Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

   Шиловский М. В.
[Итоги и перспективы изучения городского самоуправления]
   Мамсик Т. С.
["Русский проект" Екатерины Великой]
   Сорокин Ю. А.
[Полемика о реформе местного управления]
   Зубов В. Е.
[Взаимодействие управления и самоуправления]
   Ананьев Д. А.
[Городское самоуправление и воеводские канцелярии]
   Комлева Е. В.
[Купечество и городское самоуправление]
   Дамешек И. Л.
[Сибирское общество: взгляд на власть]
   Матханова Н. П.
[Обсуждение городской реформы]
   Анкушева К. А.
[Мещанское сословное самоуправление]
   Алисов Д. А.
[Самоуправление и губернская власть]
   Палин А. В.
[Губернское управление и городское самоуправление]
   Горелова Ю. Р.
[Органы управления и развитие образования]
   Ноздрин Г. А.
[Самоуправление Каинска и Колывани]
   Глазунов Д. А.
[Почетные мировые судьи]
   Скопа В. А.
[Cтатистика в системе самоуправления]
   Ус Л. Б.
[Начальный этап самоуправления в Новониколаевске]
   Зиновьев В. П.
[Томская дума в революции 1905-1907]
   Макарчук С. В.
[Социал-демкораты и городское самоуправление]
   Чудаков О. В.
[Мобилизационные усилия самоуправления в войну]
   Запорожченко Г. М.
[Самоуправление и кооперация]
   Бочанова Г. А.
[Новониколаевский военно-промышленный комитет]
   Кириллов А. К.
[Земские налоги]
   Посадсков А. Л.
[Издательская деятельность земств за Уралом]
   Хажеева И. В.
[Деятельность Тюменского губревкома]
   Шуранова Е. Н.
[Советы в нэповской деревне]
   Список основных публикаций
   Список сокращений

 

Глазунов Д.А.

Почетные мировые судьи Сибири:
государство и общество в конце XIX - начале ХХ в.

