Новости
Источники
Исследования
О проекте
Ссылки
@ Почта
Предисловие
Глава 1. Индустриальное развитие Сибири в XVIII - начале ХХ в.
1.1. Особенности перехода России от аграрного общества к индустриальному
1.2. Крепостная и капиталистическая мануфактура Сибири в XVII - первой половине XIX в.
1.3. Капиталистическая мануфактура и начало первой модернизации в Сибири
1.4. Сибирь в период фабричной промышленности
1.5. Экономическая политика государства в Сибири
1.6. Внешнеторговые связи Сибири
Глава 2. Формирование и состав индустриальных кадров Сибири
2.1. Формирование сибирского отряда рабочих России в XVIII - первой половине XIX в.
2.2. Формирование сибирского отряда рабочих России во второй половине XIX - начале ХХ в.
2.3. Управляющие и служащие
Глава 3. Правовое и экономическое положение индустриальных рабочих Сибири в XVIII - начале ХХ в.
3.1. Правовой статус рабочих Сибири
3.2. Временные промысловые поселки в Сибири (XIX - начало ХХ в.)
3.3. Методы эксплуатации и жизненный уровень рабочих Сибири
Глава 4. Формы социальной активности в индустриальной сфере Сибири
4.1. Побеги рабочих в XVIII - первой половине XIX в. как форма социального протеста
4.2. Волнения на крепостных мануфактурах Сибири в XVIII - первой половине XIX в.
4.3. Волнения и стачки наемных рабочих Сибири в XVII - первой половине XIX в.
4.4. Обзор рабочего движения в пореформенный период
4.5. Политическая ссылка и рабочее движение в Сибири накануне революции 1905-1907 гг.
4.6. Экономические организации рабочих Сибири во второй половине XIX - первые годы ХХ в.
4.7. Обзор рабочего движения в Сибири в 1895 - феврале 1917 г.
Заключение
Список сокращений
|
1.4. Сибирь в период фабричной промышленности
Место Сибири в экономике России в начале ХХ в. не изменилось по сравнению с предыдущими столетиями. Она осталась поставщиком сырья. Если в XVII в. главной целью государства и капитала в Сибири была пушнина, в XVIII - первой половине XIX вв. - драгоценные металлы, то во второй половине XIX в. - начале ХХ в. - продукция сельского хозяйства. Хлеб, масло, мясо стали давать больше золота, чем золотые копи и соболя. Усилилась аграрная колонизация. Земельная рента стала важнее ясака и горной подати. Преобладающее значение имело сельское хозяйство, которое в 1913 г. дало две трети стоимости продукции края, а промышленность - только четверть.
Сельское хозяйство Сибири специализировалось на зерновом земледелии и мясомолочном скотоводстве, четыре пятых сибирских крестьян занимались преимущественно земледелием. Структура посевов росла в сторону увеличения товарных хлебов - пшеницы и овса, росла доля дойных коров в составе поголовья крупного рогатого скота, в связи с бурным ростом маслоделия. За начало ХХ в. площадь посевов зерновых культур выросла с 4 до 7 млн. десятин, половину посевов занимала пшеница, валовые сборы зерна увеличились с 200 до 350 млн. пудов. До 30 % собранного зерна поступало на рынок, обеспечивая сырьем промышленность края. Часть зерна шла на российский рынок, на Урал, в Восточную Сибирь, за границу через порты Балтийского и Белого морей. Тарифная политика правительства сдерживала сибирский экспорт, так как повышенные тарифы на перевозку хлеба, начиная со станции Челябинск (1896 - 1911 гг.), снижали конкурентоспособность сибирского хлеба на рынке европейской России и в портах Черного моря. Этот рубеж стал называться челябинским тарифным переломом. Однако не только тарифная политика влияла на масштабы сибирской хлебной торговли. Главным фактором, определявшим цену сибирского хлеба, была погода, влиявшая на урожайность зерновых. Динамика ввоза - вывоза хлеба показывает на резкие колебания в движении хлебных грузов в Сибирь и из Сибири в зависимости от урожайности хлебов [84]. Важен другой вывод - с проведением железной дороги Сибирь стала частью общероссийского рынка.
