Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

 Ноздрин Г. А.
Л. М. Горюшкин о роли государства в хозяйственном освоении Сибири
 Шиловский М. В.
Роль государства в развитии производительных сил Сибири
 Зиновьев В. П.
Современная историография хозяйственного освоения Сибири
 Дамешек Л. М.
Национальная и окраинная политика как фактор хозяйственного освоения
 Дорожкин А. Г.
Хозяйственное освоение Сибири и Дальнего Востока в освещении немецкоязычной литературы
 Ананьев Д. А.
Англо- и германоязычная историография научного освоения Сибири и Дальнего Востока
 Гончаров Ю. М.
Статус и роли женщин Сибири во второй половине XIX - начале XX в.
 Ведерников В. В.
Особенности производства на Колывано-Воскресенских заводах в 1747-1762 гг.
 Попов Р. И.
"Чукотский вопрос" в экономической политике России
 Черкасова О. Г.
Материальное положение слободского населения
 Андрющенко Б. К.
Государственная регламентация винной монополии
 Запорожченко Г. М.
Влияние государства на потребительскую кооперацию
 Рынков В. М.
Маслозаготовки в Сибири в 1914-1916 гг.
 Сметнева Н. В.
Виноторговля в Иркутской губернии
 Арзуманов И. А.
Институционализация буддизма в России
 Недоспасова А. П.
Шведские военнопленные и музыкальная культура Сибири
 Крих А. А.
Этносоциальные группы сибиряков в имперской практике
 Мамышева Е. П.
О формировании самоуправления сибирских аборигенов
 Потапов В. Г.
Изучение социокультурной инфраструктуры городов
 Баев О. В.
Иностранный капитал и социально-культурное освоение Кузбасса
 Воробцова Л. Н.
Cоциально-культурные процессы у новониколаевских предпринимателей
 Мамсик Т. С.
Российская империя и ее окраины в осмыслении А. С. Пушкина
 Матханова Н. П.
Мемуары сибирских генерал-губернаторов XIX в.
 Резун Д. Я.
Роль государства в колонизации Сибири
 Катионов О. Н.
Картографическое сопровождение освоения Сибири
 Усков И. Ю.
О времени поставления Верхотомского острога
 Волчек В. А.
Некоторые вопросы введения Сибирского учреждения 1822 г.

 Анкушева К. А.
Регулирование перехода крестьян в городские сословия
 Туманик Е. Н.
А. Н. Муравьев во главе Тобольской губ.
 Канн С. К.
Комитет Сибирской железной дороги и изучение Сибири
 Карпинец А. Ю.
Сметы Переселенческого управления как источник
 Палин А. В.
Органы местного управления в XIX - начале XX в.
 Блинов А. В.
Управление образованием в XIX - начале XX в.
 Ермоленко Г. Н.
Развитие финансового контроля
 Исаев В. И.
Жилищная политика в городах Сибири в начале XX в.
 Стецура Ю. А.
Рецензия на книгу Е. В. Алексеевой
 Сокращения


Институт истории
СО РАН
Роль государства в хозяйственном и социокультурном освоении Азиатской России XVII - начала ХХ века: Сборник материалов региональной научной конференции. Новосибирск: РИПЭЛ, 2007. С. 232-238.

Волчек Владимир Алексеевич
канд. ист. наук, доцент, проректор
Кемеровского государственного университета
Эл. почта: voltchek@kemsu.ru

