Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

  Предисловие
  1.1.  1.2.  1.3.
  Комментарии 1
  2.1.  2.2.  2.3.
  Комментарии 2
  3.1.  3.2.  3.3.  3.4.  3.5.   3.6.  3.7.  3.8.  3.9.  3.10.   3.11.  3.12.  3.13.  3.14.  3.15.
  Комментарии 3
  4.1.  4.2.  4.3.  4.4.  4.5.   4.6.  4.7.  4.8.  4.9.  4.10.   4.11.  4.12.  4.13.
  Комментарии 4
  5.1.  5.2.  5.3.  5.4.
  Комментарии 5
Сибирские переселения. Выпуск 2. Комитет Сибирской железной дороги как организатор переселений. Сборник документов. Новосибирск, ИД Сова, 2006 С. 201-215.

№ 4.7. Предложения Земского отдела МВД об изменении правил 5 июня 1894 г. о пособиях законным переселенцам.

   Об изменении и дополнении Высочайше утвержденных, 5 июля 1894 г., временных правил о пособиях от Правительства нуждающимся семействам переселяющимся с установленного разрешения

Изложение дела.

   Высочайше утвержденным, 5 Июля 1894 г., положением Комитета Сибирской железной дороги правила о пособиях от Правительства нуждающимся семействам, переселяющимся с установленнаго разрешения, введены в действие в виде временной на два года меры. В виду предстоящаго в ближайшем будущем истечения сего двухлетняго срока, Министерство Внутренних Дел затребовало от местных губернских начальств Сибири, а также от чиновников особых поручений при Земском Отделе, командированных для заведывания переселенческим делом в Сибирь, сведения относительно тех изменений и дополнений, которыя представлялось бы необходимым, на основании указаний опыта, установить в означенных выше правилах.
   Вследствие сего получены следующие отзывы:
   1) Иркутский Генерал-Губернатор (в отношении от 13 минувшаго Августа за № 8062) не находит нужным делать какия[-]либо изменения в сих правилах и ходатайствует о продлении их на дальнейшее время.
   2) Исправл[яющий] должность степнаго Генерал-Губернатора (в отношении от 21 Сентября сего года за № 4346) сообщает, что разсмотрение областными правлениями ходатайств о ссудах замедляет удовлетворение нуждающихся своевременною помощью. Посему он признает целесообразным, оставив в силе действующия правила, дополнить их в том смысле, что губернским советам и областным правлениям предоставляется, где того потребуют местныя условия, отпускать чиновникам по крестьянским делам или заменяющим их должностным лицам авансы для немедленной выдачи из них ссуд, в пределах установленной нормы, как на домоустройство и домообзаводство, так и на продовольствие и обсеменение полей - тем из переселенцев, материальное положение которых требует немедленной помощи. Независимо от сего, генерал-майор Санников признавал бы полезным предоставить усмотрению крестьянских чиновников или лиц, их заменяющих, установить наиболее выгодные для переселенцев способы удовлетворения их нужд в виде выдачи им леснаго материала, телег, лошадей и сбруи - в долг, в зачет ссуд на домообзаведение.
   3) Исправл[яющий] должность Приамурскаго Генерал-Губернатора [1] (в телеграмме от 15 Сентября сего года) просит о предоставлении амурским переселенцам права на получение в Западной Сибири или Красноярске, в счет кредита на обзаведение хозяйством, до 50 р. на семью для покупки лошадей, сбруи и телег, в виду дороговизны сих предметов на Амуре.
   4) Томский губернатор [2] (в отношении от 15 Сентября сего года за № 3631) находит необходимым сделать в означенных правилах следующия изменения:
   а) статью 10 сих правил изменить в том смысле, что ходатайства о выдаче ссуд должны заявляться переселенцами при самом их водворении и не позже года после онаго, тем порядком, какой указан в этой и 11 статьях правил. Переселившимся же самовольно, без разрешения Правительства, по мнению генерал-майора Ломачевскаго, пособий не следует выдавать, и
   б) статью 12 правил изменить в том, что ссуды на хозяйственное устройство и домообзаведение предоставить губернскому совету разрешать до 200 р., так как исключительное положение многих переселенческих семей вызывает необходимость немедленнаго оказания усиленной помощи свыше 100 р.
   Кроме того, Томский губернатор признает желательным предоставить губернскому совету из отпускаемых в распоряжение его средств отчислять, по своему усмотрению, в распоряжение чиновников по крестьянским делам необходимыя суммы, авансом, для выдачи переселенцам в случаях, не терпящих отлагательства, но с тем, чтобы таковыя выдачи производились с одобрения местных уездных по крестьянским делам учреждений и о каждой таковой выдаче, с представлением надлежащих документов, доносилось губернскому совету для разсмотрения правильности выдачи ссуды и утверждения сделаннаго распоряжения.
   5) Исправл[яющий] должность Тобольскаго губернатора, не признавая нужным изменять действующия правила о пособиях переселенцам, находит, что было бы необходимо устроить склады лесные и земледельческих орудий, из которых нуждающиеся переселенцы могли бы получать строительные материалы и нужныя орудия в зачет ссуд на домообзаводство.
