Новости
Источники
Исследования
О проекте
Ссылки
@ Почта
Ноздрин Г. А.
Л. М. Горюшкин о роли государства в хозяйственном освоении Сибири
Шиловский М. В.
Роль государства в развитии производительных сил Сибири
Зиновьев В. П.
Современная историография хозяйственного освоения Сибири
Дамешек Л. М.
Национальная и окраинная политика как фактор хозяйственного освоения
Дорожкин А. Г.
Хозяйственное освоение Сибири и Дальнего Востока в освещении немецкоязычной литературы
Ананьев Д. А.
Англо- и германоязычная историография научного освоения Сибири и Дальнего Востока
Гончаров Ю. М.
Статус и роли женщин Сибири во второй половине XIX - начале XX в.
Ведерников В. В.
Особенности производства на Колывано-Воскресенских заводах в 1747-1762 гг.
Попов Р. И.
"Чукотский вопрос" в экономической политике России
Черкасова О. Г.
Материальное положение слободского населения
Андрющенко Б. К.
Государственная регламентация винной монополии
Запорожченко Г. М.
Влияние государства на потребительскую кооперацию
Рынков В. М.
Маслозаготовки в Сибири в 1914-1916 гг.
Сметнева Н. В.
Виноторговля в Иркутской губернии
Арзуманов И. А.
Институционализация буддизма в России
Недоспасова А. П.
Шведские военнопленные и музыкальная культура Сибири
Крих А. А.
Этносоциальные группы сибиряков в имперской практике
Мамышева Е. П.
О формировании самоуправления сибирских аборигенов
Потапов В. Г.
Изучение социокультурной инфраструктуры городов
Баев О. В.
Иностранный капитал и социально-культурное освоение Кузбасса
Воробцова Л. Н.
Cоциально-культурные процессы у новониколаевских предпринимателей
Мамсик Т. С.
Российская империя и ее окраины в осмыслении А. С. Пушкина
Матханова Н. П.
Мемуары сибирских генерал-губернаторов XIX в.
Резун Д. Я.
Роль государства в колонизации Сибири
Катионов О. Н.
Картографическое сопровождение освоения Сибири
Усков И. Ю.
О времени поставления Верхотомского острога
Волчек В. А.
Некоторые вопросы введения Сибирского учреждения 1822 г.
Анкушева К. А.
Регулирование перехода крестьян в городские сословия
Туманик Е. Н.
А. Н. Муравьев во главе Тобольской губ.
Канн С. К.
Комитет Сибирской железной дороги и изучение Сибири
Карпинец А. Ю.
Сметы Переселенческого управления как источник
Палин А. В.
Органы местного управления в XIX - начале XX в.
Блинов А. В.
Управление образованием в XIX - начале XX в.
Ермоленко Г. Н.
Развитие финансового контроля
Исаев В. И.
Жилищная политика в городах Сибири в начале XX в.
Стецура Ю. А.
Рецензия на книгу Е. В. Алексеевой
Сокращения
|
Роль государства в хозяйственном и социокультурном освоении Азиатской России XVII - начала ХХ века: Сборник материалов региональной научной конференции. Новосибирск: РИПЭЛ, 2007. С. 276-288.
Палин Алексей Владимирович
канд. ист. наук, доцент кафедры истории России Кемеровского технологического института пищевой промышленности
Эл. почта:
a-palin@mail.ru
Влияние политических и экономических факторов на формирование и деятельность органов местного управления Сибири в XIX - начале XX века (на примере Забайкальского областного правления)
11 июля 1851 г. стало датой образования Забайкальской области [1]. Этому предшествовала кропотливая работа генерал-губернаторов Восточной Сибири, которые понимали всю важность учреждения данной области и стремились убедить в этом высших чинов МВД, Военного министерства. Впервые этот вопрос поднял в 1837 г. генерал-губернатор Восточной Сибири С. Б. Броневский. Им уже тогда в 1830-е гг. осознавалась особое стратегическое значение для России этого региона [2]. Создание Забайкальской области обуславливалось необходимостью решения ряда внешних, внутренних политических и экономических задач в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Однако С. Б. Броневскому не удалось переубедить столичных чиновников. Вопрос так и остался не решенным.
