Новости
Источники
Исследования
О проекте
Ссылки
@ Почта
Шиловский М. В. [Итоги и перспективы изучения городского самоуправления]
Мамсик Т. С. ["Русский проект" Екатерины Великой]
Сорокин Ю. А. [Полемика о реформе местного управления]
Зубов В. Е. [Взаимодействие управления и самоуправления]
Ананьев Д. А. [Городское самоуправление и воеводские канцелярии]
Комлева Е. В. [Купечество и городское самоуправление]
Дамешек И. Л. [Сибирское общество: взгляд на власть]
Матханова Н. П. [Обсуждение городской реформы]
Анкушева К. А. [Мещанское сословное самоуправление]
Алисов Д. А. [Самоуправление и губернская власть]
Палин А. В. [Губернское управление и городское самоуправление]
Горелова Ю. Р. [Органы управления и развитие образования]
Ноздрин Г. А. [Самоуправление Каинска и Колывани]
Глазунов Д. А. [Почетные мировые судьи]
Скопа В. А. [Cтатистика в системе самоуправления]
Ус Л. Б. [Начальный этап самоуправления в Новониколаевске]
Зиновьев В. П. [Томская дума в революции 1905-1907]
Макарчук С. В. [Социал-демкораты и городское самоуправление]
Чудаков О. В. [Мобилизационные усилия самоуправления в войну]
Запорожченко Г. М. [Самоуправление и кооперация]
Бочанова Г. А. [Новониколаевский военно-промышленный комитет]
Кириллов А. К. [Земские налоги]
Посадсков А. Л. [Издательская деятельность земств за Уралом]
Хажеева И. В. [Деятельность Тюменского губревкома]
Шуранова Е. Н. [Советы в нэповской деревне]
Список основных публикаций
Список сокращений
|
Ус Л.Б.
Об особенностях начального этапа самоуправления в Новониколаевске.
В последние годы сибирская урбанистика переживает бурное развитие. Как тонко заметили В.А. Скубневский и Ю.М. Гончаров: "хотя отмечать слабую изученность сибирского города стало традицией, тем не менее, существует обширный круг литературы по истории городов региона второй половины XIX - начала XX вв." [1].
История местного самоуправления в России насчитывает не одно столетие. Исследователи не достигли единого мнения о времени его зарождения. Одни ведут отчет российского городского самоуправления с рубежа XI-XII вв., от феодальных республик - Новгорода и Пскова. Другие связывают его начало с Жалованными грамотами 1785 г. Екатерины Великой. При кажущейся универсальности структуры самоуправления, связанной со строгой регламентацией, каждое такое образование имеет свои особенности. В одних населенных пунктах вводимые государством органы управления заменили традиционные, сложившиеся столетиями установления, в других (например, вновь образованных) создание управленческих структур инспирировалось государством. Изучение специфики городских органов самоуправления дает богатый материал для рассуждений о природе "народной демократии", позволяет выявить традиционные черты, возможно даже извлечь опыт, полезный для совершенствования современной модели самоуправления.
В этом смысле Новониколаевск - уникальный пример сочетания общественной инициативы и государственной политики при создании официальных органов городского управления. В отличие от многих сибирских городов, он возник практически на пустом месте, развивался бурно и сложился как крупный транспортно-торговый узел, игравший заметную роль в экономической инфраструктуре региона. Особенности его генезиса наложили отпечаток на многие, в том числе политические, процессы. Если в большинстве городов Западной Сибири органы общественного управления создавались в уже существующей городской структуре, то в Новониколаевске инициатива их образования исходила непосредственно от общества. Начиная с 1896 г., жители поселка Новониколаевский активно ходатайствовали об учреждении какого-либо самоуправления: волостного, арендаторского или посадского и даже провели выборы старосты и "гласников". Но уже в декабре того же года в "Томском листке" появилось сообщение: "Земля наша велика и обильна, а порядку в ней нет, староста не признает выборных, собирает сходы из разного сброда и творит, что ему вздумается" [2]. Поэтому вскоре должность старосты упразднили, а "гласников" распустили.
