Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 Предисловие
 Резун Д.Я.
А.И. Лосев как историк городов
 Комлева Е.В.
П.Ф. Ларионов: история "обыкновенного" купца
 Дамешек Л.М.
М.М. Сперанский в Иркутске
 Матханова Н.П.
С.Б. Броневский как мемуарист и любитель музыки
 Туманик Е.Н.
П.М. Муравьева: жена декабриста
 Ремнев А.В.
М.Н. Катков в поисках "сибирского сепаратизма"
 Ивонин А.Р.
Сибирские предприниматели дореформенного периода
 Мамсик Т.С.
Купеческая семья Тюфиных
 Зиновьев В.П.
Мариинские купцы Савельевы
 Ламин В.А., Ноздрин Г.А.
Сибирский купец М.К. Сидоров
 Воробцова Л.Н.
Барнаульский купец Е.В. Ельдештейн
 Толочко А.П.
А.Н. Букейханов в Омске
 Ноздрин Г.А.
В.В. Куйбышев в Каинске
 Макарчук С.В.
Г.Н. Мельничанский в Сибири
 Кириллов А.К.
М.И. Боголепов и идея планирования
 Шиловский М.В.
Литературный псевдоним Irridens. И.Г. Гольдберг
 Бочанова Г.А.
Г.М. Будагов
 Ус Л.Б.
В.А. Обручев в Томске
 Скубневский В.А.
Проблемы истории Сибири в книге Г. Гребенщикова
 Чедурова Е.М.
Теоретик кооперации М.И. Туган-Барановский

 Баяндин В.И.
Городские головы Новониколаевска
 Звягин С.П.
Деятельность М.П. Головачева в 1918-1922 гг.
 Исаев В.И.
Жизнь и смерть инженера П.М. Жаркова
 Тимошенко А.И.
Н.Я. Новомбергский у истоков планирования
 Зольникова Н.Д.
Судьбы сибирских староверов
 Красильников С.А.
"Репрессивный вектор" науки
 Модоров Н.С.
Л.П. Потапов - исследователь народов Сибири
 Сокращения


Институт истории
СО РАН
Личность в истории Сибири XVIII-XX веков.
Сборник биографических очерков. Новосибирск: ИД Сова, 2007. С. 210-215.

Чедурова Елизавета Михайловна
канд. ист. наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета

Выдающийся теоретик российской кооперации:
Михаил Иванович Туган-Барановский

   В общественно-политической и научной жизни страны в 1890-х гг. видное место принадлежит экономисту, историку, известному "легальному марксисту" и критику народничества - М. И. Туган-Барановскому. Потомственный дворянин, ведший свой род от татарских ханов (Туган) и польских шляхтичей (Барановских) родился 8 января 1865 г. в Харьковской губернии.
   Михаил Иванович был признанным теоретиком кооперации. По его мнению, наличие социалистического общества еще не гарантирует само по себе от превращения его в тоталитарное. Чтобы этого не случилось, необходимы наличие центробежных сил в виде свободы "кооперации", понимаемой им буквально (как сотрудничество), и местного самоуправления. Кооперация, построенная на свободной самоорганизации, представлялась ему прообразом общества, в приближении к которому он видел смысл человеческой истории [1].
   И он не жалел сил для участия в развитии отечественной кооперации. В 1908 г. Туган-Барановского избирают товарищем председателя, а в 1914 г. - председателем Петербургского отделения Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах. Под его руководством оно стало вскоре одним из самых влиятельных учреждений отечественной кооперации. В 1909 г. создал и возглавил журнал "Вестник кооперации", который по признанию современников, являлся лучшим "из подобных изданий не только в России, но и за рубежом" [2]. Он был также основателем и редактором совершенно уникального для того времени сборника "Новые идеи в экономике", помещавшего статьи видных русских и западных экономистов. Михаил Иванович стоял у истоков образования кооперативных институтов в Москве и Киеве. Кроме того, его привлекали к чтению экономических дисциплин на кооперативных курсах в Народном университете им. А. Л. Шанявского. М. И. Туган-Барановский участвовал в разработке кооперативного законодательства. По этому вопросу он отстаивал свои позиции на I Всероссийском съезде деятелей по делам мелкого кредита и сельскохозяйственной кооперации в Петербурге в 1912 г.
   Важное место в поисках развития сельского хозяйства России в трудах М.И. Туган-Барановского принадлежит исследованию кооперативного движения. Его он связывал с решением проблемы общественного идеала и социализма, дал теоретическую концепцию понимания кооперации [3].
   Самый острый для страны вопрос - аграрный - побуждает его в апреле 1917 г. возглавить аграрный комитет при Вольном экономическом обществе, задачей которого становится разработка программы разрешения данного вопроса. В 1917 г. на Всероссийском кооперативном съезде он был избран в Совет кооперативных съездов. Его избрали членом ученого совета в 1918 г., когда в Москве был основан кооперативный институт.
   Увлеченный с юных лет марксизмом и находясь в то же время под впечатлением теории предельной полезности Менгера, Михаил Иванович прошел сложный мировоззренческий путь, который можно оценивать по-разному. Советские критики его научных взглядов квалифицировали их как исключительно противоречивые, а в целом определяли эволюцию его взглядов как путь в лагерь так называемых легальных марксистов. Противники марксизма и советского строя, такие как Б. Д. Бруцкус, причисляли его к "горячим апологетам социализма" [4].
   М.И. Туган-Барановский относился критически к марксизму по ряду принципиальных вопросов, поэтому можно сказать, что его социализм был не совсем марксистский, если не сказать больше - вовсе даже не марксистский. Но он отстаивал "свой" социализм, и развитие кооперации связывал именно с социалистическим будущим России.
   Теоретические взгляды на кооперацию наш герой обобщил в книге "Социальные основы кооперации". В ней, пожалуй, впервые в России им были разделены понятия кооперативного движения и кооперации как хозяйственного предприятия. Идеалы кооперативного движения - это социалистическая коммуна, новый человек. Реальный же кооператив вполне уживается в капиталистическом хозяйстве, возникает ради экономической выгоды [5].
   Главный определяющий признак кооператива, его основное отличие от капиталистического предприятия - отсутствие прибыли как цели функционирования. Кооперативное предприятие создается не для получения прибыли на вложенный капитал, а для "увеличения, благодаря общему ведению хозяйства, трудовых доходов своих членов или уменьшения их расходов на потребительские нужды" [6]. Это наиболее характерная черта любого кооператива. Но каждый класс создает кооперативы специфического типа со своими целями, формами, методами. Существует пролетарская, крестьянская, мелкобуржуазная кооперация. Каждому типу кооператива М. И. Туган-Барановский посвящает раздел книги. В условиях капиталистической экономики для крестьянского хозяйства кооперация необходима, ибо позволяет ему пользоваться выгодами и преимуществами крупного хозяйства. Крестьянские товарищества, объединенные в союзы, становятся конкурентоспособными с крупнейшими капиталистическими предприятиями. Сельскохозяйственная кооперация не нарушает самостоятельности мелкого крестьянского хозяйства, а наоборот, укрепляет его, повышает его производительность. Однако она привносит в крестьянское хозяйство и новое: оно утрачивает свой индивидуалистический характер, изолированность, становится частью сложной кооперативной системы. Отдельные формы кооперативов внедряются в производственные процессы, регулируют внутреннюю жизнь крестьянского хозяйства.
   Таким образом, крестьянская кооперация не только поднимает экономический уровень крестьянского хозяйства, но и глубоко его преобразует, воспитывает нового крестьянина, приучает его к самостоятельности, повышает его культурный уровень, общественную активность. Крестьянское хозяйство, хотя и остается индивидуальным, но в то же время становится общественно регулируемым, и в этом заключается его новый тип, который создается кооперацией.
   М. И. Туган-Барановский первым из российских экономистов ввел вопрос о кооперативном идеале в русло теоретического исследования. В его концепции социализма, в которой превалировали нравственно-этические приоритеты, кооперация служила той средой, где торжествует коллективистское начало. Задачей социализма, по мнению Михаила Ивановича, является сочетание коллективного и индивидуального, личного и общественного начал. Производственному коллективизму, основанному на индивидуализме (цель - получение прибыли), он противопоставлял организацию потребительского общества, в котором коллективизм выражал установки солидаризма. Кооперация мыслилась им как основание социализма, его организационное начало и идеал, прообраз высшей ценности будущего [7]. Экономические аргументы М. И. Туган-Барановского подводили к выводу о нежизнеспособности производственной кооперации в силу законов промышленного капитализма. Более адаптированными к индустриальному развитию являлись потребительские кооперативы, использовавшие наемный труд и просчитывавшие свою выгоду.
   Война и революция не снизили его интереса к поиску общественного идеала, к проблемам кооперации. Более того, социальный катаклизм обострил этот интерес, и он нашел отражение в появившихся в тот период работах: "Социализм как положительное учение", "О кооперативном идеале", "Русская земельная реформа и кооперация", в которых он формулировал реалистическую программу хозяйственного развития страны. В работе "Земельная реформа и кооперация" он излагает цельную концепцию развертывания начавшейся в России, по его словам, "земельной революции" [8].
   Кооперация, по своей природе неразрывно связанная с демократией, коллективизмом, культурой, не только объединяет крестьян с целью повышения экономической эффективности их хозяйствования, но и помогает им осознать себя членами одного класса, подняться на качественно новую ступень самосознания, содействует созданию у них общности мировоззрения с рабочими. "Вот почему только под знаком кооперации русская революция может отстоять свои завоевания", - заключает свои рассуждения ученый [9]. Отметим, что под кооперацией М. И. Туган-Барановский в данном случае имеет в виду, конечно, не коллективизацию, а различные формы объединения усилий, кооперирования единоличных хозяйств. Коллективные хозяйства как массовое явление он предполагал только уже в самом социалистическом обществе.
   О степени влияния Туган-Барановского можно судить хотя бы по письму эсера Н. С. Звонкова из Москвы в Красноярск от 31 декабря 1914 г.: "Провожу почти все время в университете Шанявского на курсах по кооперации... Народу нас 140, причем около сотни съехалось из разных концов матушки России, из глуши многие, с запросами, с рассказами, многие с верой в кооперацию такой же, какую разогревают в слушателях такие ораторы, как Туган-Барановский или Прокопович, которые положительно утверждают, что кооперация, выпочковываясь (как любит выражаться Туган-Барановский) из капиталистической организации, несет в себе дух совершенно противоположный... Им представляется новый мирный путь к социализму через кооперацию" [10].
   В 1917 г. наш герой получил от Центральной Рады портфель генерального секретаря финансов Украины. Разработанная им программа финансовой политики отталкивалась от идеи автономии Украины с отказом от сепаратизма. Поэтому он примкнул к партии социалистов-федералистов. После краха Центральной Рады М. И. Туган-Барановский уехал в Москву и вернулся к преподаванию, научной работе и кооперативным делам. Затем занимался тем же вновь на Украине. Будучи человеком многогранным, он был избран профессором и деканом юридического факультета Киевского университета. Михаил Иванович стал одним из основателей и действительных членов украинской Академии наук. Многогранная личность академика позволила стать председателем социально-экономического отделения Академии наук, руководителем Центрального кооперативного украинского комитета, Научного общества экономистов, редактором журнала "Украинская кооперация", сотрудником в разных газетах экономического профиля; также активно участвовал он в организации Кооперативного института [11].
   В начале 1919 г. Михаил Иванович перенес два приступа стенокардии, когда поехал на конференцию в Париж руководителем украинской делегации по экономической части, после третьего приступа скончался 21 января 1919 г. в вагоне поезда близ Одессы.


