Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

   Предисловие
   Раев Д.В., Резун Д.Я.
О посылке иноземцев в Сибирь в 1635 г.
   Ананьев Д.А.
Приказные служители воеводских канцелярий
   Мамсик Т.С.
Поволжье и Приобье
   Шерстова Л.И.
Русские и аборигены
   Комлева Е.В.
Приенисейские города
   Ивонин А.Р.
Смертность в Западной Сибири
   Туманик А.Г.
Профессиональные архитекторы
   Оплаканская Р.В.
Землячества поляков
   Туманик Е.Н.
"Живописный альбом" Гектора Бильдзукевича
   Карих Е.В.
Этнокультурное взаимодействие на Тобольском Севере
   Шиловский М.В.
Роль каторги и ссылки
   Ноздрин Г.А.
Село Бердское
   Шайдуров В.Н.
Семейно-брачные отношения немцев
   Ус Л.Б.
Деятельность Комитета Сибирской железной дороги
   Кириллов А.К.
Крестьянское налогообложение
   Глазунов Д.А.
Влияние переселения на правовую культуру
   Список сокращений

 

Ус Л.Б.

Деятельность Комитета Сибирской железной дороги по организации переселений.

   Для координации всего комплекса вопросов, связанных с Транссибом, в конце 1892 г. создается Комитет Сибирской железной дороги (КСЖД). Высочайшее повеление о его учреждении подписано было 10 декабря 1892 г. В состав КСЖД вошли министры внутренних дел, государственных имуществ, финансов, путей сообщения и государственный контролер. Вскоре к ним присоединились военный министр и управляющий морским министерством. Председателем КСЖД был назначен цесаревич Николай Александрович. В рескрипте Александра III об этом говорилось: "Да поможет Вам Всевышний осуществить предприятие, столь близко принимаемое Мною к сердцу, совместно с теми предположениями, которые должны способствовать заселению и промышленному развитию Сибири. Твердо верю, что Вы оправдаете надежды Мои и дорогой России"  [1]. По мысли одного из инициаторов его создания, С.Ю. Витте, железная дорога должна была обеспечить для Сибири "главнейшие условия для развития сельскохозяйственной производительности, именно рынки сбыта и приток рабочей силы, открывая вместе с тем спокойный и верный путь государству к разрешению одной из наиболее трудных задач - к прочному устройству экономического быта малоземельного крестьянского населения внутренних губерний Европейской России"  [2]. Вновь созданный Комитет, помимо непосредственных проблем строительства дороги, призван был решать и стратегические вопросы освоения Сибири.
   Подобные комитеты организовывались и раньше. Как правило, их функционирование детерминировалось масштабностью задач, необходимостью мобилизации и концентрации административных ресурсов, а также координации деятельности различных министерств и ведомств. По мнению А.В. Ремнева, создание в XIX - начале XX вв. большого числа высших специальных комитетов давало царизму возможность приспосабливаться к новым, усложнившимся условиям жизни страны без кардинальной перестройки государственного механизма  [3].
   Несмотря на то, что КСЖД образовался для непосредственной координации строительства дороги, он, по сути, стал инструментом осуществления правительственной политики по освоению Сибири. Часто в официальных документах его называли "Сибирским комитетом", что еще больше подчеркивало преемственность с предыдущими Сибирскими комитетами. На заседаниях КСЖД обсуждались не только вопросы строительства Транссиба, но и социально-экономические проблемы: об изучении и освоении богатых природных ресурсов края; географическом и гидротехническом исследовании прилегающих территорий; переселенческая политика; проблемы обустройства переселенцев и т.д. Рассматривались также внешнеполитические вопросы, например, о строительстве Китайско-Восточной железной дороге. Во время своей деятельности КСЖД стал высшим государственным органом, на заседаниях которого вырабатывалась государственная политика по отношению к Сибири.
   О деятельности КСЖД писали еще в начале XX в. Уже в 1903 г. появился подробный отчет о том, как сооружался Транссиб: от замыслов и проектов до практической реализации, подготовленный С.В. Саблером и И.В. Сосновским при непосредственном участии и под редакцией А.Н. Куломзина, управляющего делами КСЖД  [4]. В дальнейшем деятельность анализируемой структуры, как и документы его архивного фонда, нечасто попадали в поле зрения исследователей. В.Ф. Борзунов в 1970-е гг. обратился к истории Транссиба. В диссертации он подробно рассмотрел проекты создания Сибирской железной дороги, подготовительную работу, технические условия, роль рабочего класса в создании Транссиба, особенно подробно остановился на реакционной политике царизма, хищнической эксплуатации пролетариата и т.д.  [5].
   В 1990-е гг. А.В. Ремнев подробно исследовал административную политику самодержавия в Сибири во второй половине XIX - начале XX в., в частности, проблемы, связанные с управленческой спецификой Сибири, сложными взаимоотношениями центральных и региональных властей, поисками оптимальных административных границ сибирского региона и т.д.  [6]. Среди прочих вопросов была рассмотрена деятельность специальных органов, созданных для управления Сибирью. Говоря о КСДЖ, А.В. Ремнев остановился на истории его создания, организации делопроизводства, специфике взаимоотношений высшего чиновничества и перечислил основные виды деятельности, не ставя перед собой задачи анализа последних. О целях создания и деятельности КСЖД писал сибирский исследователь С.К. Канн  [7].
   На целесообразность изучения деятельности КСЖД указывал Л.М. Горюшкин: "Материалы Комитета в комплексе отражают процессы правительственной и народной колонизации Сибири в конце XIX - начале XX вв., различные формы освоения - от земледельческого до научного, разнородные мероприятия - от строительства железнодорожной линии до сооружения церквей… В этом отношении фонд КСЖД (в РГИА) - явление по-своему уникальное и ценное"  [8].
