|
Канн С.К. Формы участия Русского географического
общества Проект
сооружения Транссибирской железнодорожной магистрали решал приоритетные
национальные задачи, опираясь на силы государства. Но в подготовке строительства
принимали участие и негосударственные научные учреждения. В обсуждении планов активно
участвовали региональные отделы Русского географического общества (РГО) – Западно-Сибирский,
Оренбургский[1] и др. После начала
строительных работ РГО переключилось «не столько на снаряжение новых экспедиций
в Сибирь, разработки результатов которых можно ожидать только ещё в более
отдалённом будущем, сколько на возможно быстрое... подведение итогов»[2]. При
этом ставилась цель облегчить задачу правительства путём сведения воедино
имевшегося научного материала и широкого привлечения к постройке общественного
мнения. Усилиями П.П. Семёнова, И.Д. Черского, Г.Г. фон Петца, Г.Е.
Грум-Гржимайло, В.И. Ковалевского, А.А. Кауфмана появились фундаментальные
труды, оказавшие существенную помощь строителям магистрали[3]. Механизм
взаимодействия правительственных и общественных учреждений в изучении Сибири
базировался: 1) на разветвлённой структуре общественных научно-технических
организаций; 2) накопленных традициях научно-просветительской деятельности
(в форме публикаций, экспертиз, собраний, лекций, чтений); 3) отработанной
процедуре изучения и обсуждения вопросов и подготовки рекомендаций;
4) тесном переплетении служебных и общественных функций, в том числе на
прямом совмещении административных постов и членства в научно-технических
обществах. Инициирование вопросов и исследовательских задач осуществлялось как
со стороны правительственных органов, так и по собственному почину РГО. В первую
очередь, многообразие форм взаимодействия правительственных и общественных
учреждений затронуло сферу изучения естественных производительных сил Сибири.
Условно говоря, оно делилось на две группы – опосредованных и непосредственных
форм. Главную роль
выполняли формы опосредованного взаимодействия с правительственными учреждениями,
косвенно усиливавшие программу научно-прикладных исследований Комитета
Сибирской железной дороги (КСЖД). Назовём: 1) разнообразные обмены
данными, литературой, инструментами, оборудованием и пр.; 2) взаимные
экспертизы материалов и коллекций; 3) пожертвования научных коллекций,
карт, музейных экспонатов, документов; 4) финансовую поддержку РГО со
стороны правительства (субсидии); 5) формы общественной популяризации
мероприятий КСЖД (проведение лекций, выставок и пр.). Формы прямого
взаимодействия, в силу чрезвычайно высокой централизации проектных работ,
развития не получили. Все научно-прикладные исследования и экспедиции
проводились исключительно под эгидой КСЖД. Тем не менее, следует обратить
внимание на членство многих правительственных деятелей, военных и инженеров в
структуре РГО. Они не только непосредственно участвовали в проекте
Транссибирской магистрали, но и сочетали эту деятельность с разными
сопутствующими мероприятиями, осуществлявшимися РГО. Активную роль в
Западно-Сибирском отделе играли военные геодезисты С.Т. Мирошниченко и Ю.А.
Шмидт, производитель межевых работ в Тобольской губернии А.Е. Богдановский[4].
Геологи восточносибирской горной партии В.А. Обручев и А.П. Герасимов одно
время выполняли обязанности правителей дел в Восточно-Сибирском отделе РГО.
Неформальные дружеские отношения связывали профессора-геолога А.М. Зайцева и
правителя дел ВСОРГО Д.А. Клеменца, в переписке которых содержится много научно-практических
данных, представлявших интерес для сооружения железной дороги[5].
Почетными сотрудниками Географического общества являлись члены Комитета Сибирской
железной дороги П.С. Ванновский (с 16.01.1891), С.Ю. Витте, И.Н. Дурново, А.С.
Ермолов, Т.И. Филиппов (все – с 20.12.1895), Н.М. Чихачёв (с 17.12.1894)[6]. Общественные
учреждения имели ограниченные возможности, слабую материальную и финансовую
базу, поэтому с их стороны поддержка правительственных начинаний часто
ограничивалась одним лишь «нравственным содействием». Тем не менее, и такое
ограниченное взаимодействие общества и государства при реализации
Транссибирского проекта внесло существенный вклад в успешное завершение
строительства. [1] РГВИА.
Ф. 400. Оп. 3. Д. 716. Л. 76–87. [2]
Семёнов П.П. История полувековой деятельности Императорского Русского Географического
Общества. 1845–1895. Часть III.
СПб., 1896. С. 1025. [3] Среди
этих изданий: книга «Сибирь и Великая Сибирская железная дорога», вышедшая ко
всемирной Колумбовой выставке в Чикаго (1893) и переизданная в 1896 г.; обобщающий
труд о Прибайкалье, появившийся в дополнение к русскому переводу 5-го тома «Землеведения
Азии» Карла Риттера; монография Г.Е. Грум-Гржимайло «Описание Амурской области»
(под ред. П.П. Семёнова; СПб., 1894) и др. [4] ГАОО.
Ф. 86. Оп. 1. Д. 39. Л. 112–114об; Д. 40. Л. 29,
32–32об; Д. 64. Л. 8–11. [5] ГАИО. Ф. 293. Оп. 1. Д. 101. Л. 145–146об, 156–157об. [6]
Состав Императорского Русского Географического Общества. 31 декабря 1895 г. СПб.,
1896. © С.К. Канн, 2011
|