Главная причина требований преобразования поселка в город и введения общественного управления в нем состояла в следующем. Новониколаевский располагался на кабинетских землях, арендные условия были настолько тяжелы, что препятствовали развитию промышленности и торговли. Сходы арендаторов отмечали полную невозможность развития промышленности при арендном праве на землю. В феврале 1901 г. депутация докладывала сходу арендаторов о результатах поездки в Томск к начальнику губернии. При рассмотрении прошения губернатор А.А. Ломачевский дал отзыв о преобразовании поселка в город на арендных правах городской земли, следующий губернатор князь С.А. Вяземский обещал поддержать ходатайство о выкупе поселковой земли в собственность перед Министерством Двора и МВД [3].
Настойчивость, с которой жители требовали преобразования поселка в город, а значит, возможности создания органов местного управления, объясняется, на наш взгляд, не только экономическими причинами (хотя последние и имели приоритет).
Первые жители - крестьяне, купцы, мещане - были носителями традиционного сознания, для которых главной ценностью являлась земля. Насущная потребность распоряжения землей стал главной причиной требования преобразования поселка в город и введения в нем общественного управления. Стремясь избежать высокой арендной платы за усадебную землю, жители образовали район самовольного поселения, расположенный недалеко от железнодорожной станции, между линией железной дороги и берегом Оби. Район прозвали Нахаловкой, а сами поселенцы называли его Порт-Артур. Им, как и защитникам героической крепости, приходилось отбивать попытки сноса их строений кабинетской администрацией [4].
Потребность совместного принятия решений, коллективной же ответственности - традиция в рамках российской ментальности. Долгие годы соборность, в светском ее понимании, была способом жизнеустройства России. Соборность можно трактовать как ценностную ориентацию на способ связи между людьми, когда самостоятельные индивиды свободно объединяются на том основании, что их основные ценности совпадают. При этом происходит сочетание преимуществ самостоятельности человека с ощущением его принадлежности к целому, коллективу, общине, этносу. Другими словами, соборность - русский национальный архетип, определяющий форму единства свободного собрания людей, соединенных любовью. Определяя соборность как черту православной духовности, некоторые ученые (например, В.И. Гараджа) [5] видят в ней порождение системы патриархальных ценностей, которая противостоит индивидуализму и рационализму, тем качествам, которые необходимы в модернизируемом обществе. Исторический опыт свидетельствует об обратном. Лучшими купцами на рубеже XIX-XX вв. были староверы, строго следовавшие православным этическим канонам. Реализация принципа соборности проявилась в такой форме экономического объединения, как артель, которая позволяла сочетать склонность русского человека к самостоятельному и даже обособленному труду с коллективными усилиями. Артельный способ, применявшийся при строительстве Сибирский железной дороги протяженностью 7,5 тыс. км, позволил завершить ее за 10 лет со средней численностью рабочих 7-8 тыс. человек. Для жителей Сибири дефиниции "свобода" и "соборность" не противоречили друг другу. В 1909 г. купцы составляли 1,8 % всего населения Новониколаевска. В конце 1909 - начале 1910 г. их число несколько уменьшилось, что объясняется последствиями пожара 1909 г., нанесшего ущерб городской торговле. С 1912 г. заметна тенденция роста этой части населения. С усилением торгово-промышленного значения города увеличивается и число "почетных граждан", наиболее влиятельных горожан, обладателей крупной собственности [6].