   Деятельность КСЖД многогранна. Кроме основной задачи всемерного содействия строительству Сибирской железной дороги, он занимался так называемыми вспомогательными мероприятиями, сопутствующими грандиозному строительству. Но на самом деле впервые в истории российское правительство осуществило комплексную программу освоения Сибири, проводником которой стал Комитет. Поэтому деятельность КСЖД по организации переселений - составная часть системы мероприятий по хозяйственному преобразованию края.
   В 1881 г. правительство признало необходимым издать законодательный акт, способствующий упорядочению переселений в Сибирь. Так появились Временные правила 1881 г., вслед за изданием которых началась работа над переселенческим законом, призванным регулировать весь комплекс отношений, возникающих при переселениях. Такой закон появился в 1889 г. под названием "Правила о переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли". В нем впервые переселения признавались "народной потребностью". Для водворения переселенцев министру государственных имуществ поручено было образовывать специальные участки на казенных землях в Европейской России, в Тобольской и Томской губернии, а также в Семиреченской и Семипалатинской областях. Хотя закон 1889 г. и касался наиболее существенных аспектов переселенческого дела, а именно, вопроса о разрешении переселений, о водворении переселенцев на новых местах, о льготах, на которые они могли рассчитывать и т.д., тем не менее, он представлял собой по существу программу действий, каждый пункт которой нуждался в подробной разработке. О том, что этот нормативный акт не был вполне эффективным, свидетельствуют следующие факты. На основании Закона министерством внутренних дел до 1892 г. разрешения на переселения были выданы 17 289 семьям. А по данным регистрации, за эти же годы только за Урал переселилось 28 911 семей  [9]. Оказалось, что значительная часть крестьян переселялась стихийно, участки для их водворения часто не были подготовлены, в некоторых пунктах отмечалось большое скопление переселенцев, что сопровождалось вспышками эпидемий и т.д. Таким образом, Закон 1889 г. не упорядочил переселенческий процесс.
   Одной из центральных задач КСЖД стала организация мер, способствующих заселению Сибири  [10]. При обсуждении размеров и характера переселенческого движения на его заседаниях отмечалось, что выселение крестьян их внутренних губерний, страдающих от малоземелья, не окажет отрицательного влияния на экономическое развитие страны из-за незначительного по сравнению с ежегодным приростом (1,5 млн. чел.) оттока населения. С другой стороны, по мнению членов КСЖД, переселения оказывают благоприятное влияние на политическое и экономическое развитие Сибири. Между тем, во второй половине XIX в. на разных уровнях высказывались сомнения по поводу экономической эффективности предполагаемого строительства.
   Для проведения в жизнь стратегии развития переселенческого движения требовались детальные и обоснованные данные о размерах предоставляемых участков, районах их отведения, а также об общем отношении к этому процессу в самой Сибири. Во второй половине 1890-х годов некоторые представители государственной власти побывали в Сибири, чтобы на месте ознакомиться с возможностями края. В 1895 и 1898 гг. министр земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолов совершил такую поездку, в 1895 же году председатель Особой комиссии для изучения и общего направления работ по образованию переселенческих участков И.И. Тихеев побывал в Сибири  [11]. Эти поездки свидетельствовали о важности проведения переселенческой политики и стремлении государства содействовать этому процессу. Летом 1896 г. в Сибирь приезжал управляющий делами КСЖД А.Н. Куломзин. Цель поездки: "вникнуть в причины, вызывающие уход переселенцев с родины и условия, которыми он обставлен, выяснить нужды этих выходцев в пути следования, ознакомиться с многообразными сторонами первоначального устройства и их жизни на новой родине, с характером земель, на которых в настоящее время новоселам приходится созидать свое хозяйство, а равно с местностями, могущими служить будущим колонизационным фондом"  [12]. Во время поездки А.Н. Куломзина впервые удалось собрать разнообразный статистический материал по переселенческому делу в Сибири, изданный канцелярией Комитета Министров в 1896 г. После первой публикации продолжали поступать новые сведения, которые нашли отражение в дополнительных изданиях.
   Для руководства таким сложным и много сторонним делом как переселение, необходимо было подготовить и другие сведения. Поэтому, начиная с 1894 г., были изданы составленный канцелярией Комитета Министров "Свод статистических материалов, касающихся экономического положения сельского населения Европейской России", общая карта Сибири, подготовленная центральным статистическим комитетом министерства внутренних дел, а также исследования хозяйственного положения переселенцев, водворенных на казенных землях Тобольской и Томской губерний, и некоторые другие издания. По поручению КСЖД в 1893 г. А.А. Станкевич обследовал переселенческие хозяйства Тобольской губернии  [13]. В 1894 г. КСЖД обратился с поручением томскому губернатору Г.А. Тобизену организовать исследование хозяйственного положения переселенцев, водворенных в Томской губернии. Г.А. Тобизен доверил это ответственное дело А.А. Кауфману, выделив в помощь студентов Санкт-Петербургского университета С.Е. Головина и Е.П. Ростковского. Обследование проводилось в июне-сентябре 1894 г. и охватило переселенцев, водворившихся в Томской губернии с 1880 по 1894 г. Результаты обследования были опубликованы в 2-х томах  [14].
   Переселенческое движение в конце XIX в. переживает настоящий бум. Из данных регистрации переселенцев в Тобольскую губернию следует, что с 1885 г. (когда началась регистрация) до 1890 г. число прибывших в Сибирь крестьян возросло с 11 832 чел. в год до 47 378 чел., а в 1891 г. эта цифра почти удвоилась, достигнув 82 150 чел. (последнее обстоятельство можно связать с неурожаем 1891 г., охватившем многие губернии России)  [15]. Число переселенцев в Сибирь после 1896 г. распределяется по годам следующим образом: в 1897 г. - 86 575 чел., в 1898 - 209 519 чел., в 1899 - 227 200 чел.  [16]. Большая часть новоселов - выходцы из губерний черноземной полосы, что связано с малоземельем в этом регионе.
