Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

   Введение
   Глава 1. Организация деятельности муниципальных органов в Сибири
   § 1. Правовой статус, структура, организация выборов и полномочия органов городского самоуправления в Сибири по городовым положениям 1870 и 1892 гг.
   § 2. Сословное самоуправление в сибирских городах
   § 3. Избирательный процесс, состав избирателей и руководящих органов городского самоуправления
   § 4. Место муниципалитетов в системе государственного управления
   § 5. Участие органов городского самоуправления и его членов в общественно-политической жизни региона
   § 6. Органы местного самоуправления и общественные неполитические организации
   Глава 2. Основные направления и формы хозяйственной деятельности
   § 1. Городские финансы и экономическая политика
   § 2. Хозяйственная деятельность органов городского самоуправления
   § 3. Специфика деятельности муниципальных образований в годы Первой мировой войны
   § 4. Трансформация органов городского самоуправления в конце XIX - начале XX в.
   Глава 3. Проблема земского самоуправления в истории Сибири
   § 1. Борьба за создание земского самоуправления в регионе
   § 2. Формирование и деятельность земских органов в 1917-1919 гг.
   Заключение
   Список сокращений

§ 4. Трансформация органов городского самоуправления в конце XIX - начале XX в.

   Процесс трансформации органов городского самоуправления во второй половине XIX - начале ХХ вв. в бессословные органы власти четко подразделяется на четыре основных периода: 1785-1869 - период действия "Городового положения" 1785 г.; 1870-1891 - "Городового положения" 1870 г.; 1892-1916 - "Городового положения" 1892 г.; 1917-1919 - законодательства Временного правительства и государственных образований на востоке России.
   Основы организации городского самоуправления были заложены в 1785 г. Жалованной грамотой Екатерины II. Правом избирать и быть избранными обладали лица, достигшие 25 лет и имевшие годовой доход не менее 50 руб. В состав городского самоуправления входили "собрание общества градского", общая и шестигласная думы, городской голова. Городское общество делилось на 6 разрядов, каждый из которых избирал определенное число гласных в "собрание общества градского". В него входило не более 20 % горожан. Оно избирало городского голову и общую городскую думу, решавшую наиболее сложные вопросы городского управления. Общая дума выбирала из своей среды по одному представителю от каждого разряда городского общества в шестигласную думу, осуществлявшую постоянное руководство городом. В "малолюдных" городах вместо дум создавались ратуши, возглавляемые городскими старостами. Городское самоуправление носило строго сословный купеческо-мещанский характер. Его возглавлял городской голова, избранный обществом. До реформы его управление носило строго авторитарный характер, а в 1860-х гг. он уже рассматривался как служащий, подведомственный губернатору [1].
   Общую городскую думу избирали раз в три года. Горожане индифферентно относились к выборам. В Тобольске из 1231 избирателя в выборах должностных лиц участвовало от 90 до 180 человек. В Омске из 13 купцов и 210 мещан, обладавших правом голоса, на выборы приходили 5-8 купцов и 40-70 мещан. В Колывани из 350 горожан голосовали лишь 21-26. Интерес к выборам проявляло лишь купечество. Высшие должности замещались охотно, от низших стремились уклониться под разными предлогами [2]. Городское самоуправление дополнялось сословным самоуправлением. Купеческие, мещанские, ремесленные общества избирали свои управы, возглавлявшиеся сословными старостами. Престиж сословного управления был невысок. Городские думы были практически безвластны, не имели права самостоятельно решать многие хозяйственные вопросы. Разрешение многих из них требовало санкции МВД. Важное место в системе управления занимала полиция. В 1822 г. городское самоуправление разделили на три части: полицию, суд и хозяйственную часть, управлявшуюся единой думой, введенной вместо общей и шестигласной дум. По положению 1785 г. города получили право собственности на землю (за исключением Алтайского округа) и право формирования собственного бюджета. Основную его часть составляли сборы с горожан, а две трети его тратились на государственные нужды.
