Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

  Вступительная статья
  № 1. Устав Союза податных инспекторов Омской казённой Палаты.
  № 2. Доклад податных инспекторов Омской казённой палаты о 1-м Всероссийском съезде податных инспекторов и их помощников.
  № 3. Циркуляр управляющего Омской казённой палатой с приложением циркуляра Департамента окладных сборов и заключения Юридического совещания при Временном правительстве по проектам уставов организаций Податной Инспекции.

 

№ 2. Доклад податных инспекторов Омской казённой палаты о 1-м Всероссийском съезде податных инспекторов и их помощников.
конец августа - сентябрь 1917 г.

СОВМЕСТНЫЙ ДОКЛАД
Податных Инспекторов П.М. Нюрнберга и П.П. Невзорова, бывших делегатами на 1-м Всероссийском съезде Податных Инспекторов и их Помощников 7-17 августа 1917 года в Москве.
   1-й Всероссийский съезд Податных Инспекторов и их Помощников, несмотря на возникавшие по разным вопросам крупные разногласия между членами съезда, принимавшие в иных случаях очень острый характер, вызывавший напряженное состояние и грозивший серьезным расколом между инспекцией, как наприм., по вопросу о включении или невключении в союз Инспекции Делопроизводителей Канцелярий Податных Инспекторов, о возбуждении ходатайства об увеличении содержания также и для Податных Инспекторов, и др., закончился, к общему удовлетворению, полным объединением всей Податной Инспекции России. Ныне институт Податной Инспекции не является уже состоящим из отдельных разрозненных ничем не объединенных членов, а представляет собой единую сплоченную организацию, готовую продолжать работать в интересах государства с еще большей готовностью и пользой, и способную, в то же время, защищать и отстаивать и свои справедливые интересы и нужды. Теперь со взглядами Податной Инспекции, как известной организованной силы, нужно думать, уже нельзя будет не считаться Министерству Финансов, в противоположность бывшему до сего времени положению, когда целый институт культурных, опытных и сведущих работников оставлялся ведомством, при разработке всякого рода податных и налоговых вопросов, в полном пренебрежении. Не к чести ведомства, к сожалению, надо отнести и то отсутствие надлежащего внимания, которое проявилось с его стороны даже и к 1-му Всероссийскому съезду. Съезд не посетили ни Министр Финансов Некрасов, ни Управляющий Министерством Финансов Бернадский, ни даже Директор Департамента Окладных Сборов Курило. От Бернадского и Курило поступили лишь самые краткие приветственные телеграммы, присланные и то уже во время работ съезда. Очевидно, новые влияния туго проникают в ведомство, и старая бюрократическая закваска остается еще достаточно сильной. Зато очень сочувственно, долгими, не смолкавшими аплодисментами, встречены были посетившие Съезд в разное время председатель 4-й Государственной Думы Родзянко и бывший Министр Финансов Шингарев, приехавшие в Москву на происходившее одновременно со Съездом Податной Инспекции Государственное Совещание. Оба, взволнованные горячей встречей, приветствовали Съезд речами, в которых, указывая на переживаемое страной исключительно тяжелое время, призывали положить все силы на благо родины. Шингарев некоторое время председательствовал, в качестве почетного председателя, на происходившем в момент его прибытия пленарном заседании, на котором обсуждался доклад 3-й секции по вопросу об Инструкции по подоходному налогу. Между прочим, на упомянутое Государственное Совещание Съезд признал желательным делегировать и своих представителей, о чем и было возбуждено ходатайство перед Министерством почт и телеграфов Никитиным, непосредственно заведовавшим делом устройства Совещания, но ходатайство оказалось запоздавшим, так как состав Совещания уже был определен окончательно и изменению не подлежал. Назначенный для Съезда семидневный срок (с 7 по 13 августа) оказался, как уже можно было предполагать и ранее, далеко не достаточным, и Съезд продлился до 17 августа, но и при этом многие из вопросов, за недостатком времени, остались частью не обсужденными в пленарных заседаниях, а частью даже не рассмотренными и в секциях, и все такие вопросы переданы для разработки во вновь организованный Центральный Комитет Всероссийского Союза Податной Инспекции. Заседания Съезда происходили в аудиториях нового здания Университета.
   Съезд открыт был Председателем Организационной комиссии Податным Инспектором г. Москвы Чистяковым, предложившим избрать президиум Съезда.
   Большинством голосов председателем Съезда был избран Податной Инспектор г. Москвы Шрамченко (Старшина Московской Податной Инспекции), и товарищами председателя - Податные Инспекторы: г. Харькова - Степаненко и г. Петрограда - Загорский, Секретарем - Податной Инспектор г. Серпухова, Московской г., Соколов, и в помощь ему, в качестве товарищей Секретаря, четверо лиц из Помощников Податных Инспекторов.
   По предложению организационной комиссии, почетными председателями Съезда избраны бывшие Министры Финансов Терещенко и Шингарев, Министр Финансов Некрасов и Управляющий Министерством Финансов Бернадский, и почетными гостями - Директор Департамента Окладных Сборов Курило и Управляющий Московскою Казенною Палатою Шевцов - последний присутствовал на нескольких заседаниях Съезда.
   Председатель Шрамченко произнес приветственную речь, в которой отметил, что только спустя 32 года явилась, наконец, возможность для Податной Инспекции собраться на 1-й Всероссийский Съезд. Раньше обстоятельства были таковы, что об этом не приходилось и думать. В единении - сила, и теперь надлежит направить все старание на то, чтобы это единение состоялось, и члены Податной Инспекции слились в одно целое. Податная инспекция всегда старалась на совесть работать и принести государству возможно большую пользу, а ныне она особенно должна принять все миры и старание на пользу родины.
   Письменное приветствие Съезд было прислано Главным казначеем армии Ястрембским. Управляющий Московскою Казенною Палатою Шевцов выразил приветствие от своего имени и от имени Казенной Палаты. С приветственными речами выступали также некоторые из делегатов Съезда, указывавшие на выступившие новые условия Государственной и общественной жизни, а в связи с этим - и новые условия работы, и выражавшие пожелания, чтобы Съезд выработал новые твердые Положения Податного Управления, а также проявил заботы и о соответствующем обеспечении Податной Инспекции и служащих канцелярий. Податной Инспектор г. Гомеля Каминский произнес речь, посвященную памяти известного финансового деятеля Бунге, память которого почтена была затем Съездом вставанием.