Экспорт масла, не сдерживаемый запретительными тарифами, вырос с конца XIX в. к началу первой мировой войны с нуля до 68 млн. руб. (4,5 млн. пудов). Сибирь давала 9/10 российского экспортного масла [85]. Сельское хозяйство Сибири было товарным, но назвать его капиталистическим нельзя. Лишь единицы хозяйств стали предпринимательскими, фермерскими. Сибирь стала крупнейшим импортером сельскохозяйственных машин, так как отечественная промышленность предлагала только самые простые машины - плуги и бороны.
В начале XX в. произошли структурные изменения в промышленности Сибири. Горнодобывающие отрасли, ранее доминировавшие, стали уступать ведущие позиции обрабатывающим отраслям промышленности. В 1900 г. горные производства выпустили еще 65 % стоимости всей продукции цензовой промышленности Сибири и Дальнего Востока. При чем в Западной Сибири уже преобладала обрабатывающая промышленность. В 1915 г. обрабатывающие отрасли дали 60 % суммы производства в Сибири и на Дальнем Востоке. В 1910 - 1913 гг. стоимость продукции пищевкусовых отраслей составила 81 % суммы производства обрабатывающей промышленности или 55 % суммы производства всей промышленности Сибири (в пределах нынешнего Сибирского округа). Аграрные, а не ископаемые ресурсы стали основным сырьем для промышленности края [86].
Край был прочно связан с центром страны транссибирской магистралью. В межреволюционное десятилетие железнодорожная сеть увеличилась за счет дорог, протянувшихся на юг Сибири, в хлебные и горные районы. В 1906 г. длина стальных путей равнялась 4837, в 1913 г. - 5556, а в 1917 г. - 7150 верстам. Были построены Алтайская, Кулундинская, Тюмень-Омская, Кольчугинская, строилась Ачинско-Минусинская железные дороги. В 1913 г. было перевезено 300 млн. пудов грузов, в 1916 г. - 480, в 1917 г, когда уже обозначился кризис, - 390. Водный транспорт значительно уступал железнодорожному по грузообороту (109 млн. пуд в 1909 г.). Но он играл важную роль во внутреннем обращении, связывая северные и южные районы края между собой и железной дорогой. Водный транспорт рос стремительно. В 1908 г. на водных путях курсировали около 800 судов, из них 235 пароходов, в 1914 г. - около 1200 судов, в том числе 316 пароходов и теплоходов. На пересечении водных и железных путей выросли крупнейшие города Сибири - Омск, Курган, Тюмень, Новониколаевск, Томск, Красноярск, Иркутск, Чита.
Местные перевозки оставались уделом гужевого транспорта, для чего служили около 110 тыс. верст грунтовых дорог.
Важной частью сибирского хозяйства являлось строительство. Строились железные, грунтовые, шоссейные дороги, крупные промышленные предприятия, обустраивались переселенческие участки, втрое вырос жилой фонд городов. Все это требовало большое количество леса - главного строительного материала Сибири. Лесозаготовки из крестьянского промысла становились предметов предпринимательства казны и частных лиц. Главными заготовителями леса стали Переселенческое управление и Кабинет его императорского величества.
Из добывающих промыслов усилилась роль рыболовства, которое приобрело товарный характер. Капиталистическим стало рыболовство в районе Байкала, Чановских озер, Низовьев Оби, Енисея. Уменьшилось значение пушного промысла, вследствие истребления наиболее ценного зверя - соболя, бобра, калана, горностая, выдры, куницы, лис и песца. Главным конкурентом охотников на мировом рынке стали зверофермы.
Быстрыми темпами росла торговая сеть Сибири в 1912 г. в Сибири насчитывалось 62 тыс. торговых заведений с оборотом около 500 млн. руб. в год. Именно в торговой сфере формировались крупнейшие капиталы Сибири. Упала роль транзитной торговли, но выросла роль внутренней.
Уровень развития региона в целом можно представить, определив его долю в различных отраслях экономики и в рынке рабочей силы. В 1917 г. Сибирь при 7 % всего населения империи дала шестую часть валового сбора хлебов, около 2 % стоимости промышленного производства, в т.ч. 13 % стоимости продукции горного дела. На долю Сибири приходилось 8,3 % длины железных дорог, 6,5 % количества пароходов, 5,5 % числа торговых заведений, 4 % наемных рабочих России [87]. О структуре экономики края можно судить по характеру занятости наемных работников (см. табл.6). На Сибирь с десятимиллионным населением приходилось всего 230 тыс. индустриальных работников (горная промышленность, фабрично-заводская и транспорт) или 2,3 % населения. В городах Сибири жило 11,9 % населения.
