Новости
Источники
Исследования
О проекте
Ссылки
@ Почта
Ноздрин Г. А.
Л. М. Горюшкин о роли государства в хозяйственном освоении Сибири
Шиловский М. В.
Роль государства в развитии производительных сил Сибири
Зиновьев В. П.
Современная историография хозяйственного освоения Сибири
Дамешек Л. М.
Национальная и окраинная политика как фактор хозяйственного освоения
Дорожкин А. Г.
Хозяйственное освоение Сибири и Дальнего Востока в освещении немецкоязычной литературы
Ананьев Д. А.
Англо- и германоязычная историография научного освоения Сибири и Дальнего Востока
Гончаров Ю. М.
Статус и роли женщин Сибири во второй половине XIX - начале XX в.
Ведерников В. В.
Особенности производства на Колывано-Воскресенских заводах в 1747-1762 гг.
Попов Р. И.
"Чукотский вопрос" в экономической политике России
Черкасова О. Г.
Материальное положение слободского населения
Андрющенко Б. К.
Государственная регламентация винной монополии
Запорожченко Г. М.
Влияние государства на потребительскую кооперацию
Рынков В. М.
Маслозаготовки в Сибири в 1914-1916 гг.
Сметнева Н. В.
Виноторговля в Иркутской губернии
Арзуманов И. А.
Институционализация буддизма в России
Недоспасова А. П.
Шведские военнопленные и музыкальная культура Сибири
Крих А. А.
Этносоциальные группы сибиряков в имперской практике
Мамышева Е. П.
О формировании самоуправления сибирских аборигенов
Потапов В. Г.
Изучение социокультурной инфраструктуры городов
Баев О. В.
Иностранный капитал и социально-культурное освоение Кузбасса
Воробцова Л. Н.
Cоциально-культурные процессы у новониколаевских предпринимателей
Мамсик Т. С.
Российская империя и ее окраины в осмыслении А. С. Пушкина
Матханова Н. П.
Мемуары сибирских генерал-губернаторов XIX в.
Резун Д. Я.
Роль государства в колонизации Сибири
Катионов О. Н.
Картографическое сопровождение освоения Сибири
Усков И. Ю.
О времени поставления Верхотомского острога
Волчек В. А.
Некоторые вопросы введения Сибирского учреждения 1822 г.
Анкушева К. А.
Регулирование перехода крестьян в городские сословия
Туманик Е. Н.
А. Н. Муравьев во главе Тобольской губ.
Канн С. К.
Комитет Сибирской железной дороги и изучение Сибири
Карпинец А. Ю.
Сметы Переселенческого управления как источник
Палин А. В.
Органы местного управления в XIX - начале XX в.
Блинов А. В.
Управление образованием в XIX - начале XX в.
Ермоленко Г. Н.
Развитие финансового контроля
Исаев В. И.
Жилищная политика в городах Сибири в начале XX в.
Стецура Ю. А.
Рецензия на книгу Е. В. Алексеевой
Сокращения
|
Роль государства в хозяйственном и социокультурном освоении Азиатской России XVII - начала ХХ века: Сборник материалов региональной научной конференции. Новосибирск: РИПЭЛ, 2007. С. 101-107.
Андрющенко Борис Кузьмич
канд. ист. наук, старший научный сотрудник, заведующий Проблемной научно-исследовательской лабораторией истории, археологии и этнографии Сибири в Томском государственном университете
Эл. почта:
vpz@tsu.ru
Государственная регламентация винной монополии в Западной Сибири
Экономическая и социальная эффективность государственной формы собственности в системе товарно-денежных отношений всегда имела свои пределы и исторически обусловленное время. В зависимости от общей конъюнктуры и положения страны целые отрасли и отдельные производства переходили из частных рук в казну и обратно с возможным государственным контролем.
Расширение государственного участия в экономике происходило и происходит различными способами: покупка предприятий и компаний, национализация за деньги или бесплатно, приобретение контрольного пакета акций, формирование государственного сектора экономики и т.п. Обычно подобный процесс связан с общим экономическим подъемом в стране и имеет общемировую практику.