   КСЖД с первых дней своего существования ставил задачу оказания содействия переселениям в Сибирь. Задача упорядочивания этого процесса осложнялась большим числом самовольно переселившихся в Сибирь крестьян. Вопрос о них рассматривался на заседании КСЖД 8 марта 1895 г.  [17]. Неупорядоченные миграции создавали серьезные проблемы, поскольку вели к скоплению большого числа переселенцев на наиболее популярных направлениях, распространению эпидемий, нехватке продовольствия, жилья и т.д. Решено было отказаться от применения каких-либо принудительных мер по отношению к самовольным переселенцам. Вместо этого КСЖД инициировал разработку в законодательном порядке таких мероприятий, которые способствовали бы обращению в специальные переселенческие органы крестьян, стремящихся переселиться. Деятельность созданной Комитетом подготовительной комиссии основывалась на утверждении, что наилучшим средством регулирования самовольного переселения было бы разъяснение невыгодности переселений, совершаемых в обход закона. На практике реализация этой задачи решалась следующими средствами: предоставление льгот для законных переселенцев при водворении их на новых местах, в том числе по отбыванию воинской повинности, льготным железнодорожным тарифом и т.д., которые не распространялись на самовольных переселенцев. Применение этих и других мер, например, сохранение всех недоимок по прежним обществам для самовольных переселенцев, привело к постепенному снижению их числа: в 1894 г. - 78 % от всех переселившихся; в 1899 г. - не более 38 %, а в 1902 г. - 30 % общей массы выходцев из Европейской России в Сибирь  [18].
   Члены КСЖД понимали, что только запретительных и разрешительных мер недостаточно. Для крестьянина важно было иметь достоверную информацию о земельных участках, климате, условиях жизни в Сибири, чтобы принять ответственное решение. Поэтому среди мер, направленных на упорядочение переселений, следует отметить содействие "ходачеству" - заблаговременному направлению в местности, намечаемые для переселения, особых доверенных лиц ("ходоков") для предварительного ознакомления и выбора наиболее подходящих мест водворения. За переселенцами признавали право выдвижения таких ходоков еще до реформы 1861 г., однако позднее они не упоминались в законодательных документах, и даже встречали противодействие со стороны администрации. Существовали опасения, что ходоки своими рассказами о сибирских возможностях вызовут волну массовых переселений. С изменением официальной точки зрения на переселения, менялось и отношение к ходокам. В 1894 г. специальный циркуляр МВД объявил, что "посылка ходоков, правильно избранных и утвержденных земскими начальниками, со стороны лиц, уже получивших разрешение на переселение, представляется весьма желательной и заслуживающей поощрения"  [19]. Государственный Совет 15 апреля 1896 г. утвердил за сельскими обывателями право отправлять для осмотра мест переселения ходоков, избранных их среды переселяющихся и утвержденных административными органами. При этом ходокам давалась возможность пользоваться при проезде в Сибирь и обратно всеми льготами, предоставляемыми самим переселенцам. В дальнейшем законодательство о ходоках получило развитие. КСЖД 7 декабря 1896 г. подготовил Положения, согласно которым право направления ходоком распространялось на каждую семью, желающую переселиться в Сибирь. Разрешения на переселение тем семьям. которые запаслись в Сибири определенными земельными долями, выдавалось без задержки. Семейное ходачество было разрешено в виде временной меры  [20]. Ходачество на практике способствовало распространению информации о Сибири, приданию переселенческому движению устойчивого и обдуманного характера. Несмотря на кратковременность действия названных Положений, они оказали благоприятное влияние на увеличение числа ходоков: в 1896 г. они составляли лишь 6 % всего потока переселенцев; в 1897-1902 гг. число ходоков уже от 20 до 26 %. Преобладающим было семейное ходачество, составившее в 1898 г. - 93 %, а в 1900 г. - 94 % всего ходаческого движения  [21].
   Информация о Сибири поступала не только от ходоков. Крестьяне получали сведения о регионе из писем переселившихся в Сибирь односельчан, которые были по разным причинам заинтересованы в переселении своих бывших соседей. По данным А.А. Кауфмана, многие переселенцы узнали о новых местах из объявлений, выставленных в волостных правлениях, и до этого не имели о Сибири никаких сведений. Вот почему они ходатайствовали об отводе земли в Томской губернии, не указывая никакого определенного места  [22]. Большая группа крестьян переселилась после того, как специально направленные ходоки подтвердили возможность идти "на вольные земли"  [23]. Иногда распространялись неверные сведения о Сибири. Издавались специальные брошюры, в которых жизнь за Уралом изображалась в одностороннем и наиболее привлекательном для народа освещении. Искаженные слухи возникали, как правило, из-за неправильного толкования правительственных мероприятий, облегчавших переселенцам водворение в Сибири и служили причиной неудачных переселений, а иногда и разорения переселенцев.
   КСЖД, считая задачу информирования населения о правительственной переселенческой политике первостепенной, принял следующие меры. Органам местной администрации Европейской России, в том числе и земским начальникам, поручалось распространение сведений о порядке переселения в Сибирь, об условиях водворения в этом крае. Должностные лица получили особые сборники законодательных актов по переселенческому делу, краткое описание губерний и областей Сибири, а также издание канцелярии Комитета министров "Маршруты для переселенцев". В "Сельском вестнике" помещались статьи с краткими сведениями о характере свободных земель в Сибири и условиями водворения на них. Управляющий делами КСЖД статс-секретарь А.Н. Куломзин составил брошюру "Сибирское переселение", в которой содержались достоверные сведения о возможности переселений в Сибирь. С 1897 г. Переселенческое управление берет на себя издание справочной литературы по этому вопросу двух видов: издания, предназначаемые для должностных лиц, и ежегодно издаваемые "народные" брошюры, содержащие сведения, необходимые для переселенцев и особенно для ходоков  [24].