   Городское самоуправление носило сословный и иерархический характер, отражало только интересы купцов и мещан, жестко контролировалось администрацией, не имело достаточных полномочий. В результате городские хозяйства находились в плачевном состоянии. Требовались коренные реформы. В 1862 г. МВД направило в Государственный совет проект реформы городского общественного управления. На местах формировались специальные комиссии для разработки предложений к закону. В Сибири они были сформированы в Томске, Барнауле, Каинске, Иркутске, Селенгинске и высказались за всесословность городского общественного управления, представление ему большей самостоятельности и ограничение административной опеки. В июне 1870 г. Александр II утвердил законодательный акт.
   "Городовое положение" 1870 г. действовало до 1892 г. С него начался новый период муниципального развития. Думы занимались хозяйственной деятельностью и практически не касались политических вопросов. В них шла борьба различных социальных и сословных групп гласных за реализацию экономических интересов. В Иркутске в 1880-х гг. из депутатов интеллигентов и разночинцев начало формироваться либеральное крыло думы. Несмотря на сопротивление большинства гласных, ему удалось добиться решений о ходатайстве перед царем об отмене ссылки в Сибирь, введении суда присяжных, проведении цензурной реформы, открытии университета, распространении на Сибирь реформ, проведенных в Европейской России.
   "Городовое положение" заменило сословно-бюрократические органы городского самоуправления на всесословные муниципалитеты, основанные на буржуазном принципе имущественного ценза. Оно устраняло сословную корпоративность, упрощало структуру городского управления, освобождало его из-под жесткого контроля государства. В практику выборов вводились избирательные собрания, информация граждан о выборах, тайное голосование. Дума начинает превращаться в общественно-политический орган.
   Круг избирателей по новому "Городовому положению" (1870 г.) расширился. Место каждого избирателя в выборах зависело от суммы уплачиваемых налогов. В соответствии с ней они делились на три курии, каждая из которых уплачивала треть городских налогов. Каждая курия самостоятельно выдвигала треть кандидатов в гласные. Выборы в органы городского самоуправления в 1871 г. прошли в Томске, в 1872-1873 гг. - в Иркутске, Тобольске, Тюмени, Омске, Ишиме, в 1875-1877 гг. - в городах Алтайского округа, Тюкалинске, Березове, Киренске, Балаганске, Нижнеудинске, в 1879 г. - в Илимске. Удельный вес горожан, получивших избирательное право, и их активность на выборах зависели от величины города и степени развития торговли и промышленности. В мелких городках избирательное право получили больше лиц, чем в крупных городах. Характерным явлением для выборов была индифферентность избирателей. Голосовало не больше 11-17 % лиц, имевших право голоса. Активность избирателей зависела от влияния на городское хозяйство и величины города. Самыми активными избирателями являлись купцы. Изменение избирательного закона привело к перемене социального состава в городском управлении. Доминирующее место в нем заняли купцы и мещане, но активно участвовали дворяне, чиновники, интеллигенция и духовенство. Так, в Томской губернии среди избирателей доля городских сословий составляла от 58 до 78 %, а удельный вес дворянства и чиновничества в Томске, Барнауле и Бийске колебался от 3 до 10 % [3].
   В состав органов городского самоуправления входили избирательные собрания, думы, управы, комиссии и городские головы. Собрание избирателей для избрания гласных проводилось раз в четыре года. Количественный и социальный состав дум зависел от величины города и его социальной структуры. Дума устанавливала величину различных сборов с населения, формировала бюджет, принимала благотворительные вклады, заведовала городским хозяйством, заключала займы. Работоспособность её зависела от посещаемости гласных, которая в большинстве городов не превышала 40-50 % гласных, что приводило к частым срывам.