   6) Чиновник особых поручений при Земском Отделе титулярный советник Станкевич [3] (в отношении от 27 Сентября сего года за № 1890) признает нужным ввести одно лишь изменение в практике применения означенных правил, а именно ускорить выдачу пособий, чего, по его мнению, можно достигнуть двояким путем: а) устройством на нескольких центральных станциях или при находящихся в их районе волостных правлениях складов всевозможного инвентаря и материалов, для выдачи таковых в счет ссуд на домоустройство, или б) выдачею авансов губернскими учреждениями уездным (окружным), для немедленной раздачи переселенцам, по их прибытии на участок. При этом, по мнению Станкевича, первый способ представляется наиболее целесообразным, что подтверждается успешною деятельностью склада, устроеннаго в Тюкалинской округе чиновником по крестьянским делам Калачовым, а также раздачей в кредит им самим (Станкевичем) на пункте телег, сбруи и лошадей. Подобный доступный безпроцентный кредит переселенцам названный чиновник считает особенно полезным, так как он избавляет их от эксплоатации старожилами в Степном крае и кочевниками, которые не упускают случая требовать с переселенцев за все двойныя цены.
   В самых нормах ссуд, как путевых, так и на домообзаводство, по мнению Станкевича, изменений не требуется, а желательно только, чтобы кредиты на выдачу сих последних ссуд ассигновались в распоряжение местных губернаторов с зимы в значительно больших размерах, чем делалось доныне, так как всякое доассигнование среди лета затруднительно. То же самое желательно и в отношении кредитов, отпускаемых чиновникам по переселенческим делам на путевыя ссуды переселенцам.
   7) Чиновник особых поручений, командированный в г. Томск [4] (в отношении от 10 Августа сего года за № 1417), также находит, что в применении на практике упомянутых выше правил замечается медленность разрешения ссуд губернским советом, и что избежать этого можно в том случае, если бы чиновники по крестьянским делам разрешали, не ожидая постановлений сказаннаго совета, выдачу ссуд хотя бы в половинном, против установленной нормы, размере. В подтверждение необходимости установления проектируемаго правила Дуров указывает, что при существующем порядке переселенцы получают нередко ссуды на обсеменение полей, когда все посевы окончены, а пособия на домоустройство не тогда, когда переселенцу нужно купить земледельческие орудия и лошадей, для своевременнаго заготовления сена, дров, обработки полей и т. д., а значительно позже, вследствие чего одни переселенцы уходят с своих участков, а другие тратят полученные ими суммы не на то, на что оне выданы, ибо не может переселенец купить лошадь, когда у него не заготовлено на зиму сена, не станет он приобретать семян, когда время для посева пропущено, и т. д. Независимо от сего коллежский советник Дуров признает необходимым выдавать ссуды переселенцам и по истечении трех лет со времени водворения их в крае, с целью расширения их хозяйства, так как в первые годы после водворения переселенцы, поглощенные заботами об устройстве своих жилищ и обезпечении продовольствия для своих семейств и скота, лишены возможности заниматься улучшением своих хозяйств. В заключение означенный чиновник, указывая на крайне бедственное положение переселенцев в Алтайском округе, находит вполне целесообразным распространить действие правил 5 Июля 1894 г. и на лиц, водворяющихся в означенном округе.
   8) Чиновник особых поручений, командированный в Барнаул, врач Барсов [5] (в отношении от 24 Августа сего года за № 1656), признавая также необходимым распространить действие сих правил на Алтайский округ, ходатайствует об ассигновании суммы для нужд внутренняго переселения в названном округе, которое имеет место в тех случаях, когда переселенцы, по ошибке или вследствие обмана частных ходатаев по делам, попадают на участки, уже заполненные, и потому должны передвигаться на другое место.
   9) Чиновник особых поручений, командированный в Тюмень [6] (в отношении от 31 Августа сего года за № 830), ходатайствует об увеличении высшаго размера путевых ссуд переселенцам до 70 р. на семью, хотя бы в виде временной меры, для тех случаев особенно стесненных условий, в которыя, как указывает практика, отдельныя переселенческия семьи могут быть поставлены; при этом надворный советник Архипов объясняет, что в виду недостаточности установленнаго ныне высшаго размера означенных ссуд, им в текущем году было израсходовано 600 р. частных пожертвований для выдачи дополнительных путевых пособий некоторым переселенческим семьям. Засим назван[н]ый чиновник признавал бы необходимым расширить полномочия губернскаго совета по выдаче ссуд на домоустройство, предоставив сему совету, в необходимых случаях, разрешать добавочныя на эту надобность ссуды в размере не свыше 50 р. на семью. Наконец, принимая во внимание те затруднения, которыя переселенцы встречают при получении лесного строительнаго материала и покупке необходимых земледельческих орудий, - Архипов считал бы желательным устроить склады леса и орудий, из коих переселенцы могли бы получать эти необходимые для них предметы в долг, в счет ссуд на домообзаводство и хозяйственное устройство.

