Новости
Источники
Исследования
О проекте
Ссылки
@ Почта
Шиловский М. В. [Итоги и перспективы изучения городского самоуправления]
Мамсик Т. С. ["Русский проект" Екатерины Великой]
Сорокин Ю. А. [Полемика о реформе местного управления]
Зубов В. Е. [Взаимодействие управления и самоуправления]
Ананьев Д. А. [Городское самоуправление и воеводские канцелярии]
Комлева Е. В. [Купечество и городское самоуправление]
Дамешек И. Л. [Сибирское общество: взгляд на власть]
Матханова Н. П. [Обсуждение городской реформы]
Анкушева К. А. [Мещанское сословное самоуправление]
Алисов Д. А. [Самоуправление и губернская власть]
Палин А. В. [Губернское управление и городское самоуправление]
Горелова Ю. Р. [Органы управления и развитие образования]
Ноздрин Г. А. [Самоуправление Каинска и Колывани]
Глазунов Д. А. [Почетные мировые судьи]
Скопа В. А. [Cтатистика в системе самоуправления]
Ус Л. Б. [Начальный этап самоуправления в Новониколаевске]
Зиновьев В. П. [Томская дума в революции 1905-1907]
Макарчук С. В. [Социал-демкораты и городское самоуправление]
Чудаков О. В. [Мобилизационные усилия самоуправления в войну]
Запорожченко Г. М. [Самоуправление и кооперация]
Бочанова Г. А. [Новониколаевский военно-промышленный комитет]
Кириллов А. К. [Земские налоги]
Посадсков А. Л. [Издательская деятельность земств за Уралом]
Хажеева И. В. [Деятельность Тюменского губревкома]
Шуранова Е. Н. [Советы в нэповской деревне]
Список основных публикаций
Список сокращений
|
Ноздрин Г.А.
Местное самоуправление Каинска и Колывани во второй половине XIX - начале ХХ в.
Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант № 02-01-00344а
Городовое положение 1870 г. на юге Томской губернии вводилось позднее, чем в других регионах России, так как земля в городах Алтайского округа принадлежала Кабинету. И только после передачи 23 декабря 1876 г. усадеб в собственность городов реформу начали проводить в жизнь. В 1876 г. Городовое положение ввели в Каинске и Колывани [1].
В состав самоуправления входили городские избирательные собрания, городские думы, городские управы, думские комиссии. Избирательное собрание включало лиц, имевших право голоса: подданных России старше 25 лет, вносивших платежи в городской бюджет. От выборов отстранялись жители, занимавшие административные посты; горожане, не платившие налогов и находившиеся под следствием. Основной недостаток выборов чиновники видели в отсутствии эффективного механизма замещения выборных гласных, устранении от выборов образованных граждан. Общественность усматривала его в серьезном ограничении принципа всесословности выборов. В Каинске из 5450 жителей избирательное право получили 270, или 5 %; в Колывани из 3900 горожан - 743, или 19 % [2]. Удельный вес избирателей в составе населения в Каинске и Колывани был выше, чем в губернском Томске. Это объясняется аграрным и торговым характером названных городов. Избиратели не проявили активности на выборах. В Каинске в 1876 г. из 270 жителей, имевших право голоса, участвовали в выборах 22, или немногим более 8 %. В Колывани из 646 избирателей голосовали 270, или 42 %.
В составе избирателей Каинска и Колывани преобладали городские сословия. Для них, как и других малых городов, характерен высокий удельный вес мещан среди городских избирателей. В Колывани они составляли 77 %, в Каинске - 55,1 %. В то же время доля купцов была значительно меньше, чем в крупных городах: 6 % - в Колывани и 5,1 % в Каинске против 15,8 % в Томске. В первом избирательном списке доминировали купцы. Удельный вес их в Каинске достигал 100 %, а в Колывани - 91,3 %. Во втором списке доля купцов уменьшалась до 33,3 % в Каинске и 31 % в Колывани, а доля мещан возрастала до 41,7 % в Каинске и 59,4 % в Колывани. В третьем разряде голосовали исключительно мещане [3]. В Колывани число жителей с 1876 по 1892 г. увеличилось с 3 900 до 12 372 человек, в связи с этим количество избирателей увеличилось с 743 до 1068, но их удельный вес в населении уменьшился с 19 до 8,7 %. При этом количество гласных возросло с 42 до 60 человек. В Каинске население стабилизировалось, и число гласных составляло 30 человек [4].