   Члены думы выбирали управу, городского голову и городского секретаря. Численность управы зависела от величины городского бюджета, но не могла быть меньше трех человек. В неё мог входить любой горожанин, кроме государственных служащих. Управа являлась исполнительным органом думы. Городской голова созывал думу и председательствовал в ней. Одновременно он руководил управой, что нарушало принцип разделения властей и приводило к многочисленным злоупотреблениям. Для контроля за действиями городского самоуправления создавалось губернское по городским делам присутствие.
   Бессословные городские думы дополнялись сословными органами управления в лице мещанских и купеческих обществ, возглавляемых управами и старостами. Они проводили сбор налогов, следили за землепользованием, финансированием учебных заведений и т. д. Решения принимались на собраниях обществ большинством в 2/3 голосов. К концу XIX в. их влияние упало. Они уже не могли собирать необходимый кворум для решения вопросов и могли функционировать только в системе бессословных органов.
   Городские доходы постепенно увеличились, но только в Томске и Тюмени они превысили 50 тыс. руб. Причины этого - в экономической отсталости городов и недостатках системы обложения. Основная часть доходов поступала от сборов с промышленности и городских имуществ (главным из которых была земля), но отсутствовал подоходный налог. В результате в 1875 г. только в Томске бюджет составлял 139,7 тыс. руб.; в Тюмени - 53,4; в Омске - 33, в Тобольске - 32,5 тыс. руб. В остальных городах он не превышал 6-10 тыс. руб. Основная часть его уходила на оплату обязательных государственных и муниципальных расходов, за невыполнение которых налагался штраф. Например, в 1885 и 1890 гг. Тобольское губернское по городским делам присутствие накладывало арест на доходы города Тюмени за недоимки по содержанию реального училища. Покрытие расходов на благоустройство, санитарные мероприятия, образование и здравоохранение осуществлялось по остаточному принципу. Даже в Томске на нужды образования смогли выделить только 7 % средств. Несмотря на недостатки, бюджет, по сравнению с предыдущим временем, давал больше возможностей для развития городов. Обязательные расходы уменьшились с 50 до 30 %, что позволило больше средств выделить на социальную сферу. Расход средств на образование в целом по России возрос с 500 тыс. в 1871 г. до 4,7 млн руб. в 1891 г., а на медицину - с 91 767 до 428 020 руб. При всех положительных изменениях бюджетов городов для них был характерен хронический недостаток средств [4].
   Городское самоуправление подверглось серьезному реформированию по "Городовому положению" 1892 г., действовавшему до 1917 г. В своем развитии за этот период муниципальная система прошла четыре этапа: 1892-1901 гг., 1902-1906, 1907-1914, 1914-1916 гг.
   В 1892-1901 гг. в Сибири утверждалась новая система городского управления. По положению 1892 г., дума сохранила весь круг вопросов, которыми занималась раньше. Прежней осталась и структура самоуправления. Городской голова по-прежнему совмещал посты руководителя думы и управы, что усиливало исполнительную власть. Если до 1890-х гг. комиссий почти не было, то после введения нового положения выросло их количество и роль. Они готовили решения думы и проводили их в жизнь. В 1912 г. в Томске действовало 14 исполнительных, 6 постоянных подготовительных, 15 временных подготовительных и 3 вновь учрежденных комиссии.
   Наибольшие изменения были внесены в избирательную систему. По положению 1892 г. трехразрядная система заменялась одним избирательным собранием, имущественный ценз повышался за счёт установления нижней планки стоимости имуществ, владельцы которых допускались к выборам (1000 руб. для губернских городов и 300 руб. - для уездных). В результате число избирателей сократилось с 5 до 1 %. Наибольший процент (5-8) выборщиков оказался в малых городах. Хотя правительство, проводя реформу, ставило целью уменьшение влияния торгово-промышленного класса и увеличения представительства дворянства, купечеству удалось сохранить во всех городах Западной Сибири, кроме Омска, свое преобладание, но абсолютное большинство (52,2 %) они получили только в Кургане. Удельный вес дворян, чиновников и духовенства возрос с 13,5 до 24,6 %. Представительство мещан и крестьян увеличилось с 24,5 до 34,8 % [5]. В уездных городах Иркутской губернии доля купцов уменьшилась на 1-7 %, а в Иркутске осталась на прежнем уровне (47-49 %). Удельный вес дворян и чиновников в думах уездных городов увеличился в 2-4 раза, а в Иркутске - на 10 %. В Иркутске процент гласных, имеющих среднее и высшее образование, достиг 43 [6].
