Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта


Предисловие

Глава 1. Индустриальное развитие Сибири в XVIII - начале ХХ в.
  1.1. Особенности перехода России от аграрного общества к индустриальному
  1.2. Крепостная и капиталистическая мануфактура Сибири в XVII - первой половине XIX в.
  1.3. Капиталистическая мануфактура и начало первой модернизации в Сибири
  1.4. Сибирь в период фабричной промышленности
  1.5. Экономическая политика государства в Сибири
  1.6. Внешнеторговые связи Сибири

Глава 2. Формирование и состав индустриальных кадров Сибири
  2.1. Формирование сибирского отряда рабочих России в XVIII - первой половине XIX в.
  2.2. Формирование сибирского отряда рабочих России во второй половине XIX - начале ХХ в.
  2.3. Управляющие и служащие

Глава 3. Правовое и экономическое положение индустриальных рабочих Сибири в XVIII - начале ХХ в.
  3.1. Правовой статус рабочих Сибири
  3.2. Временные промысловые поселки в Сибири (XIX - начало ХХ в.)
  3.3. Методы эксплуатации и жизненный уровень рабочих Сибири

Глава 4. Формы социальной активности в индустриальной сфере Сибири
  4.1. Побеги рабочих в XVIII - первой половине XIX в. как форма социального протеста
  4.2. Волнения на крепостных мануфактурах Сибири в XVIII - первой половине XIX в.
  4.3. Волнения и стачки наемных рабочих Сибири в XVII - первой половине XIX в.
  4.4. Обзор рабочего движения в пореформенный период
  4.5. Политическая ссылка и рабочее движение в Сибири накануне революции 1905-1907 гг.
  4.6. Экономические организации рабочих Сибири во второй половине XIX - первые годы ХХ в.
  4.7. Обзор рабочего движения в Сибири в 1895 - феврале 1917 г.

Заключение
Список сокращений

 

