Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

  Введение
  Документы 01   02   03   04   05   06   07   08   09   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48  49   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61
Сибирские переселения. Документы и материалы. Выпуск 1. Новосибирск, 2003. С. 147-150.

№ 48. Всеподданнейшая записка нижегородского губернатора Н. М. Баранова [1] о движении переселенцев через Нижний Новгород.
1894 г.

   [...] Наблюдая в течение 12 лет в Нижнем Новгороде передвижение переселенцев и замечая постоянно возрастающее число их, мне не раз невольно приходилось останавливаться перед вопросом о причинах, родящих у нас переселенческое движение, и сравнивать таковое с происходящим в Западной Европе. Возрастающая густота населения западноевропейских государств и чрезвычайное развитие в них всякого рода машинных производств, служат коренными причинами эмиграционного движения, являясь естественной необходимостью, неизбежным государственным злом.
   Почти невозможно сомневаться, что у нас совершенно иные причины родят переселенческое движение.
   [...] При опросах десятков тысяч прошедших через Нижний Новгород переселенцев о причинах, заставивших их покинуть родину и искать счастья в дали неведомых окраин, почти во всех случаях слышался один и тот же грустный ответ, что земли мало, жить стало "тесно", что за переходом в иные руки помещичьих земель отдача их в аренду прекратилась, и многоземельному русскому крестьянину благодатного юга неоткуда добыть, в дополнение к своему наделу, земли, обработкой которой он мог бы прокормить себя и исполнить лежащие на нем повинности.
   Грустнее всего для национального самолюбия слышать сетования переселенцев на стеснение их на местах их родины новыми землевладельцами-немцами. И еще обиднее, что землевладельцы этой категории обосновываются прямо в пограничных с Австрией и Пруссией губерниях или же смежных с первыми. Это грустное явление имеет крайне опасный для государства характер, так как заселение иноземцами отечественных окраин [...] едва ли составит для нас надежный оплот в случае военной невзгоды.
   [...] Открывшийся же теперь в Малороссии и в Северо- и Юго-западных краях новый район иноземного поселения является как бы бескровным захватом части отечественной территории и попыткою мирной подвижки государственной границы в явный ущерб нашим интересам.
   Еще не так безотрадно смотреть на переселенцев, следующих на окраины Азиатской России: кое-какие материальные средства, некоторая вера в будущее и смутные, розовые представления о новых местах ободряют переселенца при движении в розовую даль, но невообразимо тяжкую картину представляет обратное переселение. Истощенные длинным путем, разоренные, озлобленные и бездомные скитальцы, Христовым именем, возвращающиеся на родину, где также их не ждет ничто отрадное; что принадлежало им ранее - уже перешло в чужие руки; причины обратного движения переселенцев гораздо проще и понятнее причин, заставивших их покинуть родину.
   Ощупью пробираясь на далекие сибирские окраины, не имея необходимых знаний об условиях жизни на новых местах, ни достаточных средств на обзаведение хозяйством, переселенец совершенно неожиданно для него становится лицом к лицу с обстоятельствами, борьба с которыми ему не по силам, приходит быстро и бесповоротно к полному разорению и за отсутствием каких-либо подходящих заработков, протягивая руку, возвращается обратно. При отсутствии у нас надлежащей, строго выработанной организации переселенческого дела, к подобному же печальному концу приходят и крестьяне-переселенцы, обладающие при оставлении родины сравнительно значительным достатком, но никем не руководимые, весьма легко и быстро его утрачивающие.
   Дерзаю представить Августейшему вниманию Вашего Императорского Величества, что кроме только что перечисленных причин, на успех дела переселения в Западной Сибири в значительной степени неблагоприятно влияет и недостаток сильной административной власти в обширнейших пустынных и сопредельных с кочевниками окраинах, вследствие чего дается широкий простор своеволию местного степного кочующего населения, безнаказанно, по словам переселенцев, совершающего всякие насилия над пришлым русским населением.
   Значительное количество возвращавшихся обратно переселенцев единогласно указывают на грабежи киргизов, как единственную причину, заставившую их бросить вновь заведенное хозяйство и возвратиться на родину.
   С началом сооружения возглавляемым Вашим Императорским Величеством, Комитет великого Сибирского железнодорожного пути [2], Россия вступает в новый фазис своего могущества, и нет сомнения, что по возможности, густое насаждение русских поселков вдоль этой магистрали, имеющей особую государственную важность, будет иметь громаднейшее государственное значение, как в экономическом, так и в стратегическом отношениях. Скорое усиление русской колонизации местностей, пограничных с Китаем, приобретает особое значение именно в настоящее время, когда Китай, вне всякого сомнения, находится накануне своего перерождения. С этой стороны переселенческий вопрос у нас приобретает особое государственное значение и будет оправдан историей. Но водворение на русско-китайской границе, путем переселения, вполне надежного для нас населения, неизбежно требует, чтобы самое переселение было строго организовано и осмысленно руководимо. Русский человек, покидающий свою родину для выселения на далекую окраину, должно явиться туда не бродягою - нищим, а человеком, сохранившим и бодрость духа и обладающим материальными средствами, а это только и достижимо при условии сосредоточения всего переселенческого дела в одних твердых и умелых руках и установлении системы.
   Было бы несравненно полезнее, если бы действительно обездоленные и обезземеленные были наделяемы хотя бы небольшими участками казенной земли, но непременно вблизи родины. Этою гуманною мерою можно было бы избавить многие тысячи теперешних переселенцев от бесцельного шатания из Киева на Амур и обратно. Для желающих же во что бы то ни стало выселиться на окраины необходимо строго и притом фактически, а не фиктивно установить имущественный ценз и только при наличности последнего пускать на переселение.
   [...] Если не ограничиваясь паллиативами и не останавливаясь даже перед крупными затратами, безотлагательно было бы приступлено к упорядочению переселенческого дела, то от этого только выиграют не одни лишь теперь бесцельно шатающиеся десятки тысяч русских людей, но и истинные интересы государства. [...]