   Новое положение усилило административную опеку над самоуправлением. Управы губернских городов утверждались министром внутренних дел, а уездных городов - губернатором. Их члены включались в число государственных чиновников. По прежнему закону должностные лица городского самоуправления могли наказываться только по суду, по новому положению их могли привлекать к дисциплинарной ответственности и снимать с должности. Возросла независимость управы от думы.
   Положение 1892 г. устанавливало две формы общественного самоуправления: полную и упрощенную. Хотя новый закон ввел в деятельность городского самоуправления ряд антидемократических черт, он имел некоторые положительные последствия. Рост интеллигенции в думах привел к укреплению социальной базы либерализма. Сокращались злоупотребления городских голов. Упростилось и стало более дешевым управление.
   Попытки реформирования нового положения начались сразу после его введения. После принятия в 1893 г. закона о государственном квартирном налоге встал вопрос о предоставлении избирательных прав его плательщикам. В 1898 г. государственный налог передали в пользу городов и была создана особая комиссия А. Д. Оболенского для выяснения условий предоставления этим лицам избирательных прав. Тем более, что во многих городах не удалось избрать установленное законом количество гласных. Одновременно комиссия подняла вопрос о целесообразности исполнения городским головой обязанностей председателя в думе и управе. Однако, деятельность комиссии не получила завершения.
   До начала ХХ в. органы городского самоуправления России оставались в стороне от оппозиционного движения, занимаясь хозяйственными вопросами. Самодержавие следило за тем, чтобы деятельность городских дум ограничивалось местными рамками. Одним из проявлений думского либерализма стало движение за созыв общероссийского съезда городских голов. В конце XIX в. в Томске и Иркутске из представителей интеллигентского крыла поддержанного либеральным купечеством начало формироваться либеральное направление в городском самоуправлении.
   В городах одновременно действовали две системы управления: одна - бессословная, другая - корпоративная. В связи с размыванием сословных границ влияние мещанских и купеческих обществ и управ падало, но новое положение включило их в систему городского самоуправления. Большую активность в них проявляли лица, не имевшие доступа к избранию думы: средние слои предпринимателей и евреи.
   Органы городского самоуправления продолжали работу по развитию хозяйства. В городах учреждались товарные биржи, ломбарды, строились скотобойни, элеваторы, регулировались цены на продукты питания. Существенное внимание думы уделяли модернизации городского хозяйства. Думы организовывали строительство электростанций, мостов, водопроводов, проводили освещение и мощение улиц, вели работу по развитию автомобильного транспорта, осуществляли наблюдение за общественным порядком. Они выступали инициаторами и координаторами благотворительных акций, получивших значительное развитие в конце XIX в. При решении проблем просвещения и здравоохранения думы тесно сотрудничали с культурно-просветительными и благотворительными обществами. Но обязательные расходы по-прежнему составляли свыше половины обязательных расходов. Средств, получаемых из традиционных источников доходов, городам катастрофически не хватало, и они обращались за поддержкой к государству. Даже в Томске бюджет сводился с дефицитом.