   С 1885 по 1919 г. правосудие в сибирском регионе прошло три этапа, совпадающих с основными эпохами реформирования суда. На первом этапе (1885-1897 гг.) правительство стремилось устранить население от участия в правосудии: судьями становились только назначаемые чиновники. Во второй период (1897-1917 гг.) реформирование происходило на основании Судебных уставов 1864 г. (с учетом корректив, внесенных минувшим 30-летием). В это время появляются такие институты, как почетные мировые судьи (далее - ПМС) и присяжные заседатели. ПМС набирали на трехлетний срок из местных жителей по спискам, составлявшимся особыми губернскими и областными комитетами. В состав комитетов, помимо губернатора, вице-губернатора, председателя и прокурора окружного суда, входил ещё городской голова. В итоге кандидатуры ПМС утверждались министром юстиции  [1]. Наконец, на третьем этапе (1917-1919 гг.) была сделана попытка внедрить в систему правосудия принцип самоуправления: избрание мировых судей передали в ведение земских собраний.
   В настоящей статье остановимся подробнее на начале второго этапа развития сибирской системы юстиции. В качестве предмета анализа избрана малоизученная проблема - участие населения в судебной деятельности в качестве ПМС. По замыслу реформаторов, новая должность учреждалась "для облегчения исполнения многочисленных обязанностей мирового (участкового) судьи и в особенности для того, чтобы лица, заслуживающие полного уважения и доверия, не лишались возможности, не оставляя своих домашних занятий и обязанностей, оказывать своим влиянием содействие к охранению общественного порядка и спокойствия, к развитию местного благосостояния, на коем зиждется благоденствие государства, и к поддержанию достоинства мировых учреждений, а также для того, чтобы владельцы отсутствующие, находящиеся на службе государственной, во время своего пребывания в имениях могли принимать участие в общем мировом деле и в высших званиях оказывать полезное содействие к достижению высокой цели мировых учреждений"  [2].
   Служебные обязанности почетных мировых судей заключались в следующем: a)
   производить суд и расправу по всем мировым делам в тех случаях, когда стороны обратятся к их посредничеству; b)
   исполнять должность участкового мирового судьи в случае болезни или смерти последнего; c)
   присутствовать в окружном суде при нехватке членов этого учреждения, а также в любых комиссиях, где требуется наличие одного или нескольких судей и пр.; d)
   посещать заседания мировых съездов  [3].
   В сибирском регионе окружной суд выполнял обязанности мирового съезда, т.е. пункты c и d по существу были идентичными. Относительно первых двух пунктов можно сказать, что перечисленные в них обязанности в действительности не имели широкого распространения. Временное замещение участкового мирового судьи в случае болезни, смерти или отпуска поручалось либо добавочным мировым судьям, либо кандидатам на должности по судебному ведомству  [4].
   В период 1903-1907 гг. было проведено не менее 188 заседаний Томского окружного суда (включая и выездные); из этого числа нами проанализировано 179. ПМС отсутствовали только на 25 заседаниях. По нашим подсчетам, в судебном процессе приняло участие 212 ПМС. Для сравнения отметим, что члены суда в этих заседаниях присутствовали примерно 210 раз (в расчеты не попали "исправляющие должность" председательствующего Томского окружного суда). Ежегодно каждый ПМС участвовал в правосудии в среднем 2,2 раза. Это означает, что с одной стороны, значение почетных судей не стоит преуменьшать; с другой, нельзя видеть в исполнении их обязанностей существенную нагрузку. На выездные сессии приглашали от одного до пяти ПМС. Но чаще всего привлекался один человек  [5].
   На основе вышеизложенного можно сказать, что почетные мировые судьи составляли своеобразный институт, который по своей форме напоминал западноевропейский суд шеффенов (учреждение, где народные представители определяли виновность подсудимого вместе с судьями, стоявшими на государственной службе). К сожалению, отечественная литература в основном критически настроена по отношению к этому учреждению. Во-первых, оно отодвигается в тень судом присяжных; во-вторых, недовольство исследователей вызывает отсутствие явных демократических процедур в выборе ПМС (таких, как в городском самоуправлении). Тем не менее, ПМС являют своеобразный опыт участия населения в отправлении важной государственной функции - правосудия.
   Важный вопрос при изучении проблемы государства, общества и системы юстиции - выявление социального состава членов того или иного судебного учреждения. Попробуем же определить, насколько состав ПМС в Сибири отражал структуру местного населения. Приводимые ниже данные основаны на предварительном анализе списков почетных мировых судей, опубликованных в приказах по гражданскому ведомству Министерства юстиции за 1897 г.
   О степени доверия местной власти к этому институту может свидетельствовать анализ, показывающий распределение ПМС по сферам их основной деятельности. В 1897 г. территория Сибири была поделена на 8 судебных округов с различным числом ПМС: в Приморском - 63, Томском - 49, Читинском - 33, Тобольском - 25, Якутском - 22, Иркутском - 18, Красноярском - 14 и Благовещенском - 7. В общей массе чиновники и военные занимали ведущие позиции при формировании состава ПМС (28 и 22 % соответственно), далее идут представители медицины - 13 %, образования - 11 %, самоуправления - 6 %, торговли - 5%; оставшиеся 15 % приходятся на остальные сферы (финансы, горное дело, искусство и пр.).
   Обратимся к картине абсолютного и процентного (с округлением до 0,5 %) распределения ПМС по судебным округам и сферам деятельности (см. таблицу).
   Из таблицы видно, что в 5 округах (Приморском, Красноярском, Тобольском, Читинском, Якутском) представители власти (чиновники и военнослужащие) обеспечивали более 50 % ПМС. Из оставшихся районов следует выделить Благовещенский и Томский, где вышеуказанные категории составляли меньшее число или вовсе отсутствовали. При этом подчеркнем, что у Благовещенского окружного суда число почетных судей было минимальным. Что касается Иркутского судебного округа, то госслужащие составляли 33 %, но здесь стоит обратить внимание на высокий процент тех лиц, сферу деятельности которых нам не удалось определить.

