная его самостоятельность. Вступить в законную силу думское постановление могло лишь после утверждения губернатором. На губернском уровне были введены особые присутствия по городским делам. В Тобольской и Томской губерниях они состояли из председателя губернского правления, управляющего казённой палатой и губернского прокурора, а также городского головы губернского города и одного из гласных местной думы. Несмотря на то, что думы не выходили из круга хозяйственных дел, происходили постоянные столкновения их с властями. Не идеальным был и состав гласных, многие из которых преследовали своекорыстные цели, а не общественные интересы.
       Демократические начала как в организации городского самоуправления, так и в принципах его взаимодействия с губернскими властями были ещё урезаны в 1892 г., с выходом нового Городового положения. Среди основных изменений - увеличение имущественного ценза избирателей, расширение полномочий управы по отношению к думе и губернатора - по отношению к обеим. Единственное усовершенствование, введённое в 1892 г., - это допущение упрощённого самоуправления для мелких городов, жителям которых трудно было и содержать полноценную думу, да и выбрать её ввиду небольшого количества достаточно богатых людей. Упрощённое самоуправление позволяло снизить имущественный ценз избирателей. Обязанности думы исполняли менее многочисленные городские уполномоченные, которые, в свою очередь, вместо управы выбирали старосту с одним или двумя помощниками.
       В итоге основным недостатком существовавшей в России конца XIX - начала XX в. системы городского самоуправления следует считать недостаточную самостоятельность, чрезмерную зависимость от государственных органов. Тем не менее, во второй половине XIX в. в стране сложилась демократически устроенная действенная система местного самоуправления, способная решать местные проблемы и начавшая это делать.
       Экономическая направленность данной работы заставляет осветить отдельно финансовые основы городского самоуправления. Уже по Жалованной грамоте городскому обществу дозволялось "составить особливую казну своими добровольными складками и оную казну употреблять им по общему их согласию" [2]. По данным Н.М. Дмитриенко, в Томске подобную "особливую казну" из четвертьпроцентного сбора с купеческих капиталов впервые составили в 1807 г. Предназначалась она для раздачи в ссуды местным купцам. [3]
       Впрочем, основу городского бюджета составляли не особые капиталы, а регулярные налоговые поступления и необходимые расходы. Состав и тех, и других определялся Городовыми положениями. Доходы городов делились на "обыкновенные" и "чрезвычайные". Первые давали порядка двух третей поступлений в бюджет. Примерно две пятых этой суммы составляли доходы от использования городской недвижимости, ещё столько же - налоги (торгово-промышленные сборы и оценочный сбор в городской недвижимости) [4]. Чрезвычайные доходы составлялись из поступлений разовых или таких, размер которых заранее определить было трудно. Наряду с займами и продажей городских имуществ в их число попадала и прибыль от городских банков. К началу XX в. значительно возросла роль собственного городского предпринимательства: доходы с городских предприятий (торговых рядов, боен, бань и т.п.) почти сравнялись с поступлениями от городских имуществ и оброчных статей. [5]
       Среди расходов в качестве первоочередных Положения перечисляли содержание правительственных учреждений, полиции, тюрем, воинский постой (что на 1892 г. составляло в сумме около 20 % бюджета), содержание пожарной команды, самого самоуправления, городских имуществ, уплату долгов, городское благоустройство. За всем этим, а также за "прочими" тратами на необязательные расходы (образование, здравоохранение) оставалась пятая часть бюджета (к началу века эта цифра возросла). [6] Если какие-то суммы удавалось в течение года сэкономить, они записывались на счёт городского запасного капитала. Последний хранился в кредитных учреждениях либо раздавался в ссуды купцам.
       В начале XX в. всё активнее становится деятельность городских дум по благоустройству городов. Если раньше производились только самые необходимые расходы, то теперь в каждом городе стали задумываться об устройстве электрического освещения, водопровода, канализации и т.д. Проблему поиска средств обострила Первая мировая война, возложившая на города бремя дополнительных расходов, таких как помощь раненым, расквартирование войск, пособие семьям мобилизованных, торговые операции для поддержания твёрдых цен на продукты первой необходимости. Это поставило городские власти перед необходимостью прибегать к долгосрочным крупным займам как в государственных, так и в частных кредитных учреждениях.
       Таким образом, в последней трети XIX - начале XX в. роль самоуправления в городской жизни постоянно усиливалась, оно расширяло деятельность во всех отраслях, включая и финансовую. Накопление административно-хозяйственного опыта наряду с расширением городских потребностей рано или поздно неизбежно приводило городские власти к мысли о создании городского банка.

    назад дальше


      [1]  ПСЗ-1. Т. 22. № 16188.
      [2] Там же.
      [3] Дмитриенко Н.М. Сибирский город Томск. Томск, 2000. С. 145.
      [4] Нардова в.А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX - начале XX в. СПб., 1994. С. 51.
      [5] Там же. С. 54-55.
      [6] Там же. С. 57-60.

    Hosted by uCoz