Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

  Предисловие
  1.1.  1.2.  1.3.
  Комментарии 1
  2.1.  2.2.  2.3.
  Комментарии 2
  3.1.  3.2.  3.3.  3.4.  3.5.   3.6.  3.7.  3.8.  3.9.  3.10.   3.11.  3.12.  3.13.  3.14.  3.15.
  Комментарии 3
  4.1.  4.2.  4.3.  4.4.  4.5.   4.6.  4.7.  4.8.  4.9.  4.10.   4.11.  4.12.  4.13.
  Комментарии 4
  5.1.  5.2.  5.3.  5.4.
  Комментарии 5
Сибирские переселения. Выпуск 2. Комитет Сибирской железной дороги как организатор переселений. Сборник документов. Новосибирск, ИД Сова, 2006 С. 228-234.

№ 4.13. Журнал Подготовительной комиссии при Комитете Сибирской железной дороги за 1903 г. о пересмотре правил о пособиях переселенцам.

ЖУРНАЛ
Подготовительной при Комитете Сибирской железной дороги Коммисии.

№ 130.

По делу о пересмотре Высочайше утвержденных, 29 Июня 1899 г., временных правил о пособиях от Правительства переселяющимся в Сибирь (кроме Алтайскаго округа) и Степное Генерал-Губернаторство.


(Заседания 2 и 9 Мая 1903 г.)

Присутствовали:

   Председатель, член Комитета Сибирской железной дороги, Управляющий делами онаго, Статс-Секретарь, Действительный Тайный Советник Куломзин.
   Степной Генерал-Губернатор, Генерал-Лейтенант Сухотин [1].

Члены:

   Товарищ Министра Земледелия и Государственных Имуществ - Гофмейстер Энгельгардт [2].
   Товарищ Министра Юстиции - Сенатор, Тайный Советник Манухин [3].
   От Военнаго Министра - Начальник триангуляции западно-пограничнаго пространства, Генеральнаго Штаба Генерал-Лейтенант Коверский.
   От Министерства Путей Сообщения - Директор Канцелярии Министра, Тайный Советник Ермолов.
   От Министерства Земледелия и Государственных Имуществ - Председательствующий в Горном Ученом Комитете, Горный Инженер, Тайный Советник Денисов [4].
   От Государственнаго Контроля - Генерал-Контролер Департамента Военной и Морской Отчетности, Тайный Советник Васильев [5].
   От Морскаго Министерства - Генерал для особых поручений при Управляющем Морским Министерством, Генерал-Майор по Адмиралтейству Обручев [6].
   От Военнаго Министерства - Член Инженернаго Комитета, Генерал-Майор Безрадецкий.
   Помощник Управляющаго делами Комитета Министров, в должности Гофмейстера, Действительный Статский Советник Вуич [7].
   От Министерства Финансов - Директор Департамента Государственнаго Казначейства, Действительный Статский Советник Шипов [8].
   От Министерства Финансов - Директор Департамента Окладных Сборов, Действительный Статский Советник Кутлер.
   От Министерства Земледелия и Государственных Имуществ - Вице-Директор Департамента Государственных Земельных Имуществ, Статский Советник Забелло [9].
   От Министерства Финансов - Директор Общей Канцелярии, Статский Советник Путилов [10].
   От Министерства Внутренних Дел - и[справляющий] д[олжность] Начальника Переселенческаго Управления, Статский Советник Кривошеин.
   От Министерства Внутренних Дел - Помощник Начальника Переселенческаго Управления, Надворный Советник Станкевич.
   
