Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

  Предисловие
  1.1.  1.2.  1.3.
  Комментарии 1
  2.1.  2.2.  2.3.
  Комментарии 2
  3.1.  3.2.  3.3.  3.4.  3.5.   3.6.  3.7.  3.8.  3.9.  3.10.   3.11.  3.12.  3.13.  3.14.  3.15.
  Комментарии 3
  4.1.  4.2.  4.3.  4.4.  4.5.   4.6.  4.7.  4.8.  4.9.  4.10.   4.11.  4.12.  4.13.
  Комментарии 4
  5.1.  5.2.  5.3.  5.4.
  Комментарии 5
Сибирские переселения. Выпуск 2. Комитет Сибирской железной дороги как организатор переселений. Сборник документов. Новосибирск, ИД Сова, 2006 С. 177-184.

Комментарии к документам раздела 3.

   3.1. Вместе с обсуждением порядка образования переселенческих участков КСЖД в 1893 г. рассмотрел вопрос о водворении переселенцев на этих участках. Признавая действовавшие правила общего переселенческого закона 1889 г. соответствующими упорядочению переселений, КСЖД считал необходимым обеспечить выполнение этих нормативных документов органами местной администрации. Этой цели послужили постановления, в которых водворение и устройство переселенцев на новых местах возложили на местные учреждения по крестьянским делам. Именно поэтому уже в 1893 г. появились "Временные постановления о расширении предметов ведомства учреждений по крестьянским делам в Томской и Тобольской губерниях", в Енисейской и Иркутской губерниях обязанности по водворению переселенцев временно возложили на особых чиновников по назначению Иркутского генерал-губернатора, а в Акмолинской области на уездных начальников или особых чиновников, назначаемых Степным генерал-губернатором. В 1898-1901 гг. функции по водворению и устройству сибирских новоселов входили в обязанности учрежденных в 4 сибирских губерниях и Степных областях крестьянских начальников.
   3.2. При обсуждении общего плана вспомогательных мероприятий, связанных с постройкой Сибирской железной дороги, Комитет остановился, прежде всего, на необходимости рационального заселения территорий, прилегающих к железнодорожной линии. До учреждения КСЖД подготовка участков для переселенцев, прибывших в Западную Сибирь, производилась одним межевым отрядом, которым с 1885 по 1893 гг. было образовано 146 участков на 14 773 чел. Понимая необходимость точного знания количества свободных, пригодных для заселения земель, Комитет постановил отпустить из фонда вспомогательных предприятий дополнительные средства для увеличения объема работ по отводу земель переселенцам особыми поземельно-устроительными партиями, поручив разработку общих оснований работы последних Подготовительной при Комитете комиссии. Для выполнения этого Положения Комитета, комиссией были составлены "Временные правила для образования переселенческих и запасных участков в районе Сибирской железной дороги" (см. Журнал КСЖД, 13 июня 1893 г.).
   Этими правилами поземельно-устроительным партиям была предоставлена широкая свобода выбора участков в тех уездах четырех сибирских губерний и Акмолинской области, которые пересекались линией железной дороги. Для отвода участков переселенцам предназначались преимущественно казенные земли, а затем прочие казенные земли, состоящие в нераздельном пользовании казны и крестьян. При этом для согласования поземельных интересов коренного населения и новоселов, из второй категории казенных земель допустили образование участков только в тех волостях, где на душу мужского пола причиталось более 15 десятин пашни. Другое ограничение при выборе земли для колонизации установили для защиты лесного хозяйства, в связи с чем постановили не создавать переселенческие участки на территориях с наиболее ценными лесными насаждениями, а в районах, страдающих от недостатка леса, исключили все лесные площади, попадавшие в категорию казенных лесных дач. Этот запрет распространился и на леса, прилегавшие ко всей линии железной дороги на расстоянии 3-5 км, кроме районов, расположенных ближе 7 км от станций и разъездов, для которых требовалось скорейшее заселение. Независимо от защиты лесов, правила содержат также указания на необходимость оставлять часть уже отведенных под участки земель (10-25%) в запас для будущих государственных потребностей в земле (устройства старожилов, под промышленные предприятия и т.д.).