Хозяйственное освоение Сибири в конце XIX - начале XX в. было также следствием возросших финансово-экономических возможностей России. В системной реализации масштабных проектов, связанных со строительством Транссибирской железной дороги, переселенческим движением и т.п., важным звеном стало преобразование прежней акцизной системы производства и торговли спиртными напитками в полную винную монополию казны.
В большинстве губерний Европейской России винная монополия вводится в 1894 г. "Положением о казенной продаже питей". В нем излагались общие принципы реформы, одной из задач которой было упорядочение потребления спиртного, ограничение производства и распространения самогона и других домашних напитков. Разумеется, основной целью реформы являлось удовлетворение фискальных интересов государства.
На территории Западной Сибири, в Тобольской и Томской губерниях, Акмолинской и Семипалатинской областях, казенное производство и продажа спиртных напитков вводились с 1 июля 1902 г. на основании Высочайше утвержденных 4 июня 1899 г. и 20 мая 1902 г. мнений Государственного совета. В границах Тобольско-Акмолинского и Томско-Семипалатинского акцизных управлений было построено 15 винных складов и открыто 1194 казенных винных лавки. Данный производственно-торговый комплекс по своей сути представлял сектор государственной экономики с устойчивой и сбалансированной структурой в наиболее рентабельной отрасли. Причем весь процесс формирования, становления и развития винной монополии проходил под неусыпным контролем центральных и местных учреждений власти и достаточно жестко регламентировался на каждом этапе. Благоприятным фактором для Западной Сибири был ведомственный опыт Министерства финансов (МФ) по сооружению винных складов в европейской части страны.
Строительство традиционно велось подрядным способом. Заказчиком выступало Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей МФ. Порядок торгов и последующие действия сторон в процессе строительства закреплялись в особом договоре "Кондиции к торгам на сооружение зданий казенных винных складов, жилых домов и служб к ним". Кондиции (условия) включали в себя несколько десятков пунктов, четко фиксировавших взаимные обязанности и ответственность, а также промежуточные и окончательные сроки завершения строительных работ. Устанавливался денежный залог подрядчиков, который в случае невыполнения договорных обязательств "обращался в казну".
После подписания договоров казна практически не допускала попыток изменить что-либо в их содержании. В этом плане показателен пример с подрядчиком С. О. Шифмановичем, выигравшем торги на строительство Томского и Барнаульского винных складов. В заявлении на имя управляющего акцизными сборами по Томской губернии и Семипалатинской области он, ссылаясь на возможность дополнительных финансовых затрат, просил о десятипроцентной надбавке к сметам. В противном случае был готов отказаться от подряда [1]. В конечном счете, после достаточно интенсивной переписки с Министерством финансов, Шифманович получил отказ. К тому же возник новый потенциальный подрядчик. Очевидно твердая позиция МФ и наличие конкурента возымели свое действие. В совместном заявлении Шифманович и его компаньон Альтман уже не оспаривали результаты торгов. Они просили лишь внести в договор ряд дополнений, связанных с поставками строительных материалов [2].
В процессе строительства винных складов казна скрупулезно контролировала расходование финансовых средств, порядок и сроки выполнения различных производственных операций, качество работ, исполнение всех предписаний. Так, приемный акт по Томскому винному складу был подписан 5 января 1902 г. Согласно ему все сооружения переходили в казну. Шифманович и Альтман освобождались от ответственности за их охрану. Окончательный же расчет с подрядчиками произвели только в начале января 1906 г. после утверждения технических отчетов и всей документации, а также их проверки контрольной палатой [3].
Практически одновременно со строительством предприятий винной монополии осуществлялись поставки технологического оборудования, машин, различных инструментов и необходимых для производства компонентов. Все это размещалось на материальных складах и по мере готовности помещений монтировалось и шло в работу. В поставках принимали участие многие фирмы и компании Европейской России. Часть комплектующих материалов, топливо и сырье приобретались на местном рынке.