Главным распорядительным органом самоуправления являлась городская дума. Она собиралась по решению городского головы, губернатора или 20 % гласных. При решении текущих вопросов достаточно было присутствия трети гласных, но при обсуждении проблем собственности или налогов требовалось участие не менее 50 % гласных, а решение принималось квалифицированным большинством. Значительная часть выборных в малых городах не посещала заседаний думы. В Каинске большинство не являлось в думу. Постановления разносил по домам сторож, и гласные подписывали их, не глядя. В Колывани заседания думы проводились лишь по мере надобности. В 1887 г. в Колывани состоялось 11 заседаний думы. Число гласных в ней составляло от 42 до 60 человек, в Каинске - 30. Преобладали среди них мелкие предприниматели из мещан. В Колывани в 1877 г. купцы составляли 18,1 % всех гласных, мещане - 61,9 % [5].Согласно Городовому положению 1870 г., думы могли учреждать исполнительные комиссии, но в Каинске и Колывани первая из них, санитарная, появилась в 1892 г. по постановлению губернатора.
В компетенцию городских дум входило благоустройство, заведование школьным и медицинским делом, торговлей, транспортом и кредитом. В пределах своей компетенции они могли устанавливать городские сборы, составлять сметы, брать займы. Возведение домов строго регламентировалось строительными уставами. Каждый горожанин при постройке нового дома мог выбрать один из "высочайше рекомендованных фасадов", определявших высоту здания и кровли, размеры окон [6].
Из наиболее крупных решений каинской и колыванской городских дум в 1876-1892 гг. можно назвать постановления о развитии ярмарочной торговли, транспорта и кредита. 22 июня 1886 г. городской голова Каинска И.П. Ерофеев, в соответствии с решением думы от 13 июня, направил в губернское управление ходатайство об открытии в городе пятидневной Вознесенской ярмарки. Эта просьба вызвала возражения крестьянского начальника, считавшего, что открытие нового торгового пункта подорвет значение Троицкой и Девятинской ярмарок в селах Вознесенском и Спасском Каинского уезда. В 1887 г. дума вновь подтвердила свое решение об открытии ярмарки, отметив, что она будет проходить на 5 дней раньше Троицкой и на 15 дней раньше Девятинской, а торговать на ней будут крестьяне близлежащих сел, которые не ездят на другие ярмарки. Каинские купцы дали расписку, что успеют торговать на старых ярмарках, и новый торг утвердили [7]. Каинская городская дума приняла решение об улучшении переправы через реку Омь, и В.П. Ерофеев совместно с другими купцами построил понтонный мост.
Местные самоуправления учреждали городские банки и осуществляли управление ими. 9 июля 1878 г. колыванская дума составила приговор об учреждении городского банка, а 12 декабря разработала его устав. Городской голова трижды пытался узнать в городском управлении о судьбе постановления, указывая, что промедление с утверждением банка неблагоприятно скажется на развитии торговли и промышленности, но ответа не получил. Наконец, в 1882 г. ему сообщили, что после ликвидации Западносибирского генерал-губернаторства с ходатайством нужно обращаться в другое учреждение [8]. В 1898 г. умер каинский купец И.В. Шкроев, завещавший 20 тыс. руб. на учреждение городского банка его имени, и городская дума направила в МВД ходатайство об его открытии [9].
В 1891-1892 гг. Колыванская городская дума неоднократно направляла в различные органы власти прошения о проведении сибирской железной дороги через Колывань. 5 июля 1891 г. городской голова Е.А. Жернаков вручил в Томске наследнику престола Николаю Александровичу ходатайство о проведении дороги через город. Он сопровождал наследника в путешествии на пароходе, и тот подарил ему золотой портсигар. Николай обещал поддержать прошение колыванцев и томичей, но император не внял доводам сына и утвердил кривощековский вариант.
