Новости
Источники
Исследования
О проекте
Ссылки
@ Почта
Шиловский М. В. [Итоги и перспективы изучения городского самоуправления]
Мамсик Т. С. ["Русский проект" Екатерины Великой]
Сорокин Ю. А. [Полемика о реформе местного управления]
Зубов В. Е. [Взаимодействие управления и самоуправления]
Ананьев Д. А. [Городское самоуправление и воеводские канцелярии]
Комлева Е. В. [Купечество и городское самоуправление]
Дамешек И. Л. [Сибирское общество: взгляд на власть]
Матханова Н. П. [Обсуждение городской реформы]
Анкушева К. А. [Мещанское сословное самоуправление]
Алисов Д. А. [Самоуправление и губернская власть]
Палин А. В. [Губернское управление и городское самоуправление]
Горелова Ю. Р. [Органы управления и развитие образования]
Ноздрин Г. А. [Самоуправление Каинска и Колывани]
Глазунов Д. А. [Почетные мировые судьи]
Скопа В. А. [Cтатистика в системе самоуправления]
Ус Л. Б. [Начальный этап самоуправления в Новониколаевске]
Зиновьев В. П. [Томская дума в революции 1905-1907]
Макарчук С. В. [Социал-демкораты и городское самоуправление]
Чудаков О. В. [Мобилизационные усилия самоуправления в войну]
Запорожченко Г. М. [Самоуправление и кооперация]
Бочанова Г. А. [Новониколаевский военно-промышленный комитет]
Кириллов А. К. [Земские налоги]
Посадсков А. Л. [Издательская деятельность земств за Уралом]
Хажеева И. В. [Деятельность Тюменского губревкома]
Шуранова Е. Н. [Советы в нэповской деревне]
Список основных публикаций
Список сокращений
|
Глазунов Д.А.
Почетные мировые судьи Сибири: государство и общество в конце XIX - начале ХХ в.
С 1885 по 1919 г. правосудие в сибирском регионе прошло три этапа, совпадающих с основными эпохами реформирования суда. На первом этапе (1885-1897 гг.) правительство стремилось устранить население от участия в правосудии: судьями становились только назначаемые чиновники. Во второй период (1897-1917 гг.) реформирование происходило на основании Судебных уставов 1864 г. (с учетом корректив, внесенных минувшим 30-летием). В это время появляются такие институты, как почетные мировые судьи (далее - ПМС) и присяжные заседатели. ПМС набирали на трехлетний срок из местных жителей по спискам, составлявшимся особыми губернскими и областными комитетами. В состав комитетов, помимо губернатора, вице-губернатора, председателя и прокурора окружного суда, входил ещё городской голова. В итоге кандидатуры ПМС утверждались министром юстиции [1]. Наконец, на третьем этапе (1917-1919 гг.) была сделана попытка внедрить в систему правосудия принцип самоуправления: избрание мировых судей передали в ведение земских собраний.
В настоящей статье остановимся подробнее на начале второго этапа развития сибирской системы юстиции. В качестве предмета анализа избрана малоизученная проблема - участие населения в судебной деятельности в качестве ПМС. По замыслу реформаторов, новая должность учреждалась "для облегчения исполнения многочисленных обязанностей мирового (участкового) судьи и в особенности для того, чтобы лица, заслуживающие полного уважения и доверия, не лишались возможности, не оставляя своих домашних занятий и обязанностей, оказывать своим влиянием содействие к охранению общественного порядка и спокойствия, к развитию местного благосостояния, на коем зиждется благоденствие государства, и к поддержанию достоинства мировых учреждений, а также для того, чтобы владельцы отсутствующие, находящиеся на службе государственной, во время своего пребывания в имениях могли принимать участие в общем мировом деле и в высших званиях оказывать полезное содействие к достижению высокой цели мировых учреждений" [2].
Служебные обязанности почетных мировых судей заключались в следующем:
a) производить суд и расправу по всем мировым делам в тех случаях, когда стороны обратятся к их посредничеству;
b) исполнять должность участкового мирового судьи в случае болезни или смерти последнего;
c) присутствовать в окружном суде при нехватке членов этого учреждения, а также в любых комиссиях, где требуется наличие одного или нескольких судей и пр.;
d) посещать заседания мировых съездов [3].