Таблица 6
Численность наемных рабочих Сибири в 1908, 1917 гг. (тыс. чел.) *
Отрасли
экономики |
1908
г. |
1917
г. |
Промышленность |
117 |
170 |
в т.ч. горнодобывающая |
47 |
77 |
обрабатывающая |
70 |
93 |
в
т.ч. фабрично-заводская |
19 |
30 |
Транспорт и
связь |
106 |
121 |
в т.ч. ж.-д. |
82 |
93 |
водный |
21 |
21 |
связь |
2 |
7 |
Строительство |
56 |
40 |
Лесные
промыслы |
7 |
20 |
Рыбные
промыслы |
10 |
10 |
Торговля |
20 |
20 |
Коммунальное
хозяйство и предприятия питания |
18 |
20 |
Сельское
хозяйство |
140 |
140 |
Итого |
474 |
521 |
* Данные округлены. Источники подсчета: Скубневский В.А. Рабочие обрабатывающей промышленности Сибири (90-е гг. XIX в. - февраль 1917 г.). Томск, 1991. 73 - 77; Рабочий класс Сибири в дооктябрьский период Новосибирск, 1982. С.298, 369; Коновалов П.С. Динамика численности строительных рабочих в Сибири в 1897 - 1917 годах // рабочие Сибири в конце XIX - начале ХХ вв. Томск, 1980. С. 129; Галажинский Э.В., Зиновьев В.П. формирование капиталистических отношений в рыбопромышленности Сибири XIX - начала ХХ вв. // Проблемы генезиса и развития капиталистических отношений в Сибири. Барнаул, 1990. С. 130; Статистика прямых налогов и пошлин на 1912 год. Пг., 1915. С 30 - 32; Труды ЦСУ. М., 1922. Т. VIII. Вып. 2. С. 158 - 159; Бузанова В.А. Сельскохозяйственные рабочие Западной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв.: численность и состав // Исторический опыт хозяйственного освоения Сибири. Томск, 1994. С. 131 - 133.
В таблице учтены данные последних исследований численности отраслевых отрядов рабочих Сибири. Они дают цифры меньшие, чем считалось ранее, но принципиального значения это не имеет.
Следовательно, Сибирь имела сравнительно развитое сельское хозяйство, слабую промышленность, средние по уровню развития транспорт и сферу обращения.
Несмотря на низкий технический уровень, Сибирь имела высокую степень концентрации капитала и производства, что делало экономику управляемой с точки зрения интересов государства и крупного бизнеса. В условиях Сибири для этого нужно было контролировать транспорт и рынки сбыта. Транссибирская магистраль была государственной, пароходство - в руках крупных частных компаний. Перевозки по рекам Западной Сибири монополизировало "Западно-Сибирское товарищество пароходства и торговли" (Товарпар), по Енисею - "Акционерное общество пароходства по реке Енисею", на Байкале - "Товарищество Байкальского пароходства и торговли", на Лене - "Восточно-сибирское общество пароходства, торговли и промышленности", на Амуре - синдикат пароходовладельцев. Они и диктовали тарифы и фрахты [88].
В сельском хозяйстве Сибири выросли две монополии. Союз сибирских маслодельческих артелей объединил 1410 кооперативных маслозаводов, 1167 лавок, 26 контор, в том числе в Лондоне, Москве и Владивостоке. Союз на равных конкурировала с иностранными закупочно-сбытовыми фирмами. Половину товарооборота Сибири контролировал союз потребительских кооперативов Сибири - Закупсбыт [89].
В горной промышленности степень монополизации не уступала уровню Европейской России. В золотопромышленности всего три компании: Ленское золотопромышленное товарищество (Лензото), Российское золотопромышленное общество (Золоторосс), Федоровское общество и Кабинет имели в 1916 г. 27 % приисков, 46 % рабочих, 80 % - добычи. В угледобыче 7 компаний давали 2/3 сибирской добычи. Синдикат Черемховских углепромышленников, Л.А. Михельсон, Акционерное общество Кузнецких каменноугольных копей, казенные Анжерские копи Сибирской железной дороги делили сбыт угля в Сибири и успешно конкурировали с "Продуглем". Предприятия цветной металлургии входили в общероссийский синдикат "Медь". Руды Алтая поделили "Русско-Азиатская" и "Русская горнопромышленная" корпорации с участием английских и американских капиталов. Сибирские предприятия были тесно связаны с общероссийскими монополистическими объединениями под патронажем Международного, Русско-Азиатского, Сибирского торгового и Золотопромышленного банков [90].
