|
Васильева Е.Б. «Декабризм»: проблемы интерпретации
термина О влиянии идеологических, мировоззренческих, личностных аспектов на интерпретацию истории движения декабристов сказано и написано довольно много. Вместе с тем существует еще один аспект, который, не привлекает особого внимания, однако оказывает сильное влияние на изучение истории движения. В настоящем докладе мы условно обозначим его как «региональный». В
современном декабристоведение
не существует единого мнения относительно хронологических рамок декабризма, и
мнения по данному вопросу разделились на две группы. Первая
группа исследователей, в число которых входят ведущие декабристоведы
современности - В.М. Бокова, А.Б. Шешин, настаивают
на ограничении временных рамок декабризма 1825 годом. В своих рассуждениях они исходят
из того, что декабризм – это политическое течение (революционно-либерального
толка), основной целью которого было проведение в России кардинальных социально-политических
реформ и смена существовавшей формы правления. После же ссылки в Сибирь участников
движения политико-преобразовательные деятельность стала невозможна, и,
следовательно, декабризм изжил себя. Вторую группу представляют ряд сибирских историков - С.Ф. Коваль, Г.П. Шатрова, выступающие за включение сибирского периода в историю декабризма. Представители данного направления полагают, что в Сибири декабристы продолжили революционную борьбу, - либо подпольными средствами, либо посредством «революционного» просветительства. Согласиться с этим утверждением довольно трудно. В целом, если не считать отдельных представителей, таких как М.С. Лунин, деятельность декабристов в Сибири не была направлена на борьбу с правящем режимом. Подтверждение этому можно найти в воспоминаниях, оставленных жителями сибирского региона. С
другой стороны, нельзя в полной мере согласиться и с первым утверждением. В Сибири участники движения проявили себя в различного рода деятельности:
административной, просветительской (создание школ и обучения местного
населения), хозяйственной, научной и т.д. И вряд
ли подобная деятельность была бы возможна без идейного багажа «европейского»
периода. На наш взгляд, проблема заключается в том, что исследователи рассматривают декабризм как исключительно политическое явление. Однако гораздо правильнее говорить о декабризме как о социокультурном феномене, включающем в себя не только политические идеи, но и культурные нормы, мировоззренческие установки, поведенческие стереотипы. И с этой точки зрения сибирский период, в котором они проявились в наибольшей степени, не менее увлекателен и важен. К тому же воспринимая декабризм как социокультурный феномен, можно глубже понять это действительно уникальное явление российской истории. © Е.Б. Васильева, 2011
|