   Совершенно новым явлением в истории городских самоуправлений начала ХХ в. стал рост их политической активности. Первым этапом этой политизации стали 1902-1906 гг. В результате выборов 1902 г. в органах городского самоуправления крупнейших сибирских городов преобладающее влияние получили либералы. Толчком к развертыванию движения думцев послужил ноябрьский съезд земцев 1904 г. Вновь возродилась идея о созыве общероссийского съезда городских деятелей. Наряду с думами других городов резолюции об его проведении приняли в ноябре 1904 г. городские самоуправления Иркутска и Томска. Активизации сибирских либералов способствовала так называемая "банкетная кампания"
   Наиболее активное участие в оппозиционном движении периода Первой российской революции приняли городские думы Иркутска, Красноярска, Томска и Барнаула. Они выразили свое отношение к крупнейшим событиям 1905 г. После публикации рескрипта Николая II от 18 февраля о созыве законосовещательной думы барнаульские гласные высказались за изменение городового положения и устранение административной опеки над городским самоуправлением. Они отметили необходимость созыва съезда народных представителей и введение свободы слова и собраний. Красноярская дума 23 марта предложили проект организации губернского избирательного собрания.
   Широкий резонанс среди городских деятелей Сибири получил рескрипт императора на имя иркутского генерал-губернатора П. И. Кутайсова от 3 апреля 1905 г. об обсуждении вопроса о введении земства в Сибири. В октябрьских и декабрьских событиях думы заняли нейтральную позицию. В течение 1906 г. во всех городских думах Сибири, за исключением Красноярской, перевес получили правые либералы и монархисты.
   В 1907-1914 гг. продолжалась борьба либеральных и монархических группировок за влияние в городском самоуправлении. На наш взгляд, степень влияния отдельных партий в городском самоуправлении была различной на отдельных этапах этого периода. В послереволюционный период влияние кадетов в думах резко снизилось. В числе 29 гласных Тюменской городской думы оказалось только три кадета. В Томске из 60 гласных только 7 были кадетами, а 19 - октябристами. Только в Красноярске из 46 гласных 20 принадлежало к кадетской партии [7].
   Усиление влияния либералов в городском самоуправлении связано с деятельностью Обществ обывателей и избирателей. В сентябре 1909 г. общества зарегистрировались в Иркутске, Красноярске, Благовещенске, Томске, Чите, а затем во всех сибирских городах. Их возглавили кадеты. Они ставили задачей осуществлять связь между гласными и избирателями, содействовать решению городских проблем, но главной их целью стало продвижение своих кандидатов в гласные. Общества обывателей и избирателей выставили списки своих кандидатов в гласные в Барнауле, Иркутске, Красноярске, Чите. В Барнауле в 1910 г. в думу избрали прокадетски настроенных кандидатов общества избирателей, а черносотенцы потерпели поражение. В Красноярске в 1909 г. либералы увеличили свое представительство до 34 мест, а монархисты получили лишь 19. Успешно для либералов прошли выборы в Иркутске. В Омске им удалось провести двух гласных [8]. В 1910 г. все общества закрыли. Таким образом, к Первой мировой войне либералы имели паритет, а в ряде случаев и преобладание, в городском самоуправлении. Городские думы начали превращаться в центры либеральной оппозиции. Вокруг них группировались общества, возглавляемые либералами.
   В 1907-1914 гг. выросло число городов с упрощенным городским управлением. Его получили Боготол, Татарск и Тайга, преобразованные в города. В 1909 г. в Новониколаевске ввели общественное управление в полном объеме. Система выборов и структура городского самоуправления остались прежними. Количество жителей увеличилось в Тобольской губернии в 1,4 раза, в Томской губернии - в 2,2 раза, а удельный вес избирателей остался прежним, что обострило проблему репрезентативности избирательного корпуса. Активность избирателей на выборах и посещение гласными заседаний думы уменьшились. Администрация по-прежнему жестко опекала органы самоуправления.