К этой проблеме снова вернулись при генерал-губернаторе Н. Н. Муравьеве. Образование Забайкальской области стало одной из важнейших стратегических задач его сибирской и дальневосточной политики. С 1849 г. он неоднократно поднимал вопрос в высших правительственных кругах о создании административно-территориальной единицы на территории Забайкалья. Скорейшего решения этого вопроса требовала внешнеполитическая обстановка. Китай находился на гране распада. Тайпинское восстание (1850-1864 гг.) привело к активному вмешательству во внутренние дела этой страны Великобритании, США и Франции, что создавало определенную опасность интересам России, и вызывало необходимость усиления ее присутствия в этом регионе. В конечном итоге ему удалось заручиться поддержкой императора Николая I, что собственно и предрешило успех этого дела [3].
Область была образована из Забайкальских округов Иркутской губернии - Верхнеудинского (кроме Троицкосавска и слобод Кяхтинской, Усть-Кяхтинской) и Нерчинского [4]. Чита получила статус областного города. 22 октября 1851 г. исправляющий должность военного губернатора открыл Забайкальскую область, о чем и было донесено Правительствующему сенату [5]. В 1856 г. 2-й Сибирский комитет утвердил план Забайкальской области. В его основу лег проект Н. Н. Муравьева [6]. Забайкалью отводилось место важного военного опорного пункта в освоении Дальнего Востока. Внешнеполитический аспект стал решающим в образовании области. Такое видение ситуации прямым образом отразилась на структуре органов местной власти. На территории области вводилось упрощенное управление. В его состав вошли: военный губернатор, областное правление, инспектор по медицинской части, областной прокурор [7].
Военный губернатор возглавил управление областью. Одновременно он являлся наказным атаманом забайкальского казачьего войска. Назначение и увольнение губернатора происходило на основании высочайших указов по представлению министра внутренних дел, после предварительного согласования кандидатуры с военным министром. Показательно, что важную роль в назначении и отставке губернатора играло мнение генерал-губернатора Восточной Сибири. На время длительного отсутствия начальника области (по делам службы, болезни и т. п.), генерал-губернатором Восточной Сибири, из числа состоящих в его введении чинов, назначал исправляющего должность губернатора.
Что же касается его административных обязанностей, то закон их определял следующим образом: "…надзор за правильным и успешным действием всех местных ея установлений и доставление им потребных разрешений на основании общих правил Сибирского Учреждения" [8]. В целом упрощенное управление расширяло его властные полномочия по сравнению сибирскими гражданскими губернаторами, где в полной мере реализовывались нормы "Учреждения для управления сибирских губерний" от 22 июля 1822 г. Так отсутствие губернского совета наделяло забайкальского военного губернатора правом самостоятельно осуществлять контроль над делопроизводством, разрешать спорные моменты в толковании законов, принимать решения по хозяйственным вопросам. Предварительное рассмотрение указанного выше круга дел в общем присутствии военного губернатора, председателем которого он был, сводилось практически к согласованию деталей подготовленных начальником губернии решений. Военный губернатор также заведовал учебной частью, следил за соблюдением порядка в образовательных учреждениях области.
Особой сферой деятельности военного губернатора явился надзор за каторгой. Вследствие чего он возглавил командование пешим батальоном казаков, который обеспечивал ее охрану [9]. Отдельные полномочия забайкальского военного губернатора, являющегося одновременно наказным атаманом касались пограничных вопросов.
Первым забайкальским военным губернатором стал Павел Иванович Запольский. Первоначально, после образования области, его назначили исправляющим обязанности. 23 октября 1851 г. Павел Иванович был утвержден в должности [10]. На его долю выпал нелегкий труд по введению в действие местных органов управления, в частности областного правления.