   Из доклада организационной комиссии, сделанного членом ее Податным Инспектором г. Москвы Полонским, усматривалось, что с самого же начала возник вопрос, каким должен был быть Съезд - профессиональным ли только, или и общегосударственного значения. В конце концов решено было, что, по условиям времени, Съезд должен быть больше организационным. Терещенко, бывший тогда еще Министр Финансов, отнесся очень благожелательно к ходатайству Организационной Комиссии о Съезде и выразил желание присутствовать на Съезде. Бывший затем Министром Финансов Шингарев также сочувственно поддерживал идею Съезда. Но со стороны Директора Департамента Окладных Сборов Курило расположения встречено не было. Последний находил, что лучше отложить Всероссийский Съезд Податных Инспекторов, а предварительно созвать, ввиду важности вопросов, которые могли бы подлежать обсуждению, особый Съезд из представителей Департамента Окладных Сборов, Управляющих Казенными Палатами и Податных Инспекторов. К этой мысли сначала склонялись, как оказалось, и Петроградск. Податные Инспекторы, но, по сношении с Московской Организационной комиссией, последние признали, что Податные Инспекторы и сами должны и могут обсудить и вырешить все вопросы податного управления, решения же объединенной организации Податных Инспекторов не могут не быть компетентны и авторитетны для Министерства. В конце концов Съезд хотя и разрешен был, но мысль об упомянутом выше особом Съезде не оставлена, и предполагалось осуществить этот Съезд в сентябре - октябре текущего года. На расходы по устройству Съезда Министерством ассигновано было 50 тысяч руб., из которых 10000 руб. - на печатание трудов Съезда, но в самое последнее время эти 10000 р. доданы не были.
   На Съезд прибыло всего 122 делегата. Некоторые из этих делегатов к началу занятий Съезда не успели приехать и прибывали впоследствии. От некоторых же губерний, как наприм. Волынской, и других фронтовых местностей, делегатов, ввиду военных обстоятельств, и совсем не было.
   Так как с некоторого времени представители Петроградской Податной Инспекции стали пригашаться Департаментом Окладных Сборов к участию в разных комиссиях по разработке новых налоговых законопроектов, то Петроградские Податные Инспекторы в первом же заседании, к сведению Съезда, сделали доклад, прочитанный г. Загорским, о новых финансовых законопроектах, разрабатываемых в Департаменте в видах усиления государственных доходов. Таковыми являются: во-1-х, законопроект о наследственном налоге, разрабатываемый взамен действующего ныне налога с наследственных пошлин, дающего всего лишь в среднем 13.000.000 руб. в год и признанного вообще устаревшим и подлежащим переработке в подобающую по современным условиям форму. В основу законопроекта в новом виде положены два принципа: 1) Налогу будет подлежать вся наследственная масса и 2) обложение будет прогрессивным. При этом самый налог делится на основной - со всей наследственной массы - и дополнительный - с долей, которые потом причтутся наследникам по разделе наследства. Обложение проектируется возложить на Казенные Палаты, но затем, когда будут образованы Податные Присутствия, дело будет передано в эти присутствия; во-2-х, поимущественный налог, который будет определяться по ценности имущества, а не по доходности, о чем должно будет иметь в виду при соображениях о платежеспособности плательщиков, принимая во внимание наличие в то же время оставшегося налога с недвижимых имуществ, определяемого по доходности; этот новый налог предполагается ввести уже с 1 января 1918 года; и в-3-х, налог на прирост ценности имуществ, только что начатый обсуждением 4 августа сего года; детали его еще не вырисовались, но, по-видимому, установлены будут, для определения прироста ценности, периоды, наприм., пятилетние, и с разницы в ценности, какая окажется за тот или иной период, и будет взиматься налог.
   Всего на Съезде представлено было по разным вопросам 52 доклада, но из них вполне разработанных и обоснованных было не очень много.
   Вся главная работа прошла в секциях, которых образовано было пять: к предметам 1-й секции относились: выработка нормального устава для местных организаций Податной Инспекции и устава Всероссийского Союза Податных Инспекторов и их Помощников, затем - устава кассы взаимопомощи и сберегательной кассы, и вопрос о печатном органе Всероссийского Союза Податной Инспекции. 2-й секции - реформа Податной Инспекции, финансовая полиция, новые органы общественного управления и Податная Инспекция (взаимоотношение между ними). Податная Инспекция и плательщики налогов и материальное обеспечение Податной Инспекции и служащих канцелярии Податных Инспекторов. 3-й секции - Подоходный налог (дефекты Положения и Инструкции, несовершенство форм, проекты их изменения, практические затруднения, встреченные при проведении налога). 4-й секции - Промысловый налог, в частности, патентная система, переход от раскладочной системы к окладной, несовершенство законов 2 и 13 мая 1916 г. [1], реформа обложения подотчетных предприятий, существенные недостатки положений о других прямых налогах - гербового сбора, квартирного налога, военного и налога с недвижимых имуществ, статистические работы и выполнение отдельных поручений; и 5-й секции - вновь проэктируемые прямые налоги, о которых сделан был, как уже сказано, доклад Петроградской Податной Инспекцией.
   Наиболее всего делегатов записалось в первую, и особенно во вторую секции, ввиду особой важности для Податной Инспекции обсуждавшихся в этих секциях вопросов. Ваши делегаты - Податные Инспекторы Омских городских участков - 1-го - П.М. Нюренберг [2] и 2-го - П.П. Невзоров (третий делегат Податной Инспектор Устькаменогорского участка В.С. Тер-Погасьянц на Съезде не был) записались для работ: первый - во вторую секцию, а второй - в первую, взяв их для себя за основные. Ввиду особой заинтересованности всех в работах первой и второй секций и сложности рассматривавшихся в них вопросов делегатам вашим, как и другим участникам этих секций, почти не пришлось принимать участия в работах иных секций.
