Новости
Источники
Исследования
О проекте
Ссылки
@ Почта
Введение
Глава 1. Этнодемографическая ситуация в Западной Сибири в XIX - начале XX вв. и ее влияние на межэтническое разделение труда
1.1. Этнодемографическая ситуация в Западной Сибири в XIX - начале XX вв.
1.2. Межэтническое разделение труда в Западной Сибири по данным переписи 1897 г.
Глава 2. Процессы этнокультурного взаимодействия в ходе хозяйственного освоения Западной Сибири в XIX - начале XX вв.
2.1. Тобольский Север и Нарымский край
2.2. Центральные районы Западной Сибири
2.3. Южные степные районы Западной Сибири
2.4. Горный Алтай
2.5. Сегрегационные группы (ограниченные в правах) и их интеграция в хозяйственную сферу региона
Заключение
Список источников и литературы
Приложения
Список сокращений
|
Заключение
В Западной Сибири в XIX - начале XX вв. существенным фактором развития хозяйственной сферы жизнедеятельности были отношения этнокультурных групп коренного и пришлого населения. Их тесные экономические связи принимали разные формы: колониальные, симбиозные, консолидационные.
Активный рост численности населения региона (почти в 10 раз) в исследуемый период происходил за счет прироста пришлых этнических групп. Высокий естественный прироста (+ 21,2) дополнялся очень высоким механическим, особенно во второй половине XIX - начале XX вв., когда в Западную Сибирь из Европейской России приехали более 2 млн. человек.
Рост численности коренного населения зависел только от естественного прироста и ассимиляционных процессов. У большинства тюркских народов, живших оседло и занимавшихся сельским хозяйством, прирост был стабильным (тобольские татары, часть чулымцев, часть томских татар). Но некоторые народы уже к XIX в. ассимилировались с русскими (обские татары, часть томских татар). У ясколбинцев, барабинцев, шорцев, народов Севера, ведших кочевой и полуоседлый образ жизни, занимавшихся в основном промыслами, рост численности был непостоянным. Прирост чередовался неожиданными спадами и в конце XIX в. отмечалось как падение удельного веса этих коренных этносов среди населения, так и сокращение их абсолютной численности.
Этнический состав и характер расселения коренного населения региона в исследуемый период практически не изменился, но занимаемые ими территории уменьшились, особенно существенно на Севере и Алтае. Среди пришлого населения произошло значительное расширение перечня этнических групп и увеличение занимаемых ими земель. Если в начале XIX в. расселение пришлого, в основном русского населения происходило главным образом в центральных районах Западной Сибири, а на Севере и в южных районах оно было фрагментарным, то в течение XIX в. русские и другие пришлые народы расположились на Севере сплошными поселениями по берегам крупных рек, нередко вперемешку с юртами аборигенов. Пришлые народы из Европейской России более плотно освоили центральные районы, а в конце XIX - начале XX вв. стали активно заселять юг Западной Сибири.
Здесь они столкнулись с другими колонизаторами - кочевыми казахами. Рост численности казахов на юге Сибири не был постоянным. До середины XIX в. шло их постоянное увеличение, но оно было остановлено массовым аграрным переселением крестьян из-за Урала. Главным образом из Европейской России прибывали народы, родственные по языку и занятиям с русскими, но нередко имевшие общие корни и с коренными этносами Сибири. Увеличилось присутствие восточных славян (украинцев, белорусов), пришлых тюрков (башкир, чувашей, казанских татар), финно-угорских народов Поволжья и Приуралья (зырян, пермяков, мордвы), а также немцев и выходцев из Прибалтики. Ссылка стала основной причиной появления и роста численности здесь поляков, евреев, цыган, выходцев с Кавказа.
Определить занятость этнокультурных групп населения в Западной Сибири и выявить межэтническое разделение труда можно только на конец XIX в. по переписи 1897 г. В общем-то, результаты не выглядят неожиданными. Коренное население Севера в конце XIX в. занималось традиционными видами хозяйственной деятельности: ханты, манси и селькупы - охотой и рыболовством; ненцы - оленеводством. Русские и зыряне здесь в силу природных условий также вынуждены были овладеть этими способами жизнеобеспечения. Но они на Севере занимались еще ремеслами, торговлей, лесными промыслами и даже земледелием.
Тюркское коренное население в центральных районах, так же как и пришлое, главным образом занималось земледелием. Но тюрки больше внимания, чем русские, уделяли промыслам (особенно шорцы), торговле и животноводству. Основным делом южных алтайцев, как и казахов, продолжало оставаться кочевое скотоводство, хотя часть их оседала и переходила к земледелию. В Тобольской губернии большинство казахов уже занималось хлебопашеством, а в Томской - половина их еще кочевала. В Омском округе кочевало большинство казахов.
Основным делом всех пришлых этнических групп: восточных славян, выходцев из Прибалтики, финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья - были земледелие, а также ремесла. Русские заметно доминировали в управлении и связи. Самыми значительными доходными статьями евреев и цыган были торговля и ремесло. Для поляков и немцев в первую очередь - ремесло и производство, а уже потом земледелие и торговля. Выходцы с Кавказа в основном отбывали здесь наказание, занимались земледелием, работали по найму.
Итак, межэтническое разделение труда в исследуемый период было обусловлено разным уровнем экономического развития этнокультурных групп региона, природными условиями и ходом событий: аграрным переселением из Европейской России, а также началом индустриального развития Сибири. Больший уровень экономического развития пришлых этнокультурных групп давал им возможность реализовать себя в более широком перечне видов деятельности. Ограниченный круг занятий аборигенов делал их уязвимее перед внешними факторами. Однако по переписи 1897 г. это невозможно проследить в полной мере, так же как невозможно представить себе социальный статус этнокультурных групп и характер отношений между ними. Для этого необходимо обратиться к другим источникам.
