|
Глазунов Д.А. Проекты судебной реформы в Степном генерал-губернаторстве в
80-е годы XIX в. В начале
1880-х годов азиатские окраины были подвержены работам, искавшим оптимальные
формы их управления. В Туркестанском крае и во вновь образованном Степном генерал-губернаторстве
были проведены ревизии и созданы комиссии по пересмотру системы управления. Один
из центральных пунктов в управлении – организация судебной системы – несмотря
на желание местной высшей администрации использовать на окраинах удачный опыт
проведения судебной реформы 1864 г. в центре, вызвал значительные дискуссии. Учреждая Комиссию
по составлению объединительного проекта положения об управлении в степных
областях, начальник Степного генерал-губернаторства лично распорядился о том,
чтобы вопрос о реформе суда рассматривался в первую очередь. Более того,
степной генерал-губернатор Г.А. Колпаковский определил и основные начала
проектируемой судебной системы, которая, по его мнению, должна быть независимой
от административной власти и опираться на основные начала судебной реформы 1864
г. В первом заседании комиссии, которое прошло 24 марта 1883 г., было решено,
что для судебной системы степных областей ориентиром будет действовавший аналог
в Закавказском крае. Важную роль для комиссии должны были сыграть и те начала,
которые были изложены в проекте управления Туркестанским краем 1881 г. Ответственность
по составлению проекта системы судоустройства и судопроизводства была возложена
на председателя комиссии М.Н. Курбановского. С учетом важности для управления и
личной заинтересованности степного генерал-губернатора проект судебной реформы
и объяснительная записка к нему были готовы в течение недели и представлены ко второму
заседанию Комиссии, состоявшееся 1 апреля 1883 г. Кратчайшие
сроки подготовки проекта реформы суда свидетельствовали о том, что местная управленческая
элита уже давно определила желательные параметры системы правосудия вверенной
ей территории. Представленный проект фактически суммировал все те наработки,
которые были присущи проектным работам 1860–70-х годов, имевших целью улучшить
управление азиатскими окраинами. Принципиальным вопросом был способ внедрения
новых судебных институтов. Привлекательность судебных уставов 1864 г. не
вызвала сомнений ни на местах, ни в центре. Но главным дискуссионным вопросом
был способ проведения судебной реформы. Практика выявила два способа. Первый предполагал
одновременное внедрение все новых судебных институтов и прогрессивных форм
судопроизводства в полном объеме. Второй был ориентирован на постепенное
реформирование, учреждение переходных форм и сосуществование новых (низовых
мировых судей) и старых (объединенные палаты) институтов и порядков производства
дел. Проект М.Н. Курбановского предполагал первый способ проведения судебной
реформы, т.е. учреждение судебной реформы в полном объеме. Однако комиссия
вынуждена была изменить свое отношение к проекту судебной системы в степных
областях после отношения Министра юстиции от 7 июня 1883 г., которое было
ответом на запрос Степного генерал-губернатора о проблемах рассмотрения кассационных
жалоб в Семиречинской области. Переписка по указанной проблеме возникла еще в
1882 г. Важно, что в этом отношении Министерство юстиции отметило, что оно подготовило,
согласовало с другими ведомствами и внесло на утверждение законодательной
власти проект преобразования судебной части в Уральской области. Организация правосудия в последней была схожа
с «судебным устройствам тех местностей, в коих введены судебные уставы не в
полном объеме». Министр юстиции, не
зная содержание проекта М.Н. Курбановского, предложил использовать судебную
систему Уральской области в качестве образца как более совершенную и не требующую
значительных финансовых затрат. Начиная с
этого времени, в работе комиссии появилось новое направление. Требовалось не
просто адаптировать судебные уставы 1864 г. к местным условиям, но и доказать,
что проектируемая судебная система не потребует значительных финансовых затрат.
В итоговой объяснительной записке содержится значительный по объему блок, где
анализировались финансовые затраты первого и второго проекта, осуществлялся поиск
дополнительных средств на содержание судов и т.д. Комиссия показала незначительное
расхождение в сметах содержания судов и склонялась к проведению судебной
реформы в полном объеме. По всей
вероятности, на дальнейшую судьбу судебной реформы в Степном крае повлияла не
только позиция министерства юстиции, но и результаты ревизии Туркестанского
края. По итогам этой ревизии в 1884 г. Ф. Гирс представил проект управления
этой территории, где судебная система представлялась как переходная,
учреждавшая уездных судей на правах мировых судей и соединенную палату. В новом
Положении об управлении областями Степного края, утвержденном в 1891 г., была
санкционирована именно переходная судебная система. © Д.А. Глазунов, 2011
|