   Правила о пособиях от Правительства переселяющимся в Сибирь и Степное Генерал-Губернаторство были установлены в 1894 г., в виде временной меры, сроком на два года; впоследствии, Выс[очайше] утв[ержденными], 15 Марта 1896 г. и 29 Июня 1899 г., положениями Комитета Сибирской железной дороги, они были пересмотрены и продляемы каждый раз на три года; наконец Выс[очайше] утв[ержденными], 15 Июня 1902 г., положением того же Комитета срок действия был еще продолжен до 29 Июня 1903 года.
   Ныне Переселенческое Управление внесло на разсмотрение Подготовительной Коммисии предположения свои о желательных изменениях и дополнениях [означенных правил в связи с произошедшими] [а] в последнее время переменами в условиях переселенческаго дела. Сущность проектируемых изменений сводится, главным образом, к следующему: в целях некотораго сближения размера пособий со стоимостью водворения в Сибири предполагается, не устанавливая в правилах высшей нормы домообзаводственных ссуд, определять размер их по отдельным районам водворения ежегодно, по постановлениям уездных съездов, представляемым чрез губернския присутствия и Переселенческое Управление в Подготовительную Коммисию и утверждаемым последнею; разрешение выдачи ссуд возлагается на уездные съезды вместо губернских присутствий, размер путевых ссуд повышается, срок возврата ссуды увеличивается с 10 до 20 лет, причем продляется на год и время льготных платежей.
   В дополнение к изложенным в представлении соображениям Статский Советник Кривошеин объяснил, что ныне условия, сопровождающия водворение и устройство переселенцев в Сибири, значительно изменились по сравнению с тем временем, когда составлялись действующия правила о ссудах. Прежде участки нарезались из земель легких для обработки и расположенных не вдалеке от населенных мест, теперь же свободныя земли остались лишь в таежных районах и пустынных степях, где в зависимости от ухудшения качества почвы участков, менее удобнаго распределения на них угодий, а также все возрастающей их отдаленности и малодоступности, водворение сопряжено с значительными трудностями.
   Поэтому, если установленныя правилами 1899 года ссудныя нормы и давали доныне переселяющимся возможность более или менее прочно устраиваться на новых местах, то в настоящее время оне для большинства переселенцев недостаточны. Между тем тяжелое экономическое положение многих черноземных губерний Европейской России выдвигает необходимость такой постановки переселенческаго дела, которая, наряду с колонизацией Сибирских окраин, содействовала бы и улучшению быта наименее обезпеченной части сельскаго населения на местах выхода переселенцев. С этой точки зрения облегчение возможности переселения известной части малоземельных крестьян представляется задачей первостепенной государственной важности. Понятно, что одно из самых существенных условий успешнаго водворения этой категории переселенцев состоит в возможности получения ими в известных случаях ссуд в размерах, по возможности, приближающихся к полной стоимости домообзаводства и устройства, а также продовольствия за время от момента водворения до получения перваго собственнаго урожая.
   С другой стороны суровыя условия жизни на многих вновь нарезаемых таежных участках могут привлечь только тех крестьян, которые не имеют собственных средств и потому наименее требовательны к качеству отводимых земель. Земли эти не представляют ничего заманчиваго для тех выходцев из Европейской России, обладающих известным достатком, которые преимущественно водворялись доныне в Сибири, и многие заготовленные в последние годы участки долгое время остаются незанятыми.
   Таким образом повышение ссудных норм вполне отвечает не только задачам переселенческой политики по улучшению быта малоземельных сельских обывателей на местах выхода переселенцев, но является совершенно неизбежным и для обезпечения в будущем успешнаго достижения ближайшей, намеченной Сибирским Комитетом, задачи, постепеннаго дальнейшаго заселения и оживления пустынных таежных районов, прорезаемых Сибирскою железною дорогою.
   Засим Переселенческое Управление не могло не обратить внимания, что условия водворения в различных районах Сибири весьма разнообразны; к тому же условия эти, в зависимости от климатических и экономических особенностей, ежегодно меняются, в виду чего и размер ссуды, потребной для полнаго устройства, также колеблется по годам.
   Вследствие изложенных обстоятельств, по мнению Статскаго Советника Кривошеина, нормы ссуд могут быть определяемы только местными деятелями, непосредственно знакомыми и с естественными трудностями даннаго района, и с экономическими особенностями известнаго года; всякий же другой, тем или иным путем установленный размер будет иметь характер произвольный и может оказаться несоответствующим потребностям дела.
   Проектируя на основании указанных начал возложить на крестьянских начальников и уездные съезды ежегодное определение норм ссудной помощи, Переселенческое Управление отнюдь не имело в виду предоставить этим должностным лицам и учреждениям возможности выдавать пособия всем переселенцам в высших, установленных ими, размерах. С одной стороны заключения местных властей ежегодно поступали бы на усмотрение Подготовительной Коммисии, которая предназначала бы для выдачи ссуд лишь тот кредит, который оказалось бы возможным отпустить по бюджетным соображениям даннаго года; с другой - установленныя нормы носили бы характер предельных, но необязательных, и крестьянским начальникам было бы вменено в обязанность выдавать ссуды лишь в мере действительной нужды.
   Вполне присоединяясь к высказанным Статским Советником Кривошеиным соображениям, Генерал-Контролер Департамента Военной и Морской Отчетности высказал, что взгляды Правительства на переселенческое дело изменялись не раз и в зависимости от сего изменялось и отношение к делу помощи нуждающимся переселенцам. Комитет Сибирской железной дороги в XXII заседании установил по сему предмету тот взгляд, что переселение удовлетворяет двум важнейшим государственным потребностям: во[-]первых, заселению Сибири, а, во[-]вторых - устройству нуждающихся в земле крестьян Европейской России. Число таких неимущих поселян ежегодно увеличивается; за последнее время, как усматривается из данных регистрации переселенцев в Челябинске, лишь 20 % общаго числа последних несут в Сибирь какия[-]либо средства; остальные новоселы почти ничего не имеют. Правила о ссудах косвенным образом признают это явление, допуская выдачу пособий в пути. Ныне желательно сделать дальнейший шаг в сем деле и дать чинам Министерства Внутренних Дел возможность, в случаях необходимости, оказывать новоселам при водворении такую помощь, высшая норма которой соответствовала бы действительной стоимости устройства на новых местах и продовольствия до перваго урожая. Вместе с тем Тайный Советник Васильев находит, что надлежащая постановка переселенческаго дела настолько важна для государства, что противопоставлять ей бюджетныя соображения едва ли правильно. В двухмиллиардной государственной росписи всегда, казалось бы, могут найтись необходимыя для этого дела средства, даже если бы они требовались в размере, во много раз превышающей нынешния ассигнования. К тому же, по дальнейшему объяснению Генерал-Контролера Военной и Морской Отчетности, не следует забывать, что ссуды не имеют благотворительнаго характера, но со временем возвращаются в казну получившими их переселенцами. Успешной же уплаты этих пособий, а равно взносов податей и повинностей можно достичь лишь тогда, когда новосел в первое, трудное для устройства, время получит денежную поддержку в том размере, который ему нужен.
   Выслушав изложенныя суждения, Подготовительная Коммисия находила, что предположения Переселенческаго Управления весьма существенно изменяют действующую постановку дела ссудной помощи переселенцам. Доныне Комитет Сибирской железной дороги придерживался того взгляда, проведеннаго в правилах о ссудах 1894, 1896 и 1899 гг. что Правительство отнюдь не принимает на свой счет расходы по переселению крестьян в Сибирь, но лишь оказывает некоторую помощь лицам, действительно нуждающимся в поддержке. Проектированный же порядок предусматривает возможность выдачи новоселам ссуд в таких размерах, что, в сущности, все расходы по водворению падут на средства казны. Вследствие сего, несомненно, немало увеличатся и кредиты, которые потребуется отпускать на ведение переселенческаго дела, но в каких именно размерах, в настоящее время, впредь до представления уездными съездами своих предположений о стоимости устройства переселенцев на новых местах, определить затруднительно.
   <...>