После того, как 28 декабря 1903 г. Николай II утвердил Положение Комитета министров о возведении поселения Ново-Николаевск при станции Обь на уровень безуездного города и о введении в поселке общественного управления по Городовому положению 1892 г. в упрощенном виде, началась история Новониколаевского самоуправления. Вместо городской думы предстояло сформировать всесословный орган местного самоуправления - Собрание городских уполномоченных (гласных), избираемых каждые четыре года сходом местных домохозяев. Чтобы принять участие в городских выборах, домохозяин должен был не один год владеть имуществом, оцененным не менее 100 руб. Для составления списка "выборщиков" - лиц, имеющих право участвовать в избирательном собрании по выбору уполномоченных - необходимо было провести оценку имущества. В соответствии с регламентом, предусмотренным ст. 22 прил. Положения, томский вице-губернатор Бирюков отдал уездному исправнику распоряжение о созыве схода "владельцев недвижимых имуществ г. Ново-Николаевска для избрания из своей среды особой оценочной комиссии на предмет определения прав их на участие в первоначальном сходе домохозяев" [7]. На сходе же избрали двух кандидатов в председатели названной комиссии: пензенского мещанина Н.П. Литвинова, имевшего в Ново-Николаевске свою типографию и торговавшего по купеческому свидетельству канцелярскими товарами; и колыванского купца А.И. Рукина [8]. II Отделение Томского губернского управления любезно предоставило сведения о политической благонадежности кандидатов [9], и первым председателем комиссии стал Н.П. Литвинов, "как лицо хорошо осведомленное с нуждами вновь образуемого города и постоянно ходатайствующее за жителей Ново-Николаевска, в качестве их поверенного" [10].
Следующим этапом стала подготовка оценочной комиссией "Списка лиц, имеющих право участвовать в избирательном собрании по выбору уполномоченных на первое четырехлетие по гор. Ново-Николаевску, на 1904 г.". Н.П. Литвинов представил этот документ уездному исправнику, а затем он был опубликован в "Томских губернских ведомостях" [11]. В соответствии со ст. 6 Инструкции по организации городских упрощенных управлений, утвержденной министром внутренних дел 30 мая 1903 г., в течение двух недель со дня объявления списка городские обыватели могли "заявить свои замечания против неправильности или неполноты списка … Председателю комиссии по оценке недвижимых имуществ… По истечении сего срока названный председатель комиссии исправляет список, согласно замечаниям, признанным им основательными и представляет его Губернатору с своим заключением по тем замечаниям, которые им не уважены и одновременно объявляет об этом заключении лицам, сделавшим замечания" [12].
Список состоял из 816 фамилий, что, по подсчетам Г.А. Бочановой, составило менее 1/4 домохозяев города. Свыше 70 % из них владели недвижимым имуществом стоимостью от 100 до 300 руб. и немногим более 1 % - более 3 тыс. руб. Документ насчитывал семь представительств от учреждений и торгово-промышленных фирм, 730 мужчин и 84 женщины [13].
Обнародование списка вызвало широкий резонанс среди городских обывателей. В оценочную комиссию поступило большое число обращений и жалоб. В результате список был существенно дополнен и изменен. Появилось 18 новых фамилий; произведено увеличение оценки имущества А.М. Казакову и Т-ву И.Е. Волкова; уменьшение оценки имущества А.В. Григорьевой, Ф.Д. Маштакову, И.Е. Грохотову и В.С. Жеребцову; шесть фамилий исключили из списка в связи с продажей имущества [14].
По российскому законодательству, женщины не имели права участвовать в выборах. Только те, кто обладал имуществом, могли уполномочить своих мужей, сыновей, зятьев проголосовать за того или иного кандидата. В связи с этим активность женщин на этапе формирования списка является проявлением общего социально-политического подъема, характеризующего наиболее мобильные социальные группы. Переселенцы, решившие изменить свою жизнь, купцы, стремящиеся к расширению дела - первые поселенцы Новониколаевска - и есть те самые мобильные слои населения, т.н. "проводники модернизации". Сохранилась переписка томских губернских чиновников и представителей Новониколаевской оценочной комиссии по поводу жалобы Антонины Холиной "на невнесение ее в список домовладельцев, имеющих право участвовать в избирательном собрании" [15]. Причинами, по которым А.Холина не была внесена в список избирателей, оказались следующие: имущество ее оценено было в 75 руб., без учета стоимости земли; срок владения - менее одного года [16]. Следует также отметить, вслед за М.В. Шиловским, что столь высокий процент женщин объясняется призывом в армию их мужей в связи с начавшейся в январе 1904 г. Русско-японской войной.