П. И. Запольский оценивал свои способности следующим образом: "Я человек простой, солдат, знаю хорошо военную часть, но во всем остальном сознаю себя невеждою" [11]. По-видимому, именно его военные профессиональные качества, повлияли на его назначение забайкальским губернатором. От начальника области требовалось грамотно и в кратчайшие сроки сформировать Забайкальское казачье войско, которое было нужно Н. Н. Муравьеву в реализации его дальневосточных планов. А это дело не простое. Необходимо было из городового казачьего полка, верхнеудинских станичных казаков, пограничных казаков, тунгусского и бурятских казачьих полков, бывших приписных крестьян Нерчинского горного округа сделать хорошо организованное, дисциплинированное войско [12]. С этой задачей П. И. Запольскому удалось справиться.
Согласно закону от 11 июля 1851 г., областному правлению отводилась роль высшего административно-полицейского учреждения области. Оно обладало правом, минуя военного губернатора, вести сношения с генерал-губернатором и Главным управлением Восточной Сибири. Начальник области был лишен возможности назначать на высшие должности в учреждении чиновников. Так, определение и увольнение советников осуществлял непосредственно генерал-губернатор Восточной Сибири. В компетенцию органа вошли все дела, которые в сибирских губерниях решались казенной палатой. Областное правление делилось на три отделения. В первом сосредотачивались дела, поступающие на личное рассмотрение начальника области и обсуждавшиеся в общем присутствии. Показательно, что общее присутствие не имело четко обозначенных функций. В законе от 11 июля 1851 г. о "Высочайше утвержденном положении о управлении Забайкальской областью" лишь признается факт его наличия в структуре областного управления. Кроме того не получил ясного обозначения вопрос его полномочий. На практике военному губернатору приходилось непосредственно устанавливать перечень дел, вносимых на рассмотрение общего присутствия. В тоже время постановления общего присутствия являлись обязательными для выполнения теми, к кому они адресовались. Правом приостановить или частично пересмотреть постановления обладали: император, Правительствующий Сенат и Главное управление Восточной Сибири [13].
В целом анализ деятельности первого отделения областного правления позволяет прийти к мнению, что оно стало своеобразной общей канцелярией для военного губернатора и высшего исполнительного органа Забайкалья. Иначе говоря, с одной стороны в рассматриваемом отделении координировалась деятельность всех структур областного правления, а с другой - осуществлялась работа, равнозначная губернаторской канцелярии. В этом хорошо просматривается механизм реализации принципов упрощенного управления.
Дела областной полиции, вопросы размещения ссыльных в крае находились в ведении второго отделения. В компетенцию третьего отделения вошли обязанности: определения, увольнения и награждения чиновников; хозяйственные дела, вопросы рекрутской повинности. Установленный порядок распределения дел между отделениями являлся обязательным. Любые его изменения требовали согласования с Главным управлением Восточной Сибири [14]. Кроме того, отсутствие казенной палаты предполагало, что вопросы касающееся этого ведомства будут рассматриваться в областном правлении.
Первым отделением руководил старший советник. Он практически становился председателем общей с военным губернатором канцелярии. Это возлагало на него определенную ответственность за правильную организацию работы учреждения. Старший советник в случае непродолжительного отсутствия начальника области заступал во временное исправление обязанностей. В результате на эту должность стремились назначать наиболее опытного, из числа руководителей отделений, человека. Должность старшего советника не давала преимуществ в определении класса должности и разряда мундира. Однако годовое содержание было больше, чем у других советников отделений [15].
Второе и третье отделения возглавили советники. Они отвечали за внутреннюю организацию работы их отделений, контролировали делопроизводство, проводил его ревизию, обеспечивали своевременное и правильное рассмотрение в подведомственных им отделениях дел, представляли на рассмотрение общего присутствия вопросы, требующие коллегиального решения. В этой части обязанности старшего советника и советников совпадали.