Соображения.

   Из всего вышеизложеннаго оказывается, что заключения местных начальств Сибирских губерний и областей, а также чиновников особых поручений при Земском Отделе по переселенческим делам, командированных в различные пункты Западной Сибири, об изменениях, необходимых в Высочайше утвержденных, 5 Июля 1894 г., временных правилах о пособиях от Правительства нуждающимся переселенцам сводятся к предположениям: 1) об ускорении разрешений ходатайств о пособиях на домообзаведение, путем возложения этой обязанности на уездныя (окружныя) учреждения по крестьянским делам и заменяющих их, должностных лиц, или предоставления чиновникам по крестьянским делам выдавать, в необходимых случаях, в счет будущих ссуд на хозяйственное устройство, денежныя пособия в известных размерах, немедленно по возбуждении о том ходатайств; 2) об устройстве в различных пунктах складов лесных материалов, земледельческих орудий, телег, сбруи и запасов лошадей, для раздачи их переселенцам в долг, в счет ссуд на домообзаведение и хозяйственное устройство; 3) об изменении срока, в течение коего переселенческия семьи могут возбуждать ходатайства о выдаче таковых ссуд, с тем, чтобы срок этот, по мнению одних, был уменьшен до одного года по водворении, а по мнению других - был продолжен, с правом разрешения ссуд на расширение и улучшение хозяйства; 4) об увеличении размера ссуд на домообзаведение, могущих быть разрешенными властью местных учреждений, до 150 р. или 200 р.; 5) о разрешении переселенцам, идущим на Амур, получать в Западной Сибири или Красноярске, кроме путевых пособий, особыя выдачи не свыше 50 р. на семью для приобретения телег, сбруи и лошадей; 6) о возвышении высшей нормы путевых пособий для случаев исключительных до 70 р., и 7) о распространении действия правил 5 Июля 1894 г. на Алтайский горный округ.
   Обращаясь к последовательному разсмотрению всех этих предположений, надлежит заметить, что возможное сокращение времени, протекающаго с момента возбуждения ходатайств о ссудах на домообзаведение, продовольствие или обсеменение полей до выдачи этих ссуд, представляется делом существенной важности. Не подлежит сомнению, что замедление в разрешении дел этого рода влечет за собою крайне неблагоприятныя последствия, ибо ссуда, выданная несвоевременно, после того как вызвавшая ее неотложная потребность переселенца или удовлетворена другим путем (напр[имер,] займом у старожилов) или осталась вовсе неудовлетворенной, в значительной степени утрачивает свое полезное значение. Тем не менее едва ли возможно принять предложенныя с целью устранения указанной медленности меры. Предоставление разрешения ходатайств о ссудах на домообзаведение, продовольствие и обсеменение полей низшим инстанциям учреждений крестьянских или должностным лицам, их заменяющим, неизбежно приведет на практике к крайнему разнообразию в оценке степени нужды новоселов в пособиях, а также в размерах предоставляемой им денежной помощи. Неудобство это не может быть устранено надзором губернскаго учреждения, ведающаго крестьянское дело, с одной стороны потому, что последующия указания сего учреждения не могут изменить совершившагося уже факта выдачи ссуды без достаточнаго основания или в слишком большом размере, а с другой - в виду того, что при преподании подобных указаний невозможно предусмотреть все безконечное разнообразие отдельных конкретных случаев и подвести их под общия нормы, а следовательно и предупредить возможность новых ошибок под влиянием субъективной оценки низшею инстанциею особых условий даннаго случая, возникающаго после получения упомянутых указаний. Между тем разнообразие в удовлетворении той же потребности в различных округах, а тем более в разных участках крестьянских чиновников очевидно не может быть оправдано в глазах населения, в среде коего явление это может даже вызвать не лишенныя основательности нарекания. В частности, при разсмотрении в окружных по крестьянским