Некоторые вопросы введения Сибирского учреждения 1822 года

   Сибирская реформа М. М. Сперанского была событием огромного значения. Ни до, ни после принятия целого ряда законодательных актов 22 июля 1822 года не проводились столь глубинные преобразования в сфере административной политики по отношению к региону. Принятие "Учреждения для управления Сибирских губерний", "Устава об управлении инородцев", "Устава о сибирских киргизах", "Устава о ссыльных", "Устава об этапах в Сибирских губерниях", "Устава о содержании сухопутных сообщений в Сибири", "Устава о сибирских городовых казаках", "Положения о земских повинностях в Сибирских губерниях", "Положения о казенных хлебных запасных магазинах", "Положения о разборе исков по обязательствам, заключаемым в Сибирских губерниях обывателями разных сословий", "Указ о распоряжении для приведения в действие Устава этапным командам" явилось началом нового этапа развития восточных окраин Российской империи.
   Сами мероприятия, связанные с содержанием и проведением преобразований изучены в нашей научной литературе достаточно подробно. Однако вопросы введения новых законодательных актов в регионе не получили, на наш взгляд, должного освещения. Только В. Вагин, рассматривая работу Первого Сибирского комитета, отмечал, что одним из первых мероприятий этого органа "было указание, каким порядком надлежало ввести это учреждение в действие". [1] Он же уделил внимание основным принципам проведения в жизнь реформы.
   Имперские власти понимали, что изданием одних положений и уставов, какими бы хорошими и полезными они не были, проблему повышения эффективности управления восточными окраинами не решить. Нужен был координирующий орган для введения принятых актов в жизнь. Причем данный орган должен был обладать достаточной властью для выполнения своих полномочий. С этой целью и был создан Первый Сибирский комитет.
   В обязанности органа при его учреждении входило: "Разрешение затруднений, которые могут встретить местные управления при введении новых положений". [2] Автором основных мер по введению новых положений выступил М. М. Сперанский. В конце сентября 1822 г. он отправил записку на имя председателя Комитета, министра внутренних дел В. П. Кочубея, где изложил свои взгляды по данному вопросу. Точно определить время составления документа затруднительно, поскольку его подлинника в нашем распоряжении не имеется. В архивном деле стоит дата 9 октября 1822 г., однако это неверно, так как в этот день состоялось заседание Сибирского комитета, где было принято решение.
   Во-первых, М. М. Сперанский указал, что вопросы введения в действие новых законов должны решаться Сенатом, куда они поступили после утверждения императором. Но "в предписаниях Правительствующего Сената не содержится таковых распоряжений, то в отвращение могущих встретиться неудобств необходимо, дабы по сему предмету … учинено было рассмотрение в Сибирском комитете". [3] Во-вторых, определил основные принципы введения новых положений и уставов в регионе: последовательные шаги в преобразовании управления в крае, определение путей перехода от прежнего порядка к новому.
   Постепенность проводимых мер вытекала из необходимости демаркации границ между губерниями, областями и округами, определением селений и кочевий к ним относящимся. Для этого необходимо было образовать новые округа, закрыть присутственные места в тех, которые упразднялись, открыть губернское правление во вновь созданной Енисейской губернии. Предусматривалось придать статус городов селу Тюкалинскому и поселку при Барнаульском заводе. Это была сама по себе сложная работа. Она затруднялась еще и тем, что размеры территорий были колоссальными, специалистов катастрофически не хватало. Именно из-за этого трудно решался вопрос с межеванием земель в Сибири.
   Был определен порядок введения в жизнь новых законов: 1. статьи Учреждения, относящиеся к общим вопросам; 2. устав о ссыльных; 3. устав о городовых казаках; 4. устав об инородцах; 5. устав об этапах (это оговаривалось условием получения распоряжений от военного ведомства); 6. положение о долгах; 7. положение о запасных магазинах (при начале новых заготовок); 8. положение о земских повинностях, начиная с 1823 года. Тогда же произвести перевод ямщиков на положение государственных крестьян. (О последнем писал еще А. М. Корнилов в 1807 г. [4]); 9. устав о сухопутных сообщениях. Последняя задача - приведение в исполнение решений об образовании Омской области: создание округов, органов управления.