В сибирском регионе окружной суд выполнял обязанности мирового съезда, т.е. пункты c и d по существу были идентичными. Относительно первых двух пунктов можно сказать, что перечисленные в них обязанности в действительности не имели широкого распространения. Временное замещение участкового мирового судьи в случае болезни, смерти или отпуска поручалось либо добавочным мировым судьям, либо кандидатам на должности по судебному ведомству [4].
В период 1903-1907 гг. было проведено не менее 188 заседаний Томского окружного суда (включая и выездные); из этого числа нами проанализировано 179. ПМС отсутствовали только на 25 заседаниях. По нашим подсчетам, в судебном процессе приняло участие 212 ПМС. Для сравнения отметим, что члены суда в этих заседаниях присутствовали примерно 210 раз (в расчеты не попали "исправляющие должность" председательствующего Томского окружного суда). Ежегодно каждый ПМС участвовал в правосудии в среднем 2,2 раза. Это означает, что с одной стороны, значение почетных судей не стоит преуменьшать; с другой, нельзя видеть в исполнении их обязанностей существенную нагрузку. На выездные сессии приглашали от одного до пяти ПМС. Но чаще всего привлекался один человек [5].
На основе вышеизложенного можно сказать, что почетные мировые судьи составляли своеобразный институт, который по своей форме напоминал западноевропейский суд шеффенов (учреждение, где народные представители определяли виновность подсудимого вместе с судьями, стоявшими на государственной службе). К сожалению, отечественная литература в основном критически настроена по отношению к этому учреждению. Во-первых, оно отодвигается в тень судом присяжных; во-вторых, недовольство исследователей вызывает отсутствие явных демократических процедур в выборе ПМС (таких, как в городском самоуправлении). Тем не менее, ПМС являют своеобразный опыт участия населения в отправлении важной государственной функции - правосудия.
Важный вопрос при изучении проблемы государства, общества и системы юстиции - выявление социального состава членов того или иного судебного учреждения. Попробуем же определить, насколько состав ПМС в Сибири отражал структуру местного населения. Приводимые ниже данные основаны на предварительном анализе списков почетных мировых судей, опубликованных в приказах по гражданскому ведомству Министерства юстиции за 1897 г.
О степени доверия местной власти к этому институту может свидетельствовать анализ, показывающий распределение ПМС по сферам их основной деятельности. В 1897 г. территория Сибири была поделена на 8 судебных округов с различным числом ПМС: в Приморском - 63, Томском - 49, Читинском - 33, Тобольском - 25, Якутском - 22, Иркутском - 18, Красноярском - 14 и Благовещенском - 7. В общей массе чиновники и военные занимали ведущие позиции при формировании состава ПМС (28 и 22 % соответственно), далее идут представители медицины - 13 %, образования - 11 %, самоуправления - 6 %, торговли - 5%; оставшиеся 15 % приходятся на остальные сферы (финансы, горное дело, искусство и пр.).
Обратимся к картине абсолютного и процентного (с округлением до 0,5 %) распределения ПМС по судебным округам и сферам деятельности (см. таблицу).
Из таблицы видно, что в 5 округах (Приморском, Красноярском, Тобольском, Читинском, Якутском) представители власти (чиновники и военнослужащие) обеспечивали более 50 % ПМС. Из оставшихся районов следует выделить Благовещенский и Томский, где вышеуказанные категории составляли меньшее число или вовсе отсутствовали. При этом подчеркнем, что у Благовещенского окружного суда число почетных судей было минимальным. Что касается Иркутского судебного округа, то госслужащие составляли 33 %, но здесь стоит обратить внимание на высокий процент тех лиц, сферу деятельности которых нам не удалось определить.
Таблица
Распределение почетных мировых судей по сферам их основной деятельности в 1897 г.