делам присутствиях ходатайств о ссудах переселенцам, указанное выше разнообразие во взглядах на этот предмет могло бы еще усугубиться под влиянием случайнаго изменения состава сих учреждений в том или другом заседании. Кроме того предоставление разрешения этих дел означенными присутствиями не обезпечило бы скораго во всех случаях разрешения, так как окружныя присутствия заседают лишь в течение нескольких дней ежемесячно и дела, поступившия между сессиями, неизбежно отлагаются до следующаго месяца. Что же касается чиновников по крестьянским делам, то не следует забывать, что лишь немногие из них имеют постоянное пребывание в окружных городах, где существуют кассовыя учреждения. Поэтому возложение на них единоличнаго заведывания операциею разрешения и выдачи ссуд поставило бы их в необходимость постоянно хранить у себя на квартире значительныя денежныя суммы, что было бы сопряжено с немаловажными неудобствами и даже риском, в виду частых разъездов этих лиц по их участкам.
   Такия же в существе возражения вызывает и предположение о предоставлении чиновникам по крестьянским делам и заменяющим их должностным лицам выдавать переселенцам немедленно по их водворении денежныя в известном размере пособия в счет будущих ссуд на хозяйственное устройство, с доведением о том до сведения губернскаго управления. Сверх того, в виду сравнительной ограниченности размера таковых пособий, представляется основание опасаться, чтобы названные чиновники не выдавали этих пособий огульно всем семьям, водворившимся в их участках, без достаточно тщательной проверки степени их нужды.
   По сим основаниям казалось бы более осторожным, сохранив без изменения существующий порядок разрешения ходатайств о ссудах губернским управлением, искать разрешения поставленной задачи ускорения выдачи испрашиваемых ссуд в других мерах. С этою целью возможно было бы установить, что губернатор заранее разассигновывает полученныя им на выдачу ссуд переселенцам денежныя средства в подлежащия окружныя казначейства, для расходования по требованиям окружных присутствий, коим о результатах разсмотрения в каждом заседании губернскаго совета возбужденных по округу ходатайств сообщает по телеграфу. Этим способом в значительной мере была бы устранена медленность в производстве дел этого рода. Кроме того губернаторам может быть предложено, чтобы они неуклонно соблюдали указания ст. 10 правил 5 Июля 1894 г. о разсмотрении сих дел вне очереди, что к сожалению не везде практикуется. Но обе намеченныя выше меры могут быть осуществлены распоряжением Министерства Внутренних Дел и не требуют изменения правил 5 Июля 1894 года.
   В связи с изложенными соображениями необходимо коснуться другаго предположения, которое также может внести больший порядок в дело воспособления переселенцам. Во многих случаях ассигнования более значительных ссуд на удовлетворение всей совокупности потребностей, подходящих под понятие домообзаведения и хозяйственнаго устройства, одновременная выдача просителю всей назначенной ему в ссуду суммы может повлечь за собою не вполне производительную затрату ея на слишком широкое удовлетворение наиболее неотложных из сих потребностей. Поэтому казалось бы возможным дать чиновнику по крестьянским делам право, в случае признанной им необходимости, выдавать ссуду частями, по мере завершения тех строительных работ или закупок, на которыя предназначались выданныя ранее части ссуды. Применение этого порядка должно быть предоставлено распоряжению губернатора, в зависимости от размера ссуды и предметов, на которые она испрашивается.
   Соответственное сему предположению постановление включено в проектируемыя дополнения правил 5 Июля 1894 г. (ст. 15 проекта).