   М. М. Сперанский определил правила введения новых законов. Здесь он выступал как реалист, понимая, что спешка может испортить все дело. Одной из острейших проблем являлось проведение мероприятий по учреждению Енисейской губернии. Ее вхождение в Восточносибирское генерал-губернаторство могло создать много трудностей, поскольку ранее эти территории являлись частью Томской губернии, отошедшей в Западносибирское генерал-губернаторство. Предусматривалось, что до открытия новой губернии, округа, отошедшие к ней, будут управляться из Томска. Также предлагалось решить вопрос и с вновь создаваемыми внутренними округами сибирских киргизов, которые до их открытия продолжали управляться Тобольским и Томским губернскими управлениями. Указывалось: "Вообще каждая часть управляется на прежнем порядке до самого того времени, пока новым он заменен не будет" [5]. Выдвинув данные положения, М. М. Сперанский показал, что он хорошо знаком с одним из основных принципов проведения любой реформы - не проводить ломки старых институтов пока не будут созданы новые (при необходимости использовать имеющиеся ресурсы). Такими ресурсами, при явной недостаточности некоторых из них были: наличие кадров опытных местных чиновников, надежды сибирского общества на улучшение положения дел после отставки И. Б. Пестеля, социальная стабильность в регионе.
   Много внимания было уделено порядку перехода от прежнего состояния к новому. Это требовало, во-первых, создания новых органов управления; во-вторых, изменения в составе и названиях, в-третьих, упразднения некоторых старых структур; в-четвертых, определения форм делопроизводства; в-пятых, решения вопросов службы чиновников, остающихся за штатом в ходе проведения реорганизации управленческого аппарата. Остро стояла задача открытия вновь создаваемых органов: советов главных управлений, губернских советов, окружных, Тобольского приказа о ссыльных, - осуществлялось генерал-губернаторами. Однако они должны были руководствоваться определенными правилами. Советы главных управлений до прибытия на места особых советников образовывались на основании 14 параграфа Учреждения, гласящего: "Совет составляют советники главного управления, определяемые Высочайшими указами. Из них три определяются, яко производители дел, по представлению генерал-губернатора, а три по представлению Министерства. В недостатке сих последних, вместо них, присутствуют в Совете главные чиновники той губернии, где находится главное управление, а именно: гражданский губернатор и председатели губернского правления, казенной палаты и губернского суда" [6]. Нельзя недооценивать значение данной меры, которая сдерживала произвол со стороны генерал-губернаторов в вопросах подбора кадров местных высших чиновников.
   После прибытия вновь назначенных председателей губернских правлений и открытия губернских советов гражданские губернаторы перестали присутствовать в правлениях, приказах общественного презрения и при приеме рекрутов, что создавало условия для прекращения их вмешательств в работу данных органов. Окружные советы начинали функционировать после назначения окружных начальников. Генерал-губернатор Западной Сибири отвечал за открытие Тобольского приказа о ссыльных.
   Состояние финансов наложило свой отпечаток на введение новых законов и положений. Дело в том, что финансирование вновь создаваемых структур предусматривалось только с 1 января 1823 г. Оставшееся до этого время рассматривалось как подготовительный период, когда должны были быть созданы условия для создания новых органов.
   Предусматривались изменения в составе и наименовании создаваемых структур. Тобольские, Томские и Иркутские палаты уголовного и гражданского суда объединялись в один орган - губернские суды. Сюда же стали входить и совестные суды. Конечно, здесь еще нет полных оснований говорить о введении единой системы судопроизводства. Тем не менее, шаг в данном направлении был сделан. Исполнительные экспедиции Иркутского и Томского губернских правительств теперь должны были именоваться губернскими правлениями. Именовавшиеся ранее казенные экспедиции стали называться казенными палатами. Практически упразднялась должность вице-губернаторов, которые стали называться председателями казенных палат.
   Большие изменения происходили в управлении ссылкой. Из состоявших по штату 1806 г. Иркутская и Томская поселенческие канцелярии были преобразованы в экспедиции о ссыльных. Подобные структуры создавались в губерниях Тобольской и Енисейской. Проводя данные меры, правительство, по сути, признало неэффективность существующей ранее системы организации ссылки в Сибирь.