   Наибольшее время в первой секции, в коей председательствовал Податной инспектор г. Петрограда Казаков, занято было выработкой нормального устава для местных организаций Податной Инспекции. От местных организаций в секцию поступило 24 устава, в том числе и устав нашей организации. Относительно состава местных организаций уставы были довольно разнообразны. Некоторые организации включали в состав свой также и Делопроизводителей и всех прочих служащих Канцелярий, другие включали одних лишь Делопроизводителей, причем в обоих случаях была еще разница - Делопроизводители и Служащие включались то по всем вопросам, то лишь по вопросам делопроизводства и личного состава. Третьи же сохраняли чистую организацию - одних лишь Податных Инспекторов и их Помощников. Вопрос о служащих Канцелярий, и особенно о их Делопроизводителях вызвал продолжительные прения, и секция не могла придти ни к какому соглашению, разделившись при голосовании на 2 почти равных половины. Так как вопрос этот одинаково касался всех Податных Инспекторов, то, ввиду таких результатов голосования, он перенесен был на предварительное обсуждение Съезда в пленарном заседании, но и здесь определенного соглашения достигнуто не было. Защитники включения Делопроизводителей указывали, что в их Союзы на местах Делопроизводители уже вошли, и было бы неудобно теперь исключать их, что среди делопроизводителей есть серьезные и знающие работники, что они работают с Податными Инспекторами в одной и той же профессии и включение их в союз было бы даже лучше и для дела, что общение их в Союзе с Податными Инспекторами повысило бы при том и самый уровень делопроизводителей. Иначе же, при непринятии их в Союз, результатом могут быть одни лишь недоразумения и даже вражда. Противники включения Делопроизводителей заявляли, что как положение, так и интересы совершенно различны у Делопроизводителей и Податных Инспекторов, что состав Делопроизводителей пока еще не выяснился, и в большинстве является случайным, что если включить Делопроизводителей в Союз, то было бы последовательнее включить и всех остальных служащих, но тогда в корне нарушилась бы самая идея Союза Податной Инспекции, то вообще соединение разнородных по положению и интересам элементов, наоборот, скорее поведет к разъединению; самостоятельное же объединение служащих в союз, к чему они уже и стремятся, было бы решением вопроса самым правильным и наиболее отвечающим как интересам Податной Инспекции с одной стороны и служащих с другой, так и вообще новому демократическому строю. За недостижением единогласия и в пленарных заседаниях, пришлось в конце концов разрешить этот вопрос компромиссом. Признано, что Союз состоит из Податных Инспекторов и их Помощников, но в нормальном уставе допущено примечание в том смысле, что в решении вопроса о включении в состав Союза Делопроизводителей и других служащих по Податной Инспекции каждый местный союз автономен. Однако в тех местных организациях, где Делопроизводители и служащие Канцелярий будут включены в Союза Податной Инспекции, представительства во Всероссийском Союзе Податной Инспекции Делопроизводители и служащие иметь не будут.
   В общем выработанный нормальный устав по существу и частностям довольно близок к нашему местному уставу, но только по вопросам, касающимся взаимоотношения местных организаций к Управляющим Казенными Палатами Съезд принял менее категоричную и более уступчивую форму положения, имея в виду, что действующие законы на этот предмет не отменены, и что на этом же основании некоторым местным Союзам Податной Инспекции, представившим в Суд свои уставы для регистрации, в таковой Судом было отказано ввиду несоответствия их с действующими узаконениями. Наименования для органов самоуправления местных организаций приняты, вместо съездов и комитетов, общие собрания и Правления. Ввиду того, что у нас, напр., по местным условиям, значительную часть дел, подлежащих при нормальных условиях, ведению Съезда Податных Инспекторов, пришлось отнести к ведению Комитета, в нормальном уставе включен п[ункт] и в § 28-м, которым предоставляется Правлениям ведать, кроме перечисленных в том параграфе дел, и всеми другими делами, возлагаемыми на него по постановлениям общих собраний. Точно также ввиду особых местных условий, как наших, так и других районов Сибири, включены в устав § 18, устанавливающий, что при невозможности созыва общего собрания, вопросы, подлежащие его ведению и признанные Правлением неотложными, могут быть решены путем референдума, и § 21-й, определяющий, что кворум общих собраний устанавливается сообразно местным условиям. Нормальный устав признан Съездом обязательным для местных организаций, но последним предоставлено право делать в своих уставах те или иные отступления, вызываемые местными условиями и нуждами, с тем лишь, чтобы отступления эти не противоречили общему духу и направлению нормального устава. За недостатком времени на Съезде, окончательная редакция устава поручена Особой редакционной комиссии. По получении на местах устава, выработанного в окончательном виде, местные организации должны приступить к пересоставлению, в чем потребуется, своих уставов, применительно к нормальному уставу, и к представлению своих уставов в Суд на регистрацию, а затем копии зарегистрированных уставов препроводить в Центральный Комитет Всероссийского Союза.
   При выработке устава Всероссийского Союза Податных Инспекторов и их Помощников в основу был положен схематический проэкт, предложенный Податным Инспектором г. Москвы Полонским. Наибольшие суждения здесь вызвал вопрос, где быть Центральному Комитету Всероссийского Союза. Лица, высказывавшиеся за Москву, приводили те соображения, что Комитет, находясь в Петрограде, может подпасть под то или иное влияние Департамента Окладных Сборов, а это совсем не желательно для Союза, органы которого в своих действиях должны быть совершенно безукоризненно самостоятельны и независимы. Кроме сего, Москва - центр России, более всего удовлетворяющий всех и в отношении расстояния от местных организаций. Но большинством признано было необходимым иметь исполнительный орган Всероссийского Союза в месте нахождения высших правительственных учреждений - в Петрограде, так как только здесь Комитет всегда будет в курсе дел, тогда как в Москве нередко возникающие в ведомствах вопросы и предположения становятся известными лишь через довольно продолжительный срок, а теперь именно такое время, когда своевременная информация вообще имеет большое значение. то же касается опасений за возможность, благодаря близости к Департаменту, нежелательного направления деятельности Комитета, то, для устранения этих опасений, постановлено также образовать Центральный Комитет, число членов коего определено в 15-ть, чтобы от состава Петроградской Податной Инспекции в нем было не более 7 членов, а остальные - из других мест, но ближайших к Петрограду, чтобы фактическое участие иногородних в Комитете было всегда возможным. Между прочим, заседания Центрального Комитета установлены для всех членов Комитета открытыми (с правом совещательного голоса).
   По выработанному уставу, Всероссийский Союз, в который объединяются губернские и областные Союзы Податных Инспекторов и их Помощников, имеет целью, во-первых, содействие местным союзам к возможно лучшему использованию их членами своего служебного долга в интересах государства и общества, и во-вторых - защиту профессиональных, правовых и экономических интересов местных союзов, входящих в состав Всероссийского Союза. Всероссийские съезды - делегатские, и установлены двоякого рода - большие (очередные) и малые (экстренные - в особых случаях), причем делегаты на большой Съезд, созываемый в сроки по постановлению предыдущего большого или малого съездов, избираются от местных союзов по 1 на каждые 10 человек от общего числа входящих в эти союзы Податных Инспекторов и их Помощников (неполные десятки в 5 и более человек считаются за полные), а на малые съезды, созываемые или Центральным Комитетом, или по требованию 15 местных союзов, избираются постоянные делегаты по 1 от каждого местного союза заблаговременно, чтобы он всегда мог, когда потребуется, выехать (Союзы, в состав коих входит более 50 Податных Инспекторов и их Помощников, избирают 2 делегатов). Неделегированные члены местных союзов могут участвовать во всех съездах с правом совещательного голоса. По общему правилу, делегаты избираются на местных общих собраниях, но в исключительных случаях допущено избрание и путем референдума. Средства Всероссийского Союза установлены: из членских взносов местных союзов ежегодно в суммах по расчету от каждого Податного Инспектора 10 руб. и Помощника 3 руб., причем ответственность за уплату членских взносов возлагается на Правления местных организаций; затем - из пособий Министерства Финансов, от издательской деятельности и из случайных поступлений. Одним из постоянных учреждений Союза, между прочим, будет Справочное Бюро при Центральном Комитете для нужд Членов Союза; подробная разработка положения об этом Бюро возложена на Комитет. Устав Всероссийского Союза, в коем, надо сказать, нашли себе отражение все пожелания, высказанные на нашем местном съезде относительно всероссийской организации, также подлежит, за недостатком бывшего на Всероссийском Съезде времени, окончательному редактированию в особой редакционной Комиссии.
