Новости
Источники
Исследования
О проекте
Ссылки
@ Почта
Предисловие
Ламин В. А. [От "страны тьмы" к геополитическому освоению]
Резун Д. Я. [Люди на сибирском фронтире]
Мамсик Т. С. [У истоков сибирского евразийства]
Шиловский М. В. [Сибирская политика правительства]
Родигина Н. Н. [Образ Сибири в массовом сознании]
Ефимкин М. М. [Азиатское пространство в цивилизационной динамике]
Ус Л. Б. [Менталитет сибирского горожанина]
Бойко В. П. [Менталитет сибирского купечества]
Дегальцева Е. А. [Общественные организации]
Дамешек Л. М. [Интеграция коренных народов]
Гончаров Ю. М. [Сибирская городская семья]
Матханова Н. П. [Женщины в общественно-политической жизни]
Туманик Е. Н. [Национальный вопрос в политике А.Н. Муравьева]
Скобелев С. Г. [Этнодемографическое развитие коренного населения]
Шерстова Л. И. [Аборигены Южной Сибири]
Карих Е. В. [Сегрегационные этнические группы]
Аблажей Н. Н. [Возвратная миграция из Китая в СССР]
Ноздрин Г. А. [Взаимоотношения русского и еврейского населения]
Зиновьев В. П. [Переход Сибири к индустриальному обществу]
Болоцких В. Н. [Декабристы о перспективах развития Сибири]
Катионов О. Н. [Московско-Сибирский тракт]
Андрющенко Б. К. [Сфера обмена Сибири]
Щеглова Т. К. [Традиции и новации в размещении ярмарок]
Николаев А. А. [Маслодельная кооперация]
Запорожченко Г. М. [Городская и рабочая потребительская кооперация]
Кириллов А. К. [Налоговая система]
Пронин В. И. [Хозяйственная деятельность городского самоуправления]
Андреев В. П. [Горнодобывающая промышленность и города Кузбасса]
Ильиных В. А. [Налоги в деревне в конце 1920-х - начале 1950-х]
Исаев В. И. [Городской образ жизни]
Зубов В. Е. [Реформа государственной службы]
Куперштох Н. А. [Научные центры Сибири]
Долголюк А. А. [Управление строительным производством]
Сведения об авторах
Список сокращений
|
Карих Е. В.
Место cегрегационных этнических групп в модернизации Западной Сибири в XIX в.
Подготовлено при финансовой поддержке РГНФ, грант № 03-01-00359а
Модернизация Сибири осложнялась интенсивной аграрной и промышленной колонизацией. Масса пришлых в Сибирь была этнически и сословно разнородна, имела разный юридический статус. Преобладали русские, украинцы, белорусы, татары, мордва.
Обычно этнические группы ссыльных и переселенцев размещались в Западной Сибири компактно, среди себе подобных, и не нарушали общую картину господства русскоязычного и тюркоязычного населения. Но некоторые группы ссыльных, расселявшиеся дисперсно, имели этнокультурную специфику, которая, постоянно сохраняясь, выделяла их среди основной массы населения по основным занятиям, языку и образу жизни.
Эту специфику хорошо понимали российские власти. В высочайшем повелении от 29 июня 1806 г. по поводу устройства ссыльных было сказано: "...поселения чинить из людей к хлебопашеству способных, тех же из поселенцев, которые окажутся ремесленниками или художниками, стараться водворять в городах, определяя им нужную на водворение ссуду, равным образом поселенцев или преступников, кои окажутся неспособными к сельским управлениям, а иначе евреев и цыган, как по опыту известно, нигде прочно не водворяющихся причислять в городах в мещанство, и поручать полиции иметь за поведением их особенное наблюдение". Cсуду никому из них решено было не выдавать, так как "даже малую пользу она не принесет, а только затруднения с выплатой. К 1825 г. в Томском губернском управлении уже знали, что "присылаемые до сего времени цыгане, домообзаводством, а паче хлебопашеством почти не занимаются, ибо все они поведения развратного и наводят местному начальству побегами своими и бродяжничеством весьма не малые затруднения" [1].
В XIX веке в городах оседало незначительное число цыган. Как и везде, они предпочитали кочевать между населенными пунктами, останавливаясь табором неподалеку от населенных пунктов. Более 40 % их торговали скотом, а первоначально вероятно крали его. Цыгане так же промышляли кражами на деревенских базарах: в толкучке зажимали руки и рот клиенту и вытаскивали деньги [2].
Также особой категорией населения являлись ссыльные из Дагестана во второй половине XIX. Администрация называла их - "горцами", местное население - "черкесами". Они не были истыми мусульманами и спокойно селились среди русских. Поначалу они получали содержание от казны, затем устраивались сами. Не большие любители физического труда, они нередко устраивались сторожами, в охрану на золотые прииски, кашеварами у рыбаков, многие торговали в городах. Население относилось к ним с опаской, так как ссылали их в основном за убийства и грабежи. Среди них немало было участников национально-освободительной борьбы на Кавказе. Несмотря на это, жизнь они вели скромную, и ни в чем дурном не замечались [3]. Со своими единоверцами - татарами "черкесы" вели торговые дела и пользовались у них кредитом.