Действие упрощенной системы управления обусловило включение в штат областного правления двух чиновников особых поручений, тогда как в сибирских губерниях они непосредственно подчинялись гражданскому губернатору. Более того, законом не устанавливался полностью круг тех дел, которыми занимались указанных выше чиновники. В этой связи они могли выполнять распоряжения забайкальского губернатора, осуществлять по его поручению служебные командировки по области, привлекаться советниками отделений к разнообразной работе в областном правлении.
Для заведования землемерной частью при учреждении состояли областной землемер и два чертежника. Помимо указанных выше должностей в состав областного правления вошли: ассесор, общий регистратор, экзекутор (он же казначей), архивариус. Всего в 1851 г. в штате учреждения числилось 33 классных чиновника. Ежегодно из государственного казначейства на содержание Забайкальского областного правления (оклады годового содержания, наем писцов, канцелярские расходы и т.п.) выделялось 19070 руб. [16].
В ноябре 1856 г. изменился порядок назначения и увольнения советников отделений областного правления. 2-й Сибирский комитет принял это решение по записке министра внутренних дел от 9 мая 1856 г. о необходимости пересмотра некоторых положений в "Учреждении для управления сибирских губерний" [17]. Военный губернатор Забайкальской области получил право представлять генерал-губернатору Восточной Сибири на определение и увольнение глав отделений. Это создавало дополнительные рычаги воздействия на работу областного правления, делало начальников отделений более зависимыми от военного губернатора.
В октябре 1856 г. в Сибирском комитете обсуждался вопрос об изменении административно-территориального деления и, как следствие, введении новых штатов гражданского управления Сибири [18]. Основанием для рассмотрения явились представления сибирских генерал-губернаторов. 6 декабря 1856 г. был принят закон "О некоторых изменениях по управлению в Восточной Сибири и Западной Сибири" [19]. В результате в 1857 г. вступил в действие новый штат Забайкальского областного правления [20]. Причиной пересмотра действующих с 1851 г. штатов послужило образование нового округа - Баргузинского [21].
В структуру областного правления был включен военный губернатор, что усилило его влияние на деятельность учреждения, расширило его полномочия в сфере гражданского управления. Штат областного правления увеличился до 38 классных чиновников. В частности в его состав были введены две должности чиновников особых поручений, без содержания [22].
Подписание в мае 1858 г. Айгунского договора привело к расширению на востоке территории Забайкальской области. Круг обязанностей губернатора по военной части увеличился. В результате возникла потребность разгрузить его полномочия в сфере административного управления губернией. Решением стало учреждение должности вице-губернатора на основании закона от 1 ноября 1858 г. [23]. Ему передавалась часть функций военного губернатора по гражданскому управлению. Вице-губернатор стал председателем присутствия областного правления, возглавил работу общей канцелярии начальника области и высшего исполнительного органа Забайкалья. Он мог в случае кратковременного отсутствия или болезни губернатора исправлять его должность по гражданской части. В тоже время, следует отметить, что начальник области сохранял широкие правовые и неформальные возможности влияния на работу областного правления. Так, военный губернатор по закону мог отменить любое вступившее в действие "решение областного правления, постановленное под председательством вице-губернатора", касающиеся полиции и хозяйственных вопросов области [24]. Первым вице-губернатором Забайкальского областного правления стал коллежский советник Аполлон Давыдович Лохвицкий. В этой должности он находился с 6 февраля 1859 г. по 18 сентября 1861 г. [25] (по другим данным - до 21 октября 1861 г.). Как отмечает Н. П. Матханова: "Это был настоящий профессионал канцелярского дела" [26]. Он начал работу в учреждении в 1857 г., когда в чине надворного советника (это не было редкостью для Забайкалья) был определен на должность старшего советника.
