Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

  Вступительная статья
  № 1. Устав Союза податных инспекторов Омской казённой Палаты.
  № 2. Доклад податных инспекторов Омской казённой палаты о 1-м Всероссийском съезде податных инспекторов и их помощников.
  № 3. Циркуляр управляющего Омской казённой палатой с приложением циркуляра Департамента окладных сборов и заключения Юридического совещания при Временном правительстве по проектам уставов организаций Податной Инспекции.

 

Кириллов А.К.

Вступительная статья

   Одно из дел, хранящихся в Государственном архиве Омской области в фонде податного инспектора Омского уездного участка Акмолинской области, озаглавлено "По профорганизации податных инспекторов" [1]. Документы этого дела, не очень многочисленные, тем не менее, позволяют воссоздать историю, связанную с организацией всероссийского союза податной инспекции.
   Уже в 60-70-х гг. XIX в. стала проявляться нехватка в системе финансового управления особых чиновников для ведения дел по налогообложению. Такие чиновники под именем податных инспекторов появились в России в 1885 г. в связи с реформой предпринимательского обложения. По этой реформе в промысловом налоге, помимо патентного сбора (имеющего твёрдый размер) появилась новая составляющая - дополнительный сбор. С акционерных предприятий он собирался в виде процентного налога с прибыли; для большинства же имел раскладочный характер. Сумма сбора с каждой губернии утверждалась Министерством финансов ежегодно в зависимости от степени экономической развитости, определяемой числом выбранных патентов. Самую трудную задачу, которую оказалось невозможно решить без податных инспекторов, составило распределение губернской суммы сбора между уездами и далее - между отдельными плательщиками. Этим занимались присутствия по промысловому налогу (уездные и губернское). Инспектор председательствовал в уездном присутствии, руководя работой нескольких выборных от плательщиков данного налога. Основываясь на своих примерных оценках, эти выборные определяли для каждого плательщика сумму годовой прибыли, исходя из которой и распределялась сумма раскладки, назначенная на уезд. Инспектор же следил за тем, чтобы выборные не допускали явных отклонений от действительности. На подобных основаниях строилась и работа присутствий по государственному налогу с городских недвижимых имуществ (созданных в 1893 г.) и присутствий по государственному квартирному налогу (взимавшемуся с того же 1893 г.).
   Очевидно, что даже при опоре инспектора на осведомлённость членов присутствия на его долю всё равно оставался колоссальный объём работы по приблизительной, хотя бы, проверке этих сведений и по разработке систем оценки облагаемой базы для различных налогов. Он должен был представлять хозяйственную конъюнктуру своего участка, быть лично знакомым с основными предприятиями, знать цены на строения разного качества в различных частях города, ориентироваться в уровне арендной платы за различные квартиры; если к его ведению относился сельский участок - знать уровень платёжеспособности разных селений, развёрстывать между обществами уездный оклад оброчной подати в соответствии с самостоятельно определёнными показателями доходности крестьянских хозяйств; оценивать обоснованность ходатайств о рассрочках недоимок… К тому же в обязанности инспектора входил и надзор за соблюдением налогового законодательства. Хотя непосредственным выявлением нарушений на местах занимались чины полиции и местного самоуправления, все протоколы о нарушениях стекались для принятия мер к податному инспектору.
   Поэтому штаты податной инспекции с 1885 по 1917 г. постоянно росли; появлялись помощники инспекторов, дробились участки, росла канцелярия. Численный рост инспекции происходил и за счёт увеличения территориального охвата по мере распространения налоговых реформ на окраины. В частности, в Сибири податные инспектора появились в 1894 г., после введения квартирного налога, требовавшего индивидуального определения облагаемой базы для каждого плательщика. В итоге численность податной инспекции возросла с 222 человек в июле 1885 г. до 1283 к началу 1910 г. [2]