Возможности городских дум ограничивались незначительным бюджетом. Его приходная часть состояла из средств, получаемых от налогов, сборов и пошлин, доходов от городских имуществ и других источников. В начале XIX в. более половины доходов составляли сборы с обывателей. Со второй половины XIX в. главными источниками доходов стали поступления от городских имуществ. Бюджет Каинска в 1819 г. составлял 1401 руб., в 1864 г. - 3620 руб., в конце XIX в. - 11 тыс. руб. Он был настолько маленьким, что для его пополнения "отцы города" вырубили на дрова городскую рощу. Основная часть расходов уходила на содержание городских властей, полиции и воинской команды. В 1862 г. приход и расход Каинска составили 3458 руб. 57 коп.: из них на содержание управленческих структур и полиции потратили 2125 руб. 24 коп., на воинскую команду - 294 руб. 45 коп., на содержание городского имущества - 197 руб., на благоустройство города - 11 руб. [10].
Исполнительным органом думы являлась городская управа. Она состояла из трех человек: городского головы и двух его помощников. Экономическая мощь позволяла купечеству малых городов проводить в городскую управу представителей своего сословия. В течение действия городового положения 1870 г. в Колывани на два срока избирались городскими головами купцы В.Е. Хромов и Е.А. Жернаков, в Каинске - купцы И.П. Ерофеев, Р.С. Волков, И.М. Шубин. Возглавляя законодательный и исполнительный органы, городские головы имели неограниченную власть городе, что приводило к злоупотреблениям. В ноябре 1881 г. мещанское общество Каинска обвинило городского голову И.П. Ерофеева, что он обманным путем купил у города участок земли, на котором построил завод. Он скупал на базаре для завода хлеб, сено и дрова, что привело к повышению цен на эти товары [11]. В феврале 1890 г. Каинская городская дума обвинила в многочисленных злоупотреблениях исполняющего обязанности городского головы купца И.М. Шубина. Ему ставили в вину то, что пользуясь неграмотностью гласных, он искажал в свою пользу постановления думы, выдавал пособия умершим, незаконно растрачивал городские суммы. Шубин произвольно установил сбор денег в пользу города с каждого выдаваемого патента на открытие питейного заведения. Это привело к его отстранению от должности после того, как виноторговцы подали жалобу. В мае 1890 г. дело Шубина рассматривалось в МВД, так как в 1880-1890 гг. из-за его действий казна ежегодно теряла 1800 руб. [12].
Указом 11 июня 1892 г. вводилось в действие новое Городовое положение, существенно изменившее статус общественных учреждений. Новое Положение сохраняло весь комплекс вопросов, которыми занимались городские думы, и организацию общественного управления, установленные в 1870 г., но резко усиливало опеку над ними государственной власти. В небольших городах вводилось упрощенное городское управление. Вместо думы на сходе избирались 12-15 уполномоченных, которые избирали городского старосту и двух его помощников [13].
В 1893 г. в Колывани избрали в думу 27 гласных, из которых 29,6 % (8 человек) - купцы, 66,6 % (18 человек) - мещане и крестьяне. В Каинске число гласных в думе составило 20 человек, среди которых дворян было 10 % (два человека), купцов - 15 % (трое), мещан и крестьян - 75 % (15 человек). В обоих населенных пунктах удельный вес мещан и крестьян в три-четыре раза превышал соответствующие показатели крупных городов. В 1903 г. в Колывани в городскую думу избрали 20 гласных, из которых четверо (20 %) являлись купцами, остальные 16 (80 %) - мещанами и крестьянами. Сокращение числа гласных, уменьшение удельного веса купечества и рост роли мещан в думах вызывались, с одной стороны, отделением в 1898 г. выкупа производственных свидетельств от гильдейских, а с другой стороны, оттоком колыванского купечества к линии Сибирской железной дороги. Рост влияния мещан шел и в каинской городской думе. Из 20 ее гласных один был дворянином, семь - купцами и 12 - мещанами [14]. Думы избирали городскую управу в составе городского головы, двух заместителей и секретаря. Должность городского головы Каинска исполняли П.М. Дагаев, С.А. Лебедев и И.Д. Симбирцев, Колывани - Е.Н. Култашев, М.Д. Губин и Помыткин.
