|
Новиков П.А. Пример убеждения власти [железнодорожные изыскания в районе
Иркутска в начале XX века]
Широкое обсуждение
инфраструктурных проектов есть важнейший аспект воздействия общества на
государственный аппарат. В Российской империи широко практиковалась подготовка
записок и «мнений» по различным вопросам, проводились разнообразные совещания[1] и
конкурсы. Экономическое обоснование и
последовательное отстаивание направления железной дороги от Иркутска на
Бодайбинские золотые прииски через верховья Лены («восточный» вариант) связано
с именем Ивана Иннокентьевича Серебренникова (1882-1953). К
В 1907-1908 гг. рекогносцировочные изыскания железнодорожной трассы провела партия инженера
В.П. Половникова на средства Иркутской городской думы и купечества. Летом Альтернативой
проекта Иркутск-Бодайбо выступала трасса от одного из пунктов Транссиба
западнее Иркутска (Тайшет, Нижнеудинск, Тулун) до Усть-Кута («западный»
вариант), который, в конечном счете, и будет реализован руками заключенных
ГУЛАГа в период 1938-1941 гг. и 1945-1951 гг.
Сравним
параметры проектов-соперников: «Западный» вариант длиной около Среди других
доводов в пользу «восточного» варианта: лучшие перспективы заселения Восточной
Сибири, обеспечение рынков сбыта для крестьян-переселенцев, усиление
промышленного значения Иркутска – самого населенного тогда города Восточной
Сибири. Интересно, что пригодными для крестьянской колонизации рассматривались
не только верховья Лены, берега Киренги, Верхней Ангары и Баргузина, но и три
южных[4] уезда
Якутии, «колонизационная емкость которых определялась в 6-7 миллионов душ»[5]. И.И.
Серебренников справедливо заключал, что вариант Иркутск-Бодайбо отвечал не
только жизненным интересам г. Иркутска, Иркутской губернии, Приленского
края, но не шел в разрез с государственными[6].
Стоимость строительства «восточного» варианта оценивалось в 84 миллиона рублей[7]. В [1] Дергачев А.Ю. Восточно-Сибирский отдел РГО и
транспортное освоение Сибири в начале XX
в.//Хозяйственное освоение Сибири в XIX-начале
XX в. – Иркутск, 1991. – С. 45-55. [2] Серебренников И.И. Претерпев судеб удары. Дневник
1914-1918 гг./Ред.-сост. Г.С. Андреев, П.К. Конкин, П.А. Новиков. – Иркутск:
Издатель Сапронов, 2008. – С. 353. [3] Орлов М.Н., Хроленок С.Ф. Золотодобывающая
промышленность Восточной Сибири и Дальнего Востока в годы Первой мировой
войны//Вопросы социально-экономического развития Восточной Сибири (XIX-XX вв.). – Чита,
1989. - С. 35-36 [4] Олекминский,
Вилюйский и Якутский уезды с населением на [5] Соколов М.П. Якутская губерния по переписи [6] Серебренников И.И. Записка об экономическом положении
района железной дороги Иркутск-Жигалово (Усть-Илга), вероятном грузообороте
этой дороги и ее продолжении до г. Бодайбо. – Иркутск, 1912. – С. 202. [7] Колотилов П. Иркутское совещание о привлечении
капиталов к железнодорожному строительству в Сибири//Сибирские вопросы, 16
декабря [8] Серебренников И.И. Претерпев судеб удары. – С. 300. © П.А. Новиков, 2011
|