   Личный состав податной инспекции отличался довольно высоким образовательным уровнем. Так, в Тобольской губернии на 1902 г. из 17 инспекторов и их помощников 8 имели университетское образование (в т.ч. 6 - Московского, 1 - Петербургского, 1 - Харьковского университета; большинство - после юридических факультетов) [3]. Такая же картина характерна и для России в целом [4]. Поэтому инспектора с самого начала не стали ограничиваться ролью полицейских чиновников, беспрекословно исполняющих приказания начальства. Да и сам характер работы способствовал развитию самостоятельности - новая налоговая система, основанная на капиталистическом подоходном принципе, только формировалась, многое приходилось делать впервые, экспериментировать, искать наилучшие пути… Поэтому с первых лет деятельности податные инспектора стали ежегодно собираться на съезды, по итогам которых в большинстве случаев издавались объёмные журналы. Обсуждались всевозможные насущные проблемы, относящиеся к деятельности инспекторов, нередко высказывались пожелания по изменению законодательства. Само собой, до 1917 г. такие съезды организовывались непосредственно казённой палатой как органом финансового управления губернии и проходили под председательством управляющего палатой, а то и в присутствие более высокого губернского начальства.
   Но Февраль 1917-го выпустил из бутылки дух свободы, и податные инспектора решили выйти на новую ступень самоорганизации. 8 апреля в Омске было получено обращение податных инспекторов Владимирской губернии "о необходимости объединения податной инспекции ввиду происшедшего политического обновления родины" [5]. Четыре инспектора Омского уезда, собравшиеся 14 апреля для обсуждения этого предложения, решили действовать без промедления. Постановив разослать полученное обращение всем инспекторам Омской палаты и поддержать Владимир в вопросе о созыве всероссийского съезда, они создали из себя самих временное исполнительное бюро Союза податных инспекторов и их помощников ведомства Омской казённой палаты (в составе: М. П. Михайлов, П. П. Невзоров, И. Похитонов, во главе с П. М. Нюрнбергом), предоставив себе право действовать от имени Союза. Ближайшей задачей был намечен созыв общего съезда инспекторов Омской палаты для организации самого названного Союза.
   Кроме того, совещание 14 апреля решило присоединиться, вместе со служащими канцелярий, к недавно созданному союзу служащих в Казённой палате и Казначействе, причём выдвинутый присутствовавшими П. М. Нюрнберг в течение ближайших дней получил поддержку большинства членов этой организации и оказался избран в комитет союза. Однако двое других инспекторов (В. С. Тер-Погосьянц из Усть-Каменогорска и В. В. Мельницкий из Петропавловска), через 9 дней оказавшиеся в Омске и приглашённые по такому случаю на заседание временного бюро союза податных инспекторов, выступили решительно против объединения столь разнородных служащих, поэтому П. М. Нюрнберг вышел из упомянутого комитета. Зато гости из отдалённых уездов решительно поддержали идею съезда для создания собственной организации податных инспекторов. Любопытно, что и председатель Палаты М. А. Васильев, присутствовавший на заседании вместе с начальниками отделений, выразил полное сочувствие этому делу [6]. Съезд этот состоялся 25 июня - 6 июля 1917 г.; главным его итогом стало принятие устава союза податной инспекции района Омской казённой палаты.
   Не пересказывая содержание этого документа, приведённого в настоящей публикации полностью (см. № 1), отметим основную его особенность. Устав, по существу, ставит Союз инспекторов выше их прямого начальника, управляющего Казённой палатой. В качестве наиболее яркого проявления можно указать на ст. 7 (по которой управляющий Палатой должен получать одобрение комитета Союза на все действия, "касающиеся деятельности и личного состава податной инспекции") и ст. 17, расшифровывающую приведённую выше общую формулировку. Мало того, Союз ставит себя на равных с самим правительством, оговаривая свои права рассматривать отчёты ревизоров (ст. 17) и обсуждать не только различные вопросы налогообложения, но и саму целесообразность тех или иных налогов (ст. 23). Как видно из документа № 3, в котором речь идёт о Нижегородской и Ярославской губерниях, устав Союза Омской палаты не очень отличался от уставов других союзов, принятых в это время. Повсюду требовали права принимать решения.
   Это стремление вполне проявилось на 1-м Всероссийском съезде податных инспекторов и их помощников, состоявшемся в Москве с 7 по 17 августа 1917 г. Уже упоминавшиеся инспектора Нюрнберг и Невзоров, принявшие участие в этом мероприятии, представили по возвращении подробный доклад (см. № 2), позволяющий получить полное представление как о круге обсуждавшихся вопросов, так и о царившей на съезде приподнятой атмосфере торжества свободы, равенства и братства.