   Вторая из намеченных местными учреждениями и должностными лицами Сибири мер заслуживает полнаго внимания. Опыт переселенческаго дела в последние годы с очевидностью выяснил пользу воспособления переселенцам не только деньгами, но, так сказать, и натурою, т. е. выдачею им предметов, которые составляют насущную потребность в их хозяйстве, как-то: лошадей, плугов, веялок, кос, телег, сбруи, строительных материалов и т. п. Благоприятные результаты, достигнутые Тюменскою переселенческою станциею, где еще в 1894 г. был сделан опыт закупки табуна степных лошадей для переселенцев, которым до того времени приходилось переплачивать немало лишних денег при приобретении рабочаго скота у местных торговцев и крестьян старожилов, удостоились одобрения Комитета Сибирской железной дороги и послужили основанием к ассигнованию по сметам расходов из фонда вспомогательных предприятий, связанных с постройкою названной железной дороги, на 1895 г. и 1896 г. особых кредитов в 33.000 р. ежегодно, для заготовления средств передвижения переселенцев по грунтовым дорогам. Хотя имевшаяся в виду, при производстве упомянутаго опыта и при дальнейшем в последующие годы продолжении его, ближайшая цель состояла в обезпечении скорейшей эвакуации переселенцев из Тюмени, а также из Омска, но мера эта, по сведениям местнаго начальства, принесла существенную пользу в деле хозяйственнаго устройства получивших лошадей и телеги семейств на отведенных им затем участках. Столь же успешною оказалась деятельность по этой части Омской переселенческой станции, где весьма часто лошади и телеги отпускались переселенцам в долг. Заведывающий этим последним пунктом титулярный советник Станкевич отмечает в своих отчетах ту добросовестность, с которою переселенцы, получившие от него заимообразно указанные предметы своего хозяйственнаго обихода, впоследствии, по отводе им земли и выдаче ссуд на домообзаведение, возвращают стоимость означенных предметов.
   В пределах Тобольской губернии сделано было, по инициативе местнаго губернатора, еще несколько подобных же опытов. В пос. Еланке, Тюкалинской округи, на сумму в 500 р., отпущенную С. Петербургским обществом вспомоществования нуждающимся переселенцам, устроен был в 1894 г., в ведении чиновника по крестьянским делам IV участка, Калачова, склад земледельческих орудий, который доныне продал переселенцам 452 плуга на сумму 7.780 р. Операция эта производится столь успешно, между прочим и с финансовой стороны, что оказалось возможным первоначально отпущенным на это дело деньгам дать другое назначение. Засим в Седельниковской волости, чиновником по крестьянским делам Оноре было приобретено на волостныя суммы незначительное в виду ограниченности этих сумм число земледельческих орудий, которыя были немедленно раскуплены переселенцами. Небольшая денежная помощь, по мнению Оноре, доставила бы возможность развить это предприятие с несомненною пользою для водворяющихся в этой местности новоселов. С своей стороны, вполне одобряя это предположение, исправл[яющий] должность Тобольскаго губернатора указывает на желательность осуществления онаго еще и в 3 пункте, на ст. Петухово, Ишимской округи.
   Наконец в том же IV участке Тюкалинской округи устроен в нынешнем году склад лесных материалов на средства, отпущенные С.-Петербургским обществом вспомоществования переселенцам, в количестве 1.560 р. Настоятельная необходимость этой меры вызывается безлесным характером большинства местностей названной округи (кроме западной ея части), при котором переселенцам, водворившимся в IV участке, приходится доставлять лес из Тарских и Каинских казенных лесных дач, за 150-200 вер[ст]. Столь отдаленная доставка очевидно не по силам людям, только начинающим уст[р]оивать свое хозяйство и не располагающим большим количеством рабочаго скота. Между тем в первый же год существования Тюкалинскаго леснаго склада до 400 переселенческих семейств получили из него лесной материал, который доставил им возможность немедленно по водворении на казенной земле устроить себе временныя жилища - мазанки.