Бюджет Каинска с 1902 по 1912 гг. увеличился с 20 480 руб. до 48 753 руб. [15]. В первую очередь дума исполняла "обязательные расходы", в которые входило содержание правительственных и общественных учреждений, полиции, тюрем, воинских частей и пожарных. На другие нужды оставалось не более 20 % средств. В результате в малых городах не было ни водопроводов, ни канализации, ни мощеных улиц, ни уличного освещения. Более драматично сложилась ситуация в Колывани. После завершения строительства Сибирской железной дороги город покинуло около трех тысяч жителей. Товарооборот гильдейского купечества снизился с 940 тыс. руб. в 1895 г. до 344 тыс. в 1903 г. Количество лавок с 1895 по 1903 г. уменьшилось с 33 до 22, мясных рядов - с 76 до 18, доход от платы за торговые свидетельства упал с 3817 до 664 руб. К 1903 г. бюджет Колывани сократился до 17 196 руб. [16]. По ходатайству жителей, в Колывани с 1907 г. ввели упрощенное городское управление, состоявшее из 15 уполномоченных во главе с городским старостой М.Л. Губиным. Казалось, Колывань обречена на исчезновение, но с 1903 г. бюджет снова начал расти и достиг в 1906 г. 27 600 руб., а в 1913 г. - 19 тыс. [17].
В центре внимания каинской думы находились вопросы строительства железной дороги, создания городского банка, развития городского хозяйства и маслоделия. В начале ХХ в. экономическое значение Каинска резко упало. Товарообороты местных ярмарок снижались с каждым годом. Население предпочитало покупать товары на линии Сибирской железной дороги. В ноябре 1909 г. в городе провели однодневную перепись населения. По ее данным, в Каинске было 6246 жителей, т.е. по сравнению с 1897 г. (за 12 лет) население увеличилось всего на 246 человек. Единственный выход из этой ситуации Дума видела в быстрой постройке железнодорожной ветки. В 1908 г. она направила соответствующее ходатайство в Совет министров. 26 ноября 1909 г. последний утвердил проект и поручил министрам финансов и путей сообщения внести в Государственный совет представление о строительстве каинской ветки протяженностью в 12 верст. После получения известия о разрешении Совета министров в городе начался сбор денег на ее строительство. Каинские купцы, вначале ревностно требовавшие сооружения ветки, долго не могли договориться о величине вносимого капитала. Наконец, они решили собрать деньги по подписке. Лишь к 1911 г. им удалось собрать 60 тыс. руб. [18].
13 апреля 1910 г. Государственный совет дал разрешение на постройку ветки за счет города с последующим возвращением ее стоимости в течение 10 лет. Весной 1911 г. началось ее строительство. Проект ветки составил инженер Федоров, общее руководство строительством осуществлял комитет во главе с городским головой И. Симбирцевым, техническое - инженер С.В. Шперлинг. До осени 1912 г. на постройку ветки затратили 140 тыс. руб.: возвели станцию и мосты, уложили рельсы, но для завершения работ требовалось еще 70 тыс. руб. В феврале-марте 1913 г. Симбирцев вел переговоры по этому вопросу с Министерством путей сообщения и томским губернатором Граном. 17 мая 1913 г. Общее присутствие Томского губернского управления выделило Каинску заем, но МВД потребовало проверки качества работы. Комиссия МВД, работавшая в городе в августе 1913 г., выявила целый ряд нарушений технологии строительства, но разрешило продолжать работу. В 1914 г. ветку сдали в эксплуатацию [19].
