Новости
Источники
Исследования
О проекте
Ссылки
@ Почта
Шиловский М. В. [Итоги и перспективы изучения городского самоуправления]
Мамсик Т. С. ["Русский проект" Екатерины Великой]
Сорокин Ю. А. [Полемика о реформе местного управления]
Зубов В. Е. [Взаимодействие управления и самоуправления]
Ананьев Д. А. [Городское самоуправление и воеводские канцелярии]
Комлева Е. В. [Купечество и городское самоуправление]
Дамешек И. Л. [Сибирское общество: взгляд на власть]
Матханова Н. П. [Обсуждение городской реформы]
Анкушева К. А. [Мещанское сословное самоуправление]
Алисов Д. А. [Самоуправление и губернская власть]
Палин А. В. [Губернское управление и городское самоуправление]
Горелова Ю. Р. [Органы управления и развитие образования]
Ноздрин Г. А. [Самоуправление Каинска и Колывани]
Глазунов Д. А. [Почетные мировые судьи]
Скопа В. А. [Cтатистика в системе самоуправления]
Ус Л. Б. [Начальный этап самоуправления в Новониколаевске]
Зиновьев В. П. [Томская дума в революции 1905-1907]
Макарчук С. В. [Социал-демкораты и городское самоуправление]
Чудаков О. В. [Мобилизационные усилия самоуправления в войну]
Запорожченко Г. М. [Самоуправление и кооперация]
Бочанова Г. А. [Новониколаевский военно-промышленный комитет]
Кириллов А. К. [Земские налоги]
Посадсков А. Л. [Издательская деятельность земств за Уралом]
Хажеева И. В. [Деятельность Тюменского губревкома]
Шуранова Е. Н. [Советы в нэповской деревне]
Список основных публикаций
Список сокращений
|
Горелова Ю.Р.
Роль губернских чиновников и городского самоуправления в развитии системы школьного и внешкольного образования в Западной Сибири (конец XIX - начало XX в.)
Проблемы развития культурного потенциала региона волнуют многих современных исследователей. В связи с этим закономерен вопрос и о развитии сферы внешкольного образования в регионе. Внешкольное образование, активное развитие которого как раз приходится на рассматриваемый период, занимает достойное, а порой и приоритетное место в развитии единого образовательного пространства региона, его культурного и интеллектуального потенциала.
Мы бы определили образовательное пространство как территориально-исторический феномен, обусловленный системой взглядов, ценностей, отношений, включенных в него субъектов и реализующийся через сеть учреждений школьного и внешкольного образования.
На наш взгляд, основными субъектами, формирующими культурное пространство города являются городская интеллигенция и представители власти (как государственной, так и самоуправления). Вопрос о соотношении понятий "чиновничество" и "интеллигенция" весьма неоднозначен. Большинство современных исследователей включает чиновничество как самостоятельную подгруппу в категорию "интеллигенция". Ничего не имея против данного тезиса, нам бы хотелось отметить, что в данном случае в основу классификации положен иной признак, а именно - различие ролей и функций в процессе конструирования и функционирования культурного пространства. На наш взгляд, отличия в функциях и возможностях для культуропреобразующей деятельности основной части городской интеллигенции и представителей разных уровней власти все же существовали. Хотя, несомненно, деятельность данных категорий, особенно на ниве просвещения, порой трудно разграничить, так как служебное положение было порой только средством реализации "вполне интеллигентских" идеалов.
Итак, задача изучения роли представителей властей в развитии образовательного пространства, и внешкольного образования - в частности, весьма значима, и особую значимость она приобретает именно в рассматриваемый период. С этой точкой зрения согласны и другие исследователи. Так, по мнению А.А. Зайцевой, "изменения в общественном сознании граждан в пореформенный период, рост общественной активности и инициатив постепенно утверждали среди обывателей идею сознательного общественного участия в управлении… Носителями культуры управления стали энергичные, активные, заинтересованные деятели, радеющие за общественные интересы. Отличительной чертой их становится универсализм. Обычно такие представители городского общественного управления входили практически во все существующие городские культурные, просветительные, благотворительные общества и учреждения, являясь членами попечительских советов гимназий, работая в городских общественных библиотеках, городских богадельнях, попечительствах о бедных и т.д." [1].