   Вся совокупность этих данных, т. е. приведенныя выше в изложении дела заключения местных властей, ведающих переселенческое дело в Сибири, и результаты деятельности немногих существующих уже ныне складов убеждают в том, что при организации дела воспособления переселенцам не следует ограничиваться однеми только денежными выдачами. Хотя Министерство Земледелия и Государственных Имуществ идет навстречу ясно обнаруживающейся в сем отношении на практике потребности, но число устроиваемых им, или при его содействии, складов леса и земледельческих орудий не настолько значительно, чтобы удовлетворить этой потребности во всем ея объеме. Могут быть и вне района действий сих последних складов пункты, где, по местным условиям, представлялось бы возможным и полезным открывать подобныя же учреждения. Нет сомнения, что условия эти, в том числе и личныя свойства должностных лиц, коим склад может быть вверен, должны быть взвешены со всею тщательностью в каждом отдельном случае, но нельзя отрицать, что чем шире будет поставлено это дело, т. е. чем больше будет образовано складов необходимых переселенцам предметов, тем имеющаяся в виду цель будет достигнута вернее и полнее. При таких условиях наиболее правильным способом разрешения намеченной задачи казалось бы поставить устройство складов в непосредственную связь с общей системой воспособления переселенцам, с тем: а) чтобы расходы на устройство и содержание складов лесных материалов, земледельческих орудий, телег и т. д. были удовлетворяемы из кредита в 800.000 р., назначеннаго на выдачу пособий переселенцам по смете расходов из фонда вспомогательных предприятий, связанных с постройкою Сибирской железной дороги, и б) чтобы переселенцам было предоставлено, по их усмотрению, получать пособия или полностью деньгами, или же частью необходимыми им предметами из складов, в счет разрешенных им ссуд на домоустройство, продовольствие и обсеменение, с зачетом стоимости выдаваемых предметов по заготовительной цене.
   Разрешение устройства складов в той или другой местности надлежало бы предоставить Министерству Внутренних Дел, по представлениям местных губернских начальств, с тем, чтобы от сего же Министерства зависело определение подробностей осуществления проектируемой меры, как-то: размера сумм, потребных на устройство и содержание каждаго склада, отношений его к складам Министерства Земледелия, коих, в случае согласия сего последняго Министерства, проектируемые ныне склады могли бы явиться филиальными отделениями, и т. д.
   Изменение трехлетняго срока, в течение котораго переселенцам предоставлено ходатайствовать о выдаче им ссуд на домообзаведение и хозяйственное устройство (прав[ила] 5 Июля 1894 г., ст. 10) едва ли вызывается действительною необходимостью. В пользу сокращения этого срока до одного года Томским губернатором, предлагающим эту меру, не приведено никаких соображений. Между тем на практике могут быть случаи приступа переселенцев к организации своего хозяйства в течение втораго лишь года по водворении на казенной земле; кроме того нельзя отвергать возможности таких в течение указаннаго трехлетняго срока бедственных случайностей (неурожая, градобития, падежа скота), под влиянием коих переселенец, устроивший свое хозяйство в первый же год по водворении, окажется вынужденным ходатайствовать о дополнительной ссуде. С другой стороны и увеличение трехлетняго срока, для предоставления новоселам возможности просить о пособии для улучшения и расширения своего хозяйства, едва ли оправдывается уважительными соображениями. Не говоря уже о том, что люди, прожившие более трех лет на отведенной им земле, утрачивают в известной мере характер новоселов, надлежит заметить, что расширение и улучшение хозяйства таких людей выходит за пределы задачи, преследуемой правилами 5 Июля 1894 г. и состоящей в том, чтобы дать переселенцам, прибывающим из России для колонизации района Сибирской железной дороги, возможность стать на ноги, в хозяйственном отношении, т. е. основать хозяйство. В отношении же расширения и улучшения его люди эти должны быть поставлены в одинаковыя условия с старожилым населением и потребныя на это денежныя средства для тех и других должны быть изыскиваемы из других источников, но отнюдь не из фонда вспомогательных предприятий, связанных с постройкою Сибирской железной дороги.