Как и во всяком масштабном деле, в строительстве предприятий винной монополии возникали проблемы с проектной документацией, качеством и сроками готовности возводимых объектов, оплатой труда рабочих, дополнительным финансированием работ, непредусмотренных сметой. Нередко срывались графики поставки материалов и оборудования из-за непогоды, несогласованности действий заказчика и подрядчиков. Так, была переработана часть технической документации, в которой не учитывались природно-климатические условия Сибири. Дополнительно профинансированы закупка некоторых строительных материалов, работы по углублению фундаментов, доставке воды.
Не менее тщательной была ведомственная регламентация производства и продаж спиртных напитков. Она базировалась на целом ряде законодательных и нормативных документов. В числе основных были "Краткие указания об организации работ в казенных винных складах", "Инструкции для служащих по казенной продаже питей", "Сборник руководящих указаний по производству работ в казенных винных складах", "Постановление по управлению печами для обжига и оживления угля", "Наставление к предупреждению и тушению пожаров в казенных винных складах", "Правила о торговле в казенных винных лавках" и т. д. Эти материалы публиковались в ведомственный изданиях ("Журнал технико-строительной инспекции", "Указатель правительственных распоряжений по Министерству финансов"), а также выходили в виде специальных брошюр и сборников. Другую группу ведомственной документации составляли циркуляры Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей МФ, предписания, указания и инструкции акцизных управлений, часто дублировавшие вышестоящую инстанцию.
Основной контроль за качеством сырья, исходных материалов и продукции, а также за соблюдением технологии производственных операций на всех предприятиях управлений по акцизным сборам осуществлялся губернской акцизной лабораторией. В основе ее работы была "программа химико-технологического наблюдения за приготовлением питей в казенных винных складах". В программе подробно излагались нормативные требования, предъявляемые к техническому состоянию оборудования, порядку, способам его осмотра и приведения в рабочий вид. Обращалось внимание на технологическую выдержанность производственных процессов, профессионализм и производственную дисциплину рабочих [4].
Ряд организационно-производственных вопросов, связанных с урегулированием технологических операций, повышением профессиональной ответственности и дисциплины решался непосредственно в рабочем процессе. Так, в августе 1907 г. состоялось совещание заведующих складами Томско-Семипалатинского управления. На нем опытным путем, на основе сравнительного сопоставления действительного расхода материалов были установлены приемлемые нормы для всех предприятий. Результаты работы совещания получили отражение в специальном предписании Управления об установлении норм расхода материалов и производительности работ.
Винные склады, как государственные предприятия, давали убедительный пример рачительной и экономичной организации производства. Лучшей иллюстрацией этому служил расчет норм потребления дров. Учитывалось количество поленьев средней колки, содержащихся в кубической сажени, вид отопительного устройства и время его действия, время суток и года, функциональность соответствующего помещения, порода древесины. При использовании пихтовых и осиновых - нормы увеличивались в полтора раза. При употреблении каменного угля одна кубическая сажень сосновых дров приравнивалась к 100 пудам угля [5].
Государственная регламентация касалась также проблемы формирования рабочего коллектива, условий его труда и быта. В процессе заполнения штатного расписания заведующим складами предлагалось использовать ряд базовых принципов. В частности, общее число рабочих не должно было превышать норму более чем на 25%. Запрещалось сокращать число рабочих в ущерб качеству продукции. Рекомендовалось, при приеме на работу отдавать предпочтение женщинам или подросткам, в случае равных производственных возможностей с мужчиной. Труд первых ценился более низко. С учетом будущих прибавок к жалованью наиболее способным рабочим предлагалось устанавливать начальную заработную плату ниже соответствующих тарифных ставок [6].
На всех предприятиях казенной винной монополии циркуляром министра финансов от 12 января 1899 г. устанавливался десятичасовой рабочий день. В 1902 г. им же, в виде опыта, "с целью улучшения быта рабочих", было разрешено уменьшить рабочий день до 9 часов. Сюда не включалось время, необходимое для уборки производственных помещений [7]. Сверхурочные и праздничные работы при нормированной деятельности предприятия не допускались, за исключением чрезвычайных ситуаций. В течение года рабочим полагался двухнедельный отпуск. Об увольнении "за предосудительные поступки" сообщалось в секретном порядке на другие предприятия акцизного управления [8].