   По вопросу о печатном органе секция единогласно высказалась за необходимость для Союза иметь свой печатный орган, причем издание его признано было желательным начать в нынешнем же году и, по возможности, с ближайшего времени. Единственным серьезным обстоятельством в этом деле являлась дороговизна издания, ввиду сильного вздорожания цен на бумагу и печатание, имеющего к тому же тенденцию к дальнейшему повышению, что в известной степени делает неустойчивыми и какие-либо определенные соображения относительно финансовой стороны дела. На этом обстоятельстве долго останавливался и Съезд в пленарном заседании, где раздавались опасения со стороны некоторых делегатов, указывавших на возможность крупного дефицита, который придется покрывать Членам Союза. Однако удовлетворяться единственным пока органом, издающимся в Москве - "Вопросы податного обложения", составляющим приложение к издаваемой частной коммерческой компанией газете "Коммерсант", никоим образом не приходится, так как если в этом журнале и затрагиваются в известной степени вопросы податного дела, то только лишь в специальных целях, кои преследуются издателями в своем издательском коммерческом деле. И хотя, с одной стороны, издание теперь собственного органа и потребует значительных средств, но, с другой стороны, именно в настоящее время, когда разрабатываются новые законопроекты как по разным налогам, так и по реформе податного Управления, необходимо Союзу иметь свой печатный орган для своевременного и полного ознакомления Податной Инспекции со всеми возникающими в ведомстве предположениями, и вместе с тем, - более успешного проведения в жизнь взглядов и решений Союза. В этих видах, и так как расходы на первое время исчислены примерно до 60.000 руб., Съезд принял предложение Секции установить для нынешнего года взнос для каждого Податного Инспектора и Делопроизводителя по 10 руб., причем в счет этих сумм издание будет высылаться до конца года, а с будущего года, по боле подробном выяснении положения дела, установлена будет определенная подписная плата. Выписка журнала обязательна для всех членов Податной Инспекции. Задачами нового органа намечены своевременное и широкое ознакомление со всеми новыми законопроектами, инструкциями, решениями Сената и циркулярами Министерства, решение всякого рода вопросов податного дела (отдельные статьи и выдержки из журналов местных Съездов) и пр.; особыми отделами будут: хроника, библиография и критика, вопросы и ответы для податных инспекторов и плательщиков налогов, податной календарь и др. Для целей более широкого распространения издания особое внимание будет обращено на то, чтобы оно было интересным и для плательщиков налогов. Проведен принцип платности работ, почему все статьи и заметки, как лиц редакционного состава, так и присылаемые с мест, обязательно будут оплачиваться гонораром. Издателем органа будет Центральный Комитета Союза, а ближайшим образом вести дело будут два лица - редактор и заведующий хозяйственной частью; вознаграждение тому и другому назначено по 1600 рублей в год (также будет платный и Секретарь). Местом издания будет Петроград, причем и редактор, и заведующий хозяйством будут ex officio входить в качестве членов в состав Центрального Комитета. Выбор и назначение этих лиц предоставлены Съездом Центральному Комитету.
   По учреждаемой при Всероссийском Союзе кассе взаимопомощи на случай смерти и потери трудоспособности работала особая подсекция, выделенная из 1-й секции. Из всех видов взаимопомощи наиболее желательным, по заключению подсекции, было бы учреждение эмеритальной кассы, но тут требуются точные расчет, основанные притом на подробном всесторонне разработанном материале; иначе, при несовершенстве в каком-либо отношении расчетов или непринятии во внимание того или иного фактора, все дело может грозить крахом, как уже и было это с военным ведомством, миллионный крах эмеритальной кассы которого удалось ликвидировать только при поддержке государственной казны. Нужных же расчетов и материалов пока не имеется. Подходящей формой взаимопомощи было бы также коллективное страхование в Государственной сберегательной кассе, которою для коллективов предоставляются особые льготные условия, но по этому делу тоже пока не имеется разных нужных данных. Однако и выработанный подсекцией проект устава кассы взаимопомощи Съезд признал основанным на недостаточно разработанных данных, ввиду чего и так как в тесной связи с теми или иными расчетами стоят и суммы взносов, кои подсекцией определялись в значительной цифре - по 5 руб. в месяц или по 60 руб. в год с каждого Податного Инспектора и Помощника при уплате наследникам по каждому смертному случаю суммы в 6.000 руб., постановил передать этот проект для пересмотра и более подробной разработки в Центральный Комитет, коему вместе с тем поручил обсудить и разработать и другие подходящие виды взаимопомощи. Пока же, чтобы не оставлять уже и теперь семьи членов Союза без вспомоществования, единогласно принято, в виде временной меры, установление обязательных для всех Податных Инспекторов и Помощников взносов - с каждого единовременно в 10 руб. (из них 1 % - на делопроизводство и 3 % - в запасной капитал) и, периодически, по каждому случаю смерти - по 3 руб. до образования запасного капитала в сумме до 20 тыс. руб., когда периодические взносы могли бы быть понижены, а затем о временем и вовсе прекращены, и уплаты в сумме до 5 тыс. руб. по каждому смертному случаю производились бы уже из %% с капитала.
   Вторая секция, бывшая особенно многочисленной, работала под председательством Податного инспектора г. Петрограда Портянко. Все подлежавшие ей вопросы обсуждались в ней весьма подробно, и выработанные материалы вносились в пленарные заседания Съезда постепенно. Работы ее, ввиду особого интереса вопросов, вызывавшего горячее участие членов ее в обсуждении, затянулась почти до самого последнего дня Съезда, причем некоторые из вопросов все-таки пришлось отложить за недостатком времени. Все пожелания нашего Съезда, относившиеся к предметам заседания этой секции, вошли в ее постановления.