   КСЖД предусматривал также меры, направленные на оказание помощи переселенцам. До его учреждения оказание им поддержки выражалось в предоставлении скидок с проездной платы, введенных некоторыми железнодорожными обществами и пароходными компаниями. В 1894 г. все эти скидки были объединены в общий переселенческий тариф. На всех дорогах была установлена плата в 0,3 коп. за версту с каждого члена переселенческой семьи, кроме детей моложе 10 лет, которых было определено перевозить бесплатно. В 1898 г. цена переселенческого билета снижается до размера стоимости детского билета III класса. Чтобы судить об уменьшении расходов переселенцев, достаточно заметить, что вначале 1890-х гг. проезд переселенческой семьи из средних губерний Европейской России до Томска обходился около 57 руб., а после снижения цены для семьи, едущей по разрешению на переселение - 15 руб.  [25].
   До 1893 г. не существовало системы оказания переселенцам врачебной помощи и выдачи им путевых ссуд. С учреждением КСЖД ситуация изменилась. В самом начале строительства Транссиба Комитет предусматривал средства на фрахт барж для эвакуации переселенцев из тех мест, где отмечалось их скопление (Тюмень, Омск, Кривощеково); способствовал приобретению телег и лошадей для переезда к заготовленным участкам. В 1894 г. КСЖД учредил должность особого чиновника для заведования переселенческим делом по линии Сибирской железной дороги. При нем существовали хозяйственная, счетная и картографическая части, его помощники ежегодно командировались в места наибольшего скопления переселенцев. Задача этого ведомства состояла в организации на железной дороге врачебно-продовольственных пунктов, выдаче нуждающимся переселенцам путевых пособий, направлении мигрантов на подходящие участки, соответствующие условиям их прежней жизни.
   Врачебный надзор за переселенцами начинался с медицинского осмотра еще в Европейской России, в районах наибольшего движения - в городах Ряжск, Сызрань, на некоторых станциях Самаро-Златоустовской железной дороги. К специальным переселенческим поездам прицеплялись санитарные вагоны для инфекционных больных. Еще в 1893 г. на средства, отпущенные КСЖД, началось строительство врачебно-продовольственных пунктов в пределах Томской и Тобольской губерний. Успешная их деятельность стала основанием для дальнейшего развития сети пунктов врачебной помощи переселенцам. В 1894 г. на устройство и содержание 36 врачебных и 20 фельдшерских пунктов на главной линии движения переселенцев по сибирской магистрали, а также 15 врачебных и 10 фельдшерских пунктов вне линии железной дороги по рекам и трактам, соединяющим рельсовый путь с районами, предназначенными для колонизации, КСЖД выделил из фонда вспомогательных предприятий 2 949 632 руб.  [26] На каждом таком пункте после медицинского осмотра осуществлялась регистрация переселяющихся семей, бесплатное медицинское обслуживание и выдача лекарств. В некоторых пунктах предусматривались больничные помещения. Продовольственная помощь выражалась в предоставлении продуктов и горячего питания по заготовительным ценам и бесплатном обеспечении продовольствием детей моложе 10 лет.
   Деятельность врачебно-продовольственных пунктов иллюстрируется следующими цифрами: с 1894-1901 гг. на 27 врачебно-продовольственных пунктах медицинская помощь оказана 519 274 больным, в т.ч. 184 560 переселенцам, 163 996 новоселам и 170 718 старожилам; продовольственная помощь: выдано 3 946 747 порций горячей пищи, из которых 3 072 599 - бесплатно, 471 353 - детям; снабжение хлебом: 106 447 пуд., из которых 77 307 пуд. - бесплатно  [27].
   Результатом этих мероприятий КСЖД стало снижение уровня смертности среди переселяющихся. В 1895 г. число умерших в пути достигло 1% общего числа зарегистрированных переселенцев; в 1896 г. - 0,6 %; в 1898 г. - 0,23 %; в 1901 г. - 0,18 % (официальная статистика)  [28].
   Следующей мерой, позволяющей улучшить положение переселенцев, предусмотренной КСЖД, стало предоставление путевых ссуд. Максимальный их размер устанавливался в размере 50 руб. на семью, а семьям, переселяющимся в Амурскую и Приморскую области, выдавали ссуды в размере до 100 руб. из-за дороговизны и трудности пути в Приамурском крае. Правом на получение путевых ссуд пользовались переселенцы, получившие установленное разрешение, и ходоки.
   При обсуждении общего плана вспомогательных мероприятий, связанных с постройкой Сибирской железной дороги, КСЖД обратил внимание на необходимость рационального заселения районов, прилегающих к железнодорожной линии. Дополнительные средства были выделены Комитетом на расширение работ по отводу земель. Специально созданная подготовительная комиссия при КСЖД разработала общие основания для деятельности поземельно-устроительных партий и подготовила "Временные правила для образования переселенческих и запасных участков в районе Сибирской железной дороги", утвержденные на заседании КСЖД 13 июня 1893 г.  [29]. В соответствии с этим документом, поземельно-устроительным партиям предоставлялась широкая свобода выбора участков, для отвода которых предназначались преимущественно земли Кабинета. При этом для согласования интересов крестьян - новоселов и старожилов - участки для переселенцев формировались только в тех волостях, где на каждую душу мужского пола приходилось свыше 15 десятин удобной земли. Другое ограничение при выборе земель для участков связано с необходимостью охраны лесного хозяйства. Не подлежали отграничению под участки земли с наиболее ценными лесными насаждениями, а в районах, отличающихся скудостью леса, все лесные площади.
   Максимальный размер участка в 1893 г. был определен в 15 десятин. На практике эта норма представляла собой средний размер надела. В Отчете А.Н. Куломзина 1896 г. приводится обоснование необходимости наделения новоселов участками не менее указанных размеров. Разработка пашни иногда требовала продолжительного времени. Для того, чтобы обеспечить проживание, новоселы должны иметь возможность заниматься скотоводством или другими видами деятельности. Считалось, что установлением принятого земельного обеспечения достигается справедливое уравнение условий жизни новоселов и старожилов  [30]. После утверждения и окончательного разграничения переселенческие участки поступали в ведение крестьянских начальников, а запанные участки и вновь образованные лесные дачи передаются местному лесничему. Для защиты лесных насаждений на отмежеванных, но еще не занятых переселенческих и запасных участках от истребления старожилами, КСЖД с 1894 г. организовал охрану. На эти цели ежегодно с 1894 по 1899 гг. из его фонда вспомогательных мероприятий отпускались кредиты, на общую сумму 109 тыс. руб.  [31]. Эти меры позволили существенно сократить самовольную вырубку, распашку и другие виды незаконного пользования предназначенными для водворения переселенцев землями.