Кроме этого, закон от 1 ноября 1858 г. предполагал создание четвертого отделения. Из третьего отделения ему передали три стола: бухгалтерский (содержал казначейскую часть), контрольный и земский, которые собственно и составили структуру нового отделения. Штат областного правления расширился, помимо должности вице-губернатора, на два классных чиновника - советника и журналиста. Увеличилась на 500 руб. сумма расходов по канцелярской и хозяйственной части областного правления [27].
Учреждение четвертого отделения стало назревшей мерой в условиях постоянного усложнения работы областного правления по вопросам наделения крестьян и инородцев землей, казенных заготовлений, подрядов и доверенных поручений и т. д. Но этого было недостаточно. Одной из ключевых проблем функционирования высшего исполнительного органа Забайкалья являлась нехватка квалифицированных чиновников. Об этом неоднократно писал первый военный губернатор. Это тема достаточно часто звучала в официальной и личной переписке М. С. Корсакова. Кроме того, существование упрощенной системы управления, возлагало на областное правление выполнение функции нескольких учреждений, что негативно сказывалось на делопроизводстве. Приводило к увеличению числа нерешенных дел. Однако в правительственных кругах не прошло не одного серьезного обсуждения по проблеме деятельности органов местного управления Забайкалья. И это не случайно. В это время возможности экономического развития области оценивались крайне скептически. Тогда как, для реализации российских дальневосточных планов, по мнению столичных чиновников, было достаточно сложившейся в области организации местной власти.
Между тем, в 1855-1856 гг. на территории Забайкалья проживало 356 688 чел. (по другим данным - 336 396 чел.) [28]. Помимо горнорудной и обрабатывающей промышленностей развивалась торговля. Благотворное влияние на хозяйственную жизнь области оказывало развитие в Восточной Сибири торговых отношений с Китаем и Монголией.
Последующие изменения в работе областного правления были связаны с упразднением, по закону от 9 февраля 1863 г., Кяхтинского градоначальства [29]. Оно потеряло роль важного центра в отношениях с Китаем. Это было обусловлено учреждением в Пекине должности министра-резидента, консульств в Урге и Тяньцзине, а также переносом таможни в Иркутск [30]. Пограничный город Троицкосавск вместе со слободами Кяхтинской и Усть-Кяхтинской вошли в состав Забайкальской области. В компетенцию областного правления вошли дела, касающиеся казенной части Троицкосавска [31]. В связи с этим состав четвертого отделения усиливался двумя должностями - бухгалтером по делам земских повинностей и помощником бухгалтера. Кроме этого дополнительно на наем писцов выделялось 300 руб. в год. Всего расходы по учреждению увеличились на 975 руб. (с учетом годового содержания бухгалтера и его помощника) [32].
В 1865 г. при забайкальском военном губернаторе учреждается секретная канцелярия. Причиной ее образования послужило польское восстание 1863-1864 гг., которое привело к увеличению численности политических заключенных в Забайкалье. Создание секретных канцелярий явилось повсеместной мерой в Восточной Сибири. Тем самым МВД удовлетворило прошение генерал-губернатора М. С. Корсакова, который полагал, что введение особого управления необходимо для сохранения спокойствия и порядка в крае [33]. В 1867 г. секретную канцелярию переименовали в особую канцелярию. Смена названия не повлияло на характер ее работы. По-прежнему в канцелярии сосредотачивалось все секретное делопроизводство по политическим заключенным, а также переписка по этим вопросам с Главным управлением Восточной Сибири, МВД и т. д. В 1868 г. канцелярию ликвидировали [34].
В 1860-е гг. наблюдается дальнейшие увеличение объема работы забайкальского губернатора по военному управлению областью. Это явилось следствием военно-окружной реформы. В 1865 г. губернатору присваиваются полномочия начальника местных войск в округе. Теперь в его обязанности вошло еще и руководство Управлением начальника местных войск Забайкальской области [35].