   По вопросу о реформе Податной Инспекции, согласно докладов секции, Съездом приняты следующие резолюции.
   Основания реформы - 1. Податная Инспекция выделяется в самостоятельный от Казенных Палат институт.
   2. Устанавливается выборное начало при назначениях и перемещениях чинов Податной Инспекции; выборы как участковых, так и губернских податных инспекторов должны производиться исключительно членами корпорации, причем губернские Инспекторы избираются на срок, и
   3. Коллегиальность всех учреждений.
   Круг обязанностей Податной Инспекции - отделение обложения от взыскания; относительно последнего на обязанности Податной Инспекции должно лежать только лишь общее наблюдение.
   Члены организации Податной Инспекции - Участковые и Губернские (или областные) Податные Инспекторы; Губернский Инспектор наблюдает за постановкой податного дела в губернии (вместо Казенной Палаты и Управляющего) и несет узко административные функции, являясь при этом как бы старшим товарищем (primus inter pares), руководящим общей деятельностью участковых Податных инспекторов.
   2. Участковое податное Присутствие под председательством Податного Инспектора и подсобные органы (Канцелярия Податного инспектора, агенты при Пожарном Инспекторе по наружной службе и пр.); члены Присутствия избираются представителями общественного самоуправления).
   3. Губернское податное Присутствие - председательствует Губернский Податной Инспектор - инстанция апелляционная.
   4. Губернский Податной Совет, состоящий под председательством Губернского Податного Инспектора, из одного или двух помощников его и такого же числа участковых инспекторов - инстанция административная. Проводит в жизнь постановления Губернского съезда Податной инспекции, ведет списки наличного состава Податной Инспекции, имеющихся свободных вакансий, лиц, ходатайствующих о назначении и перемещении и пр., и
   5. Губернский съезд Податных Инспекторов и их помощников - высший местный административный орган управления, объединяющий деятельность Податных Инспекторов.
   Податные ревизоры - состоят при Департаменте и назначаются Министром Финансов из кандидатов, выбираемых на Всероссийском Съезде из состава Участковых Податных Инспекторов, причем ревизоры могут быть как в качестве постоянного органа, так и назначаться ad hoc по усмотрению Министерства; ревизии должны производиться ими при делегате от членов местной податной корпорации, причем акты ревизии, подписанные ревизором, а также и делегатом и лицом ревизуемым, сообщаются в копии местной Податной организации.
   Высшими учреждениями являются - Сенат - кассационная инстанция - и Всероссийский Съезд Податных Инспекторов и их Помощников, исполнительный орган которого ведает всем делом по выборам кандидатов в Податную Инспекцию и, соответственно сему, ведет списки, на основании получаемых от губернских советов материалов, как обо всех чинах Податной Инспекции, так и о кандидатах к назначению или перемещению.
   Отношение к Департаменту Окладных Сборов - право делегирования членов корпорации в Департамент с правом решающего голоса при разработке всякого рода законопроектов и вообще податных дел, а также по вопросам личного состава Податной Инспекции и материального ее обеспечения, и особенно по делам, возникавшим из докладов Податных Ревизоров по произведенным ими ревизиям.
   Что касается вопроса о материальном обеспечении Податной Инспекции и служащих канцелярий Податных Инспекторов, то здесь секция остановилась прежде всего на общих нынешних тяжелых условиях работы Податной Инспекции и, по подробном рассмотрении и обсуждении их, пришла к заключению, во-1-х, что при том материальном обеспечении, которое сейчас имеется в Податной Инспекции, существовать при нынешней, столь резко изменившейся конъюнктуре жизненных условий не только весьма затруднительно, но и почти невозможно, и во-2-х, самое количество работы у Податных Инспекторов настолько велико и обременительно, что работать становится совершенно непосильным. Необходимо поэтому теперь же озаботиться как соответствующим улучшением материального положения Податной Инспекции, так, вместе с тем, и принятием мер к увеличению числа податных участков для разгрузки работы и, между прочим. к увеличению числа Помощников Податных Инспекторов. Перед безотлагательным удовлетворением указанных нужд Министерство не должно бы останавливаться и в интересах самого дела, имея в виду, с одной стороны, что нынешняя необеспеченность Податной Инспекции не может, само собой, не отражаться неблагоприятно на качестве самой работы Инспекции, а с другой - что расходы, сопряженные с устранением перегруженности в работе Инспекции, несомненно окупились бы для страны с избытком. В частности, для облегчения труда Податного Инспектора секция признала необходимым 1) образование нормальных податных участков, 2) в каждом податном участке учредить не менее 1 Помощника Податного Инспектора, для возложения на него ответственных поручений (на делопроизводителей таких поручений возлагать невозможно) и для замещения Податного Инспектора при его отлучках, и 3) усиление штата Канцелярии Податного Инспектора новой должностью Помощника Делопроизводителя, так как Делопроизводителю часто приходится отлучаться из Канцелярии по разным служебным делам (выборка на местах данных из книг и пр.) и соответствующим количеством писцов, которых в каждой канцелярии должно быть не менее трех; также должен быть один служитель при каждой Канцелярии для уборки комнат и разноски пакетов. Все эти мероприятия должны подлежать определению и разработке на местных Губернских или Областных Съездах.
   В отношении увеличения содержания продолжительные прения в секции вызвал вопрос о том, должно ли содержание Податных Инспекторов быть одинаковым повсеместно или же различным, по классам местности, как то имеет место ныне, разделивший членов секции на две половины.
   Сторонники установления содержания по классам местности указывали, что более крупные центры никак нельзя сравнивать с мелкими, так как в первых обыкновенно и квартиры, и отопление значительно дороже, также и стоимость продуктов гораздо выше, и вообще условия проживания требуют гораздо больших расходов. Защитники же одинакового повсеместно содержания приводили соображения, что по местам и в мелких сравнительно пунктах жизнь не дешевле, чем в более крупных центрах, и что даже если считать и дешевле, то, с другой стороны, воспитание и обучение детей и связанное с этим содержание их обходится значительно дороже, так как на местах нет учебных заведений, и детей приходится отправлять в более крупные города, вследствие чего и общие расходы в действительности уравниваются с расходами в крупных центрах, не говоря уже о том, то уравнение содержания явится отчасти компенсацией за необходимость проживания в участках, лишенных культурных условий, труд же, с другой стороны, и там, и тут, в общем одинаков; уравнительность содержания желательна еще и потому, что отпало бы стремление менять места из-за высшего оклада, что наблюдается ныне и проходит нередко в ущерб делу. При голосовании вопрос прошел в смысле уравнения содержания перевесом одного лишь голоса Председателя секции. Содержание Податного Инспектора принято секцией в сумме 7200 руб. в год, и за каждые 5-летки по 500 руб., причем число их должно быть неограниченным - до выслуги полной пенсии. Единогласно затем прошло постановление, что содержание должно быть одной суммой, без подразделения на жалованье, столовые и квартирные, как ничем в действительности не вызываемого.