   Переходя к четвертому из выработанных местными Сибирскими властями предположений, следует заметить, что необходимость увеличения высшаго размера ссуд на домообзаведение и хозяйственное устройство, могущих быть разрешенными властью губернскаго учреждения (согласно ст. 12 правил 5 Июля 1894 г. - 100 р.), представляется весьма сомнительною. По крайней мере доныне, за полуторагодичный период действия правил 5 Июля 1894 г., в Министерство Внутренних Дел не поступило ни одного представления о назначении, на основании ст. 14 тех же правил, дополнительнаго пособия к ссуде, выданной в указанном наивысшем размере. Засим из прилагаемой к настоящей записке ведомости усматривается, что в период времени, к которому относится эта ведомость (второе полугодие 1894 г. и первое 1895 г.), сторублевые ссуды ни разу не выдавались в Акмолинской и Семиреченской областях, а из сведений, на коих ведомость основана, видно, что в Тобольской, Томской и Енисейской губерниях, а также в Семипалатинской области выдача ссуд в таком размере составляет редкое сравнительно явление.
   При таких условиях и во внимание к тому соображению, что увеличение размера ссуд на домообзаведение неизбежно сократит число семейств которыя могут воспользоваться этим видом пособий от Правительства, нельзя не признать разсматриваемое предположение о предоставлении губернским учреждениям разрешать такия ссуды в размере не свыше 150-200 р. по меньшей мере преждевременным.
   Напротив того высказанное исправл[яющим] должность Приамурскаго Генерал-Губернатора заключение о том, что переселенцам, идущим на Амур, надлежало бы выдавать в Западной Сибири или в Красноярске особыя, в счет имеющих быть разрешенными им на месте водворения ссуд на домообзаведение, пособия до 50 р. для покупки лошадей и телег, не вызывает в существе возражений. Не подлежит сомнению, что как для самих переселенцев, так и для Правительства выгодно открывать им подобный, так сказать, предварительный кредит в тех местах, где означенные предметы могут быть приобретаемы по более дешевой цене, чем на Амуре. Злоупотребления этою льготою едва ли возможно опасаться, ибо выданное на сих основаниях пособие, наравне с путевыми пособиями, будет отмечаться на оборотной стороне проходнаго свидетельства подлежащей семьи и, следовательно, если бы она и не дошла до Амура, а осела где[-]нибудь на казенных землях Иркутскаго генерал-губернаторства, то и в таком случае полученное пособие на покупку скота не ускользнет от учета и послужит основанием к сокращению впоследствии ссуд на домообзаведение этой семье, по ея водворении.
   При этом следует только заметить, что в виду предстоящаго открытия движения железнодорожных поездов до Красноярска, выдачу пособий с указанною целью Амурским переселенцам надлежало бы ограничить пределами Енисейской и Иркутской губерний и что высший размер таковых пособий мог бы быть увеличен примерно до 75 р., так как меньшая сумма в некоторых случаях может оказаться недостаточною для покупки напр[имер,] пары лошадей, телеги и сбруи.
   Равным образом нет основания возражать против увеличения высшаго размера путевых пособий, выдаваемых чиновниками по переселенческим делам, до 70 р. для случаев исключительно бедственнаго положения многочисленных переселенческих семейств.
   Что же касается предположения о распространении действия пересматриваемых ныне правил на Алтайский горный округ, то предположение это выходит за пределы поставленной в настоящее время задачи и могло бы быть осуществлено лишь в связи с разрешением общаго вопроса о подчинении переселения в эту местность действию всех законоположений, установленных в отношении переселения на казенныя земли.