   Землеотводные работы осуществлялись четырьмя временными поземельно-устроительными партиями, организованными Министерством земледелия и государственных имуществ. В 1893-1895 гг. они работали в Тобольской, Томской и Енисейской губерниях, где было отведено 647 переселенческих и запасных участков на 134 387 душ м.п., а также 84 участка в Степном крае. Тогда же стало ясно, что возможности Западной Сибири с точки зрения наличия свободных пригодных для заселения земель небезграничны, а в Степном крае - из-за местных климатических условий и своеобразного характера землепользования кочевого киргизского населения - выделение земель для колонизации затруднительно. Поэтому в 1895 г. КСЖД командировал в Сибирь Особую комиссию для изучения и общего направления работ по образованию переселенческих и запасных участков, которой поручалось изучить возможности заселения прилегающих к железной дороге местностей таежного и урманного характера, занятых непроходимыми лесами и болотами и решить вопросы расширения района работ по заготовлению участков в Степном крае. При этом предполагалась разработка совместно со Степным генерал-губернатором программы естественноисторического и хозяйственно-статистического исследования Степного края. Заключения этой комиссии послужили основанием для разработки мер по распространению колонизационных мероприятий на полосу тайги и урманов, с севера примыкающую к линии железной дороги, и на Степной край.
   В 1896 г. КСЖД образовал подготовительную комиссию, задачей которой была подготовка мероприятий для освоения тайги. В результате обсуждений выработалась следующая методика. Колонизация тайги должна идти постепенно при помощи "пионеров" - одиночек, разыскивающих среди леса отдельные пригодные участки земли, а затем преобразующих и соседние площади. Комиссия предложила организовать обследование лесных массивов на территории Тобольской и Томской губерний, а также Иркутского генерал-губернаторства, для выявления особенно ценных лесных районов, не подлежащих заселению. Комитет одобрил правила вольного заселения таежных пространств, разработанные комиссией.
   Начавшееся обследование таежных и урманных территорий не подтвердило предположений об их общей непригодности. В западносибирских губерниях оно проходило в 1896-1879 гг., в Иркутском генерал-губернаторстве позднее, охватило площадь свыше 14 млн. десятин (152,9 млн. м2 - Л.У.) и привело к увеличению колонизационной площади. В 1903 г. КСЖД ассигновал 1 тыс. руб. на предварительное обследование северной части Томской губернии (Нарымского края) площадью более 200 тыс. кв. верст  [32].
   Программа изучения Степного края составлена была Особым совещанием под председательством губернатора барона М.А. Таубе в Сибири; снаряжена экспедиция, задачей которой было выяснение экономических условий жизни кочевого населения Степного края с целью выделения из кочевых площадей территорий для образования переселенческих участков без ущерба для киргизского землепользования. Это исследование было тесно связано с работами в Степном крае гидротехнических партий, собиравших сведения об обеспеченности этого района водой. Вместе с обследованием киргизского хозяйства изучались и самовольно образовавшиеся переселенческие поселки, и те, которые основаны на участках, выделенных до образования КСЖД. Полученные данные о возможности колонизации Степных областей позволили этому органу предоставить Министерству земледелия и государственных имуществ возможность предоставления переселенческих участков из земель, не используемых кочевниками. Исследование Степных областей, на которое Комитет потратил 244 970 руб., имело важное значение в качестве подготовительной работы для образования переселенческих участков, открывая для заселения обширные районы, ранее считавшиеся непригодными для колонизации.
   По данным КСЖД, площадь земель, подготовленных поземельно-устроительными партиями в период с 1893 по 1902 гг. под переселенческие и запасные участки, составляет 8 263 135 дес. (90,28 км2 - Л.У.) с 442 413 душевыми долями. По губерниям и областям эти участки распределяются следующим образом:  [33]

Губернии и области
Число участков
Общая площадь
Дес./кв. км
Число душевых долей
Тобольская 552 1 672 484/18,27 84 602
Томская 405 1 574 336/17,2 84 122
Енисейская 465 1 521 941/16,63 89 213
Иркутская 56 249 937/2,73 15 141
Акмолинская 266 1 760 882/19,24 97 325
Тургайская 77 599 379/6,55 38 167
Приморская 237 884 176/9,66 33 843

   Число переселенцев, водворенных на казенных землях с 1893 по 1903 г., в Сибири составило 611 500 душ обоего пола. По губерниям водворенные до 1902 г. переселенцы распределяются следующим образом:  [34]

Губернии и области Число водворенных душ мужского пола
Тобольская 63 151
Томская 58 999
Енисейская 50 390
Иркутская 3 745
Акмолинская 70 945
Тургайская 16 000
Приморская 10 000
Итого: 273 230

   Наибольшее число переселенцев приходится на Тобольскую губернию и Акмолинскую область, наименьшее - на Иркутскую губернию. Причины такого распределения заключаются в степени доступности участков для заселения и разработки, а также географической близостью и схожестью климатических условий наиболее заселяемых районов с Европейской Россией. Акмолинская область из-за малой численности русского населения в образованных в 1870-е гг. притрактовых поселках почти не была охвачена влиянием русской культуры. Благодаря колонизаторской деятельности КСЖД здесь основан 171 новый поселок с русским населением более 125 тыс. чел. В этих поселках на средства, отпущенные Комитетом из фонда имени Императора Александра III, построено 49 церквей  [35]. После этих мероприятий администрация получила возможность более эффективного управления территорией.
   До проведения Сибирской железной дороги население оседало преимущественно по течению рек, между которыми оставались значительные пространства, заселение которых началось с 1893 г.