Замечания Е.А. Дегальцевой конкретизируют данный тезис. По мнению автора, отношения культурно-просветительных обществ (а именно в них, в силу отсутствия в Сибири развитой системы земств проходила основная культурно-просветительская деятельность, способствующая развитию школьного и внешкольного образования в регионе) с местной администрацией и органами местного самоуправления проходят несколько стадий взаимоотношений: от игнорирования до тесного сотрудничества [2]. Так, по мнению автора, первое десятилетие работы местных дум (1870-е гг.) отмечено отсутствием заботы о школах и распространении грамотности. Начиная же с 1880-х гг., городские думы и еще немногочисленные общественные образования являлись едва ли не единственными очагами культурно-просветительной деятельности в регионе. В это время можно говорить о единстве личного состава городских дум и просветительских общественных организаций. Естественно, что с этого времени увеличиваются субсидии на развитие сферы образования и просвещения.
В данном случае считаем необходимым не согласиться с автором в том, что все первое десятилетие городские думы не принимали участия в развитии системы просвещения. Так, например, в 1875 г. видный сибирский просветитель П. И. Макушин был избран гласным Томской думы. В этот период он наиболее активно пытался обратить внимание городских властей на нужды просвещения, для чего им была организована специальная училищная комиссия, в обязанности которой, кроме прочего, входило составление отчетов о состоянии начальных училищ города Томска. В течение 15 лет Петр Иванович председателем этой комиссии, и за этот период было открыто 17 новых школ [3].
При этом, несомненно, можно согласиться с Е.А. Дегальцевой в том, что активизация общественной жизни с середины 1890-х гг. повлияла на отношение гласных к нуждам культурно-просветительских обществ. С этого времени можно говорить не только о финансовой поддержке, но и об организации совместных проектов городских дум и культурно-просветительских обществ.
Опять же, показателен будет пример деятельности П.И. Макушина, который в течение сорока лет являлся гласным Томской городской думы. Из справки, составленной к 80-летию со дня его рождения [4], явствует, что им были учреждены первая в Томске публичная библиотека (1870), первый в Сибири книжный магазин (1873), Общество попечения о начальном образовании в г. Томске (1882), две женских рукодельных школы (1881-1890), студенческая столовая (1888), кулинарная школа (1889), книжный магазин в Иркутске (1893), Общество взаимопомощи учащих и учивших в народных школах Томской губернии (1897), Общество содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален в Томской губернии (на протяжении 1902-1919 гг. открыто 600 библиотек), Общество пособия вечерним общеобразовательным классам (1908), Общество попечения о народном образовании (1909), Дом науки (1912), Общество содействия устройству в селах Томской губернии разумных развлечений (1915), Народный университет в Томске (1916). Им проектированы и начаты: "Дом искусств" (музыкальные классы, училища живописи и ваяния, театральная студия), "Дом народного учителя", "Сибирский литературный фонд", здание для Сибирского Областного музея. Им организованы: публичные лекции (1881-1885), публичные чтения (1875-1878), народные воскресные чтения (1883-1891), воскресные школы (1881-1891), вечерние повторительные классы (1886-1891), вечерние рисовальные классы для ремесленников (1885-1886), научная выставка (1887), классы ручного труда (1890-1895), летние курсы ручного труда для сельских учителей (1891). И этот список можно было бы продолжить.
Нам же хочется отметить, что этот человек, несомненно, стремился использовать все имеющиеся у него возможности, в том числе и положение как гласного думы, чтобы содействовать развитию просвещения. То же можно сказать и о его брате А.И. Макушине. В качестве подтверждения сказанного можно привести следующий факт. В 1901 г. городская дума, благодаря настойчивости городского головы А.И. Макушина, постановила выстроить здание для начальных училищ не на окраине, как предполагалось ранее, а на берегу р. Ушайки, в центре города, и при том спроектировать его так, чтобы в здании могли разместиться обе воскресных школы" [5].
В 1883-1884 учебном году томская городская дума ассигновала 200 рублей на развитие библиотек при начальных женских и мужских училищах. "Доставляя детям городских жителей возможность получать даровое первоначальное образование, городская дума сверх того, по возможности, всем нуждающимся выдает бесплатно и необходимые учебники и принадлежности для письма" [6].
19 января 1911 г., согласно постановлению Городской управы г. Омска, был открыт сбор пожертвований на сооружение Народного дома в Омске имени Александра II [7]. 15 мая 1912 г. последовало постановление Омской городской думы об отведении участка под Народный дом на территории бывшей Западно-Сибирской выставки [8]. 19 августа 1911 г. состоялось постановление Думы отпустить Обществу просвещения 100 рублей на возмещение расходов по устройству детской площадки [9].