окружной суд | сфера деятельности | армия | управ-ление | здраво-охранение | образо-вание | само-управление | тор-говля | неиз-вестно | проч. | всего | Благо-вещенский | % | 0,0 | 0,0 | 14,0 | 43,0 | 0,0 | 0,0 | 14 | 29,0 | 100 | абс. | 0 | 0 | 1 | 3 | 0 | 0 | 1 | 2 | 7 | Приморский | % | 59,0 | 12,5 | 8,0 | 6,0 | 2,0 | 0,0 | 0 | 12,5 | 100 | абс. | 37 | 8 | 5 | 4 | 1 | 0 | 0 | 8 | 63 | Иркутский | % | 0,0 | 33,0 | 0,0 | 11,0 | 22,0 | 6,0 | 17 | 11,0 | 100 | абс. | 0 | 6 | 0 | 2 | 4 | 1 | 3 | 2 | 18 | Красноярский | % | 14,0 | 35,5 | 7,5 | 14,0 | 14,0 | 0,0 | 7,5 | 7,5 | 100 | абс. | 2 | 5 | 1 | 2 | 2 | 0 | 1 | 1 | 14 | Тобольский | % | 12,0 | 40,0 | 4,0 | 12,0 | 16,0 | 4,0 | 0 | 12,0 | 100 | абс. | 3 | 10 | 1 | 3 | 4 | 1 | 0 | 3 | 25 | Томский | % | 0,0 | 24,0 | 35,0 | 17,0 | 0,0 | 13,0 | 0 | 11,0 | 100 | абс. | 0 | 14 | 16 | 8 | 0 | 6 | 0 | 5 | 49 | Читинский | % | 24,0 | 27,0 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 12,0 | 0 | 19,0 | 100 | абс. | 8 | 9 | 2 | 2 | 2 | 4 | 0 | 6 | 33 | Якутский | % | 0,0 | 68,0 | 14,0 | 5,0 | 5,0 | 0,0 | 8 | 0,0 | 100 | абс. | 0 | 15 | 3 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 22 |
Источник: Журнал Министерства юстиции.1897. № 7. С. 63-71. № 9. С. 27.
Возвращаясь к Томской губернии, отметим ее своеобразие по сравнению с другими сибирскими регионами. Из данных таблицы видно, что особое место среди ПМС занимали здесь деятели медицины и образования. Подобная специфика объясняется открытием Томского университета, который, как известно, в изучаемый период состоял из медицинского и юридического факультетов. Профессора-юристы и составляли костяк почетных судей в округе Томского окружного суда. Стоит также обратить внимание на то, что Томская губерния дала самые высокие в Сибири абсолютные и относительные показатели для купеческого сословия, которое мы условно поместили в торговую сферу деятельности. Последний факт, как представляется, заслуживает отдельного осмысления.
Прежде чем делать окончательные выводы о социальном составе ПМС, необходимо выявить дальнейшую динамику изменения этого института вплоть до времени его ликвидации. Тем не менее, в качестве промежуточного вывода можно говорить о значительном численном превосходстве представителей гражданской и военной администрации среди почетных мировых судей Сибири на исходе XIX в. По всей видимости, такая ситуация не случайна, и можно считать ее иллюстрацией высокого положения названной группы в сибирском социуме. Общественность же, по мнению властей, не достигла необходимого уровня для участия в системе юстиции в качестве почетных мировых судей.
[1] ПСЗ-3. Т. XVI. 12932. С. 417. Ст. 6.
[2] Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. С. 321-322.
[3] ПСЗ-2. Т. XXXIX. № 41475. Ст. 43, 46, 48.
[4] ГАТО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 57. Л. 3 об., 6 об., 12, 13 об., 22 об., 28 об., 34 об., 35 об., 36 об., 38 об., 43, 50 об., 51 об., 52 об., 59 об., 60 об., 61 об., 67 об., 69 об., 77 об.-80 об., 83 об., 92, 94 об., 106 об.-108 об., 117, 119 об., 125, 132, 134 об., 136 об., 155 об., 159, 169.
[5] ГАТО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 70. Л. 1-221.
|