Шло акционирование и проникновение банков в доходные отрасли обрабатывающей промышленности. Среди сибирских предпринимателей были распространены картельные договора (стачки), они входили в отраслевые союзы предпринимателей - съезды винокуренных заводчиков, спичечный синдикат. Бурно акционирование и образование союзов шло в годы первой мировой войны. Из крупнейших синдикатов можно назвать "Товарищество Алтайский мукомол", "Акционерное общество семипалатинских мукомольных мельниц", "Западно-сибирское торгово-промышленное мясоконсервное общество" "Сибирская мясная компания" и др [91]
С появлением железной дороги и надежной связи изменился характер сбыта продукции европейских фирм в Сибири, ушли в прошлое ярмарки и купцы-оптовики, посредничавшие между сибирским потребителем и производителями фабричной продукции России. Российские фирмы, банки стали открывать свои отделения в Сибири. Из сибирских мануфактуристов-оптовиков уцелели немногие, превратившись в общероссийских дельцов - Второвы, Стахеевы. Появились специализированные товарные биржи. В 1915 г. в Сибири действовали 15 биржевых комитетов, Совет съезда представителей биржевой торговли и сельского хозяйства. В годы войны сибирские предприниматели вошли во Всероссийский союз город, создали 32 военно-промышленных комитета. Эти организации защищали не только экономические, но и политические интересы сибирской буржуазии [92].
В начале ХХ в. Сибирь стала объектом интереса иностранного капитала, который проникал в наиболее прибыльные отрасли - горное, лесное дело, в сбыт сельхозпродукции, транспорт. В горной промышленности общества создавались в основном со спекулятивной целью, до реальных инвестиций дело доходило редко. Из 17 горных акционерных обществ, открывших действия в Сибири, к 1917 г. действовало одно в Рудном Алтае - "Русская горнопромышленная корпорация" [93]. Более серьезным (свыше четверти объема) было участие иностранного капитала в сбыте сибирского масла. Сбыт сельхозмашин в Сибири монополизировала американская Международная компания жатвенных машин. Масштабное предприятие с капиталом 8 млн. руб. развернуло в Сибири лишь "Сибирское акционерное общество пароходства, промышленности и торговли" И. Лида, внедрившись в пароходство, лесное дело на Енисее, в торговлю и горное дело [94]. Надо сказать, что масштабы деятельности иностранного капитала в Сибири были невелики, а успехи скромнее, чем об этом нередко пишут.
[84] Коновалов П.С. Грузооборот Сибирской железной дороги в 1895 - 1913 гг. // Хозяйственное освоение Сибири. История, историография, источники. Томск, 1991. С. 155 - 167.
[85] Горюшкин Л.М. Экономическое развитие Сибири в конце XIX - начале ХХ веков. Новосибирск, 1990. С. 3 - 11.
[86] Зиновьев В.П. Рабочие Сибири в 1907 - 1917 гг. // Рабочие Сибири в период капитализма. Томск, 1979. С. 5 - 7.
[87] Там же.
[88] Рабинович Г.Х. Крупная буржуазия и монополистический капитал в экономике Сибири конца XIX - начала XX вв. Томск, 1975. С. 195 - 218.
[89] Горюшкин Л.М. Экономическое развитие Сибири в конце XIX - начале ХХ веков. Новосибирск, 1990. С. 10.
[90] Зиновьев В.П. Горная промышленность Сибири и формирование горнорабочих. С. 28 - 31.
[91] Рабинович Г.Х. Крупная буржуазия… С. 85 - 119.
[92] Рабочий класс Сибири ... С. 380 - 381.
[93] Разумов О.Н. Иностранные акционерные общества горной промышленности Сибири периода империализма // Вопросы истории дореволюционной Сибири. Томск, 1983. С. 107 - 116.
[94] Лид Ионас // Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Новосибирск. 1996. Т. 3. Кн. 1. С. 32 - 33.
|