   Одновременно с обсуждением вопросов, связанных с порядком образования переселенческих участков, КСЖД рассматривал схему водворения переселенцев на этих участках. В основе действий Комитета лежал Общий переселенческий закон 1889 г. Требовалось лишь обеспечить успешное его применение местными органами власти. Для реализации этой цели были подготовлены "Временные постановления о расширении предметов ведомства учреждений по крестьянским делам в Тобольской и Томской губерниях". В Енисейской и Иркутской губерниях обязанности по водворению переселенцев были временно возложены на особых чиновников по назначению Иркутского генерал-губернатора, а в Акмолинской области - на уездных начальников или особых чиновников, назначаемых Степным генерал-губернатором. В 1898-1901 гг. функции по водворению и устройству сибирских новоселов вменялись в обязанности учрежденных в четырех сибирских губерниях и Степных областях крестьянских начальников. Они следили за тем, чтобы отводимые участки соответствовали необходимым для водворения требованиям, охраняли участки от посторонних захватов, участвовали во временных комиссиях по образованию переселенческих и запасных участков с правом заявления особого мнения, позволяющего перенести дело на рассмотрение губернского учреждения. При устройстве новых поселков крестьянские чиновники обязаны были следить за соблюдением требований Строительного устава о проведении улиц, о соблюдении противопожарной безопасности и т.п. Им вменялось составление списков переселенцев с описанием состава водворенных семейств, учет занятых по каждому участку долей, а также представление разного рода сведений в губернские крестьянские учреждения и казенные палаты. Крестьянские начальники по долгу службы заботились о хозяйственном состоянии водворенных переселенцев, поскольку представляли в губернские учреждения ходатайства переселенцев о выдаче ссуд с заключением о самом хозяйстве. Высшей апелляционной инстанцией для крестьянских начальников являлось общее присутствие губернского управления. На губернские учреждения возлагался и общий надзор за ходом водворения переселенцев в губернии.
   Принимая меры к ускорению процесса причисления переселенцев, КСЖД предусмотрел мероприятия, сокращающие число случаев самовольного оставления уже причисленными переселенцами мест их нового водворения. В соответствии с Положением Комитета от 12 апреля 1897 г., переселенцы, оставившие свои наделы, лишались права на новое наделение землей. Покинутые ими земельные участки по истечении трех лет считались свободными для водворения новых переселенцев. Согласно Положению КСЖД от 25 июня 1903 г., допускалось в случае необходимости сокращение этого срока с разрешения начальников губерний или областей, если крестьянский начальник подтверждал, что самовольно ушедшие переселенцы оставили отведенные им земли  [36]. В то же время, Комитет обратил внимание на необходимость оказания помощи тем новоселам, которые после безуспешных попыток устроиться на новых местах вынуждены были возвращаться на родину. В 1901 и 1902 гг. Сибирь пострадала от неурожаев, и те хозяйства, которые не успели еще окрепнуть, разорились. По Положению КСЖД от 29 июня 1899 г. министр внутренних дел получил право по ходатайствам местных властей разрешать новоселам сибирских губерний и степных областей возвращаться в прежние сельские общества в Европейской России без предварительного получения приемных приговоров от этих обществ  [37].
   Особого внимания заслуживает оказание переселенцам материальной помощи для устройства на новом месте, на которое КСЖД выделял значительные средства. Государство было заинтересовано в том, чтобы новоселы как можно скорее обзаводились хозяйством и становились исправными плательщиками податей. Выдача переселенцам пособий при их водворении была установлена еще в начале 40-х гг. XIX в. Порядок, установленный дореформенным "Уставом о благоустройстве в казенных селениях", сохранялся до Высочайшего повеления о неназначении на будущее время постоянных кредитов на переселение крестьян по сметам министерств государственных имуществ и внутренних дел 1866 г. Теперь кредиты и пособия выдавались не всем переселенцам, а только в случае особой надобности. Вновь необходимость выдачи материальной помощи переселенцам обнаружилась в начале 1880-х гг. после того, как число миграции существенно возросло. После утверждения Общего переселенческого закона 1889 г., подтвердившего права на получение ссуд на хозяйственное устройство, в 1891 г. МВД разработало правила для местных учреждений, по которым выдача переселенцам ссуд в каждом отдельном случае была поставлена в зависимость от разрешения министерства, а максимальный размер определен в 200 руб. на семью. Между тем, при ограниченности кредитов, отпускавшихся на содействие переселенцам, приведенные правила не могли обеспечить предоставления эффективной помощи значительно возросшему в начале 1890-х гг. числу переселенцев. КСЖД с начала своего существования считал необходимым положительно решить вопрос о ссудах и пособиях для переселенцев. Выделение денежных средств предусматривалось из фонда вспомогательных предприятий КСЖД. Специально созданная подготовительная комиссия 13 июня 1893 г. разработала "Временные правила о пособиях от правительства нуждающимся семействам переселяющихся с установленного разрешения", впервые принятые в 1894, а затем перерабатывавшиеся в 1896, 1899 и 1903 гг. в соответствии с требованиями постоянно меняющихся условий переселений. Эти правила определяли виды и размеры пособий, порядок их выдачи и возврата. Таким образом, при содействии Комитета Сибирской железной дороги переселенцы могли рассчитывать на помощь от правительства:
   а) через выдачу путевых ссуд;
   б) через выдачу ссуд на хозяйственное устройство - на строительство жилья, продовольствие, приобретение семян, приобретение домашней утвари;
   в) через безвозмездное предоставление лесных строительных материалов из казенных дач. Все эти ссуды давались в долг, выплачиваемый без процентов и пеней. При определении размеров ссуд предполагалось, что выдаваемое пособие должно быть достаточным для оказания поддержки среднему по состоятельности переселенцу, но не столь значительны, чтобы выходцы из Европейской России могли рассчитывать улучшить свое благосостояние в Сибири лишь благодаря правительственной помощи  [38]. В соответствии с этим соображением максимальный размер хозяйственной ссуды в Приамурском крае составлял 150 руб., в остальных районах Сибири и Степном крае - 100 руб. на семью.