В 1870-е гг. происходят изменения в областном управлении, обусловленные внутренним развитием Забайкалья. Они коснулись здравоохранения. Необходимо было принять действенные меры "по прекращению и не распространению заразных болезней". Инспектор по медицинской части оказался просто бессильным перед огромным потоком поступающих на его рассмотрение дел. Разрешением сложившейся ситуации стало создание в 1874 г., вместо инспектора по медицине, Врачебного управления Забайкальской области при военном губернаторе [36]. Возглавил учреждение врачебный инспектор. В помощь ему определялись согласно штату помощник и делопроизводитель. Врачебное управление на практике выполняло функции отделения, о чем свидетельствует содержание его работы. Ее основу составили: профилактика инфекционных заболеваний; освидетельствование лиц по состоянию здоровья; открытие частных лечебниц, родильных домов, зуболечебных кабинетов, аптек; заготовка и рассылка медикаментов, инструментов, хозяйственных принадлежностей сельским врачам; определение, увольнение, представление к пенсиям, пособиям, наградам медицинских чинов и т. д. Особое место в структуре врачебного управления отводилось ветеринарной части. Борьба с эпизоотическими болезнями домашнего скота являлась ключевой в ее деятельности. В то же время ветеринарная часть занималась ведением отчетности по надзору за передвижением скота по области; контролем мясных продуктов, продаваемых в городах и селениях; рассмотрением протоколов о нарушении правил, установленных против скотских падежей и т. п.
Практически дела, касающиеся врачебного управления, рассматривались высшим административным учреждением Забайкалья. Принимая во внимание тот факт, что у военного губернатора и областного правления по части гражданской существовала общая канцелярия. Начальник области был обременен работой, поэтому доверял решение вопросов здравоохранения вице-губернатору (за исключением случаев, когда в области происходили всплески эпидемий). Таким образом, в деятельности общего присутствия учреждения работы добавилось.
По данным межархивного справочника "Власть в Сибири", в середине 1870-х гг. все административное управление Забайкалья осуществлялось военным губернатором, вице-губернатором и 43 чиновниками отделений областного правления [37].
Не были учтены интересы социально-экономического развития Забайкальской области, когда ее в 1884 г. включили в состав Приамурского генерал-губернаторства [38]. Решающими стали опять таки доводы, рассматривающие Забайкалье как территорию, обеспечивающую военную поддержку правительственной дальневосточной политики. В меньшей степени Забайкалье привлекало своими внутренними возможностями промышленного и торгового развития. Это и предопределило дальнейшее функционирование упрощенной системы областного управления, которая не отвечала сложившимся реалиям хозяйственного, социокультурного состояния региона.
В тоже время нельзя утверждать, что не предпринималось вообще каких-либо мероприятий по улучшению деятельности местного управления Забайкалья, в том числе и областного правления. Такие меры осуществлялись. В 1888 г. учреждается казенная палата [39]. Это привело к пересмотру структуры забайкальского областного правления [40]. Четвертое отделение, выполнявшее до образования казенной палаты ее функции, было ликвидировано. Согласно закону от 1888 г., чиновники особых поручений стали подчиняться только военному губернатору. Они выводились из состава областного правления. К лицам, состоящим при начальнике области, были также причислены областной архитектор и его помощник. Забайкальский губернатор отвечал за ведение делопроизводства по воинскому присутствию [41].
Закон предусматривал повышение окладов годового содержания чинам областного правления, которые не пересматривались со времени учреждения Забайкальской области (у вице-губернатора - с 1858 г.). Согласно штату 1888 г., годовое содержание военного губернатора устанавливалось в размере - 8000 руб., вице-губернатора - 4500 руб., старшего советника - 3000 руб., советника - 2700 руб., столоначальника - 1050 руб. и т. д. Для отдельных чиновников областного правления вводились новые классы на должности, разряды по шитью на мундир и пенсию [42]. Все это должно было повысить стимул служащим в учреждении чиновникам, привлечь к работе новых образованных, порядочных людей. Тем более, что кадровая проблема оставалась одной из острейших в деятельности не только областного правления, но и других органов местного управления Сибири и Дальнего Востока. Она признавалась на уровне Петербурга. Не случайно в 1886 г. вводились "Правила об особых преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях, а также в губерниях Западных и Царства Польского", которые создавали специальную систему привилегий для прохождения службы в Сибири и на Дальнем Востоке [43]. На протяжении длительного времени "Правила об особых преимуществах" стали определяющими для кадровой политики самодержавия в Азиатской России.