Российский государственный исторический архив. Ф. 1273. Оп. 1. Д. 328. Л. 1-5 об. Подлинник, рукопись.


  [1] Баранов Н. М. (1837-1901). После окончания Морского кадетского корпуса служил во флоте. Принимал участие в русско-турецкой войне. В 1879 г. по постановлению военно-морского суда был вынужден оставить морскую службу в связи с тем, что в донесениях командованию сильно преувеличивал свои успехи. В 1880 г. был послан за границу для организации надзора за революционерами. В начале 1881 г. был назначен ковенским губернатором, а затем петербургским градоначальником. Занимаясь розыском революционеров, ввел досмотр пассажиров на железных дорогах, учредил при градоначальстве особый выборный "совет двадцати пяти" ("бараний парламент"), оказавшийся неэффективным. Был переведён в Архангельск, затем в Нижний Новгород.
  [2]  Имеется в виду Комитет Сибирской железной дороги, образованный в 1892 г., в связи со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали. Подготовительная комиссия названного комитета, под председательством А. Н. Куломзина, занималась, в частности, разработкой проектов массовой колонизации территорий, прилегавших к строящейся железной дороге. Ее членами были выбраны следующие направления деятельности по улучшению состояния переселенческого дела: а) обеспечение прочного водворения мигрантов в Сибири; б) ограждение землепользования старожилов; в) установление должной связи между постройкой Сибирской железной дороги и заселением прилегающих к ней районов; г) увеличение темпов землеотводных работ в колонизуемом регионе; д) определение круга обязанностей лиц и учреждений, ведавших переселенческое дело. Для реализации поставленных задач Комитетом Сибирской железной дороги были увеличены кредиты для оказания ссудной помощи переселенцам, отпущены средства на организацию врачебно-питательных пунктов, на строительство школ и церквей для новоселов, устройство в сибирских губерниях складов сельскохозяйственных орудий, организацию статистических обследований положения переселенцев в Сибири.

Hosted by uCoz