К структурным характеристикам электората обычно относят сословную, конфессиональную и национальную принадлежность, уровень образования и др. Остановимся подробнее на сословной характеристике. Сословие - социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закреплёнными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Формирование сословий, в конечном счете, было обусловлено разделением общественного труда. Это длительный процесс, протекавший по-разному в различных обществах и связанный с закреплением и оформлением в праве имущественного неравенства и определённых социальных функций (военных, религиозных, профессиональных и др.). Буржуазно-демократические реформы второй половины XIX в. привели к некоторому преодолению сословных перегородок. Однако в целом утвердившееся сословное деление на дворян, духовенство, крестьянство, купечество и мещанство просуществовало вплоть до Февральской буржуазной революции 1917 г. Аппарат государственной власти был заинтересован в сохранении стабильности существующих сословий. По подсчетам авторов книги "Новосибирск в историческом прошлом", 70 % жителей Новониколаевска были выходцами из крестьян. Причем, будучи жителями города, они оставались причисленными к крестьянскому сословию [17]. Второй по численности группой населения города были мещане, составлявшие около четверти всех жителей [18]. Купцы, как указывалось выше, составляли не более 2 % городского населения. Быстро росла численность рабочих и наемных служащих в торговле. В.А. Скубневский обращает внимание на быстрые темпы формирования городской буржуазии, ускоренный приток купечества из других сибирских городов, дельцов из Центральной России и зарубежных стран, разбогатевших крестьян алтайских уездов [19]. При этом молодая буржуазия Новониколаевска была мобильна и активно действовала в масштабах всей Томской губернии, а иногда и Сибири. Такая сословная структура Новониколаевского общества не позволяла в полной мере реализовать идею правительства об укреплении позиций дворянства в городском самоуправлении, заложенную в Городовое положение 1892 г. Поэтому прав М.В. Шиловский, когда утверждает, что относительно Западной Сибири следует говорить об уменьшении представительства в городском самоуправлении купечества и роста доли крестьян, мещан, ремесленников, дворян, чиновников и духовенства, но вовсе не о "некотором укреплении в них позиций дворян" [20]. Особенностью городского самоуправления Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв. являлось преобладание купечества в составе муниципальных органов власти. Не все представители купеческого сословия хотели или были способны заняться общественными делами. У многих для этого не хватало кругозора и элементарной грамотности. И хотя грамотность купечества в течение второй половины ХIХ в. росла, ее нельзя признать высокой. Так, грамотность купцов и почетных граждан, по данным переписи населения 1897 г., в Томской губернии составила у мужчин 40 %, у женщин 19,6 %, со средним образованием соответственно 6,6 и 15,5 %, с высшим - 0,9 и 0,02 % [21].
Первые выборы в Новониколаевске назначили на 12 сентября 1904 г., число городских уполномоченных томский губернатор определил в 15 чел. [22]. Результаты голосования приведены в списке (см. след. стр.).
В список избранных уполномоченных и кандидатов попали представители разных сословий: купцов, мещан, крестьян, владеющих имуществом от 200 до 14 770 руб. Анализ списка не позволяет утверждать, что в орган городского общественного управления Новониколаевска были избраны лишь наиболее зажиточные горожане, во всяком случае, имущественный фактор не был решающим. Председателем собрания городских уполномоченных единогласно избрали Л.И. Лапшина [23]. Первым городским старостой был избран Барнаульский купец И.Т. Суриков, который пробыл на этом посту лишь до сентября 1905 г. [24] Вместо него городским старостой выбрали крестьянина З.Г. Крюкова [25]. А Н.П. Литвинова избрали Новониколаевским городским старостой в марте 1907 г. [26].