Важным событием в истории Забайкалья стало строительство и пуск в эксплуатацию Транссибирской железной магистрали, что стимулировало развитие промышленности, торговли, способствовало появление новых населенных пунктов. Это оказало определенное воздействие на управление областью. По закону от 28 апреля 1897 г. из состава врачебного управления была выведена в самостоятельную структуру ветеринарная часть [44]. Ее возглавил областной ветеринар (с 1902 г. - областной ветеринарный инспектор). Он получил возможность на правах члена общего присутствия принимать участие в работе областного правления. 19 мая 1897 г. был принят новый штат областного правления, который вводился в действие с 1 января следующего года [45]. В структуре учреждения появилось новое отделение - строительное, во главе с областным инженером. В состав отделения также входили областной архитектор, младший инженер, младший архитектор.
Однако осуществленные на рубеже XIX-XX вв. реорганизации в деятельности военного губернатора, областного правления не подвергали пересмотру упрощенную систему управления областью. По-видимому, и в это время в правительственных кругах в меньшей степени обращали внимание на перспективы социально-экономического развития территории. Определяющими для Забайкалья становились решения, вытекающие из дальневосточных интересов государственной политики в крае. Об этом свидетельствуют преобразования 1906 г., когда область присоединили Иркутскому генерал-губернаторству. Совершенно точно замечает А. В. Ремнев: "Забайкалье должно было стать базой для русской армии на Дальнем Востоке" [46]. Этой задаче отвечало и образование в 1906 г. особой канцелярии военного губернатора. Хотя, безусловно, в пределы ее деятельности входили вопросы, касающиеся обеспечения общественной безопасности области. На территории которой проживали лица иностранного происхождения, действовали революционные организации, находились политические заключенные, военнопленные. В следующие годы, вплоть до 1917 г., ситуация не изменилась. Происходили лишь незначительные преобразования в структуре учреждения. Так, например, в 1910 г. второе отделение областного правления было реорганизовано в тюремно-каторжное [47]. Проводилось расширение штата учреждения.
Итак, функционирование Забайкальского областного правления, его реорганизации во многом определялись политическими и экономическими факторами развития Сибири и Дальнего Востока. В тоже время хозяйственные возможности Забайкалья учитывались в меньшей степени. С момента учреждения и на протяжении всего рассматриваемого периода за областью закрепляется положение стратегического военного пункта, призванного обеспечивать реализацию дальневосточных планов российской имперской политики. Это становится решающими в оценки роли и места региона и, соответственно, влияло на содержание работы областного правления. Так, что выбор упрощенной системы управления в Забайкалье и ее последующее сохранение не случайно. Она представлялась достаточно удобной для решения политических задач самодержавия в крае.
[1] ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. 26. Отд. I. № 25394. С. 476-480.
[2] Ремнев А. В. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX - начала XX веков: Монография. Омск, 2004. С. 185.
[3] Ремнев А. В. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX - начала XX веков. Омск, 2004. С. 185-186.
[4] ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. 26. Отд. I. № 25394. С. 476.
[5] Там же. Отд. II. № 25671. С. 62.
[6] Там же. Т. 31. Отд. I. №30778. С. 603.
[7] Там же. II. Т. 26. Отд. I. № 25394. С. 476-480.
[8] Там же. Отд. I. № 25394. С. 477.
[9] Ремнев А. В. Россия Дальнего Востока… С. 187.
