Новости

   Источники

   Исследования

   О проекте

   Ссылки

   @ Почта

   Контев А.В., Бородаев В.Б.
Верхнее Обь-Иртышье на ойратской карте Джунгарии первой трети XVIII века

   Бородаев В.Б.
Российские военные экспедиции к истокам Иртыша в 1715-1720 гг. и создание карты Верхнего Прииртышья.

   Соколовский И.Р.
Административно-территориальное деление Верхнего Прииртышья в XVII - начале XXI века: опыт исторического картографирования

   Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С.
Поиски древностей в Прииртышье в погоне за "песошным золотом" российскими и европейскими военными и учеными в первой половине XVIII в.

   Резун Д.Я.
Поход Бухгольца и Северная война

   Каримов М.К., Смагулова М.С.
Возведение крепостных сооружений как проявление градостроительного опыта России на востоке Казахстана

   Ананьев Д.А.
К вопросу о компетенции комендантов пограничных крепостей Южной Сибири в первой половине XVIII в.

   Дмитриев А.В.
К вопросу о причинах и обстоятельствах переброски на российские границы в Западной Сибири армейских частей в середине XVIII в. (1744-1745 гг.)

   Овчинников В.А.
Особенности истории монастырей Русской Православной Церкви в Верхнем Прииртышье в XVII-XX вв.

   Скобелев С.Г.
Гибель джунгарского этноса в 1755-1760 годах: численность населения и размеры потерь

   Ведерников В.В.
Рудники Верхнего Прииртышья в системе горнозаводского производства Колывано-Воскресенских заводов (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.)

   Абдрахманов Б.Н.
Казахско-русские взаимоотношения в XVIII-XIX веках в Верхнем Прииртышье

   Матханова Н.П.
Казахи в мемуарах миссионеров Русской православной церкви XIX в.

   Зуев А.С.
Социальное и этническое происхождение казаков Сибирского линейного казачьего войска (по данным формулярных списков 1813 г.)

   Туманик Е.Н.
Участники Общества военных друзей в политической ссылке в Верхнем Прииртышье

   Мамсик Т.С.
Бухтарминские пчеловоды (По материалам Окладной книги Бухтарминской заводской волости 1857 г.)

   Шиловский М.В.
Аграрное освоение Верхнего Прииртышья в XIX - начале ХХ вв.

   Атантаева Б.Ж.
Регламентация российско-китайской торговли по межгосударственным договорам второй половины XIX в.

   Раздыков С.З.
Формирование торгового капитала у казахов степной зоны Западной Сибири в XIX веке

   Дорофеев М.В.
Особенности поземельных отношений в процессе заселения Горного Алтая во второй половине XIX века

   Мусабалина Г.Т.
Городское общественное самоуправление в Восточном Казахстане во второй половине XIX века: исторический аспект

   Дегальцева Е.А.
Войны и их восприятие в Сибири (вторая половина XIX - начало XX в.)

   Селиверстов С.В.
Н.М. Ядринцев: особенности "западнической" тенденции в областничестве (середина 1860-х - начало 1890-х гг.)

   Нурбаев К.Ж.
Тюркские кочевые народы в истории Евразии в свете теории евразийства

   Белянин Д.Н.
"Непричисленные" переселенцы на Алтае во второй половине XIX - начале XX вв.: источники формирования и возможности устройства

   Сорока Н.Н.
Процесс формирования индивидуального пользования сенокосными угодьями в казахском ауле Степного края во второй половине XIX - начале XX вв. (По материалам экспедиционных исследований 1896-1903 гг.)

   Глазунов Д.А.
Подготовка судебной реформы 1898 г. в Степном генерал-губернаторстве

   Кириллов А.К.
Казахи в восприятии русских чиновников податного надзора в начале XX века

   Андреева Т.И.
Первый опыт железнодорожного строительства в Верхнем Прииртышье в контексте транспортного освоения Азиатской России

   Меркулов С.А.
Изучение Монгольского Алтая в истоках рек Иртыш и Кобдо профессором Томского университета В.В. Сапожниковым (по материалам экспедиций 1905-1906, 1908-1909 гг.)

   Касымова Г.Т.
К 105-летию Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества

   Канн С.К.
Ветеринарное значение Транссибирской железнодорожной магистрали в конце XIX - начале XX в.