   К этому времени относится подъем муниципальной хозяйственной деятельности. Городские думы проводят модернизацию своего городского хозяйства, расчищая дорогу капитализму. Острая конкуренция между городами наблюдалась при определении направления Алтайской железной дороги. Активно шло строительство электростанций. Значительное внимание уделялось развитию образования. 22 июня 1909 г. Министерство народного просвещения приняло закон о введении в России всеобщего начального образования. На его нужды в Сибири дополнительно выделялось 1 млн. руб. В городах региона началось строительство новых школ. К 1914 г. бюджеты сибирских городов достигли наибольшей для дореволюционного времени величины. В 1913 г. на первом месте по размерам доходов был Омск (2 464 850 руб.), затем шел Иркутск (1 478 300 руб.), на третьем месте находился Томск (1 327 800 руб.). Размеры бюджетов городов росли быстрыми темпами. В 1905 г. бюджет Новониколаевска не превышал 73 893 руб., а в 1911 г. он достиг 935 971 руб., т. е. увеличился в 12,6 раза [9].
   Завершал период действия Городского положения 1892 г. этап военного времени (1914-1916 гг.). В годы войны расширилась компетенция городских дум. Им пришлось решать вопросы мобилизации резервистов, размещения беженцев и военнопленных, оказания помощи раненым, расквартирования воинских частей. За годы войны сократилось количество гласных, и думам трудно было собрать кворум. Всю деятельность в них вели подготовительные и исполнительные комиссии. В городах организовывались комиссии по оказанию помощи семьям мобилизованных, помощи беженцам, продовольственные комиссии [10].
   Городские самоуправления поддержали правительственную политику ведения войны и оно разрешило создать всероссийские объединения. 8-9 августа 1914 г. на 1 Всероссийском съезде городов был создан Всероссийский союз городов (СОГОР). В декабре 1915 г. в него входило 464 города России. В Сибири в 1915 г. в СОГОР вошло 15 городских поселений. Всероссийский союз городов осуществлял помощь раненым, сбор пожертвований для фронта. В Западной Сибири координирующим центром СОГОРа стала Омская дума. В 1915 г. здесь прошло два съезда организации, рассмотревшие вопросы помощи больным и раненым, размещения военнопленных, борьбы с дороговизной. Они сформировали Западно-Сибирский областной союз городов. 15-19 апреля 1916 г. в Иркутске состоялся первый съезд городов Восточной Сибири. По мнению охранки, отделы СОГОРа состояли "сплошь из левых кадетов с эсдековской окраской". Наряду с общероссийской организацией городские самоуправления региона создали собственное объединение: Сибирское общество для подачи помощи раненым воинам (Сибиртет). Он имел свои отделы в Барнауле, Боготоле, Варшаве, Мариинске, Москве, Ишиме, Кургане, Новониколаевске, Омске, Петропавловске, Тайге, Томске, Харькове, Ялуторовске. Возглавили Сибиртет видные кадеты С. В. Востротин, Е. Л. Зубашев, Н. В. Некрасов. Позже обе организации превратились в легальные центры либеральной оппозиции [11]. В мае 1915 г. на IX съезде промышленности и торговли были образованы военно-промышленные комитеты и учрежден Центральный военно-промышленный комитет (ЦВПК). К 1916 г. в России действовало 220 комитетов, в том числе 34 в Сибири (из них 6 областных). Фактически подавали признаки жизни 22. Из-за отсутствия в регионе развитой промышленности местным комитетам не удалось наладить снабжение армии вооружением, но они фактически контролировали всю местную промышленность [12].
   Укрепив позиции в экономике, местные либералы стали требовать реорганизации местного управления. В Кургане, Новониколаевске, Тюмени городские думы высказались за реформу городского самоуправления и введение земств. В декабре 1916 г. Тюменская дума констатировала утрату правительством доверия населения, протестовала против противодействия властей общественным организациям и потребовала реформ. Омское городское самоуправление высказалось за создание ответственного министерства [13].
