Новости
Источники
Исследования
О проекте
Ссылки
@ Почта
Введение
Глава 1. Условия появления и развития
1.1. Городское самоуправление: реформы и контрреформы
1.2. Экономика: железнодорожная революция
1.3. Рынок капиталов и особенности банковских операций
1.4. Банковская система: от государственной монополии к рыночному разнообразию
Глава 2. Золотой век городских банков
2.1. Первые шаги
2.2. "Великие реформы" и городские банки
2.3. Учредительская лихорадка
2.4. Рост балансов: период расцвета
Глава 3. Годы кризиса и застоя
3.1. Законодательство: обратный ход маятника
3.2. Кризис: содержание и причины
Глава 4. Новый подъём: прерванный полёт
4.1. Вторая волна учредительства
4.2. Банковские операции: докризисные тенденции
4.3. Положение 1912 г.: уступая требованиям рынка
4.4. Эпоха потрясений: война и революция
Глава 5. Банк и город
5.1. Банк и дума
5.2. Банк и городской бюджет
5.3. Банк и горожане
Заключение
Список сокращений
Приложения
1. Ишимский банк
2. Курганский банк
3. Омский банк
4. Тарский банк
5. Тобольский банк
6. Томский банк
7. Тюкалинский банк
8. Тюменский банк
9. Обязательные показатели
10. Состав клиентов
11. Процентные ставки
12. Состав вкладов
|
1.2. Экономика: железнодорожная революция
Необходимой предпосылкой роста банковской системы является развитие экономики. Первый экономический подъём Западной Сибири в XIX в. связан с открытием золота в Мариинской тайге и на Алтае. Первый прииск начал работать в 1830 г. у Федота Попова. Следующее десятилетие характеризуется постоянным ростом числа приисков и выделением ряда крупнейших предпринимателей, прибыли которых позволяли не только тратить значительные средства на разведку в новых направлениях, но и вести роскошный образ жизни. Однако очень скоро основные запасы драгоценного металла оказались исчерпаны. Показательны цифры добычи золота на двенадцати крупнейших приисках Сибири: 1846 г. - 608 пудов, 1848 - 803 пуда, затем - снижение, дошедшее в 1860 г. до 192 пудов. [1] Даже после этого золотодобыча продолжала оставаться выгодным делом и важнейшей отраслью сибирского хозяйства. Тем не менее, произошёл явный спад, который отразился на состоянии дел западносибирских купцов. В 1850 г. разразилось банкротство компании Горохова, Атопкова и Филимоновых. Поскольку многие купцы состояли кредиторами Горохова, это событие, как отмечает В.П. Бойко, стало "одной из причин почти полного обновления списков томских купцов в середине XIX в.". [2] В 50-х гг. переживало кризис и дело Поповых, на имущество которых в 1860 г. был наложен арест. Конечно, на крах Горохова и Поповых повлияли разные обстоятельства, но несомненно значительную роль в этом сыграло истощение основных запасов золота в Западной Сибири. И уж во всяком случае, эти несостоятельности знаменуют спад в экономическом развитии региона.
Новый подъём связан со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали. Начали его в 1891 г., а уже через четыре года был сдан в эксплуатацию участок до Новониколаевска. Общее положительное влияние Транссиба на развитие Сибири не подлежит сомнению: облегчение и ускорение транспортной связи с центром страны содействовало развитию товарного производства, расширению сибирского экспорта, снижению цен на товары, ввозимые из центра страны. В то же время, новые условия по-разному повлияли на положение разных слоёв предпринимательства и разных районов края.