   Наибольший размер участка на душу мужского пола был определен Временными правилами в 15 десятин, но на практике эта норма утратила характер предельной величины, стала, по сути, средним размером душевого надела. Основанием для такой нормы прослужила установленная еще при Николае I 15-десятинная пропорция наделов в Сибири. В отчете А.Н. Куломзина за 1896 г. указано на необходимость обеспечения новоселов наделом в указанных размерах, что позволило бы им заняться до разработки пашни, требующей иногда продолжительного времени, скотоводством или другим подсобным хозяйством. Причем при наделении участком требовалось соблюдение одинаковых правил для новоселов и старожилов. Этими же правилами 1893 г. при выборе мест поселений на чиновников землеустроительных партий возлагался отвод земель для церквей и школ на участках, превышающих 2 тыс. десятин.
   Правила предусматривали организацию работы землеустроительных партий, а также порядок проведения работ, в том числе проектирование участков особыми поземельно-устроительными чинами и производителями работ. Проекты проходили процедуру особых временных комиссий, которые принимали решение о пригодности участков для заселения с учетом соблюдения интересов старожильческого населения. После утверждения проектов переселенческие участки поступали в ведение Крестьянских начальников, а запасные участки и лесные дачи - местному лесничему.
   Для защиты лесных насаждений на отмежеванных, но еще не занятых, переселенческих и запасных участках от вырубки старожилами, Комитетом с 1894 г. организована особая охрана, на которую ежегодно с 1894 по 1899 гг. отпускались кредиты из фонда вспомогательных предприятий, которые составили в общей сложности 109 тыс. руб. Благодаря этим мерам удалось прекратить самовольную вырубку, распашку, сенокосы и другие способы незаконного пользования предназначенными для водворения переселенцев землями.
   3.3.-3.4. И.д. Тобольского губернатора Н.М. Богданович в своей записке упоминает, в частности, о необходимости организации врачебно-продовольственной помощи переселенцам. КСЖД считал этот вопрос заслуживающим серьезного внимания. Врачебный контроль над переселенцами, направлявшимися в Сибирь, начинался еще в Европейской России: во время наиболее оживленного движения в городах Ряжске, Сызрани и некоторых станциях Самаро-Златоустовской железной дороги проводился медицинский осмотр переселенцев специально командированным переселенческим управлением медицинским персоналом. Независимо от этого в составе переселенческих поездов следовали специальные санитарные вагоны для изолирования инфекционных больных. Вдоль самой линии Сибирской железной дороги еще в 1893 г. началась организация врачебно-продовольственных пунктов в пределах Тобольской и Томской губерний. Успешная работа пунктов позволила расширить эту работу. В 1894 г. КСЖД отпустил 2 949 632 руб. из фонда вспомогательных предприятий СЖД на устройство и содержание 36 врачебных и 20 фельдшерских пунктов по Сибирской магистрали и около 15 врачебных и 10 фельдшерских пунктов вне линии железной дороги - по рекам и трактам, соединяющим рельсовый путь со сравнительно отдаленными районами, предназначенными для колонизации. На каждом таком пункте оборудовали помещения для временного приюта и отдыха переселяющихся семей, каждую из которых осматривали и регистрировали. Причем врачебная помощь и лекарства предоставлялись бесплатно. При каждом пункте предусматривался врачебный персонал и аптека, в самых крупных - больничные помещения. Продовольственная помощь, которую оказывали в этих пунктах выражалась в продаже переселенцам продовольствия, в том числе и горячей пищи по заготовительным ценам, а для детей младше 10-ти лет - бесплатно, также как в исключительных случаях и для некоторых взрослых. Наиболее важными считались те пункты, где переселенцы покидали вагоны и пересаживались на подводы. Первым из них был Челябинский пункт при станции Западно-Сибирской железной дороги. Что касается пунктов вне линии железной дороги, то они размещались как по путям к районам, в которых заготовлено наибольшее количество участков, так и в некоторых уже заселенных местностях для оказания врачебной помощи новоселам наиболее отдаленных от больниц селений. О размерах деятельности врачебно-продовольственных пунктов можно судить по следующим данным: в 1894-1901 гг. на 27 врачебно-продовольственных пунктах оказана медицинская помощь 519 274 больным (в том числе 184 560 переселенцам, 163 996 новоселам и 170 718 старожилам); продовольственная помощь подсчитана в виде 3 946 747 порций горячей пищи (из которых 3 072 599 порций раздали бесплатно), 471 353 детских порций и в снабжении переселенцев печеным хлебом в количестве 106 447 пуд., из которых 77 307 пуд. раздали бесплатно [1].