   Помощнику Податного Инспектора содержание принято секцией в размере 60 % содержания Податного Инспектора - 4320 руб. (входят столовые и квартирные) и три 5-летки по 300 руб. Делопроизводителю - 45 % содержания Податного Инспектора - 3200 руб. (с квартирными и столовыми) и … [так в документе - по-видимому, машинистка не смогла разобрать слово в рукописи] 5-летки (также в размере 45 %) - 225 руб., причем относительно делопроизводителей постановлено, что они, если не имеют высшего образования, не могут быть назначены ни Податными Инспекторами, ни Помощниками; Помощнику Делопроизводителя - 1800 руб., без пятилеток, так как он, в сущности, будет являться лишь старшим писцом; писцам - по расчету не свыше 1800 руб. на каждого писца, в подотчетное распоряжение Податного Инспектора, причем циркуляр, не допускающий на должность писца женщин, должен быть отменен, а что касается родственников и членов семьи, то временно, за недостатком служащих, они могут быть допускаемы к письменным занятиям; сторожу - до 1200 руб., в подотчетное распоряжение Податного Инспектора. Кроме сего, секцией приняты дополнительные ассигнования чинам Податной инспекции: 1) единовременное пособие в размере месячного оклада - к Пасхе и Рождеству, каковые выдачи, вызываемые значительными расходами в эти праздники, были бы собственно не наградой, а пособием за труд; 2) пособие на воспитание детей - 200 руб. в год на каждого ребенка; 3) в тех случаях, когда Податным Инспекторам и Помощникам приходится выезжать по служебным делам за пределы участка - прогонные и суточные, размер которых устанавливается на местах; 4) на лечение - по 500 руб. одинаково Податному Инспектору, Помощнику и Делопроизводителю; и 5) разъездные - в одинаковой сумме для Податных Инспекторов и их Помощников - городским по 900 руб., и уездным - по 1800 руб. В общем на содержание участка, по приведенному расчету, приходилось бы до 37000 руб. в год - сумма хотя и значительная, но, по сравнению с ассигнованиями на другие учреждения, далеко не выдающаяся, когда наприм., на продовольственный комитет в губернии ассигнуется до 300.000 руб. Остались не разработанными в секции, за недостатком времени, вопросы об ассигнованиях на канцелярские и типографские расходы, о пенсиях, о площади канцелярий Податных Инспекторов и др.
   В пленарном заседании, рассматривавшем эти заключения секции, однако, признано было, по условиям времени, неудобным рассматривать ныне штаты, а в целях улучшения материального положения - возбудить ходатайство об увеличении содержания по дороговизне в известном проценте на все время войны и действия %% добавок. Если, при этом, о прибавках для увеличения содержания Помощникам Податных Инспекторов и служащим канцелярий не было никаких разногласий, то в отношении Податных Инспекторов вопрос вызвал продолжительные прения, принявшие даже страстный характер, так как значительная часть членов Съезда признавала, ввиду весьма затруднительного, дошедшего до полного расстройства, финансового положения государства, неудобным для Податных Инспекторов выступать с ходатайством о прибавках для себя и настаивала на сохранении в этом отношении занимавшейся до сего времени Инспекцией позиции, приглашая как-либо претерпеть переживаемые затруднения и в дальнейшем. В конце концов, большинством членов, находивших, что ввиду все более и более усиливающейся дороговизны, пределы возрастания которой притом не предвидятся в ближайшем будущем, терпеть далее нет сил и для Податной Инспекции, так как и теперь уже ей приходится входить в задолженность, вопрос решен все-таки за ходатайство и о Податных Инспекторах. Добавка для Податных Инспекторов принята Съездом в размере 100 % всего содержания (нынешняя военная прибавка отпала бы), для Помощников Податных Инспекторов и Делопроизводителей увеличение принято на 150 %, на наем писцов - на 200 % плюс так называемая Плехановская прибавка (принцип, выработанный комиссией об увеличении содержания железнодорожникам под председательством Плеханова), по которому, если из отпускаемого кредита приходится тем или иным служащим получать менее 100 руб. в месяц, то всем таким служащим казна отпускает особые прибавки с расчетом, чтобы содержание этих служащих составляло 100 руб. в месяц. Вопрос о прибавке сторожам поручен рассмотрению Центрального Комитета. Ему же поручено настоять в Департаменте Окладных Сборов на увеличении сумм, отпускаемых на наем помещений для Канцелярий, и возмещении произведенных Податными, инспекторами перерасходов по оборудованию Канцелярий. Центральный же Комитет передан на разработку и вопрос об уравнении разъездных денег для Податных Инспекторов и Помощников, не вызывающий сочувствия у многих членов Съезда, признававших, что Помощники, наоборот, должны больше находиться в Канцеляриях Податных Инспекторов, а не в разъездах, а также и все вопросы, оставшиеся в секции не разработанными. Особо поручено Комитету разработать вопрос о сокращении срока на пенсию до 25 лет и принять меры к скорейшему возмещению всех потерь чинам Податной инспекции - беженцам из местностей, занятых неприятелем, каковые потери, как выяснилось, до сих пор не возмещены им, не в пример прочим беженцам, между тем как многие из Податных Инспекторов потеряли все имущество и совершенно разорились.
   Вопросы о финансовой полиции, о взаимоотношениях между новыми органами общественного управления и Податной Инспекцией и об отношениях к плательщикам налогов, за недостатком времени, остались в секции без подробной разработки, и по ним установлены положения лишь в общей форме. По первому - относительно взыскания налогов и недоимок, которое должно относиться к ведению финансовой полиции [3], на обязанности Податной Инспекции должно лежать лишь общее наблюдение за взысканием их, без фактического участия деле взыскания; по второму - отношения к новым органам общественного управления должны определяться исключительно финансовыми задачами, преследуемыми деятельностью Податной Инспекции, и по третьему - отношения к плательщикам должны быть истинно справедливыми, на началах строгой законности.