   Котович Л.В.
"Природа не только существует, но и меняется": к характеристике экологического сознания (по материалам сибирских сельскохозяйственных журналов начала XX века)

   Кадысова Р.Ж., Мамытова С.Н.
Особенности формирования казахской национальной буржуазии в начале XX века

   Съемщиков Е.А.
Верхнее Прииртышье: административный ресурс Змеиногорского и Усть-Каменогорского уездов 1898-1917 гг.

   Андреев В.П.
Рудный Алтай в процессах модернизации (1900-1930-е гг.)

   Штырбул А.А.
К истории гражданской войны в Горном Алтае и Верхнем Прииртышье: "Сатунинщина" и ее ликвидация (1918-1920 гг.)

   Абдрахманова Г.С.
Применение насилия сибирскими правительствами против мирного населения в годы Гражданской войны

   Сушко А.В.
Деятельность казахской элиты по преодолению межродовых противоречий в процессе строительства Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики

   Безверхний А.С.
Кампания по изъятию церковных ценностей из православных храмов в Семипалатинской губернии

   Ескендиров М.Г., Христолюбов А.В.
Семипалатинский государственный педагогический институт в 1930-е -1940-е гг.

   Мамаева Г.Е.
Выселение чеченцев в Семипалатинскую область

   Самаев А.К.
Казахская ирредента и диаспора в КНР и возможность получения ими информации на казахском языке

   Перечень сокращений


Социально-экономические и этнокультурные процессы в Верхнем Прииртышье в XVII-XX веках: Сборник материалов международной научной конференции. Новосибирск: Параллель, 2011. С. 244-248.

Мамаева Гульнара Ермековна, ст. специалист
Научный центр исторических и социально-политических исследований им. академика М. Козыбаева Семипалатинского государственного педагогического института, г. Семей (Республика Казахстан)

Выселение чеченцев в Семипалатинскую область

Годы Великой Отечественной войны для СССР ознаменовались не только беспримерным напряжением всех государственных и народных сил в смертельной схватке с бесчеловечным и могучим агрессором, но и целой серией актов несправедливости, дискриминации и репрессий по отношению к части собственного населения. Классическим примером этого являются так называемые «наказанные народы». Официальной версией применения к отдельным народам тотальных депортаций являлось или возмездие за совершенное ими «предательство», или избавление их от соблазна его совершения.

Но несправедливость не в этом, а в самом прецеденте «наказания народа», подменившем судебные разбирательства против конкретных лиц. Независимо от всякой статистики приписывание коллективной вины и применение коллективного наказания по признаку этнической принадлежности является серьезным и бесспорным преступлением против человечности, наравне с взятием и расстрелом заложников и т. п. [1].

23 февраля 1944 г. по ложному обвинению в пособничестве фашистским оккупационным войскам чеченцы были поголовно выселены в Казахстан и Среднюю Азию. 7 марта 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была упразднена Чечено-Ингушская АССР. Ее территория была разделена между РСФСР, Грузией, часть земель отошла к Северо-Осетинской и Дагестанской АССР [2].

А затем был Хайбах и выселение семей Героев: Ханпаши Нурадилова, Абухажи Идрисова, Ирбайхана Бейбулатова, Хаваджи Магомед Мирзоева, Дигиева, и всех, кто сражался на фронте против немцев[3]. Многие из военных, знавшие о причине их демобилизации, в срочном порядке изменяли свою фамилию и национальность с той лишь целью, чтобы остаться в армии [4].

Умение мужественно воевать чеченцы и ингуши доказали еще в годы Первой мировой и Гражданской войн. История помнит Дикую Дивизию, награжденную двумя Георгиевскими Знаменами. Ей командовал родной брат царя Николая II Михаил Романов. Эта дивизия разбила немецкую «железную» дивизию, с которой боялись встретиться лучшие армии мира. Есть телеграмма царя, где он пишет: «Россия никогда не забудет этот великий подвиг орлов Северного Кавказа. Передайте горячий привет матерям, отцам, родным этих славных сынов». И когда эта дивизия была брошена генералом Корниловым на революционный Питер, Ленин послал к ним лучших своих агитаторов. Таких как Орджоникидзе, Киров и десятки других, которые сумели уговорить горцев и они, не вступив в бой, разъехались по своим домам. А это была огромная сила - 16 тысяч сабель и 50 пулеметов, которая имела большой военный опыт. Сложись все по иному, никогда бы Петрограду не быть колыбелью революции [5].