Список Уполномоченных и кандидатов г. Ново-Николаевска на первое четырехлетие, избранных сходом домовладельцев, состоявшимся 12 сентября сего 1904 г.*
| Ф.И.О. | Число шаров | Имущество оценено на сумму (руб.) | Избир. | Не избир. | 1. | Лапшин Лев Иванович | 121 | 15 | ** | 2. | Горохов Владимир Александрович | 114 | 14 | Т.д. 700 | 3. | Кривцов Петр Иванович | 120 | 22 | 4000 | 4. | Рунин Алексей Иванович | 106 | 32 | 2000 | 5. | Суриков Иван Тимофеевич | 115 | 43 | Т.д. 17 200 | 6. | Манаков Дмитрий Федорович | 103 | 34 | 2800 | 7. | Луканин Александр Михайлович | 104 | 36 | 300 | 8. | Литвинов Николай Павлович | 103 | 36 | 600 | 9. | Кузнецов Григорий Максимович | 104 | 40 | 1000 | 10. | Федоров Никанор Захарович | 105 | 43 | 850 | 11. | Унжин Дмитрий Степанович | 90 | 30 | 560 | 12. | Самойлович Иван Николаевич | 103 | 44 | 280 | 13. | Крюков Яков Григорьевич | 94 | 40 | 1200 | 14. | Титлянов Илья Григорьевич | 109 | 62 | 405 | 15. | Маштаков Федор Данилович | 91 | 46 | 14 770 | Кандидаты | 1. | Ковнацкий Петр Степанович | 100 | 56 | 4000 | 2. | Крюков Захарий Григорьевич | 100 | 57 | 4000 | 3. | Карелин Иван Андреевич | 91 | 49 | 1890 | 4. | Елисеев Дмитрий Николаевич | 83 | 43 | 200 | 5. | Бржевский Мартын Ипполитович | 92 | 52 | 700 | 6. | Маштаков Григорий Данилович | 89 | 50 | 3500 | 7. | Стойлов Иван Филлипович | 88 | 50 | 223 |
* Сост по: ГАНО. Ф. Д-97. Оп.1. Д.5. Л.Л.14-44, 60-60 об., 81.
** Представитель фирмы Жернакова
Органы городского самоуправления в Западной Сибири фактически стали представительными органами местной буржуазии. Неудивительно, что городские думы и управы уделяли большое внимание экономической жизни не только самих городов, но и всего региона. Среди проблем, которые пришлось решать только что сформированному органу, были вопросы формирования городского бюджета, благоустройства молодого города надзор, народного образования, пожарной команды и др. Особое внимание уделялось возможности расширения городских земель за счет выкупа усадебных земель обывателями. Постоянно обсуждались вопросы железнодорожного строительства, тарифной политики, открытия отделений столичных и создания собственных городских банков. Особенно много внимания думы уделяли вопросам торговли и промышленности собственных городов.
Как справедливо заметила А.Г. Караваева, становление Новониколаевска как города совпало с процессом формирования в России и Сибири городской культуры индустриального типа [27]. Городской образ жизни предполагает функциональное расчленение человеческой деятельности, а значит и формирование образовательной среды. На заседаниях Управы, а затем и Думы неоднократно рассматривались вопросы организации полноценного народного образования. Городское население и его выборный орган активно выступали за увеличение финансирования строительства школ, предоставления кредитов на постройку зданий училищ, введения всеобщего образования [28]. Стоит особо отметить инициативу горожан в этом вопросе, движение "снизу". Еще в 1897 г. появились первые обращения по вопросу об открытии в поселке Ново-Николаевском Общества попечения о начальном образовании. Дело оказалось совсем не простым. Причиной отказа попечителя Западно-Сибирского учебного округа называлась следующая: "едва ли найдется достаточное количество интеллигенции, с тем, чтобы осуществить ту широкую программу, которая намечена уставом проектируемого общества" [29]. Усилия общественности, в том числе и Городской думы, увенчались успехом в 1909 г., когда Новониколаевское общество попечения о народном образовании внесли в реестр обществ и союзов по Томской губернии под № 40 [30].