Таблица
Распределение почетных мировых судей по сферам их основной деятельности в 1897 г.

окружной суд

сфера деятельности

армия

управ-ление

здраво-охранение

образо-вание

само-управление

тор-говля

неиз-вестно

проч.

всего

Благо-вещенский

%

0,0

0,0

14,0

43,0

0,0

0,0

14

29,0

100

абс.

0

0

1

3

0

0

1

2

7

Приморский

%

59,0

12,5

8,0

6,0

2,0

0,0

0

12,5

100

абс.

37

8

5

4

1

0

0

8

63

Иркутский

%

0,0

33,0

0,0

11,0

22,0

6,0

17

11,0

100

абс.

0

6

0

2

4

1

3

2

18

Красноярский

%

14,0

35,5

7,5

14,0

14,0

0,0

7,5

7,5

100

абс.

2

5

1

2

2

0

1

1

14

Тобольский

%

12,0

40,0

4,0

12,0

16,0

4,0

0

12,0

100

абс.

3

10

1

3

4

1

0

3

25

Томский

%

0,0

24,0

35,0

17,0

0,0

13,0

0

11,0

100

абс.

0

14

16

8

0

6

0

5

49

Читинский

%

24,0

27,0

6,0

6,0

6,0

12,0

0

19,0

100

абс.

8

9

2

2

2

4

0

6

33

Якутский

%

0,0

68,0

14,0

5,0

5,0

0,0

8

0,0

100

абс.

0

15

3

1

1

0

2

0

22


   Источник: Журнал Министерства юстиции.1897. № 7. С. 63-71. № 9. С. 27.

   Возвращаясь к Томской губернии, отметим ее своеобразие по сравнению с другими сибирскими регионами. Из данных таблицы видно, что особое место среди ПМС занимали здесь деятели медицины и образования. Подобная специфика объясняется открытием Томского университета, который, как известно, в изучаемый период состоял из медицинского и юридического факультетов. Профессора-юристы и составляли костяк почетных судей в округе Томского окружного суда. Стоит также обратить внимание на то, что Томская губерния дала самые высокие в Сибири абсолютные и относительные показатели для купеческого сословия, которое мы условно поместили в торговую сферу деятельности. Последний факт, как представляется, заслуживает отдельного осмысления.
   Прежде чем делать окончательные выводы о социальном составе ПМС, необходимо выявить дальнейшую динамику изменения этого института вплоть до времени его ликвидации. Тем не менее, в качестве промежуточного вывода можно говорить о значительном численном превосходстве представителей гражданской и военной администрации среди почетных мировых судей Сибири на исходе XIX в. По всей видимости, такая ситуация не случайна, и можно считать ее иллюстрацией высокого положения названной группы в сибирском социуме. Общественность же, по мнению властей, не достигла необходимого уровня для участия в системе юстиции в качестве почетных мировых судей.


  [1]  ПСЗ-3. Т. XVI. 12932. С. 417. Ст. 6.
  [2]  Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. С. 321-322.
  [3]  ПСЗ-2. Т. XXXIX. № 41475. Ст. 43, 46, 48.
  [4]  ГАТО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 57. Л. 3 об., 6 об., 12, 13 об., 22 об., 28 об., 34 об., 35 об., 36 об., 38 об., 43, 50 об., 51 об., 52 об., 59 об., 60 об., 61 об., 67 об., 69 об., 77 об.-80 об., 83 об., 92, 94 об., 106 об.-108 об., 117, 119 об., 125, 132, 134 об., 136 об., 155 об., 159, 169.
  [5]  ГАТО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 70. Л. 1-221.

Hosted by uCoz