В своих мемуарах генерал А.И. Деникин пишет: «Почему я не взял Москву? Я никогда не думал, что разбойные народы - чеченцы и ингуши - станут на сторону большевиков, которых мне приходилось выбивать прямой наводкой. И против этих головорезов лягут мои офицерские части» [6]. Говоря о свободолюбивом характере чеченского народа, ещё Александр Дюма поражался гордости и смелости этих людей: «… все чеченцы знают очень хорошо, зачем они живут здесь – чтобы быть свободными. Быть свободными любой ценой, даже ценой собственной жизни!»[7].

О том, как вели чеченцы себя в тюрьмах и спецлагерях, свидетельствовал А.И. Солженицын, который тогда находился в ссылке: «Была одна нация, которая совсем не поддавалась психологии покорности – не одиночки, не бунтари, а нация целиком. Это – чеченцы. Никакие чеченцы, никогда, нигде не пытались угодить или понравиться лагерному начальству, но всегда были горды перед ними и даже откровенно враждебны». («Архипелаг Гулаг») [8].

Спецпереселенцы Северного Кавказа прибыли в Семипалатинскую область в феврале-марте 1944 г/ и были расселены в 9-ти районах. В области оказалось свыше 8000 семей, или более 30 тыс. человек. Количество прибывших колебалось и по мере их устройства уточнялось. По наиболее установившейся цифре, на 20 июня 1944 г. была размещена в области 3071 семья, или 30575 человек.

Таблица №1

Расселение спецпереселенцев в районах области

 

П/п

Наименование районов

Количество семей

Количество размещ.

Примечание

1.       

Аягузский

892

3021

Впоследствии Бельагаческий район был реорганизован в 2 района:

1.Ново-Покров-ский

2. Бородулихин-ский

2.       

Бельагачский

2263

8030

3.       

Жана-Семейский

930

3773

4.       

Жарминский

1236

5110

5.       

Кокпектинский

750

3180

6.       

Ново-Шульбинский

555

2075

7.       

Урджарский

934

3412

8.       

Чарский

511

1974

 

 

3071

30575

 

Таблица №2

Расселено в районах области на 1.10.1947 г.

 

П/п

Наименование районов

Количество семей

Количество размещенных

1.       

Аягузский

472

1747

2.       

Бородулихинский

670

2225

3.       

Жана-Семейский

775

2901

4.       

Жарминский

548

2148

5.       

Кокпектинский

485

1562

6.       

Ново-Покровский

832

3032

7.       

Ново-Шульбинский

325

1286

8.       

Урджарский

796

2814

9.       

Чарский

369

1431

 

ИТОГО:

5272

19146

 

Из общего количества спецпереселенцев было расселено: а) в колхозах - 5478 семей; б) в промышл. предпр. - 986 семей; в) МТС - 98 семей; г) на транспорте (Турксиб) - 106 семей; д) промартели (хозорганиз.) - 129 семей; з) в совхозах - 858 семей; ж) разных орган. - 126 семей [9].

На протяжении трех с лишним лет число семей и человек систематически изменялось.

Выбытие людей из области по годам: в 1944 г. убыло 1299 семей (3981 чел.), в 1945 г. – 932 семьи (4223 чел.), в 1946 г. – убыло 568 семей или 3225 чел.), за 9 мес. 1947 г. – 302 семьи (1431 чел.) [10].

В процессе расселения и хозяйственного устройства спецпереселенцев имели место ряд серьезных трудностей: отсутствие свободной жилой площади, ограниченные продовольственные ресурсы, неправильное отношение к спецпереселенцам со стороны руководителей советских и партийных органов, а также значительной части местного населения, распространение среди них различных эпидемических заболеваний, и в особенности сыпного тифа.

Все это затрудняло быстрое и полное приобщение спецпереселенцев к производству в колхозах, совхозах и промпредприятиях, породило настроение у спецпереселенцев о своем возвращении на прежнее местожительство и вызвало большое количество самовольных переходов из одной отрасли народного хозяйства в другую[11].