Еще в 1898 г. каинская дума направила в Министерство финансов ходатайство об открытии городского банка. 26 ноября 1902 г. томский губернатор уведомил городского голову о разрешении министра финансов открыть "Каинский городской Шкроева банк" с капиталом в 20 тыс. руб. Прибыль, остающуюся после отчислений в собственный капитал банка, предполагалось делить между приходскими училищами (40 %), городской казной (40 %) и каинским церковно-приходским попечительством. Банк начал работать лишь в 1907 г. Дума осуществляла руководство банком, назначая членов правления. Им выплачивали зарплату в одну-две тысячи рублей, но доходы от предпринимательской деятельности были выше, поэтому купцы старались уклониться от назначения. В 1911 г. бывший директор Каинского банка отмечал, что дума бесконечно избирала членов, а они не вступали в должность [20].
Каинск являлся центром крупного маслодельческого района, и власти заботились о развитии маслоделия. На Александринской ферме работала школа молочного хозяйства, там же находился инструктор по маслоделию. Дума добилась открытия в 1903 г. испытательной лаборатории молочного хозяйства [21]. В 1913 г. дума организовала две выставки экспортного масла и решила открыть масляной рынок [22]. В 1913-1914 гг. она предприняла ряд мер по реорганизации городского хозяйства. По решению думы на три года освободили от уплаты налогов частную электростанцию Л.А. Каплуна, открытую в 1909 г., а 25 февраля 1914 г. принято постановление о строительстве городской электростанции. В феврале 1914 г. дума пыталась устроить в городе телефон, но не набралось 50 абонентов [23].
В последние годы XIX в. и начала ХХ в. администрация Колывани боролась за выживание города. Путем развития маслоделия и хлеботорговли ей удалось увеличить бюджет города с 17 199 руб. в 1903 г. до 27 598 руб. в 1906 г. [24]. В 1913 г. в Колывани насчитывалось 1856 домов, 18 улиц, 4 переулка и три площади (Соборная, или Базарная, Никольская и Александро-Невская); два пригорода (Оеш и Солдатская тишина). В городе действовало три православные церкви, молитвенный дом старообрядцев и австрийская секта. В нем работали восемь училищ, библиотека, городской сад, девять кожевенных, два маслодельных, два мыловаренных, четыре маслобойных, 10 шубных заводов и две мельницы. Обороты Козьмо-Демьянской ярмарки достигали 7-9 тыс. руб. В городе торговали свыше 20 предпринимателей. В Колывани не было тротуаров и освещения, но улицы содержались в чистоте. Воду брали из р. Чаус и 202 колодцев [25].
Во время проектирования Алтайской железной дороги руководство города вновь попыталось добиться ее проведения через Колывань. На Томском совещании по строительству железных дорог в Сибири 4-5 ноября 1908 г. представителя Колывани не пригласили, но городской староста М.Д. Губин прибыл по собственной инициативе. Он поддержал проект барона Аминова, но предложил соединять линию с Транссибом не в Чулыме, а в Коченево, с дальнейшим продолжением до Колывани и Тогура. Совещание не приняло его просьбы, и он направил объяснительную записку в Министерство путей сообщения. В ней он доказывал, что дорога будет экономически выгодной, так как позволит колонизовать притаежные районы и обеспечит доставку древесины в степные районы. В 1912 г. Комитет о строительстве новых железных дорог МПС ответил ему, что правительство не имеет возможности строить железную дорогу на казенные деньги, но так как из расчетов видно, что она окупит себя, то город может добиваться разрешения на ее строительство за счет частных инвестиций [26].
В годы Первой мировой войны в деятельности городских самоуправлений на первый план вышли военные поставки фронту, мобилизация и содержание войск, оказание помощи беженцам, военнопленным и семьям мобилизованных. В начале 1916 г. в Каинске насчитывалось 125 беженцев, а в конце - 68. В этом же году сюда направили на работу 800 военнопленных. В Колывани жили 42 беженца [27]. В Каинске и Колывани организовали городские комитеты помощи беженцам. Их пытались отправить из городов на сельхозработы, но они достали справки от врачей. В Каинске большинство беженцев были поляками и здесь организовали Каинское отделение Петроградского польского общества. Его возглавил ветеринарный врач А.Ю. Ярминский. В правление входили С.К. Азаревич (товарищ председателя), торговец В.М. Сычевский (казначей) и ксендз местного костела Ю. Пилецкий. Общество оказывало беженцам полякам денежную помощь, организовало детский приют, школу и столярную мастерскую. Правление общества никто не контролировал, и, как всегда в таких случаях, проявились злоупотребления. 22 августа 1916 г. члены общества подали жалобу томскому губернатору жалобу на действия Ярминского, обвиняя его в том, что расходует деньги общества на собственные нужды [28]. После революции, в начале 1918 г., думы были ликвидированы.
