Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

   Введение
   Глава 1. Организация деятельности муниципальных органов в Сибири
   § 1. Правовой статус, структура, организация выборов и полномочия органов городского самоуправления в Сибири по городовым положениям 1870 и 1892 гг.
   § 2. Сословное самоуправление в сибирских городах
   § 3. Избирательный процесс, состав избирателей и руководящих органов городского самоуправления
   § 4. Место муниципалитетов в системе государственного управления
   § 5. Участие органов городского самоуправления и его членов в общественно-политической жизни региона
   § 6. Органы местного самоуправления и общественные неполитические организации
   Глава 2. Основные направления и формы хозяйственной деятельности
   § 1. Городские финансы и экономическая политика
   § 2. Хозяйственная деятельность органов городского самоуправления
   § 3. Специфика деятельности муниципальных образований в годы Первой мировой войны
   § 4. Трансформация органов городского самоуправления в конце XIX - начале XX в.
   Глава 3. Проблема земского самоуправления в истории Сибири
   § 1. Борьба за создание земского самоуправления в регионе
   § 2. Формирование и деятельность земских органов в 1917-1919 гг.
   Заключение
   Список сокращений

Заключение

   Примерно 50 лет (1870-1920 гг.) продолжалась деятельность выборных органов городского общественного самоуправления в Сибири на основе принципов самоокупаемости, разделения исполнительных и законодательных (представительных) органов, всесословности. Еще меньше, всего два года, просуществовали земские управленческие структуры. Подводя итоги их усилий, прежде всего следует отметить, что повседневная работа органов самоуправления осуществлялась в условиях начавшихся модернизационных процессов, проводниками которых в Сибири стали муниципалитеты. Благодаря им в наиболее крупных городских поселениях региона (Тюмень, Курган, Омск, Барнаул, Бийск, Новониколаевск, Томск, Красноярск, Иркутск, Чита) происходили качественные изменения городской среды: увеличение численности населения, формирование разветвленной инфраструктуры (водопровод, канализация, электрическое освещение, мощение улиц, благоустройство, пожарное хозяйство), создание сферы массового досуга и образования.
   Несмотря на все ограничения и запреты, консервативный состав гласных, городские думы и управы активно включались в политический процесс, пытались отстаивать свое право на руководство всеми сферами городского управления. Предусмотренные городовыми положениями 1870 и 1890 гг. избирательные процедуры не давали на практике реализовать принцип всесословности. В качестве пережитка традиционной системы сохранялись сословные общества. В городских думах преобладали представители купечества и мещанства. Подавляющее большинство горожан (более 90 %) было лишено возможности участвовать и влиять на их деятельность.
   Самодержавная власть рассматривала муниципальные образования как составную часть органов местного государственного управления, особенностью которых являлось проявление общественной инициативы и самофинансирование. В годы Первой мировой войны, имея четкое представление о необходимости мобилизации экономических усилий, государство не располагало соответствующим аппаратом управления для этого, и, поэтому, возложило их осуществление на органы городского общественного самоуправления, хотя последние проявляли здесь и собственную инициативу. В сложившейся ситуации происходит усложнение и увеличение численности исполнительных управленческих структур городских управ. Таким образом, во время войны началось сращивание государственного и муниципального аппаратов управления, завершившееся уже в советское время.
   Попытки городских властей региона вести самостоятельную экономическую политику сталкивались с хроническим бюджетным дефицитом, обусловленным низкой налогооблагаемой базой и так называемыми обязательными расходами (содержание полиции, войск, размещение беженцев и военнопленных и т.д.). В сложившейся ситуации муниципалитеты могли использовать только государственные дотации и займы коммерческих банков, погружаясь в пучину финансового банкротства.
   Ситуация ухудшилась в период социального катаклизма 1917-1920 гг. Жизнеспособность городских самоуправлений и земств зависела от трех взаимосвязанных элементов: самоуправляемости, всесословности и самофинансирования. Реализовать их тогда не удалось. Прохладное отношение к новому типу общественного самоуправления (земство), которое должно было заменить общинное, проявило крестьянство. Власти сделали ставку на жесткое администрирование, пытаясь превратить самоуправление в придаток административных органов. Однако там, где муниципальные и земские органы имели возможность нормально функционировать, хотя бы ограниченное время, они доказали свою жизнеспособность и необходимость для населения. Но реалии социального катаклизма окончательно подорвали их дееспособность и сделали их функционирование невозможным.
   Согласно данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в 45 городских поселениях Сибири проживало 467,8 тыс. человек или 7,3 % от численности сибиряков. В 1916 г. этот показатель составил 1086,6 тыс. чел., или 7,14 % [1]. По-прежнему значительную часть городского социума составляли выходцы из деревни, они преобладали в годы Первой мировой войны среди призванных в армию. По образному выражению Б. Н. Миронова, в рассматриваемое время происходило окрестьянивание городского населения ("город разбух от деревни") [2].
   Окрестьянивание происходило не только по линии интенсивного притока селян в город, но и за счет увеличения представителей данной социальной группы среди различных категорий горожан (военные, предприниматели, служащие, рабочие и т.д.). Так, по данным О. В. Чудакова, среди гласных городских дум ряда крупных городов Западной Сибири, избранных на четырехлетие 1914-1918 гг., доля крестьян и мещан составляла в Новониколаевске 62,5 %, в Тобольске - 37,1 %, в Кургане - 22,5, в Омске - 30, в Барнауле - 37,5 % [3].
   Следствием окрестьянивания городов становится реанимация образцов крестьянского поведения в экстремальных ситуациях. Прежде всего, это проявилось в поступках жен призванных (солдаток). В феврале 1916 г. произошел первый "сахарный бунт" в Томске, а в марте солдатки опять угрожали громить лавки. 20 мая в Бийске они же, вместе с призывниками, "насильственным путем" забрали товары. Во время массовых беспорядков в Новониколаевске 9 ноября 1916 г. громадная толпа, смяв заслон полицейских и военнослужащих, стала расхищать товары и грабить магазины. Следствием войны, отразившимся на социальной структуре сибирских городов, стало появление в них беженцев, выселенцев, интернированных и военнопленных, концентрация политических ссыльных.
   Таким образом, в период Первой мировой войны в сибирском городе произошли существенные демографические, социально-политические и экономические изменения, накопился горючий материал, который взорвался на рубеже зимы и весны 1917 г.


  [1] Первая всеобщая перепись населения 1897 г. Общий по империи свод результатов данных Первой всеобщей переписи населения, произведенной 27 января 1897 г. СПб., 1905. Т. 1. С. 5; Пронин В. И. Городское и сельское население Сибири в конце XIX - начале ХХ в. // Город и деревня Сибири в досоветский период. Новосибирск, 1984. С. 90-91.
  [2] Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало ХХ в.). СПб., 1999. Т. 1. С. 342.
  [3] Чудаков О. В. Городское самоуправление в Западной Сибири в годы первой мировой войны (июль 1914 - февраль 1917 гг.): Дисс. … к.и.н. Омск, 2002. С. 43.

Hosted by uCoz