|
Мамсик
Т.С. Национальный проект и британский опыт. Братья
Бентамы в Екатерининской России Цели и задачи Национального
проекта при Екатерине II
предполагали – в продолжение линии Петра 1 – использование опыта
государственного строительства как держав-соперниц (преимущественно
католического лагеря), так и союзников. К числу последних
относилась Британия. Со времени Петра и до 1780-х гг. между двумя странами
происходил обмен дипломатами, учениками, гостями-путешественниками.
Кембриджский профессор, русист Э. Кросс выявил более 500 русских, побывавших в
Англии в XVIII в. Многие из англичан в свою очередь
нашли применение своим способностям в России, будучи приглашены и наняты на
различные должности – от садовника до инженера-кораблестроителя. При этом
Екатерина и ее соратники учитывали, что в Англии шла борьба между политической
группировкой, ориентированной на поддержание негласного союза с Россией и
антирусской, полагавшей Россию врагом создававшейся Британской империи. Разумеется,
часть «гостей», как той, так и другой стороны, вела негласный сбор информации,
необходимой политическим и разведывательным структурам обеих стран. Князь Потемкин-Таврический, глава
«русской партии», фактический соправитель императрицы нашел в англичанах
энергичных помощников и советчиков в решении военных,
колонизационно-административных и прочих проблем, – в связи с присоединением и
освоением Причерноморья, а равным образом и укреплением сибирских, восточных и
южных, границ России. Одной из таких фигур был Самюэль (Samuel) Бентам (1757-1831; сын английского адвоката,
представитель третьего сословия, инженер-кораблестроитель). Внешняя сторона его
пребывания на службе в России в 1780-1791 гг., а
затем в 1805-1807 гг. достаточно детально освещена в литературе, но при
этом основное внимание уделено его деятельности в Кричеве, имении князя,
служившем базой по снабжению Черноморского флота кораблями и их оснащению. В
течение 1784-1787
гг. С. Бентам решал эту проблему как управляющий верфью и многочисленными
заводами (парусинные, канатные, сукновальные,
кожевенные и т.д.). Менее известен период российской биографии С.
Бентама, связанный с реализацией составной части Национальной программы –
«Восточного проекта», – куратором которого был также вездесущий Потемкин. Речь
идет о пребывании Бентама в Сибири. Этот огромный пласт региональной политики
Екатерины освещен в литературе пока весьма схематично. Но,
как выясняется, именно Бентам (до службы в Кричеве) был инициатором создания
Иркутской публичной библиотеки; имел прямое отношение к укреплению
южно-сибирской границы; к возвращению в этой связи алтайских каменщиков под
власть России; к универсализации управления алтайскими заводами и рудниками; а
после Кричева, до 1791 г. участвовал в организации морских экспедиций Г.
Шелехова; в упорядочении торговых связей с восточными торговыми
партнерами и т.д. В русле того же Национального
проекта был приглашен в Россию старший брат Самюэля, Иеремия (Джереми; Jeremy) Бентам, известный правовед и моральный философ. Всемирная слава его
была впереди, но часть изданных к тому времени трудов, вне сомнения, была
известна, как Потемкину, так и Екатерине. Возможно, его основной принцип –
достижение посредством разумного законодательства
«наибольшего счастья для наибольшего числа людей» – взят был ими на
вооружение при разработке проекта самоуправляющегося крестьянского общества, имевшего
далекие отзвуки в истории России вплоть до ХХ века. Между тем,
историографическая легенда гласит, что И. Бентам, «погостив» в течение 1785-1787 гг. (у брата в одном из селений близ
Кричева), написав эссе «В защиту ростовщичества» (темы, более актуальной для
нынешней эпохи банковского капитала, трудно вообразить) и, создав проект
пресловутого «Паноптикона» (в современном сознании отождествляемого с ГУЛАГом),
отбыл из России, даже не сделав попытки встретиться с императрицей в период ее пребывания на юге. Возможно, перед
нами следствие типичного для государственной политики екатерининского времени
«прикрытия», оформленного по типу пресловутого «Греческого проекта», с целью
отвлечь общественное мнение (в т.ч. европейское) от подлинных государственных проблем
и программ их решения.
Русский Национальный проект Екатерины Великой реализовался «прикровенно», в
тайне, как от европейских дипломатов, так и российского дворянства. Не исключено
что «бентамовские уроки» в неявном виде присутствуют
в еще не вполне изученных источниках – его переписке и трудах, недоступных пока
для настоящей аналитической работы отечественных специалистов. Философ с европейским именем, до того
осуществивший восемь вояжей в различные культурные
центры Европы, лично знакомый с ее монархами, не мог не оставить следов своей мысли
в России. Это тем более невероятно, что в дальнейшем
имя его оказалось хорошо известно русской публике (см. Пушкина); правовые идеи
использовались М.М. Сперанским; а Н.Г. Чернышевский, опираясь на Бентамовский
утилитаризм, создал свою теорию «разумного эгоизма». Литература Кристи Р.А., Ситников Л.А. Новое об истории
освоения северной части бассейнов Тихого океана (статья первая) // Источники по
истории Сибири досоветского периода. Новосибирск, С. 163–197. Кросс Э.Г. У Темзских берегов.
Россияне в Британии в XVIII веке. СПб, 1996. Мамсик Т.С. «Русский проект» Екатерины Великой:
государство как федерация самоуправляющихся общин // Местное самоуправление в
Истории Сибири XIX–ХХ веков. Новосибирск, 2004. С. 19–25. Ситников Л.А., Кристи Иэн Р.
Новое об истории освоения северной части бассейнов
Тихого океана (статья вторая) // Источники по русской истории и литературе.
Средневековье и Новое время. Новосибирск, Новосибирск, 2000. С. 154–191. Философский век. Наука о морали. Дж. Бентам и Россия. Альманах №
9, СПб, 1999. © Т.С. Мамсик, 2011
|