   3.6. Систематический характер землеустроительные работы в Сибири приняли с 1783 г., когда был утвержден первый штат сибирских землемеров. В 1822 г. был организован второй штат, но до 1830-х гг. землеустройство почти не касалось крестьянского землевладения. В 1831 г. сформировали роту топографов, при которой с 1835 г. действовала особая межевая комиссия для образования переселенческих участков. В 1837 г. они были ликвидированы и вместо них в Западной Сибири учредили "Сибирское межевание", возглавляемое офицерами Генерального штаба. Оно действовало до 1871 г. 22 февраля 1872 г. царь утвердил новые штаты межевых чинов в Западной Сибири. Военных топографов передали в военное министерство, а из гражданских чинов сформировали съемочные отделения. Одновременно продолжали работать землемеры казенных палат. В общей сложности с 1831 по 1888 г. землеустроительные работы в Западной Сибири были проведены на 24 477 дес. В Восточной Сибири землеустроительные работы начались с образованием казенных палат в 1775 г. В Енисейскую губернию была командирована особая временная межевая партия, но переселенцы селились в других местах, а не в назначенных межевой партией В 1851 г. в Восточную Сибирь направили полуроту военных топографов в числе 24 человек, вошедших в состав особого управления "Межевания казенных земель Восточной Сибири" С 1852 по 1867 г. была снята территория 40 волостей (81 млн. дес.). В 1867 г. съемочные работы были завершены и начались работы по поземельному устройству крестьян. С 1867 по 1879 г. в Восточной Сибири завершили процесс отвода земель волостям, но в 1879 г. вся документация сгорела. Начало нового этапа в землеустроительных работах относится к 1880 гг. На основе Временных правил 1881 г. начались массовые переселения в Сибирь. Для отвода земель переселенцам в 1885 г. в Западную Сибирь направили Переселенческий отряд, подчинявшийся непосредственно министру государственных имуществ. За 1885-1893 гг. отряд образовал 146 переселенческих участков площадью в 430 976 дес. 4 марта 1893 г. по положению Комитета Сибирской железной дороги в помощь отряду были образованы 4 временные партии, в составе 5 землеустроителей и 23 межевых чинов каждая. В 1883-1889 гг. отряд и партии выделили под переселенческие участки 6 678 тыс. дес. земли. Новый этап в землеустройстве Сибири был связан с подготовкой и введением землеустроительных законов от 23 мая 1896 г. и 4 июня 1898 г. Обсуждение землеустроительных реформ для Сибири началось с представления в 1893 г. иркутским генерал-губернатором А.Д. Горемыкиным в Министерство государственных имуществ проекта "Положения о поземельном устройстве в Иркутской и Енисейской губерниях". Для обсуждения проекта Горемыкина в Министерстве государственных имуществ была создана комиссия под председательством директора Департамента общих дел И.И. Тихеева. Она на заседаниях 13, 15, и 18 декабря 1893 г. внесла существенные изменения и разработала свой проект, утвержденный с некоторыми коррективами 31 января 1894 г. комиссией А.С. Ермолова. В 1895 г. заседание соединенных Департаментов Государственного совета согласилось с мнением комиссии Ермолова. 11 мая 1896 г. общее собрание Государственного совета утвердило решение соединенных департаментов, а 4 июня закон подписал царь.