В отчете начальника отдела Исполкома Облсовета по хозустройству переселенцев Семипалатинской области Борисова содержится следующая информация: «В колхозе «Чубарчи» Кокпектинского района в период хлебоуборки вынуждены были работающих спецпереселенцев разбить на мужские и женские бригады, так как вместе работать им было невозможно из-за ветхости одежды женщин.

В колхозе «Большевик» люди ходят одетыми в шкуры – овчины и особенно женщины, которые прикрыты лоскутьями, когда они не работает, то эти лоскутья еще кое-как прикрывают их, но только начинают работать, они теряют свое назначение и нагота остается неприкрытой.

Тракторист, работающий по 12-18 часов в сутки особенно в морозные осенние ночи, вынужден голые ноги держать несколько часов на металлических педалях управления трактора. И никакие шкуры, в которые он одет, не могут согреть последнего. Естественно в таких условиях этот тракторист в лучшем случае долго не проработает, а в худшем заболеет.

Неудивительно, что с наступлением похолодания резко упало количество работающих. Вопрос обеспечения одеждой и обувью нами ставился на протяжении всего периода хозустройства» [12].

Более 80% спецпереселенцев было вывезено в районы с суровыми климатическими и тяжелейшими жилищно-бытовыми и санитарно-медицинскими условиями. Архивы НКВД сохранили документы, свидетельствующие о массовых заболеваниях холерой, тифом, дизентерией, истощении и гибели десятков тысяч людей в первые годы депортации. [13].

Народы, подвергнутые репрессиям до 1957 г. находились на спецрежиме, назывались спецконтингентом и спецпереселенцами. Они использовались на самой физически тяжелой неквалифицированной работе, из них составлялись трудармии, содержавшиеся хуже и страшнее, бесчеловечнее, чем лагеря заключенных, несравнимые порой даже с концлагерями, это – взрослые, трудоспособные мужчины и женщины, оставшиеся без кормильцев дети и старики, обрекались на голодную смерть.

Об образовании детей спецконтингента не очень заботились, несмотря на объявленное всеобщее среднее образование. Те дети, которые учились, постоянно подвергались в своих школах дискриминации со стороны учителей и учащихся.

Прорваться к образованию спецпереселенческой молодежи можно было только личным упорством и благодаря встрече с доброжелательными людьми [14].

Апогеем ужесточения режима спецпоселений явился Указ Президиума Верховного Совета СССР «об уголовной ответственности за побег из мест обязательного поселения лиц, выселененных в отдаленные районы Советского Союза в период Великой Отечественной войны» от 26 ноября 1948 года. Указ объявил ссылку «наказанных народов», которые теперь именовались выселенцы, вечной; за нарушение установленного режима и порядка передвижения отныне грозило тюремное заключение или каторжные работы – до 25 лет, за пособничество и укрывательство бежавших – 5 лет. За побеги Особое совещание при МВД СССР приговаривало бежавших к 20 годам каторжных работ [15].

Необходимо понимать, что переселенцы понесли не только материальный и физический урон, но и значительный моральный: люди болезненно переносили утрату личной свободы и гражданских прав. Никто из переселенцев не мог быть избранным ни в местные, ни в верховные советы, нередко коменданты своей волей лишали переселенцев право голоса, молодых не принимали в комсомол, в партию, не допускали на руководящие должности, на преподавательскую работу – при крайней недостаче учительских кадров на местах. Родной язык фактически запрещался, прекратилось издание книг на родном языке, а, следовательно, всякое развитие национальной культуры [16].

Атсалим Идигов, член Союза журналистов Республики Казахстан, в своей статье «Чеченец, воспевающий казахскую степь» пишет:

«Дружба между казахским и вайнахским народами зародилась в самые тяжёлые военные и послевоенные годы, она выдержала испытание на прочность, пустила глубокие корни, которые невозможно вырвать».

Чеченцы говорят: «Не выпячивай добро, которое сделал ты сам, но говори и помни о добре, которое сделали тебе». Горцы слагают стихи и поют песни о Казахстане. В каждом четвертом доме в Чеченской Республике есть люди, говорящие на казахском языке. Есть такие дома, в которых вас гостеприимно встретит хозяйка - казашка по национальности [17].