Что касается вклада губернских властей в развитие образовательного пространства региона, то можно отметить, что в Сибири зачастую высшие представители власти являлись покровителями наиболее авторитетных научных обществ, которые, в свою очередь, кроме чисто научных изысканий активно занимались просветительской деятельностью. Примером тому может служить ситуация с возникновением и деятельностью Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества (ЗСОИРГО). Это общество возникло в 1877 г. в Омске по ходатайству генерал-губернатора Н.Г. Казнакова.
Казнаков с 1 января 1875 г. служил в должности генерал-губернатора Западной Сибири. Он был глубоко убежден, " что ни одна область государственного ведения не может прогрессировать без надлежащего умственного развития населения, без устройства возможно большего количества школ...". "Первою его заботою было поставить дело народного образования в Сибири в более благоприятные условия" [10].
При его содействии открылись мужская гимназия в Омске, реальное училище в Томске, три женских гимназии; были увеличены зарплаты учителям, создана в Омске учительская семинария, учреждены интернаты для киргизских девочек в Петропавловске, Кокчетаве, Омске. При Казнакове же был основан первый сибирский университет в Томске.
Естественно, что он принял активное участие и в открытии, и в деятельности ЗСОИРГО. При его содействии были организованы экспедиции в Моголию - Певцова, на юг Томской губернии - Ядринцева и др. Он же принимал активное участие в организации экспонирования музейных коллекций отдела на Нижегородскую выставку 1896 года, а также на международную выставку современного костюма в Париже в 1900 году. После успешного проведения в 1911 году первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставки покровитель ЗСОИРГО писал в докладной записке министру А.В. Кривошеину о необходимости создания в Омске специального музея с экспонатами, иллюстрирующими переселенческое движение. Ходатайство было отклонено, но сам факт свидетельствует о тенденции "сибирской правящей элиты" поддержать дело науки и просвещения в крае и привлечь, по возможности, на это средства из государственной казны [11].
"Платой" за такую опеку было обязательство научных обществ информировать своих покровителей обо всех своих экспедициях и начинаниях. Иногда научные общества играли даже роль своего рода консультативных центров при местных администрациях.
Говоря о роли чиновников в развитии культурного и образовательного потенциала региона, необходимо отметить, что в некоторых случаях они, сообразуясь с собственными понятиями о благе вверенного им региона, нарушали даже установленные предписания и инструкции вышестоящего начальства. Например, понимая недостаток в регионе квалифицированных научных кадров, представители сибирской администрации не строго придерживались "положения о политическом надзоре 1881 г.", запрещавшего политическим ссыльным любой вид общественной деятельности, в том числе и членство в научных обществах. Представители правящей элиты допускали участие ссыльных в деятельности научных и просветительных обществ даже в качестве руководителей.
А.Ю. Дергачев, исследовавший проблему политики местной сибирской администрации в области науки и образования, пришел к выводу, что власть "прекрасно осознавала проблему развития просвещения в крае и делала посильные шаги в этом направлении. Научное и культурно-образовательное строительство в Сибири, во многом инициируемое местной бюрократической и военной элитой, шло опережающими темпами по сравнению с аналогичным процессом в Европейской России…" [12].
[1] Зайцева А.А. Формирование культуры общественного управления в русском провинциальном городе в XIX-XX вв. // Культура и интеллигенция России между рубежами веков. Метаморфозы творчества. Интеллектуальные ландшафты (конец XIX - начало XXI вв.). Материалы V всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 10-летию Сибирского филиала РИК МК РФ. Омск, 2003. С. 272.
[2] Дегальцева Е.А. Культурно-просветительные объединения Томской губернии в последней трети XIX - начале XX в. Автореф. дисс… к.и.н. Новосибирск, 1999. С. 20-21.
[3] ГАТО. Ф. Р-1582. Оп. 1. Д. 29. Л. 1-2.
[4] Там же.
[5] Город Томск. Томск, 1912. С. 61.
[6] Макушин П.И. Отчет о состоянии начальных училищ г. Томска за 1883-1884 учебный год. С. 18.
[7] ГАОО Ф. 172. Оп. 1. Д. 152.
[8] Там же. Д. 237.
[9] Вестник Омского общественного управления. 1911. № 34.
[10] Юбилейный сборник ЗСОИРГО. Омск, 1902. С. 3.
[11] Дергачев А.Ю. Образование и власть. (Роль правящей элиты Сибири в развитии науки и просвещения. Конец XIX - начало XX вв.) // Регион в новой хозяйственной системе. Сб. науч. тр. Вып. 1. Новосибирск, 1994. С. 118.
[12] Там же. С. 121.
|