   В 1894 г. право получения ссуд было распространено КСЖД на самовольных переселенцев, поскольку и эта категория новоселов при необходимой помощи могла бы вскоре выплачивать подати. А.Н. Куломзин в отчете 1896 г. отметил необходимость расширения круга новоселов, имеющих право на получение ссуд, включение в это число лиц, причисляющихся к поселкам старожилов  [39]. С 1897 г. эта категория переселенцев начала получать ссуду в половинном размере от ссуды водворяющихся на новых участках. Комитет особо настаивал на недопустимости задержек выплат ссуд. Крестьянские начальники получили разрешение выдавать по своему усмотрению ссуды из отпускаемых им уездными съездами авансов сразу по прибытии переселенцев на место. Максимальный размер этих первоначальных пособий - 50 руб. Возвратить ссуду необходимо было в течение 10 лет после 5 льготных лет со времени выдачи ежегодными взносами. В особых случаях разрешалось удлинять срок возврата ссуды до 20 лет и отсрочивать отдельные взносы.
   Кроме уже указанных ссуд, КСЖД инициировал и другие пособия, предусмотренные "Правилами о выдаче ссуд на общественные надобности", которыми устанавливалась выдача ссуд на устройство обводнительных, осушительных и дорожных сооружений, на постройку общественных зданий, на пожарную охрану строений и на сельскохозяйственные усовершенствования. Эти правила были утверждены 15 июня 1902 г. Тогда же он предусмотрел выдачу на эти цели в исключительных случаях безвозвратных пособий. Таким образом, общая сумма ежегодно отпускавшихся Комитетом кредитов на выдачу пособий переселенцам достигла 12 106 811 руб. Из общего числа 74 886 семей, водворенных на казенных землях Сибири в 1 275 поселках (без Семиреченской и Приморской областей), получили ссуды 64 892 семьи, т.е. около 87 % всех семей, средний размер ссуды составляет 90 руб. 80 коп. на семью  [40].
   В начале 1890-х гг. в некоторых местностях Сибири появилась практика оказания помощи новоселам путем снабжения их некоторыми предметами хозяйственного обихода. Это было во всех смыслах полезное начинание, поскольку способствовало подъему земледельческой культуры переселенцев. КСЖД обратил внимание на такой способ поддержки новоселов, но отметил также причины слабого распространения полезного опыта - отсутствие складов. Поэтому для устранения препятствий такого рода Комитет направил в распоряжение министра земледелия и государственных имуществ средства на сооружение в Сибири центральных складов сельскохозяйственных орудий и семян, а в распоряжение министра внутренних дел - на организацию в волостях филиалов таких складов. Позднее последовала реорганизации и переподчинение складов. Об успешной их деятельности могут свидетельствовать следующие данные. С 1893 г. продано 24 857 плугов, 25 622 сабана (двуколых плуга - Л.У.), 2 619 сенокосилок, 3 006 жатвенных машин, 534 молотилки и 2 118 конных грабель на общую сумму 3 651 400 руб.  [41].
   В безлесных местностях КСЖД предусмотрел создание лесных складов. В них с 1899 по 1903 гг. было заготовлено: 238 287 бревен, 84 305 жердей и 10 000 досок, из которых к 1 августа 1903 г. продано: 101 881 бревно, 45 500 жердей и 10 000 досок  [42]. Деятельность этих складов важна для обустройства новоселов на новом месте, поскольку уменьшает потребность в наличных деньгах и избавляет от необходимости долго жить в землянках, давая возможность сразу начать строительство жилья.
   КСЖД подготовил комплекс мероприятий для улучшения "качества жизни" новоселов, который включал в себя создание сети учреждений по медицинскому обслуживанию, проведение подъездных дорог, снабжение топливом, сооружение церквей и школ и т.д. По инициативе этой структуры в Сибири увеличен был контингент врачебного персонала, отпущены средства на борьбу с эпидемией тифа в некоторых вновь возникших переселенческих поселках и созданы пункты глазной помощи вдоль линии железной дороги. Деятельность отряда окулистов, организованного в феврале 1900 г. на благотворительные средства, позволила оказать помощь более чем 9 тыс. больным; было проведено около 3,5 тыс. глазных операций  [43].
   На отпущенные КСЖД средства (ок. 210 тыс. руб.) были проведены колесные дороги к отдаленным переселенческим поселкам, расположенных в таежных местностях.
   Попутно с проведением дорог начались изыскания торфяных болот, что способствовало обеспечению новоселов и старожилов удобным и недорогим топливом. В Курганском, Ишимском, Тюкалинском и Ялуторовском уездах Тобольской губернии и в Петропавловском уезде Акмолинской области были обнаружены запасы торфа общим объемом 4 880 тыс. куб. саженей (около 47 млн. м3 - Л.У.)  [44].
   О комплексном решении проблем переселенцев КСЖД свидетельствует внимание к сооружению в новых поселках школ и церквей. По его инициативе при канцелярии Комитета Министров учредили благотворительный фонд им. Императора Александра III для постройки в районе Сибирской железной дороги церквей и школ. Первым жертвователем стал в 1894 г. Иоанн Кронштадтский. Объем пожертвований к 1 августа 1903 г. составил 1 823 137 руб. Расходование средств фонда подчинялось ревизионному надзору государственного контроля. В результате в поселках переселенцев появилось 218 церквей и 184 школы  [45]. А.Н. Куломзин в отчете о поездке в Сибирь в 1896 г. указывал, что переселенцы без близкого общения с церковью под влиянием местной обстановки могли бы сделать шаг назад в своем духовном развитии. КСЖД придавал большое значение укреплению православия в осваиваемых районах. Для лиц, оказавших значительные услуги делу школьного и церковного строительства личной деятельностью или крупными пожертвованиями (от 3 тыс. руб.), устанавливался специальный нагрудный знак.