   По работам 3-й секции, в которой председательствовал Податной Инспектор г. Москвы Частухин, наибольшие суждения на Съезде вызвал доклад секции о желательности теперь же отмены Инструкции о применении Положения о государственном подоходном налоге. Необходимость отмены мотивировалась тем, что Инструкция хотя и содержит в себе некоторые разъяснения Положений закона, но в общем, ввиду множества неясностей, противоречит закону, и пр., приносит больше вреда, чем пользы, не говоря уже о том, что и составлена она очень громоздко и неудачно, являясь в большинстве лишь перифразом закона, с неудачным притом расположением материала. Практическое же значение немедленной отмены Инструкции, помимо устранения вносимой ею путаницы в понимании закона, заключалась бы, между прочим, и в том, что отпала бы для Податной Инспекции, переобремененной теперь делом, обязательность непременно всех бесчисленных форм делопроизводства, установленных Инструкцией, во многих случаях введенных без особой надобности и только усложнивших работу Податного Инспектора. Обсудив этот вопрос, Съезд, соглашаясь вполне со всеми доводами и соображениями секции, не усмотрел, однако, особой настоятельной необходимости в немедленной отмене инструкции, тем более, что, по доложенным представителем Петроградской Податной инспекции г. Загорским сведениям, со стороны Департамента Окладных Сборов, сознающего затруднительность для Инспекции применения всех форм, не будет требования выполнять все формы, в частности, например, Департаментом частным образом разрешено Петроградской Инспекции не применять формы № 31 (свод податных сведений о плательщиках), № 30 (карточки алфавита), № 32 (список плательщиков), вместо каковой формы достаточна форма № 27 (список лиц, имеющих самостоятельный доход), № 35 (поверочный лист), № 36 (обращение Председателя к плательщикам за разъяснениями). Кроме сего, формы о штрафах № 42-43 вполне могут быть заменены одной формой по образцу, например, штрафного списка по квартирному налогу, а по ф. № 21 (сведения о лицах, получающих жалованье, пенсии и пр.) в случаях, когда данные этой формы расходятся с декларациями плательщиков, можно запросов для выяснения не делать. Съезд признал, что все эти разрешения Департамента, данные Петроградской Инспекции, могут быть приняты к руководству и прочими Податными Инспекторами.
   По отдельным вопросам по подоходному налогу секцией вынесены следующие резолюции, принятые Съездом: 1) Валовым доходом за текущий год считать не только действительно полученный доход, но и причитающийся за тот год; 2) вторую половину ст. 14 Положения (о принятии в расчет дохода лишь от тех источников, которые были в наличности на 1 января окладного года) желательно отменить, а доход брать в полной сумме за предшествовавший год, предоставляя плательщикам доказывать уничтожение источников, а не их состояние на 1 января; 3) отдельными источниками дохода считать лишь перечисленные в ст. 2 Положения и в том именно виде, как они изложены в 6-ти пунктах, а не понимать отдельным источником дохода, наприм., каждую процентную бумагу, акцию и пр., как то изложено в § 23 Инструкции; и 4) желателен периодический пересмотр прожиточного минимума и увеличение до 1500 руб.
   4-я секция, которой подлежали все остальные действующие налоги, ввиду малого числа бывших в ее распоряжении вполне разработанных докладов и материалов, вынесла резолюции, касавшиеся лишь основного и дополнительного промыслового налога [4]. Наиболее существенным был доклад о желательности полной отмены патентного сбора и введения взамен него окладной системы на началах прогрессивности с установлением минимума, не подлежащего обложению, а в связи с этим и о необходимости в коренной переработке Положения о промысловом налоге, к которой следует Министерству приступить немедленно при непременном участии Податной Инспекции. По этому поводу одним из представителей Петроградской Инспекции, г. Казаковым, доложены имеющиеся из Департамента сведения, по коим отмена патентной системы пока считается Департаментом несвоевременной ввиду того, что нынешняя система дает определенный источник дохода к началу года и, кроме того, с этого источника пользуются определенным доходом города, земства и др. Съезд признал замену патентной системы окладною вполне назревшей и присоединился к докладу секции, высказавшись лишь против прогрессивности здесь обложения, ввиду и без того уже значительной обременительности для плательщиков обложения со введением новых налогов. По вопросу о привлечении торговых предприятий IV разряда и промышленных VII и VIII разрядов, а также развозной и разносной торговли к платежу раскладочного и % сборов [5], впредь до полной отмены патентного сбора, Съезд также присоединился к секции, но начальным годом, с коего ввести обложение этих предприятий, признал не 1917 г., как высказывалась секция, а 1918 г. Резолюции секции: 1) по привлечению предприятий, не выбравших промысловых свидетельств, но по сведениям Податной Инспекции или Членов Раскладочного Присутствия, действующих, к дополнительному промысловому налогу до выборки ими промысловых свидетельств, составляя в таких случаях соответствующие журналы в Раскладочном Присутствии, так как при соблюдении ныне действующих на этот счет правил закона, привлечение таких предприятий замедляется иногда на очень значительное время, что является ущербом для казны, и 2) об отмене с нынешнего же года утверждения раскладок Казенными Палатами, а также - высказанное секцией пожелание о передаче дел об обложении акционерных предприятий из Казенных Палат Податным Инспекторам - отклонены Съездом. По вопросу о вновь возникших предприятиях, облагаемых по закону 2 мая 1916 г., высказано пожелание, чтобы при обложении таких предприятий не производить установленных законом расчетов непременно для всех предприятий, а принять во внимание условия работы предприятий (есть, например, сезонные предприятия, также - работающие не круглый год, но выполняющие за время своего функционирования весь круг своих действий и пр.), и облагать такие предприятия, хотя бы они и были вновь возникшие, по общему порядку, как годовые, причем и зачет у них промыслового налога, как и у таких же проштрафившихся, должен производиться по стоимости полных годовых свидетельств. Некоторые вопросы по более мелким предметам, как, наприм., об отмене представления предварительных сведений о контингенте раскладочного сбора, каковые могли бы быть заменены сообщением полученных по производстве раскладки точных уже данных о сумах оборотов и прибылей, и пр., остались на рассмотренными секцией, и материалы переданы в Центральный Комитет.
   В 5-й секции (о вновь проектируемых налогах) рассматривались собственно принципиальные основы новых налогов, изложенные уже выше в настоящем докладе. В частности, относительно поимущественного налога признано необходимым учреждение особого кадра оценщиков, без которых работа для Податной Инспекции окажется весьма затруднительной. В связи с идущей теперь в Министерстве разработкой новых законопроектов Съезд, согласно заключению секции по вопросу о том, каков должен быть общий характер финансовой политики, вынес резолюцию, что обложение должно иметь характер не как жертвы со стороны плательщиков, а как исполнения с их стороны гражданской обязанности. По только что введенному новому единовременному налогу сомнительная для понимания 3 статься закона об этом налоге во второй ее части, давшей возможность разного толкования, разрешена признанием характера прогрессивности за обложением по этому закону, из чего и должно вытекать определенное понимание второй части указанной статьи.