1.6. Внешнеторговые связи Сибири

   Участие Сибири во внешнеэкономических связях России было более, чем скромным. Край, отрезанный громадными расстояниями и плохими путями сообщения от европейских рынков сбыта, мог с выгодой продавать лишь меха. С открытием железной дороги - хлеб и масло. Об этом уже сказано выше. Традиционной была торговля по южной границе.
   Экономические связи Сибири с Китаем и Центральной Азией имеют давнюю историю. В канун прихода русских в Сибирь она являлась периферией цивилизаций Востока и была включена в систему традиционного обмена севера и юга. Роль края сводилась к поставке мехов в обмен на изделия ремесленных центров Средней Азии и Китая. Обмен велся посредством верблюжьих караванов. Такой способ перемещения кладей был крайне неэффективен. Доход при такой торговле приносил только товар дорогой и небольшой по весу, поэтому сибирский мех обменивался на ткани, украшения, посуду, реже - на оружие.
   Прежний характер торговли сохранился и с приходом в Сибирь русских. Бухарские торговцы продолжали продавать в Сибири товары беспошлинно, позднее - с выплатой 10% пошлины. Они образовали в Сибири особый слой городского населения - "юрточные бухарцы". Первоначально центром обмена был Тобольск, затем (с 1674 г.) - Тара, еще позднее - Ямышевская крепость, Семипалатинск и Усть-Каменогорск.
   С падением Джунгарии в середине XVIII в. главным внешним партнером Западной Сибири стала казахская степь. Во-первых, казахи были посредниками в торговле с Китаем в Чугучаке и Кульдже. Русские купцы торговали с китайцами от имени казахских султанов. Прямого торга не было из-за запрета китайских властей вплоть до 1851 г. Во-вторых, сама степь являлась крупным потребителем российских товаров. Изменился и характер товаров. Основными российскими товарами стали выделанные кожи, ткани (сукна, полотна). В обмен шли китайские чаи, шелк, даба, фарфор. Степь предлагала животное сырье - сырые кожи, сало, волос, соль в обмен на мануфактуру и хлеб. Оборот продаж через таможни Сибирского округа достигал 2,5 млн. руб. (1840 г.).
   С начала XVIII начался оживленный обмен товарами через Кяхту-Маймачен и Цурухайтуй. Первоначально велась казенная караванная торговля мехами в обмен на китайские товары, а с 1762 г. была разрешена частная торговля всеми товарами и отменены монопольные права. Кяхта стала на полтора века главным пунктом в торговле с Китаем. В XVIII в. менялись меха на ткани, как и в западносибирской торговле. С конца XVIII в. основным товаром с китайской стороны стали чаи, а с российской - белка, выделанные кожи, сукна.
   Торговля со степью и с китайцами через Кяхту носила меновой характер. Применение денег было запрещено. В денежной же оценке оборот торговли через Кяхту составил в конце XVIII в. не менее 5 млн. руб., а в 1852 г. - 9 млн. руб. С 1955 г. было разрешено оплачивать от одной трети до половины стоимости товара золотом. Обороты торговли сразу удвоились. Дефицит материала для обмена ощущался с российской стороны.
   С середины XIX в. характер торговли с южными соседями вновь изменился. Киргизская степь перестала быть внешним партнером, с усмирением степи увеличился обмен с Туркестаном. Возрос и оборот торговли с Западным Китаем и Монголией после разрешения в 1861 г. китайскими властями беспошлинной пограничной торговли.
   Главным пунктом обмена с Монголией в Западной Сибири стал Кош-Агач в Чуйской долине. Контрабандная торговля там велась с конца XVIII в., а к середине XIX в. она составила уже солидное дело с оборотом до 400 тыс. руб. в год. В 1902 г. вьючная тропа, громко именуемая Чуйским трактом, стала колесной дорогой. В чуйской торговле главным товаром с монгольской стороны стал скот, мех сурка, а с российской - ткани и прочие промышленные произведения. В начале ХХ в. русские купцы предпочитали на золото и серебро покупать китайские и английские товары, менять их на скот и мех сурка, поскольку товары российской фабрикации проигрывали в цене и качестве аналогичным английским и китайским товарам.
   Монгольские и казахские степи стали играть в начале ХХ в. роль источника сырья для российской промышленности и рынком сбыта для ее фабрикатов. В сибирском мясе была изрядная доля монгольского, еще большая доля казахского мяса. Емкость сибирского рынка мяса была невелика вследствие молочного направления скотоводства. Сама Сибирь участвовала в этом обороте как посредник, продавая российские изделия в обмен на степные товары, переправляя их в Европейскую Россию. Нужно отметить, однако, все возрастающую долю переработки продукции животноводства на месте. Основными центрами стали Омск, Семипалатинск, Петропавловск, Курган, куда скот шел на своих ногах. Оборот торговли со степью достигал 75 млн. руб.