В ходе торгово-промышленного освоения Севера Западной Сибири в XIX - начале XX в. у пришлого (русского и зырянского) населения сформировались прочные хозяйственные связи с аборигенами края. Экономическая взаимозависимость с оленеводами края (ненцами, эвенками, частью манси и хантов) носила характер свободного торгового обмена, а у зырян приняла форму конкуренции. Нестабильными были отношения русских и ненцев, когда любые слухи, прокатившиеся по тундре, могли их осложнить.
С охотниками и рыболовами Севера (хантами, манси, селькупами) хозяйственные связи имели форму кредитной системы. Особенно значительной была зависимость рыболовов, живших по реке Оби, которые даже не имели своих орудий труда и находились на почти полном содержании промышленников. Несмотря на недостатки этой системы, она помогала и тем и другим существовать. Пришлое население в экономическом смысле выглядело намного успешнее коренного, так как навыки метрополии позволяли им задействовать все возможные в крае виды деятельности и с выгодой проводить торговый обмен с аборигенами, в том числе и за счет их спаивания. Причем суть хозяйственных связей не зависела от того, к какому слою (классу) принадлежал представитель пришлого этноса - крестьянин или промышленник - менялись только масштабы деятельности.
Коренное население не было подготовлено к интенсивному развитию края, набиравшему обороты. Оно медленно адаптировалось, и прежде всего эта адаптация происходила в процессе взаимодействия с русскими и зырянами.
В центральной полосе в XIX - начале XX в. основным содержанием этнокультурного взаимодействия были поземельные отношения. Мирные арендные и договорные соглашения нарушались, как правило, заселявшимися переселенцами (русскими, украинцами, мордвой и пр.). В Тобольской губернии в первой половине XIX в. и в начале XX, а в Томской во второй половине XIX и в начале XX вв.
Конфликты возникали, как правило, между народами, проживавшими совместно на одних землях: бухарцами и тобольскими татарами; русскими и томскими татарами, чулымцами, шорцами, барабинцами. Коренное население и тут стремилось сохранить свои права на землю как главный аргумент взаимоотношений с технически оснащенными, экономически более сильными и превосходящими численно пришлыми народами.
Самым уязвимым оказалось кочевое население, которое официально даже не было наделено землей. Значительная часть кочевого населения (шорцы, часть барабинцев), переходя к оседлости и осваивая производящие формы хозяйства, предпочитали селиться поблизости от русских поселков или в них, чтобы успешнее перенимать трудовые навыки.
На рубеже XIX-XX вв., когда правительство взяло курс на уравнение податного населения в правах и административном управлении, это вызвало возмущение аборигенов, не желавших растворяться в среде крестьянского населения. Хотя русских и других крестьян нередко возмущали льготы инородцам в пользовании промыслами и налогообложении, им удавалось легче договориться друг с другом, чем при посредничестве администрации, услуги которой стоили дороже.
В южной степной полосе Западной Сибири в XIX в. постепенно шел процесс проникновения и оседания кочевых казахов, чему способствовала и политика правительства. Однако в конце XIX - начале XX в. свободные земли были востребованы крестьянскими переселенцами из Европейской России. Началось вытеснение кочевников, уже обосновавшихся в регионе. Это привело к их массовому оседанию среди крестьянского населения.
Неодинаково складывались отношения казахов с разными группами русских, но почти всегда они сопровождались аккультурацией кочевников. С казаками это были колониальные отношения, с крестьянами - сначала враждебность и непонимание, сменившеиеся экономическим сотрудничеством; с заводскими рабочими по мере проникновения казахов в производственные структуры Алтая возникла активная конкуренция. Непримиримыми оставались отношения кочевников и оседлого населения. В пограничных округах еще долго сохранялось конокрадство.
Коренное население Горного Алтая в исследуемый период переживало стремительную аккультурацию, которая была обусловлена масштабным переселением на Алтай крестьян из Европейской России и деятельностью Алтайской духовной миссии. В районах, пригодных для земледелия, население вынуждено было оседать и приспосабливаться к соседству крестьян, чем и были вызваны поземельные споры. Легче это восприняли северные алтайцы, уже знакомые с земледелием. Наиболее враждебно отнеслись к сокращению своих территорий кочевые скотоводы алтай-кижи и теленгиты. Большинству их удалось сохранить прежний образ жизни только в высокогорных пастбищах Алтая, где их потеснили кочевые казахи.
Администрация, заботившаяся об оседлом населении, почти ничего не делала для кочевников, протест которого выразился в конфессиональной форме. Кочевые казахи, вытесненные из степей крестьянской колонизацией, удачно обосновались в Чуйской степи и других малодоступных местах, подчинили себе теленгитов, и только мобилизация 1916 г. смогла побеспокоить их. Она дала им почувствовать, что они все же российские подданные.
По-разному сложились судьбы сегрегационных групп пришлого населения в Западной Сибири в XIX - начале XX вв., но в основном они сумели адаптироваться к новым условиям. Большинство их сохранило хозяйственную специфику, образ жизни и сумело консолидироваться с основным населением края. Если отношение к цыганам и "черкесам" оставалось осторожным, то евреи, поляки и немцы стали неотъемлемой частью экономической жизни городов Западной Сибири.
В целом можно сделать заключение, что отношения между различными этносами, складывавшиеся в Западной Сибири в XIX - начале ХХ вв. были преимущественно отношениями сотрудничества и взаимообогащения, способствовавшие аграрному и индустриальному освоению региона.
|