   3.6.-3.7. Для землеотводных работ министерством земледелия и государственных имуществ были организованы 4 временные поземельно-устроительные партии. Работы этих партий, как и действовавшего в 1893-1895 гг. западно-сибирского переселенческого отряда, приходились в основном на Тоболькую, Томскую и Енисейскую губернии, в которых было отведено 647 переселенческих и запасных участков для 134 387 душ м.п., а также 84 участка в Степном крае. В результате выяснилось, что земельный фонд Западной Сибири небезграничен, а в Степном крае недостаток земли под участки обусловлен как особыми природно-климатическими условиями (проблемой питьевой воды), так и своеобразным характером землепользования кочевого киргизского населения.
   КСЖД счел необходимым командировать в 1895 г. в Сибирь особую комиссию для инспектирования работ по образованию переселенческих и запасных участков, которой поручалось также выяснение вопроса о мерах к заселению прилегающих к железной дороге местностей таежного и урманного характера, занятых непроходимым лесом и болотами. Заключения этой комиссии послужили основанием для разработки предложений о распространении колонизационных мероприятий на полосу тайги и урманов, примыкающую с севера к линии железной дороги и на Степной край.
   3.8. Алтайский округ представлял собой для выходцев из Европейской России сравнительно менее отдаленный район Западной Сибири и отличался плодородием почвы, тем самым привлекая к себе значительную часть переселенцев. За период 1885-1890 гг. переселенцы на Алтай составляли 48 %, за 1892 г. - 69 %, за 1899 г. - 42 %, за 1901 г. - 27 % и за 1902 г. - 17 % общего количества переселенцев в Сибирь. В связи с эти обстоятельствами потребовались специальные правила для переселенцев на кабинетские земли Алтайского округа.
   Документ появился в результате работы Подготовительной комиссии и был представлен к заседанию КСЖД 8 декабря 1899 г. Комитет одобрил предложения комиссии. "Вследствие сего Государь Император, в присутствии Комитета Сибирской железной дороги, высочайше повелеть соизволил: "Заключение Подготовительной Комиссии утвердить". На журнале Комитета Его Императорскому Величеству, в 19 день Декабря 1899 года, благоугодно было собственноручно начертать: "Исполнить" [2].
   3.10.-3.13. К 1896 г., когда на Алтае скопилось около 100 тыс. переселенцев, не причисленных в округ, министр императорского двора Б.В. Фредерикс обратился в КСЖД с проектом правил об устройстве переселенцев Алтайского округа в развитие закона 1889 г. В результате принятого решения все лица сельского состояния, уже переселившиеся в Алтайский округ, подлежали перечислению к местам нового водворения. Из них переселенцы, водворившиеся в обществах старожилов, которые уже занимались хлебопашеством, причислялись к обществам во всех тех случаях, когда в пользовании этих обществ приходилось не менее 15 десятин удобной земли на душу мужского пола, включая и вновь причисляемых.
   3.16. Западно-Сибирский переселенческий отряд создан 22 апреля 1885 г. для проведения работ по образованию переселенческих участков.
   Принимая меры для ускорения причисления переселенцев, КСЖД в тоже время считал необходимым сократить количество случаев самовольного оставления уже причисленными переселенцами мест их нового водворения. Поэтому оставившие свои наделы переселенцы лишались права на новое наделение землей, а покинутые земельные участки по истечении трех лет со времени оставления считались свободными для водворения новых переселенцев.


  [1] См.: Саблер С.В., Сосновский И.В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. СПб, 1903. С. 310.
  [2] РГИА. Ф. 573. Оп. 12. Д. 13201. Л. 16.

Hosted by uCoz