   Скромнее был масштаб пограничной торговли с Западным Китаем через пограничные пункты Семипалатинской и Семиреченской областей, который к первой мировой войне достиг 14 млн. руб. В Семипалатинской области торговля шла через Котон-Карагай, Алкабек и Зайсанскую таможню (до 1,5 млн. руб.). В Семиреченской области товары шли через Бахтинскую, Джаркентскую, Пржевальскую таможни. Обмен производился теми же товарами, что в Киргизской степи и Монголии. Лес, хлеб, фабрикаты, серебро обменивались на скот и продукты скотоводства. Можно сделать вывод, что Казахская степь, Синьцзян и Монголия составляли единый рынок сырья и сбыта для российской промышленности через посредничество сибирских купцов. В торговле же с Туркестаном роль сибирских посредников в начале ХХ в стала ничтожной.
   В Восточной Сибири также изменились условия торговли. Кяхта утратила монополию на чайный товар. Чай стал поступать в Россию морским путем через Одессу, а со строительством Сибирской железной дороги - через Владивосток и КВЖД. Таможню в 1861 г. из Кяхты перевели в Иркутск. Кяхта во второй половине XIX в. сохраняла еще значение в торговле дешевыми сортами плиточного и зеленого чая. Оборот достигал 30 млн. руб. и более. В начале ХХ в. обороты сократились в шесть раз. Кяхта пала как столица русско-китайской торговли. Главным пунктом обмена с Монголией стали Урга, Кобдо и Улясутай. Со второй половины XIX в. развилась пограничная торговля с Монголией через Цурухайтуй, Абагатуй, Цаган-Олуй.
   С открытием для ханьцев Манчжурии, они стали очень скоро основным ее населением и стали заметным фактором в жизни русского Дальнего Востока. В начале ХХ в. они прочно утвердились в золотопромышленности, пограничной и розничной торговле. С одной стороны, контрабанда ханшином, скупка китайцами золота, морских продуктов серьезно осложняли ситуацию на Дальнем Востоке. Но с другой стороны, манчьжурская пшеница решила проблемы снабжения хлебом растущего населения дальневосточных областей, китайцы создали рынок дешевой рабочей силы, дали каменный уголь для железных дорог.
   Чрезвычайно скромные масштабы имела торговля в Урянхайском крае. Начатая в 1870-е гг. для снабжения скотом золотых приисков Восточной Сибири, торговля сибирских предпринимателей привела к комплексному освоению региона. Купцы строили фактории для скупки меха, скота, заводили пашни, мельницы, золотые промыслы, вели обширную торговлю всевозможными товарами. Наиболее крупным и известным из урянхайских дельцов был Георгий Павлович Сафьянов, минусинский 2-й гильдии купец. Он провел всю жизнь на колесах и в седле. Он продолжил начатую отцом скототорговлю, разведывал скотопрогонные тракты, строил предприятия и тракты. Ему, как маркизу Карабасу, принадлежало в Урянхайском крае почти все. Он настойчиво внушал представителям царской администрации мысль о необходимости присоединения Тувы к России.
   В начале ХХ в. стало заметно обратное влияние центральноазиатского региона на сибирский рынок. В крупнейших городах Сибири в 1914 г. насчитывалось 111 магазинов с "азиатскими" товарами: фруктами, тканями, коврами, войлоком и др. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что торговля Сибири с южными соседями прошла три этапа. 1. Караванная торговля по линии границы с XVI начало XVIII вв. (обмен пушнины на ткани, украшения, посуду и другие ремесленные изделия). 2. Обмен золота, серебра, промышленных изделий России на чай, ткани посуду Китая во второй половине XVIII -XIX вв. 3. Обмен промышленной продукции и хлеба на продукцию животноводства в Западной Сибири, Урянхайском крае и Монголии и обмен промышленных товаров на хлеб и чай на Дальнем Востоке (конец XIX - начало ХХ в.).
   Таким образом, роль Сибири в процессе обмена менялась. На первом этапе она являлась периферией азиатских цивилизаций и рынком сбыта их ремесленных изделий. На втором этапе и третьем этапах Сибирь была посредником между промышленными центрами России и азиатскими странами. В начале же ХХ века обозначилось превращение Сибири и Дальнего Востока в основных индустриальных партнеров Монголии, западного и северного Китая, сокращение посреднической торговли. Южная торговля питала транзитными товарами тракты, водный и ж.-д. пути. Значение торговли с Китаем, Монголией, Центральной Азией проявилось и в том, что она сформировала наиболее грамотную и влиятельную часть сибирской буржуазии. Капиталы, полученные от внешнеторговой деятельности, способствовали затем индустриализации Сибири и России, росту численности индустриального населения [103].

назад дальше


  [103] Зиновьев В.П. Торговый обмен Сибири и Центральной Азии в XVI - начале ХХ в. // Сибирь в системе международных связей. Сборник статей. Томск, С. 8 - 11; Сибирь и Центральная Азия: Проблемы региональных связей. XVIII - XX вв. Томск, 155 с.

Hosted by uCoz