Тринадцать лет спустя мир узнал о страшной правде сталинско–бериевском преступлении в отношении вайнахов. С чеченцев был снят ярлык «врагов народа», восстановлено доброе имя и право народа. После смерти Сталина были смягчены жесткие меры и преследования в отношении депортированных, были сняты ограничения по передвижению.

После восстановления Чечено-Ингушской АССР в 1957 г. основная масса вайнахов выехала на свою этническую родину. В их благодарной памяти до настоящего времени хранится образ гостеприимного, хлебосольного, простого многонационального народа Казахстана, который в лихую годину делил горе и радость со спецпереселенцами.

Значительная часть этнических чеченцев осталось жить в Казахстане[18].

По итогам Всесоюзной переписи населения 1989 г. в Семипалатинской области проживало 1912 чеченцев и 64 ингуша.

Таблица №3

Расселение чеченцев в Семипалатинской области.

 

Районы

Чеченцы

1.Чарский район

316

2.Чубартауский район

3

3.Таскескенский район

70

4.Урджарский район

302

5.Маканчинский район

17

6.Новошульбинский район

55

7.Жарминский район

405

8.Кокпектинский район

68

9.Бородулихинский район

101

10.Жанасемейский

115

11.Аягузский район

142

12.Бескарагайский район

32

13.Абайский район

6

14.Аксуатский район

-

Семипалатинский горсовет

280

 

Таблица №4

Городское и сельское население

 

 

Городское и сельское население

Городское население

Сельское население

Чеченцы

1912

863

1049

Ингуши

64

59

5

Как мы видим из таблицы, численность городского населения составляло 863 чеченцев, а сельское – 1049 чел.[19].

В настоящее время чеченцы, являясь равноправными гражданами Казахстана, вносят вклад в укрепление межнационального согласия и трудятся на благо страны.

 



[1] Полян П. «Не по своей воле… История и география принудительных миграций в СССР». //www.yandex.kz.

[2] Гунашев А.А. Чеченцы в Казахстане. Алматы, 2003. С.24.

[3] Эсембаев В. Чего нет в учебниках по истории. Факты героических подвигов вайнахов скрываются до сих пор.// Объединенная газета. 9 мая 2005, № 12 (68).

[4] Гунашев А.А. Чеченцы: религия, обряды, традиции.// История Казахстана; препод. в школе и вузах. 2003, № 4. С.184.

[5] Эсембаев В. Чего нет в учебниках по истории.

[6] Там же.

[7] Ширшова С. Самобытные гордые люди // Огни Алатау. 14. февраля 2004. С.15.

[8] Мамаев М. Вайнахи: история продолжается.// Местное время, 13 декабря 1997 г. С.3.

[9] ЦДНИВКО. Ф. 807. Д.20. Оп.1. Л. 49, 74, 78.

[10] ЦДНИВКО. Ф. 807. Д.27. Оп.1. Л. 17, 24.

[11] От депортации к интеграции: документы и материалы, посвященные 60-летию депортации чеченцев и ингушей в Казахстан, Международный фонд гуманитарной помощи “Нур” /Сост.: Е.М. Грибанова, А.А.Гунашев, А.С. Зулкашева, Л.Н. Сапонова. Алматы, 2004. С.132.

[12] ЦДНИВКО. Ф. 807. Д.20.Оп. 1. Л.72.

[13] Гунашев А.А. Чеченцы в Казахстане. С. 26, 27.

[14] Кульбаев Т., Хегай А.. Депортация. Алматы, 2004. С.9, 10, 11.

[15] История Сталинского Гулага, конец 1920-х первая половина 1950-х годов. Собрание документов в 7-ми томах. Т.5. Спецпереселенцы в СССР./Отв.  ред. и сост. Т.В. Царевская-Дякина. М., 2004. С.82.

[16] Депортированные в Казахстан народы: время и судьбы. Алматы, 1998. С.356.

[17] Идигов А.Чеченец, воспевающий казахскую степь// Огни Алатау. 21 февраля 2004. С.8.

[18] Дымов О.Г. Тепло Казахстанской земли. Алматы, 1999. С.238.

[19] Семипалатинское областное управление статистики. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 г. по Семипалатинской области. Семипалатинск, 1990. С.14-70.

© Г.Е. Мамаева, 2011
Hosted by uCoz