Предисловие 1.1. 1.2. 1.3. Комментарии 1 2.1. 2.2. 2.3. Комментарии 2 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 3.9. 3.10. 3.11. 3.12. 3.13. 3.14. 3.15. Комментарии 3 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 4.9. 4.10. 4.11. 4.12. 4.13. Комментарии 4 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. Комментарии 5 |
Сибирские переселения. Выпуск 2. Комитет Сибирской железной дороги как организатор переселений. Сборник документов. Новосибирск, ИД Сова, 2006 С. 261-262.
Для проведения в жизнь стратегии развития переселенческого движения требовались детальные и обоснованные данные о размерах предоставляемых участков, районах их отведения, а также об общем отношении к этому процессу в самой Сибири. Во второй половине 1890-х годов некоторые представители государственной власти побывали в Сибири, чтобы на месте ознакомиться с возможностями края. В 1895 и 1898 гг. министр земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолов совершил такую поездку, в 1895 же году председатель Особой комиссии для изучения и общего направления работ по образованию переселенческих участков И.И. Тихеев побывал в Сибири [1]. Эти поездки свидетельствовали о важности проведения переселенческой политики и стремлении государства содействовать этому процессу. Летом 1896 г. в Сибирь приезжал управляющий делами КСЖД А.Н. Куломзин. Цель поездки: "вникнуть в причины, вызывающие уход переселенцев с родины и условия, которыми он обставлен, выяснить нужды этих выходцев в пути следования, ознакомиться с многообразными сторонами первоначального устройства и их жизни на новой родине, с характером земель, на которых в настоящее время новоселам приходится созидать свое хозяйство, а равно с местностями, могущими служить будущим колонизационным фондом" [2]. Во время поездки А.Н. Куломзина впервые удалось собрать разнообразный статистический материал по переселенческому делу в Сибири, изданный канцелярией Комитета Министров в 1896 г. После первой публикации продолжали поступать новые сведения, которые нашли отражение в дополнительных изданиях.
[1] Саблер С.В., Сосновский И.В. Указ. соч. С. 297.
|