|
Ермолаев А.Н. Российско-американская компания и охотское портовое начальство в начале XIX века В начале XIX века
Российско-американская компания (РАК) была единственным в России акционерным
обществом. Уникальность ее была не только в том, что она выполняла функции по
управлению русскими колониями в Америки, но еще и в том, что компания являлась
бессословным учреждением. В собрании акционеров имели право голоса дворяне,
купцы и мещане. При этом часто купечество имело гораздо больше власти и влияния
на дела компании, чем благородное дворянство. Охотский порт
был одним из важнейших опорных пунктов на Дальнем Востоке, где компания имела
свою контору, возглавляемую правителем. Через него осуществлялось снабжение
колоний продовольствием и товарами, в него прибывали корабли РАК, груженые
пушниной. Правительственные структуры в Охотске были представлены начальником
порта, в должности которого служили офицеры военно-морского флота.
Взаимоотношения правителей конторы РАК и начальников порта представляется
весьма интересным сюжетом в рамках проблемы взаимодействия государственных и
общественных структур на окраинах Российской империи. Пользуясь
отдаленностью Охотского края, Российско-американская компания уже в начале XIX века сумела наладить там
беспошлинную перевозку грузов на казенных судах. Для транспортировки своих
товаров агенты компании напрямую договаривались с командирами казенных
кораблей. Вероятно, офицеры получали за тайный провоз груза вознаграждение. В
1803 году комендант Камчатки генерал-майор П. И. Кошелев раскрыл одну
из таких операций. В рапорте на имя императора он сообщил о злоупотреблениях
компании, заявив, что контора РАК «угнетает многих бедных и неимущих людей,
которым одно имя компании становится отвратительным»[1]. В 1804 году из
Санкт-Петербурга в Охотск отправился один из директоров компании купец
Е. И. Деларов. Он категорически отверг все обвинения, выдвинутые
Кошелевым в адрес компании. В заключение письма, адресованного на имя министра
Румянцева, он высказал неслыханную дерзость – предложил снять с должности
Кошелева и удалить его из Камчатки[2].
Кошелева действительно отстранили от должности и даже отдали под суд. Произошло
это в 1806 году. Свидетель тех событий барон В. И. Штейнгель не
исключал, что отстранение от должности камчатского начальника произошло именно
из-за его противоборства с компанией[3]. Между тем, в
столице был создан специальный комитет, состоящий из нескольких министров,
которому было поручено разобраться в фактах злоупотребления
Российско-американской компании в Охотске и Камчатке. Комитет рассмотрел
рапорты П. И. Кошелева, обвинявшего компанию в монополизации всей
торговли на Камчатке, и признал, что компанией действительно были допущены
злоупотребления. Для их искоренения начальнику Охотского порта было предписано,
чтобы на казенных судах ни под каким видом не перевозился груз компании[4]. Однако, это не
остановило Российско-американскую компанию. Пользуясь тем, что Охотск находится
очень далеко от столицы, она стала договариваться с местным начальством. При
назначении в 1804 году И. Н. Бухарина начальником Охотского порта ему
было предписано, чтобы казенные суда не перевозили груз компании. Однако по
прибытию в Охотск (август 1805 года), Бухарин забыл об этом предписании.
Нарушить правительственную инструкцию ему помог правитель Охотской конторы
компании Ефим Петров, выделивший Бухарину «для польз компании 29539 рублей».
Кроме того, из конторы компании Бухарину была «отпущена бочка коньяка, не
требуя с него денег»[5]. Правление
И. Н. Бухарина в Охотске было одним из самых жестоких и своенравных.
За малейшие проступки он жестоко наказывал подчиненных ему людей. Некоторых по
его приказу засекали розгами до смерти. У купцов он вымогал взятки, арестовывал
имущество, сажал под арест. Однако, с Охотской конторой РАК у него сложились
неплохие отношения. Более того, Бухарин заключил несколько контрактов с
правителем конторы РАК Е. Петровым. В 1807 году компания передала в
распоряжение казны два своих судна. Взамен начальник Охотского порта обещал
перевозить груз компании на казенных судах[6]. Впоследствии
правительство признало, что соглашения Бухарина с Российско-американской
компанией были более выгодным для компании, нежели для казны. Дело в том, что,
отдавая в аренду свои корабли, компания не тратила на содержание команды и
самих кораблей никаких денег. Кроме того, перевозя груз на казенных кораблях,
она не платила никаких пошлин. По официальным данным от соглашения с Охотской
конторой РАК казна понесла убыток в размере более 18 тыс. рублей[7]. В июне 1808
года начальник Охотского порта И. Н. Бухарин был обвинен в
злоупотреблениях и арестован. В числе прочих обвинений ему предъявили
претензии, касающиеся его взаимоотношений с Российско-американской компанией.
Следствие по делу длилось более 10 лет. Только в 1819 году Бухарин был
приговорен к лишению чинов, ссылке в Сибирь и возмещении ущерба казне в размере
142 тыс. рублей[8]. Рассматривая
проблему взаимоотношения охотского портового начальства и
Российско-американской компании в начале XIX века, можно заметить, что в отличие от большинства
общественных организаций, находившихся в то время под жестким контролем
государства, компания была более свободна в своих действиях. Пользуясь
отдаленностью Охотского края и нечестностью некоторых чиновников, она
обеспечивала себе выгодные условия грузоперевозок. Дело доходило даже до того,
что компания влияла на назначение и снятие с должности некоторых высших
чиновников на Дальнем Востоке России. [1] РГИА. Ф. 13. Оп. 1 Д. [2] РГИА. Ф. 13. Оп. 1. Д. [3] Штейнгель В.И. Сочинения и письма. Т. 2. Записки и
статьи. Иркутск, 1992. С. 291. [4] Санкт-Петербургский журнал. 1804. № 5. С. 35-49. [5] Сгибнев А. Охотский порт с 1649 по 1852 гг. //
Морской сборник. 1869. № 12. Неофиц. Отел. С. 5. [6] РГА ВМФ. Ф. 166. Оп. 1. Д. [7] Сгибнев А. Охотский порт с 1649 по 1852 гг. //
Морской сборник. 1869. № 12. Неофиц. Отел. С. 5. [8] Там же. С. 8-9. © А.Н. Ермолаев, 2011
|