Организация медицинского обслуживания рабочих, а также санитарный надзор определяются ведомственными инструкциями от 11 февраля 1897 г. и 14 марта 1902 г. Согласно им, при каждом складе существовали аптека и небольшой приемный покой, где проводилось амбулаторное лечение. Предусматривались должности врача и фельдшера. Последний проживал как правило при складе и пользовался казенной квартирой [9]. В обязанности врача входили проведение амбулаторного лечения, посещение в случае необходимости больных на дому, санитарный контроль за обстановкой на складе. Больные с тяжелыми травмами или серьезным диагнозом лечились в больницах приказа общественного призрения за казенный счет.
В рамках существовавшего законодательства и финансовых возможностей акцизного ведомства оказывалась материальная помощь рабочим и служащим. Среди них проводилась культурно-просветительная работа. В частности, "на поддержание мероприятий, направленных к улучшению материального и духовного быта складских рабочих" был ориентирован циркуляр Министерства финансов от 20 марта 1903 г. [10].
При винных складах на деньги, ассигнованные казной, устраивались бесплатные библиотеки-читальни, выписывались газеты и журналы, приобреталась разнообразная литература по спискам, рекомендованным ученым комитетом Министерства народного просвещения. Особое значение имели семейные вечера отдыха, устраиваемые по случаю больших праздников. Причем сами рабочие и служащие были непосредственными исполнителями вокально-музыкальных номеров и драматических спектаклей.
В целом деньги, которые шли на материальную помощь и культурно-просветительную работу, были достаточные по тем временам. Так на Томском винном складе только на вечера и периодические издания выделялось ежегодно не менее 500 рублей, хотя эти суммы были несравнимы с прибылями винного производства. Казенная благотворительность на деле являлась точным расчетом. Деньги, потраченные на улучшение материальных условий, физическое здоровье и духовное развитие, возвращались качественным и производительным трудом рабочих. В начале XX века российское государство и бизнес уже хорошо усвоили эту истину.
Казенные винные склады для сибирской провинции являлись образцовыми предприятиями с точки зрения организации и экономической эффективности производства, условий труда и жизни рабочих в реальном, правовом обеспечении. Государство выступало здесь в роли рачительного владельца, способного показать пример рационального и прибыльного ведения хозяйства. Причем на всех этапах развития казенной монополии в Западной Сибири, от проектной документации до организации функционирования предприятий во всей их производственно-социальной комплексности, прослеживалась четкая система регламентации с опорой на юридически и технологически разработанные нормы и правила. Последние, в свою очередь, с учетом региональных условий и особенностей могли быть пересмотрены и изменены.
Безусловно, подобная регламентация, доходившая часто до бюрократической мелочности, существенно ограничивала оперативность руководства производством, затягивала решение самых насущных вопросов. Однако винная монополия в Западной Сибири была элементом более масштабного процесса преобразования региона. Преодоление общей отсталости, дальнейшее втягивание в общероссийский рынок, упорядочение всех форм социально-экономической жизни стало мощным фактором подъема Западной Сибири, до определенного уровня сгладило противоречия ее развития.
[1] ГАТО. Ф. 209. Оп. 1. Д. 91. Л. 18-19.
[2] ГАТО. Ф. 209. Оп. 1. Д. 91. Л. 26-29, 40, 42.
[3] Там же. Д. 147. Л. 47, 95, 151; Оп. 3. Д. 4. Л. 29.
[4] ГАТО. Ф. 209. Оп. 3. Д. 402. Л. 4-5.
[5] Там же. Д. 170. Л. 30, 37.
[6] Там же. Д. 165. Л. 1-2.
[7] Колокольников К. А. Развитие винной монополии в Томской губернии с Семипалатинской областью, в связи с историей винной монополии в Сибири. Томск, 1914. С. 89.
[8] ГАТО. Ф. 209. Оп. 1. Д. 165. Л. 236; Д. 421. Л. 61, 63-64.
[9] ГАТО. Ф. 209. Оп. 1. Д. 400. Л. 3; Ф. 210. Оп. 1. Д. 113. Л. 1
[10] Там же. Ф. 209. Оп. 1. Д. 421. Л. 333; Оп. 2. Д. 767. Л. 241.
©
Б. К. Андрющенко,
2007
|