[10] Константинова Т. А. Губернаторы Забайкалья. 1851-1917 гг. Чита, 2001. С. 5.
[11] Цит. по: Матханова Н. П. Высшая администрация Восточной Сибири в середине XIX в.: проблемы социальной стратификации. Новосибирск, 2002. С. 52.
[12] Матханова Н. П. Высшая администрация Восточной Сибири в середине XIX в. С. 52.
[13] ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. 26. Отд. I. № 25394. С. 479.
[14] ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. 26. Отд. I. № 25394. С. 478-479.
[15] Там же. Отд. II. Приложение к № 25394. С. 158.
[16] Там же. Отд. II. Приложение к № 25394. С. 158-159
[17] Там же. Т. 31. Отд. I. № 31124. С. 987- 995.
[18] Волчек В. А. Осуществление имперской политики на восточных окраинах России в деятельности Второго Сибирского комитета. Новосибирск, 2006. С. 161.
[19] ПСЗРИ. II. Т. 31. Отд. I. № 31222. С. 1041-1042.
[20] Там же. Отд. II. Приложение к № 31222. С. 706-707.
[21] Согласно закону от 6 декабря 1856 г. "О некоторых изменениях по управлению в Восточной и Западной Сибири", Верхнеудинский округ был разделен на два: собственно на Верхнеудинский и Баргузинский (ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. 31. Отд. I. № 31222. С. 1042).
[22] ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. 31. Отд. II. Приложение к № 31222. С. 706-707.
[23] Там же. Т. 33. Отд. II. № 33701. С. 318-320.
[24] Там же. С. 319.
[25] Губернии Российской империи. История и руководители. 1708-1917. М., 2003. С. 348.
[26] Матханова Н. П. Генерал-губернаторы Восточной Сибири середины XIX века: В. Я. Руперт, Н. Н. Муравьев-Амурский, М. С. Корсаков. Новосибирск, 1998. С. 266.
[27] ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. 33. Отд. II. № 33701. С. 318-319.
[28] Константинова Т. А. Губернаторы Забайкалья. С. 11; Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: В 2 т. Т. 1: Общий очерк / Гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. Новосибирск, 2000. С. 159.
[29] ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. 38. Отд. I. № 39267. С. 150-151.
[30] Волчек В. А. Осуществление имперской политики... С. 165.
[31] ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. 38. Отд. I. № 39269. С. 153.
[32] Там же. Отд. II. Приложение к № 39270. С. 25.
[33] Там же. Т. 43. Отд. II. Дополнение к 40 тому. № 42062 а. С. 3-4.
[34] ГАЧО. Ф. 14. Оп. 1. Предисловие. Л. 5.
[35] ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. 40. Отд. I. № 42369. С. 874-875.
[36] ГАЧО. Ф. 1 общ. Оп. 1. Д. 13999. Л. 52 об. По другим данным, в 1866 г. было образовано врачебное отделение при областном правлении (http://www.museums75.ru/zal19vek.htm).
[37] Власть в Сибири XVI - начало XX века. Межархивный справочник / Сост. М. О. Акишин, А. В. Ремнев. Новосибирск, 2002. С. 66.
[38] Ремнев А. В. Россия Дальнего Востока… С. 281.
[39] ПСЗРИ. Собрание 3-е. Т. 8. № 5056. С. 76-78.
[40] Там же. № 5316. С. 377-378.
[41] Там же. Т. 8. Приложение к № 5316. С. 115.
[42] ПСЗРИ. Собрание 3-е. Т. 8. Приложение к № 5316. С. 115.
[43] Там же. Т. 6. №3817. С. 347-357.
[44] Там же. Т. 17. № 14004. С. 227-228.
[45] Там же. № 14123. С. 297-298; Приложения. С. 309-311.
[46] Ремнев А. В. Россия Дальнего Востока… С. 489.
[47] ГАЧО. Ф. 1 общ. Оп. 1. Д. 4852. Л. 56.
©
А. В. Палин,
2007
|