Голикова О.А.
Динамика развития начального образования
Акмолинской области
в конце XIX – начале XX вв.
В конце XIX – начале XX в. в
административном плане Акмолинская область состояла из пяти уездов: трех
северных – Омского, Петропавловского и Кокчетавского и двух южных –
Акмолинского и Атбасарского. Центральным городом был Омск. Общая площадь
области ровнялась 497 кв.верст. Население делилось на две категории – оседлое и
кочевое. В северной части области проживали преимущественно русские, занимавшиеся
земледелием, а в южной части – кочевые скотоводы "киргизы".[1]
Согласно статистическим данным за 1883 г. доля "киргизского" населения составляла
86%, на 1 русского приходилось 6,2 "киргиза".[2]
По данным переписи 1897 г. численность населения составляла 682.608 человек.
Доля городского населения была малочисленным, так в городах проживало 39.383
мужчины и 35.369 женщин, всего 74.752 человека, в уездах – 315.579 мужчин и
292.277 женщины, всего – 607.856 человек. Из них 128,365 вели оседлый образ
жизни и 338,059 – кочевой. Плотность населения была незначительной – 1,4
человека на 1 кв.версту.[3]
Исходя из того, что
большинство населения проживало в сельской местности, преобладающим типом
начальных школ были сельские училища Министерства народного просвещения и
внутренних дел.
С образованием
Западно-Сибирского учебного округа в 1885 г.[4] для
заведования начальным образованием была учреждена специальная должность
инспектора народных училищ,[5] а в 1902 г. и директора. После создания специальных органов
контроля для управления начальными школами их число начало увеличиваться. Так с
1883
г. по 1898 г. рост составил 60%, с 1898 г. по 1905 г. – 52%, с 1905 г. по 1911 г. – 76%, с 1911 г. по 1916 г. – 43%.
На рассматриваемый
период в стране начался процесс введения всеобщего начального образования.
После издания закона 3 мая 1908 г. государственные ассигнования на начальную школу
заметно увеличились. С 1913 г. Западная Сибирь была официально включена в зону
действия этого закона,[6]
однако заметных изменений для Акмолинской области это не принесло. Прослеживая
динамику развития начального образования, нельзя отметить значительного роста
начальных школ. Это дает возможность судить о том, что особого влияния данная
мера правительства в рассматриваемом регионе не имела. С утверждением проекта
школьной сети по осуществлению всеобщего образования развитие начального
обучения в городах близилось к завершению. Основным препятствием было
отсутствие помещений под школы.[7]
В 1883 г. всего в области насчитывалось 134 учебных заведения,
из них начальных – 125. В начальных школах учились 4991 мальчик и 1024 девочки,
всего – 6015 детей.[8] В 1898 г. число учебных заведений достигло 196, из них
начальных было 188, количество обучающихся составило 10.891 человек, мальчиков
– 7.793, девочек – 3.098. Большая часть образовательных учреждений находилась в
Омске – 26 школ, в которых обучалось 5660 мальчиков – 35,5%, 4935 девочек –
24%. Таким образом, в среднем в одной школе обучалось 407 детей. В других
городах области располагалось 18 школ, с общим числом детей школьного возраста
7325 человек, из них 3724 мальчика и 3601 девочка. В школах обучалось 923
мальчика – 25% и 383 девочки – 10,6%.
В сельской местности
насчитывалось 66 школ, при общем количестве детей школьного возраста – 24462,
из них 12850 мальчиков и 11612 девочек. В процесс обучения были вовлечены 1981
мальчиков – 15,4% и 631 девочек – 5,4%. Таким образом, одна школа приходилась
на 370 детей школьного возраста.[9]
Более благоприятная
ситуация сложилась в казачьих селениях. На 1897 г. в них действовало 99 школ, в которых обучалось 3437
детей, мальчиков – 2589, девочек – 848, при общем числе детей школьного
возраста – 19322 (9815мальчиков и 9507 девочек). Таким образом, на одну школу
приходилось 195 детей; школы посещали 26,3% мальчиков школьного возраста и 9% девочек.
Данная тенденция
сохранялась на протяжении всего рассматриваемого периода. Увеличение
численности школ в основном шло за счет училищ, расположенных в сельской
местности. Рост школ, расположенных в городах, являлся более медленным. Самым
низким он был в казачьих селениях. Более наглядно представить динамику развития
начального образования Акмолинской области можно, обратившись к приведенной
таблице.
В заключение можно
сказать о том, что для начального образования Акмолинской области были в целом
характерны те же тенденции развития, что и для всего Западно-Сибирского
учебного округа – медленный рост числа начальных школ, ограниченное количество
обучавшихся детей, проблема нехватки собственных учебных заведений.
Таблица
Динамика роста начальных училищ Акмолинской
области 1898-1915 гг.[10]
Название школ
|
1898 г. число школ
|
Число детей школьного возраста
на 1 школу
|
1905 г. число школ
|
Число детей школьного возраста
на 1 школу
|
1911 число школ
|
Число детей школьного возраста
на 1 школу
|
1916 число школ
|
Городские
|
44
|
407
|
73
|
230
|
98
|
157
|
116
|
Сельские
|
66
|
370
|
140
|
209
|
357
|
248
|
578
|
Казачьи
|
99
|
195
|
104
|
140
|
104
|
-
|
106
|
Всего школ
|
209
|
972
|
317
|
579
|
559
|
461
|
800
|
[1] Обзор Акмолинской области за 1898 г. Омск, 1900. с. 2-3
[2] Обзор Акмолинской области за 1883 г. Омск, 1884. с.5
[3]Турчанинов Н.В. Население Азиатской России //Азиатская Россия. Т.1. СПб.1914. с. 87
[4] ПСЗРИ. Собр.3-е. Т.V. СПб., 1887. с.102
[5] ГАТО. Ф.126. Оп.1. Д.50. Л. 21
[6] Подробная объяснительная записка к проекту сметы на 1914 г. СПб., 1914. с.6-7.
[7] Обзор Акмолинской области за 1915 г. Омск, 1917. с. 70
[8] Обзор Акмолинской области за 1883 г. Омск, 1884. Приложение №8.
[9] Обзор Акмолинской области за 1898 г. Омск, 1900. Приложение №8.
[10] Составлено нами по: Обзорам Акмолинской области за 1898г, 1905 г., 1911 г., 1916 г., Школьное дело за Уралом. Турчанинов//Азиатская
Россия. Т.1. СПб.1914.
© О.А. Голикова, 2011