   Во время заседаний Съезда, от Совета Петроградской Податной Инспекции получены были из Петрограда сведения, что Департаментом Окладных Сборов, обсуждавшим вопрос о прибавках Податной Инспекции, решено назначить Податным Инспекторам по 400 руб. в год, Помощникам Податных инспекторов по 800 р. и Делопроизводителям по 700 руб., кредиты на наем помещений для Канцелярий и на канцелярские расходы - удвоить. Столь ничтожная прибавка Податным Инспекторам по сравнению, наприм., с установленной по Департаменту Государственного Казначейства прибавкой для Начальников отделений Казенных Палат (по 1000 руб. в год) объясняется, по сведениям Петроградского Совета, главным образом тем, что Департамент Окладных Сборов имел в виду как бы оказать давление на Податных Инспекторов и таким образом побудить последних к занятию должностей Начальников отделений Казенных Палат. Такое недостойное отношение к Податным Инспекторам со стороны Департамента, никогда притом и раньше не отличавшегося не только какой-либо заботливостью о Податной Инспекции, но и сколько-нибудь внимательным и приличным отношением, вызвало на Съезде большое негодование, и не из-за размера собственно суммы прибавки, а из-за той недостойной тенденции, которая связывалась Департаментом с этой прибавкой и которую он позволил себе даже и в этом насущном для Податной Инспекции деле. Съезд единогласно постановил отказаться от этой подачки Податным Инспекторам (не касаясь добавок Помощникам и Делопроизводителям из опасения отнятия их и от этих лиц) и изложить о этом, а также и вообще о бывшем до сих пор недостойном отношении Департамента к Податной Инспекции, в особой резолюции, которую и представить в Министерство. Резолюция эта была затем выработана и одобрена Съездом.
   Выборы в Центральный Комитет Всероссийского Союза на должность председателя и двух товарищей его производились сначала записками, в коих назначались кандидаты, а затем баллотировкой шарами. В Председатели Комитета большинством голосов выбран Податной инспектор г. Петрограда г. Загорский, а Товарищами его - Податные Инспекторы г. Петрограда Зайцев и Портянко; в члены Комитета избраны по запискам в порядке большинства голосов Податные инспекторы Гинтерман (Петроград), Градовский (Пгд), Казаков (Пгрд), Степаненко (Харьков), Покровский (Р. на Д.), Вербицкий (Новгород), Полонский (Москва), Хмелевский (Москва), Росницкий (Петр.), Честухин (Москва), Шрамченко (Москва) и Дарков (Петр.). Кандидатами к ним избраны 10 Податных Инспекторов из ближайших к Петрограду губерний. Выборы в Ревизионную комиссию отложены до следующего Съезда. В редакционную комиссию, для окончательного редактирования трудов Съезда, избраны все московские делегаты, как оставшиеся на месте, и Президиум Съезда.
   О месте и времени следующего Всероссийского Съезда предоставлено решить Центральному Комитету путем референдума.
   На память о 1-м Всероссийском Съезде все члены Съезда снялись в общей группе.
   
   Г. Омск.
Податные Инспекторы Омских городских участков -
1-го - П.М. Нюренберг.
2-го - П.П. Невзоров.

   
   Государственный архив Омской области. Ф. 199. Оп. 1. Д. 71. Л. 12-23 об. Копия, отпечатанная на машинке под очень бледную фиолетовую копирку. Исключение составляют слова, отпечатаны в оригинале под красную копирку; в настоящей публикации они также даны красным цветом. Есть рукописные исправления опечаток или непропечаток.


  [1] 2 мая 1916 г. вышел закон о привлечении к дополнительному промысловому налогу вновь возникших неотчётных предприятий и личных промысловых занятий и о порядке обложения предприятий и занятий в год их прекращения. 13 мая 1916 г. - об установлении временного (в связи с военными условиями) налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий.
  Отчётными именовались предприятия, обязанные каждый год публиковать в центральной или губернской периодике отчёты о своей деятельности (обычно - акционерные предприятия). Они вели бухгалтерию по официальным правилам, вследствие чего их прибыль можно было установить точно. В противоположность им, остальные предприятии, не обязанные официальной отчётностью, назывались неотчётными. Прибыль большинства из них оказывалось возможным определить лишь приблизительно. К личным промысловым занятиям относилась служба на высокооплачиваемых должностях в частных предприятиях, маклерская, нотариальная деятельность и т.п. доходные занятия, не требовавшие наличия значительных капиталов и представлявшие по существу продажу высокооплачиваемых услуг.
  [2] В документах встречается разночтение этой фамилии: Нюрнберг или Нюренберг. В каждом случае она приводится в соответствии с документом.
  [3] Ни в дореволюционной России, ни в 1917 г. налоговой полиции не существовало; обязанности по взысканию сборов распределялись между податными инспекторами, полицией и местным самоуправлением.
  [4] Промысловый налог подразделялся на основной и дополнительный. Основной взимался в виде выборки промыслового свидетельства, имевшего твёрдую цену и именовавшегося иначе патентом. Отсюда - "патентная система": налог, не зависящий от дохода; такая система сохранилась с начала XIX в., хотя доля этой составляющей в общей сумме промыслового налога постепенно уменьшалась. Реформами 2-й половины XIX в. усиливалась 2-я составляющая - дополнительный промысловый налог, взимавшийся в процентах от дохода по определённым ставкам, иначе именовавшимся окладом (отсюда - "окладная система": налог, взимаемый пропорционально доходу или другой единице обложения). Кроме этого, в течение указанного периода наблюдалась тенденция усиления прогрессивного характера промыслового налога: чем выше доход (в процентах к капиталу), тем выше ставка налога.
  [5] Для взимания промыслового налога торговые предприятия подразделялись на 5 разрядов (с отнесением к 5-му развозной и разносной торговли), промышленные - на 8. Самые мелкие из них (низшие два разряда по каждой шкале), а также все новые предприятия (проработавшие меньше года), освобождались от дополнительного промыслового налога. Последний взимался двумя способами. Для отчётных предприятий (или неотчётных, ведущих бухгалтерию по установленным нормам) - в виде налога с основного капитала и процентного сбора с прибыли. Для неотчётных (не ведущих надлежащей бухгалтерии) - в виде раскладочного сбора и процентного сбора с прибыли, превышающей определённый процент.

Hosted by uCoz