Таким образом, городское самоуправление Колывани и Каинска, несмотря на недостаток средств, повышали эффективность своей работы, но не смогли модернизировать городское хозяйство.
[1] Лен К.В. Из истории введения городского самоуправления в Западной Сибири // Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 1996. № 1. С. 100-101.
[2] Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири (1032-1882). Сургут, 1993. С. 409.
[3] Лен К.В. Подготовка городской реформы 1870 г. в Томской губернии. // Алтайский сборник. Барнаул, 1996. Вып. XVIII. С. 48-52.
[4] Он же. Организация городского самоуправления в Западной Сибири после введения Городового положения 1870 г. // Города Сибири XVIII - начала XX в. Барнаул, 2001.С. 154-155.
[5] Алтай: Историко-статистический сборник. Томск, 1890. С. 302; Голубев П.А. Городское хозяйство ( в Алтайском горном округе) // Алтайский сборник. Барнаул, 1997. Вып. XVII. С. 302; Сибирский листок. 1891. 12 декабря.
[6] Томские губернские ведомости. 1865. 11 июня; Гусаченко Л.Н., Матвеева Л.Н., Тимяшевская Л.В. Каинск исторический. Новосибирск, 1995. С. 15, 21.
[7] ГАТО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 802. Л. 2.
[8] Кириллов А.К. Городские банки Западной Сибири (вторая четверть XIX - начало XX века). Новосибирск, 2003. С. 44.
[9] Сибирский торгово-промышленный календарь на 1900 г. М., 1901. С. 173-175.
[10] ГАОО. Ф. 3. Оп. 3. Д. 5004; Томская торгово-промышленная газета. 1906. 20 октября; Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Новосибирск, 1995. Т. 2. Кн. 1. С. 130; Алисов Д.А. Городская реформа 1870 г. (на примере губернских центров в Западной Сибири) // П.А. Столыпин и исторический опыт реформ в России. Омск, 1997. С. 133, 134.
[11] ГАТО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 5. Л. 111.
[12] Лен К.В. Злоупотребления должностных лиц городских самоуправлений Томской губернии (70-90-е гг. XIX в.). // Актуальные вопросы истории Сибири. Барнаул, 1998. С. 134-136.
[13] Нардова В.А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX - начале XX века. СПб., 1994. С. 8-31.
[14] Литягина А.В. Городские думы как представительные организации торгово-промышленных кругов в дореволюционной Сибири (по материалам Томской губернии). // Предприниматели и предпринимательство в Сибири. Барнаул, 1997. С. 200-201.
[15] Сибирский торгово-промышленный ежегодник. 1913 г. СПб., 1913. С. 192.
[16] Весь Новониколаевск: Адресно-справочная книга на 1924-1925 гг. Новониколаевск, 1925. С. 25.
[17] Сибирская речь. 1907. 1 апр.
[18] Обская жизнь. 1909. 6, 20 дек.
[19] Каинский сельскохозяйственный вестник. 1914. 19 янв.
[20] Кириллов А.К. Указ. соч. С. 77, 89, 103, 110-114.
[21] Каинский сельскохозяйственный вестник. 1913. 7 дек.
[22] Там же. 1914. 4-6 мар., 3 апр.
[23] Там же. 1914. 1, 7 фев., 22 мар.
[24] Сибирская речь. 1907. 1 апр.
[25] Сибирский торгово-промышленный ежегодник… С. 222-224.
[26] ГАНО. Ф. Д-70. Оп. 1. Д. 3. Л. 68-70.
[27] ГАТО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 97. Л. 44-46; Д. 88. Л. 2,6; Беженцы в Томской губернии. Томск, 1916. С. 1-4.
[28] ГАТО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 99. Л. 2, 3.
|