|
Завьялов А.А. Государственная политика и общественная
инициатива по вопросу введения попудного сбора В кон. XIX – нач. XX вв. в городах Сибири попудный
сбор относился к категории важных торгово-промышленных сборов, он взимался с каждого
пуда товаров, привозимых или вывозимых в черте города. В отличие от таможенных
пошлин, попудный сбор имел фискальную цель. Сбор применялся
для различных путей сообщения, в зависимости от их прохождения в черте города. Прибыль
расходовалась на благоустройство городов, в первую очередь на развитие
дорожно-транспортной системы. Города устанавливали сбор самостоятельно,
ориентируясь на опыт соседних регионов. В Томске попудный сбор был введен еще в 1815 г. благодаря генерал-губернатору
Западной Сибири И.Б. Пестелю. В нач. XX в. здесь были замощены 13
верст уличной площади, а в 1913 г. - 22,3 версты, т.о. были благоустроены центр
города и дороги от пароходной пристани к железнодорожным станциям[1. C. 214]. В 1884 г. был
введен попудный сбор Барнауле с пароходовладельцев
за землю, занимаемую при погрузке и выгрузке товаров. Подъездные пути к барнаульской пристани были плохо устроены, что вызывало массу
претензий у речных перевозчиков. В 1909 г. разрабатывался
законопроект «Об установлении в пользу городов сборов с грузов, перевозимых
водным путем». МВД предложило городам Томской губернии подготовить предложения
по улучшению попудного сбора на судоходных реках[2.Л.79].
Предусматривался новый порядок взимания сбора, который позволял представителям
торгового сословия участвовать в наблюдении за правильностью взимания сбора; увеличивались
расходы на устройство подъездных путей в зависимости от грузооборота пристаней. Осенью 1909 г.
Томский округ путей сообщения предоставил в МВД следующие сведения:
Источник: ГАТО. – Ф.134. – Оп.1.
– Д.54. Л. 125 МВД определило,
что повышение попудного сбора будет обременительным
для развития местной торговли, промышленности и сельского хозяйства. В 1910 г. решился
вопрос о начале нового железнодорожного строительства в Сибири, с привлечением
частных капиталов. Железные дороги признавались основными магистральными путями
сообщения, а водному транспорту отводилась вспомогательная роль. 2 марта 1910
г. был принят закон о попудном сборе с
железнодорожных грузов, по которому ограничивались сборы с речных перевозок. В
соответствии с этим законом, сбор становился целевым, т.е. с условием
использовать получаемые средства только на ремонт подъездных к железнодорожным
станциям путей, также, он был ограничен во времени, до завершения капитальной
постройки дороги. Для получения разрешения на железнодорожный попудный сбор требовалось представить в МВД убедительное
обоснование необходимости и подробный проект сбора. После
утверждения попудного сбора городские власти
обязывались ежегодно предоставлять отчёты министрам (внутренних дел, финансов,
торговли и промышленности, путей сообщения), а также главному управляющему
землеустройством и земледелием[3. Л. 84-84 об.]. Противники
закона считали, что для торгово-промышленного развития Сибири, этот сбор будет
очень тяжелым и вредным косвенным налогом. П.А. Столыпин, как сторонник закона,
говорил: «Необходимо иметь в виду, что сбором этим в качестве нового источника
дохода воспользуются только нуждающиеся в этом города, воспользуются на
определенную цель - на сооружение определенной дороги или на капитальный ее
ремонт, причем первоначально уже будет вычислена стоимость этого сооружения и
сроки сбора. Ясно, что сбором воспользуются далеко не все города, что период
взимания этого сбора будет кратковременен и что обложен
будет только тот груз, который будет пользоваться сооружаемыми путями»[4]. В 1910 г. в МВД
находилось более 100 ходатайств от разных российских городов о предоставлении
им попудного сбора. Для
составителей новых проектов попудного сбора были
разработаны специальная форма и тариф[3. Л. 69-70 об.]. Город Новониколаевск, начиная с 1905 г., активно ходатайствовал о
введении попудного сбора. В 1909 г. через станцию «Обь»
прошло 18,65 млн. пудов грузов, что могло дать 40 тыс. руб. В августе 1910 г. Новониколаевск посетил П.А. Столыпин, который поддержал
идею взимания сбора с грузов. Уже 2 апреля 1911 года в Новониколаевске
был введен попудный сбор, сроком на десять лет. Решающую
роль в установлении сбора сыграл инженер С.Ф. Дунин-Марцинкевич. Средства от попудного сбора шли на ремонт
улиц: в 1912 г. составили 40,7 тыс. руб., в 1913 и 1914 гг. - по 45 тыс. руб.[5.
Л. 3]. После открытия
Алтайской железной дороги, Барнаульская городская дума
разработала проект введения попудного сбора,
рассмотрение которого МВД отложило[2. Л. 200]. В
1916 г. городской голова Барнаула обратился в Кабинет
Е.И.В. с просьбой выдать 100 тысяч рублей в беспроцентную ссуду на 5 лет, в
счет будущего попудного сбора. В Барнауле попудный сбор мог быть введен не ранее 1 января 1919 г. Кабинет
Е.И.В. дал согласие на финансирование, но при условии, что благоустройство
дорог будет производиться только на территории, относящейся к кабинетской
собственности. В счет будущего попудного сбора
городом было собрано 80 тысяч рублей беспроцентных ссуд, в число которых вошли
50 тысяч рублей, выданные Н.А. Второвым. В заключение
следует отметить, что, не отказывая местным властям в новом источнике дохода,
правительство в то же время, жёстко контролировало введение попудного
сбора. Эта мера была характерной для системы государственного регулирования
экономической жизни России начала XX в. Вместе с тем, органы общественного городского управления, не
надеясь на быструю поддержку «сверху», изыскивали различные способы привлечения
средств на благоустройство городов. Примечания 1. История
общественного самоуправления в Сибири второй половины XIX - начала XX века. Анкушева К. А., Бочанова Г. А., Дегальцева Е. А., Кириллов А. К., Ноздрин
Г. А., Шиловский М. В., Ус Л. Б. - Новосибирск, ИД "Сова", 2006. 2. Государственный
архив Томской области (ГАТО) Ф.134. Оп.1. Д.54. 3. Государственный
архив Алтайского края (ГААК) Ф. 219. Оп. 1. Д. 5. 4. Столыпин
П.А. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете
1906-1911. - М.: Молодая Гвардия, 1991. - 221 с. 5. Государственный
архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 122. © А.А. Завьялов, 2011
|