   КСЖД обращал внимание и на другую весьма важную сторону переселенческого дела - оказание нуждающимся новоселам благотворительной помощи в тех случаях, когда они по закону не могли рассчитывать на получение казенных пособий. На это обстоятельство также впервые обратил внимание А.Н. Куломзин в своем отчете. В 1897 г. был образован благотворительный фонд, целью которого стало оказание переселенцам необходимой материальной помощи в несчастных случаях и при таких бедствиях, как пожары, эпидемии, падеж скота и т.п. Предполагалось оказание помощи путем снабжения нуждающихся одеждой, питанием, лекарствами и т.д.; денежные выплаты допускались лишь в исключительных случаях. Кроме того, в ведении фонда оказалось устройство богаделен, приютов и тому подобных заведений для престарелых, немощных переселенцев, переселенческих вдов и сирот. В 1897 г. Омске, Томске и Тобольске под председательством супруг губернаторов открылись благотворительные комитеты, а в 1898 г. подобные комитеты образовались на станциях Татарской, Ольгинской и в Канске. Все они занимались оказанием помощи нуждающимся, раздавая продовольствие, оказывая медицинскую помощь, снабжая теплой одеждой и т.п. Кроме того, комитеты распространяли средства фонда на поддержку школ.
   В 1895 г. КСЖД отпущены средства на открытие пунктов по приему и выдаче почтовой корреспонденции на станциях Сибирской железной дороги и в волостных правлениях, находящихся в районе Транссиба.
   На основании вышеизложенного, написанного на материалах, подготовленных сотрудниками КСЖД, можно сделать вывод о том, что этот орган относился к переселениям как важной составной части освоения территорий, прилегающих к Сибирской железной дороге. Причем проблема заселения Сибири рассматривалась комплексно. Предусмотренная система мер охватывала вопросы обустройства новоселов, оказания им медицинской помощи, строительство школ, церквей и т.д. Справедливости ради стоит заметить, что деятельность Комитета Сибирской железной дороги по переселениям в Сибири не решила всех без исключения проблем, однако способствовала увеличению масштабов миграции из Европейской России на восток страны.


  [1]  Саблер С.В., Сосновский И.В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. СПб, 1903. С. 130.
  [2]  Витте С.Ю. Конспект лекций о Народном и Государственном хозяйстве, читанных Его Императорскому Высочеству Великому Князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 гг. СПб., 1912. С. 219-220.
  [3]  Ремнев А.В. Комитет Сибирской железной дороги как орган регионального управления // Хозяйственное освоение Сибири. Вопросы истории XIX - первой трети XX вв. Томск: Томский ун-т, 1994. С. 41.
  [4]  Саблер С.В., Сосновский И.В. Сибирская железная дорога.
  [5]  Борзунов В.Ф. История создания Транссибирской железнодорожной магистрали. Дисс. … д-ра ист. наук. Томск, 1972.
  [6]  Ремнев А.В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика второй половины XIX - начала XX вв. Омск: Омский ун-т, 1997.
  [7]  Канн С.К. Организация научного изучения Сибири в конце XIX века в связи с сооружением Транссибирской железнодорожной магистрали // http://www.prometeus.nsc.ru/
  [8]  Горюшкин Л.М. Материалы фонда Комитета Сибирской железной дороги как исторический источник для изучения проблемы освоения Сибири в конце XIX начале XX вв. // Исторический опыт освоения Сибири. Вып. 1. Освоение Сибири с древнейших времен до октября 1917 г. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции "Исторический опыт освоения Сибири". Новосибирск, 1986. С.78-81.
  [9]  Саблер С.В., Сосновский И.В. Сибирская железная дорога. С. 296.
  [10]  Там же. С. 292.
  [11]  Там же. С. 297.
  [12]  Там же. С. 298.
  [13]  Материалы для изучения быта переселенцев, водворенных в Тобольской губернии за 15 лет. СПб., 1895-1897.
  [14]  Кауфман А.А. Хозяйственное положение переселенцев, водворенных на казенных землях Томской губернии по данным произведенного в 1894 г. по поручению господина Томского губернатора подворного исследования. СПб., 1895. Т. 1, 2.
  [15]  Саблер С.В., Сосновский И.В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. С. 299.
  [16]  См.: Сборник статистических сведений об экономическом положении переселенцев в Сибири. СПб., 1912. Вып.1-4.
  [17]  Саблер С.В., Сосновский И.В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. С. 301.
  [18]  Там же. С. 302.
  [19]  Там же. С. 303.
  [20]  Там же.
  [21]  Там. же. С. 304.
  [22]  Кауфман А.А. Хозяйственное положение переселенцев, водворенных на казенных землях Томкой губернии, по данным произведенного в 1897 г. подворного исследования. СПб, 1895. Т.1.Ч.1-3, 1896. Т.2.Ч.1. С.11-12, 26 и др.
  [23]  Там же. С. 3, 57 и др.
  [24]  Саблер С.В., Сосновский И.В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. С. 306.
  [25]  Там же.
  [26]  Там же. С. 308.
  [27]  Там же. С. 310.
  [28]  Там же.
  [29]  Там же. С. 311.
  [30]  См.: Куломзин А.Н. Всеподданнейший отчет по поездке в Сибирь для ознакомления с положением переселенческого дела. СПб, 1896.
  [31]  Саблер С.В., Сосновский И.В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. С.313.
  [32]  Там же. С. 316.
  [33]  Там же. С. 322.
  [34]  Подсчитано по Саблер С.В., Сосновский И.В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем С. 323.
  [35]  Там же. С. 325.
  [36]  Там же. С. 331.
  [37]  Там же. С. 332.
  [38]  Там же. С. 334.
  [39]  Куломзин А.Н. Всеподданнейший отчет по поездке в Сибирь для ознакомления с положением переселенческого дела. СПб, 1896.
  [40]  Саблер С.В., Сосновский И.В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. С. 337.
  [41]  Там же. С. 338-339.
  [42]  Там же. С. 340.
  [43]  Там же. С. 341.
  [44]  Там же. С. 342.
  [45]  Там же. С. 343.

Hosted by uCoz