  [1] Туган-Барановский М. И. О кооперативном идеале М.: Ун-т Шанявского, 1918. С. 7.
  [2] Кондратьев Н. Д. Михаил Иванович Туган-Барановский // Истоки. М.: Экономика, 1990. Вып. 2. С. 270-294.
  [3] Туган-Барановский М. И. В поисках нового мира. М.: 1919; Он же. Социальные основы кооперации. [Перепечатано с 3-го доп. изд.]. М.: Экономика, 1989. 496 с.
  [4] Бруцкус Б. Д. Социалистическое хозяйство: Теоретические мысли по поводу русского опыта. Париж, 1988. С. 69.
  [5] Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации.
  [6] Там же.
  [7] Туган-Барановский М. И. К лучшему будущему. Сборник социально-философских произведений. М.: РОССПЭН, 1996. С. 371-380.
  [8] Самсонова Т. Н. Идолы и идеалы на весах гуманизма: творчество М. И. Туган-Барановского (1865-1919) // Социально-политические науки. 1991. № 10. С. 81.
  [9] Там же.
  [10] Цит. по: Шиловский М. В. Общественно-политическое движение в Сибири второй половины XIX - начала XX века. Вып. 3. Социалисты-революционеры. Новосибирск, 1996. С. 55.
  [11] Выдрин Д. И. Отец русской кооперации // Молодой коммунист. 1990. № 3. С. 53-58; Татарникова С. Н. Туган-Барановский - мыслитель, демократ, экономист // Вопросы истории. 1991. № 9-10. С. 222.

Hosted by uCoz