   Главной задачей, стоявшей перед городскими самоуправлениями Сибири в годы войны, являлась перестройка жизни городов на военный лад. Существенным изменениям подверглась финансовая политика городов. С началом войны они оказались в тяжелом положении. Долги прежних лет составляли от 15 до 68 % бюджета. Доля обязательных расходов выросла от 57 до 83 %. Покрывались военные расходы за счет роста бюджета (от 1,8 до 2,5 раза), сокращения гражданских доходов, повышения оценочных сборов, возмещения части расходов государством, займов у населения, банков и государства, квартирного налога. Но этих средств было недостаточно. К 1916 г. долги Омска составили 2 млн. руб., Барнаула - 1,7 млн., Новониколаевска - 1,3 млн. руб. [14].
   Значительную работу городские самоуправления вели по оказанию помощи пострадавшим от войны и размещению войск и военнопленных. Воинские части размещали в бараках, в частных домах, учебных заведения. Городские думы выдавали продовольственный паек, а особо нуждающимся семьям - денежные пособия. Количество призреваемых росло, денежных средств не хватало, и пособия постоянно уменьшались и выдавались нерегулярно. По Сибири прокатились волнения солдаток - "бабьи бунты". Городские самоуправления должны были обеспечивать помощь беженцам, которых к 1916 г. в Сибири насчитывалось 81,5 тыс. человек. При городских думах организовались городские комитеты помощи бедным. В годы войны острая ситуация возникла на продовольственном рынке и в снабжении городов топливом. Уже с 1915 г. городские думы начали переходить к регулированию цен, а с 1916 г. - к карточной системе снабжения продовольствием.
   Городские думы Сибири приветствовали Февральскую революцию 1917 г. Они приняли активное участие в формировании новых органов власти. В одних городах (Томск, Новониколаевск) временные комитеты организовывались на заседаниях дум из представителей дум и общественности, в других городах (Барнаул) направили своих представителей в Комитеты общественной безопасности (КОБ). Тюменская дума, не дожидаясь выборов, решила провести демократизацию своего состава, путем включения в него 30 гласных из городского продовольственного комитета.
   16 апреля 1917 г. Временное правительство опубликовало постановление о выборах гласных городских дум. 9 июня вышло постановление об изменении действующего городового положения. Впервые в России городское самоуправление избиралось на основе всеобщего избирательного права. Его получили все жители старше 20 лет. В выборах не могли участвовать представители администрации, полиции, монахи, невменяемые, судимые, глухонемые. В большинстве губерний Сибири они прошли в июле 1917 г. и отразили расстановку политических сил в регионе. В Красноярскую думу 2 июля избрали 41 большевика, 7 меньшевиков, 27 эсеров, 9 кадетов. В Иркутске большевики получили 11 мандатов, меньшевики 12, эсеры - 47, кадеты 11. В Тюмени 11 июля за блок социал-демократов и эсеров проголосовало 81,5 % избирателей, за домовладельцев и кадетов по 3,47 %. В Тобольске за социалистов проголосовали 47,6, в Кургане 72,5 % избирателей [15]. В новых городских самоуправлениях разделялись посты председателя думы и городского головы.
   Новым городским думам пришлось работать в условиях разрухи и острого бюджетного дефицита. Например, в Томске городские доходы в 1917 г. составили 3,2 млн. руб., а расходы 8 млн. Города жили за счет займов и кредитов. Городские думы осудили захват власти большевиками и высказались за создание однородного социалистического правительства. После прихода к власти в конце 1917 - начале 1918 г. в городах Сибири большевиков городские самоуправления ликвидировали.