Заключение.

   Руководствуясь всею совокупностью приведенных соображений, Земский Отдел полагал бы:
   I. Измененныя и дополненныя, на основании упомянутых соображений, временныя правила о пособиях от Правительства нуждающимся семействам, переселяющимся с установленнаго разрешения [*], утвердить в виде меры постоянной.
   II. Предоставить Министру Внутренних Дел разрешать, по представлениям губернских начальств Сибири, в местах, где это будет признано возможным и полезным, устройство складов лесных материалов, земледельческих орудий и других предметов живаго и мертваго хозяйственнаго инвентаря, для выдачи их переселенцам на основании упомянутых выше в отд. I правил, с тем, чтобы издержки по устройству и содержанию означенных складов были покрываемы на счет кредита, ассигнуемаго ежегодно по смете расходов из фонда вспомогательных предприятий, связанных с постройкою Сибирской железной дороги, на выдачу переселенцам ссуд путевых, на домообзаведение и устройство в Сибири (кроме Южно-Уссурийскаго края).
   О вышеизложенном, с разрешения Министра Внутренних Дел, Земский Отдел имеет честь представить на благоусмотрение подготовительной при Комитете Сибирской железной дороги комиссии.
   
   Управляющий Отделом [подпись:] А. Стишинский
   
   Чиновник особых поручений [подпись:] В. Ушаков


  [*] Проект этих правил при сем представляется.

Типографский экземпляр.
На бланке: "МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. ЗЕМСКИЙ ОТДЕЛ. По 4-му Делопроизводству. 30 декабря 1895 г. № 18438".
На л. 1 вверху рукописные пометы: слева - "№ 1", справа в две строки - "1 Января 1896 года. // Копия.".
Текст, вынесенный в заголовок, напечатан на левом поле, ниже исходящего номера.
Российский государственный исторический архив. Ф. 1273. Оп. 1. Д. 353. Л. 1-8.


  [1]  Духовский Сергей Михайлович (07.09.1838-02.03.1901). В 1893-1898 гг. - приамурский генерал-губернатор, командующий войсками Приамурского военного округа, наказной атаман Приамурского казачьего войска. В 1898 г. назначен туркестанским генерал-губернатором.
  [2]  Ломачевский Асинкрит Асинкритович - генерал майор, томский губернатор (20.04. 1895 - 30.01. 1900).
  [3]  А.А. Станкевич в 1893-1895 гг. был командирован в Тобольск для наблюдения за ходом переселенческого дела.
  [4]  Дуров А.В. - чиновник по особым поручениям при Земском отделе МВД, командированный в Томск для наблюдения за ходом переселенческого дела.
  [5]  Барсов М.Н. - врач, чиновник по особым поручениям Земского отдела МВД, командированный в Барнаул для наблюдения за ходом переселенческого дела
  [6]  Архипов П.П. - межевой инженер, чиновник по особым поручениям при Земском отделе МВД, командированный в Тюмень для наблюдения за ходом переселенческого дела.

Hosted by uCoz