Новости
Источники
Исследования
О проекте
Ссылки
@ Почта
Введение
Документы 01 02 03 04 05
06 07 08 09 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45
46 47 48 49 50
51 52 53 54 55
56 57 58 59 60
61
|
Сибирские переселения. Документы и материалы. Выпуск 1. Новосибирск, 2003. С. 109-111.
№ 35. Прошение переселенцев о постройке церкви.
30 июня 1899 г.
|
Его Высокопревосходительству
Господину Тобольскому губернатору Ипереселенцев поселка Студеновского Каменской волости Ишимского уезда Тобольской губернии
в рукоприкладстве поименованных.
|
Всепокорнейшее и нижайшее прошение.
При подаче на руки о разрешении в наш поселок святого Храма его Преосвещенству Архиепископу чрес [1] доверенных крестьян нашего общества на подачу такового прошения, объявил им Его Высокопреосвященство, что церковь должна быть разрешена строиться в поселке Ново-Никольском. Когда доверенные при собрании сельского схода нам ответ Его Высокопреосвященства объявили, и по объявлении такового мы как погибшие овцы всяк на месте одеревенели, и неутешимо заплакали. Плач, который никто, кажется, был не в силе утешить, так как всеми силами старались, чтобы церковь разрешили строить у нас. Как жившие в России, на родине, при святых церквях и привыкшие, как мы, так и дети наши к религиозному обстоятельству мы опять осмеливаемся обратиться к Вашей милости, аки дети к родителям прося необходимого … над нашей просьбой сжальтесь, аки над своими детьми, так как хорошо знаем, что Ваша Власть дадена не от человека, но от бога, по слову Христа Спасителя. В виду чего, мы и покоряемся подобно чадолюбивому отцу и матери.
Объявлено доверенными нашими, что разрешаете церковь в поселок Никольский в виду того, что
1) много на устройство церкви жертвуют;
2) много у них наличных мужского пола душ;
3) что будто и они живут на тюменском большом тракту, следующем в г. Петропавловск;
4) крестьяне деревни Безкозовой соглашаются быть у них на приходе.
Но мы эти вопросы правильно разъясняем, как и раньше не писали лжи. На первый вопрос мы разъясняем, что они пожертвовали 4000 рублей, но и мы бы не столько пожертвовали, и даже больше, но помня слова Христа Спасителя, что должны давать мы милостыни тайно, и Отец видевши тайное, воздаст на яву. И что они жертвовали 4000 рублей этого не будет, потому именно как там народ жесткосердный, на нас взирая стали показывать безмерную жертву, а мы надеемся, что им не собрать и 2000 рублей. Как они, никольские, пишут, что они богачи, а мы бедные, но и у богача, если не намерен пожертвовать с силою не отымешь, а мы хотя и среднего положения, на святое дело готовы расстаться с последним одеянием. И будет начатое дело, только просим отпустить с казны, или с других сумм сколько следует, а не достающую сумму мы выполним своими средствами и благотворителями. И разъясняем то, что Отец благочинный, во-первых, приехал к допросу к нам и захватил нас подобно сонных, стал расспрашивать кто, сколько желает жертвовать на устройство церкви, если разрешиться. Но мы и показывали, и даже приносили деньги, которые он обратил обратно. И скажем то, что они богачи, а на казенный счет выстроили себе мельницы, а у нас на свои средства построили уже четыре мельницы.
[...] Второе, что будто много у них мужеского пола душ. Хотя и действительно, у них поселок больше нашего, но хорошо нам известно, что там около 15 дворов двоеданского или хлыстовского вероисповедания [2]. Они могут распространить свою веру в поселке и церковь может остаться пустой. Таких случаев много происходило и в России, ради богатства переходят в другие веры. А в нашем Студеновском поселке иноверцев совершенно нет, все мы православного вероисповедания, почему мы очень и стараемся о разрешении построить в наш поселок церкви, теряя уже на этот предмет большие суммы денег.
[...] На третий вопрос разъясняем. Они пишут, что живут на Тюменском тракте, но это совершенно ложно, так как поселились от той дороги около пяти верст в сторону, а у них там глухая дорога, по ней никто не ездит. [...]
На четвертый вопрос разъясняем, что как пишут никольские, что крестьяне деревни Безкозовой соглашаются быть у них на приходе, но опять все это совершенно ложно. Они лично отцу Благочинному говорили, что [если] будет разрешена в Никольском поселке церковь, то мы туда на приход согласия не изъявляем, а лучше останемся на старом приходе [...]. А будет у нас разрешена церковь, то на приходе быть они [бы] с нами согласились очень и дали приговор отцу Благочинному, так как Безкозово находится от нас только в пяти верстах.
В виду изложенного, и по получении печального известия от нашего Архипастыря опять осмеливаемся обратиться к Вашей Милости Ваше Высокопревосходительство и опять просим Вас <…> сжалиться над Христовым Стадом, не оставить нас погибать без святого Храма, так как не находим мы себе утешения как в святом Храме. Привыкшие мы чувственно к религиозному обстоятельству посещать Храмы Божия, не дают нам ни единого часу спокойствия дальностью расстояния до Святых Храмов. Условия эти остаются не выполнимыми в виду чего стоит малое время со дня нового водворения, [но] нам кажется, кабы протекли веки, заботы на подданные в безчисленном количестве прошения о разрешении построить в наш поселок церковь остаются тщетными. В виду чего мы опять аки дети к родителю приговорили обратиться к Вашей милости ваше Высокопревосходительство и покорнейше просим Вас, Ваше Высокопревоходительство, [...] сжальтесь над нами, сделайте распоряжение, да будет церковь строиться в нашем Студеновском поселке. И да будет нашим детям и продетям нашим, в память Ваше благое и полезное распоряжение. Не с хитростью прельщением и мудростью просим Вас, Ваше Высокопревосходительство, но собственно от желания нашего сердца, всех наших чувств. И если возможно было бы Вам узнать, как чувственно мы Вас просим, тогда бы известно было Вам, что мы не лжем и правду пишем. И с желанием просим. Место же у нас под церковь отведено в прекрасном месте, около сорока саженей от выше изложенной большой дороги. Земля для причтов в хорошем месте, с одну версту от деревни.
[...] К сему прошению просители и подписываемся. Грамотные Аникий Ромашкин, Алексей Артамонов, Ефим Митрофанов, Павел Никишин, Василий Акулин, Гаврило Ромашкин, Федор Хитров, Степан Парфилов, Петр Кирилов, Дмитрий Кирющенко, Михаил Титов, Петр Базаркин, Василий Мякишев.
Государственный архив г. Тобольска. Ф. 152. Оп. 47. Д. 14. Л. 45. Подлинник, рукопись.
[1] Через
[2] Хлысты - секта духовных христиан, возникшая в России в XVII веке. Ее представители считали возможным прямое общение со "святым духом", видели воплощение бога в праведных сектантах - "христах" и "богородицах".
|