   4 июня 1918 г. Западносибирский комиссариат принял решение о восстановлении городских дум на основе законодательства Временного правительства. 9 июня их передали в ведение губернских комиссариатов, а 27 июня последовал указ об устранении из их состава антигосударственных партий. В июне-июле городские органы самоуправления были воссозданы по всей Сибири. Они занимались решением хозяйственных вопросов, но из-за дефицита бюджета ряд вопросов не нашел решения. 7 февраля 1919 г. было решено провести выборы в городские думы. На выборах в мае-июне и августе-сентябре, проходивших в 82 городах социалисты потерпели сокрушительное поражение. Только в Иркутске им удалось получить абсолютное большинство мест - 74 из 75. В конце 1919 г. городские думы ликвидировались по мере занятия городов Красной Армией. В одних городах (Ишим) они эвакуировались вместе с армией Колчака, в других (Томск) они создавали комитеты самоохраны для предотвращения грабежей городского имущества.
   Таким образом, менее чем за 50 лет городские думы превратились из сословных органов в чисто демократические. Такие перемены стали возможны в результате изменения государственного строя.


  [1] Рабцевич В. В. Сибирский город в дореформенной системе управления. Новосибирск, 1984. С. 127-145; Дмитриенко Н.М. Сибирский город Томск в XIX - первой трети ХХ века: Управление, экономика, население. Томск, 2000. С. 45-48.
  [2] Куприянов А. И. Русский город в первой половине XIX века: общественный быт и культура горожан Западной Сибири. М., 1995. С. 26-29.
  [3] Лен К. В. Подготовка городской реформы 1870г. в Томской губернии // Алтайский сборник. Барнаул, 1997. Вып. XVIII. С. 48.
  [4] Организация самоуправления в Тобольской губернии (вторая половина XIX - начало ХХ вв.). Сборник документов и материалов. Тюмень, 1995. С. 15; Местное самоуправление на Алтае 1747-1919. Сборник документов. Барнаул, 2003. С. 335-339; Толочко А. П., Коновалов И. А., Меренкова Е. Ю., Чудаков О. В. Городское самоуправление в Западной Сибири… С. 35-40.
  [5] Там же. С. 45-60.
  [6] Гаврилова Н. И. Участие горожан Иркутской губернии в органах местного самоуправления… С. 45.
  [7] Макарчук С. В. Городское самоуправление в Сибири и на Дальнем Востоке: партийно-политическое влияние в 1905-1910 гг. // Проблемы истории управления Сибирью конца XVI - начала ХХ века. Кемерово, 2004. С. 73,74.
  [8] Макарчук С. В. Городское самоуправление в Сибири… С. 76-80.
  [9] Литягина А. В. Городское самоуправление Западной Сибири. Бийск, 2001. С. 77; Еремина Л. А. Городское самоуправление Западной Сибири… С. 65.
  [10] Толочко А. П., Коновалов И. А., Меренкова Е. Ю., Чудаков О. В. Городское самоуправление в Западной Сибири … С. 150-154.
  [11] Макарчук С. В. Съезды представителей городов Сибири: партийная инициатива периода первой мировой войны // Сибирь на этапе становления индустриального общества в России (XIX - начало ХХ в.). Новосибирск, 2002. С. 122-126; Полуаршинов А. В. Помощь общественных организаций и населения Западной Сибири фронту и пострадавшим от войны (июль1914 -февраль 1917 г.). Автореф. дис. … к.и.н. Омск, 2005. С. 15, 16.
  [12] Полуаршинов А. В. Помощь общественных организаций и населения Западной Сибири фронту… С. 16.
  [13] Толочко А. П., Коновалов А. И. Меренкова Е. Ю., Чудаков А. В. Городское самоуправление в Западной Сибири… С. 154-155.
  [14] Организация самоуправления в Тобольской губернии (вторая половина XIX - начало ХХ вв.). Сборник документов. Тюмень, 1995.С. 243-249; Толочко А. П., Коновалов А. И., Меренкова Е. Ю., Чудаков А. В. Городское самоуправление в Западной Сибири… С. 156-160.
  [15] Организация самоуправления в Тобольской губернии… С. 22, 23, 270-275; Шиловский М. В. Политические процессы в Сибири в период социальных катаклизмов 1917-1920 гг. Новосибирск, 2003. С. 70.

Hosted by uCoz