Ускорение и удешевление перевозки товаров и приобретение ею круглогодичного характера изменили весь облик сибирской торговли. Ранее торговлю с центральной Россией вели только крупнейшие купцы, делавшие запасы товара лишь дважды в год (на Ирбитской и Нижегородской ярмарках) и имевшие возможность монопольно устанавливать цены как на продаваемые, так и на покупаемые вещи. Теперь же любой средней руки предприниматель получил возможность сам в любое время года получать даже небольшие партии товара из центра страны, что сделало крупных оптовиков ненужными. Одновременно в Сибирь ринулись предприниматели, готовые работать с меньшей торговой наценкой, чем привыкшие к сверхприбылям сибирские торговцы. Пострадали от этого, во-первых, крупнейшие оптовики: "Торговля видимо уходит из их рук, они всё более и более сокращают операции" - писал об этом в январе 1898 г. управляющий Томским отделением Госбанка. [3] Во-вторых, оказалось подорвано значение наиболее мощных прежде ярмарок, роль которых поделила широкая сеть ярмарок помельче. "Ныне томские купцы совсем индифферентно отнеслись к Ирбитской ярмарке, и только очень немногие поехали туда. Все говорят, что в Ирбити теперь томичам делать нечего" [4] - свидетельствовал всё тот же управляющий Госбанка.
Переделом рынка между различными группами предпринимателей дело не ограничилось. Изменилась и сама карта экономических центров Западной Сибири. Для целого ряда придорожных городов Транссиб стал мощным источником роста. С нуля вырос Новониколаевск, за свои темпы роста получивший от современников прозвище "сибирского Чикаго". Успешно развивались активно с ним торговавшие Бийск и Барнаул, особенно после проведения в начале XX в. частных железных дорог на юг от Новониколаевска. [5] Бурное развитие наблюдалось и в Омске, который быстро стал одним из крупнейших перевалочных пунктов региона. Курган "растёт очень быстро, представляя собой один из главных железнодорожных пунктов сбыта сибирского хлеба, молочных скопов, шерсти, сала и других товаров на рынки Европейской России" - сообщал летом 1898 г. управляющий Тобольским отделением Госбанка и даже делал предположение о том, что в более или менее далёком будущем этот город опередит в своём развитии губернский центр. [6]
Сам же Тобольск остался в стороне от выгод, принесённых Транссибом. "Отрезанность края от остальной России, вследствие отсутствия железной дороги, … а ещё более отрезанность края по той же причине от севера Сибири, этого источника местного богатства, … не даёт возможности развиваться в должной мере ни торговле, ни промышленности" - сетовал в 1913 г. управляющий Тобольским отделением, объясняя упадок в деятельности подведомственного ему учреждения. [7] Точно так же пострадал и Томск, утративший значение главного товарно-распределительного центра Сибири. И даже Тюмень, казалось бы, расположенная на железной дороге, потерпела убыток от произошедших перемен. Целый ряд банкротств имел причиной прекращение процветавшей прежде речной торговли, неспособной конкурировать с железнодорожным транспортом. Сказался и упадок крупнейших ярмарок, прежде составлявших важнейшее направление приложения тюменских капиталов. Таким образом, старые северные центры (Тобольск, Томск) уступили первенство новым южным (Новониколаевск, Омск, Барнаул).
В целом можно сказать, что на рубеже веков в торгово-промышленной отрасли Западной Сибири произошли резкие перемены, обусловленные более полным включением региона в общероссийский рынок благодаря проведению Транссиба. Суть произошедших перемен можно охарактеризовать как перераспределение торгово-промышленной мощи между различными районами и группами предпринимателей (увеличение веса среднего и мелкого предпринимательства) одновременно с ускорением экономического развития.
[1] Бойко В.П. Томское купечество конца XVIII-XIX веков. Томск, 1996. С. 101.
[2] Там же. С. 99.
[3] РГИА. Ф. 587. Оп. 47. Д. 35. Л. 1.
[4] Там же. Л. 1 об.
[5] Скубневский В.А., Старцев А.В., Гончаров Ю.М. Купечество Алтая второй половины XIX - начала XX в. Барнаул, 2001. С. 38-39.
[6] РГИА. Ф. 587. Оп. 47. Д. 12. Л. 562 об., 590 об.
[7] ТФ ГАТюмО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 1573. Л. 19 об.
|