Типографский экземпляр.
РГИА. Ф. 391. Оп. 2. Д. 1156. Л. 35-38.


  [а] Верхняя строка на ксерокопии обрезана, текст восстановлен исходя из контекста.


  [1]  Сухотин Николай Николаевич (1847-?).В 1901-1906 гг. - генерал-губернатор Степного края, командующий войсками Сибирского военного округа и наказной атаман Сибирского казачьего войска. С 1906 г. - генерал от инфатерии и член Государственного совета.
  [2] Энгельгардт А.П. - товарищ министра земледелия и государственных имуществ, в 1902-1903 гг. - министр земледелия, в 1903 г. входил в состав Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности.
  [3] Манухин Сергей Сергеевич (1856-1921) - сенатор, товарищ министра юстиции (1901-1905), министр юстиции (1905), член Государственного совета.
  [4] Денисов В.И. - горный инженер, председатель Горного ученого комитета Министерства земледелия.
  [5] Васильев А.В. - директор Департамента железнодорожной отчетности (1893-1896), генерал-контролер Департамента военной и морской отчетности (1896-1904).
  [6] Обручев Владимир Александрович (1836-1912). В 1890-х гг. - генерал для особых поручений при управляющем Морским министерством.
  [7] Вуич Н.И. помощник управляющего делами Комитета Министров (1901-1906), сенатор.
  [8] Шипов Иван Павлович - вице-директор кредитной канцелярии, начальник отделения канцелярии Комитета министров, директор канцелярии Министерства финансов, директор Департамента государственного казначейства, министр финансов (1905-1906), министр торговли и промышленности (1908-1909), член Государственного совета.
  [9] Забелло Л.П. - вице-директор, затем директор Департамента государственных земельных имуществ. Летом 1903 г. выезжал в Сибирь для выяснения вопроса о ходе колонизации региона.
  [10] Путилов Алексей Иванович (24.06.1866 - не ранее 1937) Окончил юридический факультет Петербургского университета (1889). С 1890 г. служил помощником юрисконсульта министерства финансов, с 1900 г. - заместитель директора канцелярии и секретарь министра, с 1902 г. - директор канцелярии. В октябре 1905 г. назначен товарищем министра финансов. В 1906 г. покинул государственную службу. С 1908 г. директор распорядитель Русско-Китайского банка, с 1910 г. - председатель правления Русско-Азиатского банка. Был председателем или членом правлений 50 акционерных предприятий.

Hosted by uCoz