   Одновременно была предпринята попытка упорядочения работы губернских землемеров, которые были переданы в ведение казенных палат, перестав подчиняться губернским правлениям. В свою очередь из гражданских палат в губернские правления передавались дела по закладным и другим крепостным актам.
   Относительно управления казахской степью и "инородцами" было решено упразднить Омскую пограничную часть в связи с образованием Омской области. Из пограничной канцелярии и ведомства пограничного комиссара создавалось Троицкосавское пограничное правление.
   Обращает на себя внимание то обстоятельство, что определенная свобода рук в проведении реформы представлялась местному начальству. М. М. Сперанский писал: "Все прочие изменения в окружном управлении предоставляется подробно определить местным главным управлениям" [7].
   Перед правительством остро стоял вопрос определения судьбы местных чиновников, которые в соответствии со своими чинами не вписывались во вновь создаваемую систему управления. Некоторых из них было предложено перевести на должности советников главных управлений. Министрам предлагалось решить вопрос с назначением председателей губернских правлений и советников в главные управления.
   9 октября 1822 г. Сибирский комитет рассмотрел предложения М. М. Сперанского по вопросу введения сибирского Учреждения. Окончательное решение называлось "О приведении в исполнение новых для управления Сибири постановлений" [8]. Это подтверждает мнение о данном органе как о высшем государственном учреждении для всего азиатского региона империи, высказанное А. В. Ремневым [9]. Следует отметить, что решение буквально слово в слово повторяет записку М. М. Сперанского. За одним исключением: из постановления был изъят абзац, касавшийся критики Правительствующего Сената, который не выполнял своих прямых функций. Скорее всего, это было связано с нежеланием членов Комитета вступать в конфронтацию с одним из высших государственных учреждений России. С другой стороны, пассивность Сената позволила новому, молодому органу занять его нишу в вопросе обеспечения ввода нового законодательства на восточных окраинах империи.
   Реализация данного решения отразила все противоречия административной жизни страны. С одной стороны, имелись факторы, сдерживающие его реализацию. К ним можно отнести такие, как позднее принятие решения о введении новых законов. Как отмечалось выше, Комитет принял решение только в октябре 1822 г. Здесь отрицательную роль сыграла старая болезнь российской административной системы - слабое разграничение функций между отдельными органами управления, что создавало почву для волокиты. В данном случае - между Сибирским комитетом (Комитетом министров) и Правительствующим Сенатом. Это привело к тому, что долгое время на местах не знали, как действовать. В Восточной Сибири пытались форсировать процесс. Так, уже 10 декабря 1822 г. в Иркутской губернии вводится в действие Сибирское учреждение, 12 декабря учреждается Енисейская губерния, в то время как эти меры вступали в силу только с 1 января 1823 г. В Западносибирском генерал-губернаторстве не спешили. Главное управление открыли в положенные сроки, а Омскую область - только 8 ноября 1823 г. Еще позже начали проводиться мероприятия по открытию двух первых внешних округов в киргизской степи [10].
   Сказывались и технические недоработки бюрократической системы. В губерниях не хватало даже экземпляров сибирского учреждения и уставов. Дело на первых порах доходило до того, что полные экземпляры новых законов получали только губернские присутственные места, а в низовые структуры отправлялись выписки с содержанием материалов, напрямую их касающихся.
   Тем не менее опыт принятия постановления Первым Сибирским комитетом о введении нового законодательства свидетельствовал о том, насколько серьезно правительство относилось к вопросам совершенствования управления восточными окраинами Российской империи в начале 20-х годов XIX столетия.


  [1] Вагин В. Исторические сведения о деятельности графа М. М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 год. Т. 2. СПб., 1872. С. 340.
  [2] РГИА. 1264. Оп. 1. Д. 5. Л. 3.
  [3] Там же. Д. 20. Л. 10.
  [4] РГИА. Ф. 1264. Оп. 1. 57. Л. 48-49.
  [5] Там же. Д. 20. Л. 24.
  [6] ПСЗРИ. Собрание 1-е. Т. 38. № 29 125. С. 345-346.
  [7] РГИА. Ф. 1264. Оп. 1. Д. 20. Л. 18.
  [8] Там же. Д. 7. Л. 344-375 об.
  [9] Ремнев А. В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика в первой половине XIX в. Омск, 1995. С. 78.
  [10] Вагин В. Исторические сведения... С. 343.

©  В. А. Волчек, 2007
Hosted by uCoz