Стремление самого городского населения, в том числе предпринимателей, и особенно - интеллигенции, активно участвовать в решении насущных проблем города есть не что иное, как одно из проявлений зарождающегося гражданского общества, поскольку его основными составляющими являются институты воспроизводства социальной жизни, призванные содействовать всесторонней реализации индивида, его интересов, целей, устремлений. Под влиянием модернизации шел медленный процесс перераспределения властных полномочий между государством и общественными объединениями, формировались - возможно, не так быстро, как хотелось бы современникам этих событий - элементы гражданского общества. А одним из наиболее важных элементов формирующегося гражданского общества в сибирских городах последней трети XIX - начала XX вв., по наблюдению М.В. Шиловского, становятся органы местного самоуправления - городские думы и управы [31].
К особенностям начального этапа самоуправления в Новониколаевске, на наш взгляд, стоит отнести следующие: осознание обывателями насущной потребности существования органов самоуправления; реализацию буржуазных принципов формирования органов: приоритет имущественного ценза над сословными привилегиями; бурное их развитие за счет расширения круга обсуждаемых вопросов и возможностей решения насущных проблем города. А высокий имущественный ценз стал еще одним стимулом для деловых людей - купцов и предпринимателей - повысить уровень своих доходов, что способствовало развитию городской экономики, усилению городской буржуазии, требующей от самодержавной власти предоставления ей все новых и новых прав.
[1] Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Города Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX в. Ч. I. Барнаул, 2003. С. 5.
[2] Справочник по городу Ново-Николаевску. Новосибирск, 1992. С. 37.
[3] Там же. С. 42.
[4] Оглы Б.И. Новосибирск: от прошлого к будущему. С. 43.
[5] Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 23-24.
[6] Горюшкин Л.М., Бочанова Г.А. Так начинался Новосибирск. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1983. С. 80.
[7] ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 5. Л. 5.
[8] Там же. Л. 6.
[9] Там же. Л. 11.
[10] Там же. Л. 6.
[11] Томские губернские ведомости. 1904. № 16.
[12] ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 5. Л. 48.
[13] Бочанова Г.А. Список лиц, имевших право участвовать в избирательном собрании по выбору уполномоченных на 1-ое четырехлетие по гор. Ново-Николаевску, на 1904 г. // Гуманитарные науки в Сибири. 2004. № 2. С. 49.
[14] ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 5. Л. 60-60 об.
[15] Там же. Л. 61, 62.
[16] Там же.
[17] Горюшкин Л.М., Бочанова Г.А., Цепляев Л.Н. Новосибирск в историческом прошлом (конец XIX - начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1978. С. 122.
[18] Там же. С. 123.
[19] Скубневский В.А. Новониколаевск: становление города многофункционального типа // Новосибирская область в контексте российской истории. Новосибирск, 2001. С. 21.
[20] Шиловский М.В. Итоги и перспективы изучения городского самоуправления Сибири второй половины XIX - начала XX вв. на рубеже XX-XXI века // рукопись. Новосибирск, 2004. С. 4. [Данную статью см. в настоящем сборнике, с. 5-15 - прим. ред.]
[21] Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Купечество Сибири второй половины XIX в. // http://zaimka.ru/01_2004/skubnevsky_merchants/
[22] ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 5. Л. 76.
[23] Там же. Л. 92.
[24] Там же. Л. 163.
[25] Там же. Л. 167.
[26] Там же. Л. 187.
[27] Караваева А.Г. Городская повседневность: отражение образа Ново-Николаевска в документах Государственного архива Томской области // Новосибирская область в контексте российской истории. Новосибирск, 2001. С. 61.
[28] См напр.: Там же. Д. 32. Л.Л. 77, 105 и др.
[29] Там же. Д. 2. Л. 1.
[30] Там же. Д. 60. Л. 7.
[31] Шиловский М.В. Факторы, влиявшие на общественно-политическую жизнь западносибирских городов второй половины XIX - начала XX вв.// Города Сибири XVIII - начала XX в. Барнаул, 2001. С. 119.
|