   Показательно для характеристики чаяний и устремлений делегатов, что основная их часть выбрала секции, работавшие над вопросами реформы податной инспекции и улучшения её материального снабжения; секции же, посвящённые насущным вопросам собственно податного дела, пользовались меньшим вниманием.
   Всероссийский союз, устав которого в общем виде был принят на съезде, возник как федеративное объединение местных союзов, имеющее целью защиту прав этих союзов. Одновременно съезд разработал программу реформирования податной инспекции. Собравшись вместе, инспектора насмелились пойти дальше, чем на своих местных заседаниях. Податную инспекцию решили вывести из подчинения казённым палатам и организовать на началах самоуправления, т.е. установить выборность как самих инспекторов, так и их начальства; предполагалось, что губернский инспектор, которому передавались полномочия управляющего казённой палатой, будет лишь "первым среди равных". Более того, и по отношению к Министерству финансов податная инспекция должна была оказаться самостоятельной организацией - министру оставили лишь право назначать ревизоров из числа кандидатов, выбираемых на съездах инспекторов, при том что ревизорские отчёты должны являться открытыми и для самих проверяемых, и для местных союзов инспекторов. Съезд также оговорил за Союзом право посылки делегатов с правом решающего голоса в МФ при решении любых вопросов, касающихся податного дела, включая и разработку общероссийского законодательства.
   Поручив руководству Союза доработать необходимые материалы и сфотографировавшись в общей группе, инспектора разъехались по домам. Однако, по всей видимости, доработать устав Союза его правлению так и не пришлось. Уже и прежде бывали случаи судебных отказов в утверждении уставов местных союзов. Теперь же, в предпоследний день работы съезда, дело дошло до рассмотрения уставов союзов податной инспекции Нижегородской и Ярославской губ. Юридическим совещанием при Временном правительстве (см. № 3).
   Не ограничившись указанием на противоречие уставов существующим законам, Совещание терпеливо и подробно разъяснило в своём постановлении неприемлемость предлагаемых инспекторами организаций для государственного управления. Поскольку податные инспектора являются государственными чиновниками, то есть наёмными служащими, то они обязаны выполнять приказания начальства, и ни о каком самоуправлении речи идти не может. Вердикт же был совершенно твёрд и однозначен: предложенные уставы утверждены быть не могут. По-видимому, Департамент окладных сборов (директор которого Г. Курило без восторга отнёсся к августовскому съезду) не случайно передал нижегородский и ярославский уставы на рассмотрение Юридического совещания именно в это время. Теперь для всех стало очевидно, что если даже проект всероссийского Союза податных инспекторов и будет представлен на официальное утверждение, такового он никогда не получит. В течение следующих полутора месяцев заключение Юридического совещания было разослано на места и доведено до сведения податных инспекторов.
   На этом заканчивается дело Омского архива - заканчивается, по всей видимости, и история союзов податных инспекторов. Начавшаяся на волне поднятой Февралём волны энтузиазма в отношении слома старого монархического аппарата, она проявила стремление интеллигенции к переустройству общества и государства на началах демократии и самоуправления. Но столкнувшись с прозой жизни, в которой управление государством подразумевает безоговорочное исполнение приказаний начальства, инспектора вынуждены были оставить мечты и смириться с сохранением прежней системы. Думается, эта история характеризует не только податную инспекцию, но и более широкие демократические круги в 1917 г.

   Составить самостоятельное представление о данном деле читателю помогут три публикуемых документа. Текст приводится в современной орфографии. Весь текст публиктора (заглавия, комментарии, примечания) выделен синим цветом.


  [1] Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 199. Оп. 1. Д. 71.
  [2] Податная инспекция в 1885-1910 гг. // Вестник финансов, промышленности и торговли. 1910. № 19. С. 272, 275.
  [3] Государственный архив г. Тобольска. Ф. 154. Оп. 10. Д. 1460.
  [4] Податная инспекция в 1885-1910 гг. // Вестник финансов, промышленности и торговли. 1910. № 19. С. 272.
  [5] ГАОО. Ф. 199. Оп. 1. Д. 71. Л. 1.
  [6] Там же. Л. 2-2 об.

Hosted by uCoz