По словам С.К. Патканова, по окончании срока в 10-20 лет они возвращались на родину состоятельными людьми. Некоторые женились здесь на русских женщинах и оседали совсем [4].
Евреи, как ссыльные, так и переселенцы, устраивались в городах: в Тобольске, Тюмени, Кургане, Ишиме, Каинске, Мариинске, Томске, Омске. Хотя их, как вредных, приписывали обычно к волостям, но они вопреки всем "коренным установлениям" проникали в города, составляя нередко в них целые кварталы.
В 1838 г. в Тобольске проживало 57 евреев, 16 из них имели даже свои дома, что законно сделать было невозможно. Это обстоятельство генерал-губернатор оценил как "невнимание полиции", которое очевидно обеспечивалось взятками. 48 евреев занимались ремеслами и торговлей. Им разрешено было остаться до окончания сроков билетов. 9 из них полагалось немедленно выселить, так как они занимались "разными изворотами нетерпимыми в благоустроенном обществе и служащими только к некоторому прикрытию их образа жизни и поведения…": 5 - "содержали распутных девок", 2 - занимались "неблаговидными изворотами", то есть заполняли пустующие ниши в сфере производства и услуг в индустриальных центрах Западной Сибири [5].
Однако особенных антисемитских настроений у населения не было. Да и сами сибирские евреи отличались от "российских" - простодушием, гостеприимностью. По свидетельству современника Ю. Островского русские и евреи по праздникам ходили, друг к другу в гости - "откушивали". Хотя смешанные браки и переходы в христианство наблюдались редко, но не было также и могил евреев-мучеников. "Многочисленные факты повседневной жизни прямо указывают, что евреи в Сибири (особенно в селах) пользуются почетом у коренного населения. Во многих волостях и изредка в городах крестьяне-евреи служат и по сей день крестьянскими и "городовыми" старостами" [6].
Еврейскую диаспору выделяли среди всех усиленные дискриминационные меры правительства: законы и распоряжения, выжить в которых было не просто [7]. Например, по указу 1837 г. ссыльным евреям городских сословий предписывалось либо отдавать своих сыновей в кантонисты, либо переселять их по достижению 16 лет за черту оседлости. Серьезным препятствием для торгующих евреев был указ от 11 ноября 1847 г., объявлявший их место жительства - постоянной оседлостью, а пребывание в других населенных пунктах разрешал только временно. Унижала евреев и мера, принятая в Тобольской губернии в 1848 г., когда евреев, желающих носить ермолки, обложили постоянной податью в 5 рублей серебром в пользу коробочного сбора [8].
В 1865 г. их положение облегчили следующие разрешения: евреям-ремесленникам позволили переселяться в города Сибири и еще им разрешили заниматься виноторговлей [9]. В 1890 г. томский полицмейстер писал, что благодаря этим указам в Томск прибыло много евреев из Европейской России. В конце XIX в. большинство их (40 %), торговали мелочным товаром, живым скотом, машинами, оружием, тканями и одеждой, спиртными напитками. Они содержали трактиры, гостиницы и публичные дома. 26 % евреев были заняты в ремесле и кроме перечня обычных работ, занимались так же сложным ручным производством: часовым, ювелирным, химическим, оптикой, полиграфией [10].
Еще одна этническая группа ссыльных - поляки были представителями самой западной и самой экономически развитой окраины Российской Империи. Если в 1830 - 1850-е годы поляков в Западной Сибири было не так много, то в 60-е годы выселение их было массовым и затронуло все социальные слои Царства Польского.
Поначалу положение разночинцев было особенно тяжелым. Если дворяне получали содержание от казны, а крестьяне могли зарабатывать себе на жизнь батрачеством у старожилов, то студентам, чиновникам, дворянам, лишенным прав состояния и пр. людям, имевшим образование и не привыкшим к крестьянскому труду, было сложнее приспособиться к новым условиям. Трудно им было устроиться по специальности, так как общественная и педагогическая деятельность были им запрещены, а многие другие профессии в Сибири были ограниченно востребованы, в основном в городах (слесари, врачи, механики) [11].
Ссыльные поляки благородного происхождения средств, как правило, не имели. Было принято решение наделять их как поляков-крестьян пособием на домообзаводство и землей, а по истечении двух - трех лет обложить рентою за пользование крестьянской землей. В Тобольской губернии из 1696 человек, сосланных в 1865 г., половина никакого представления о сельскохозяйственных работах не имела вообще. Они удалялись в города по билетам, находились в услужении и занимались ремеслами и торговлей. Остальным приступить к земледелию, по словам чиновника общего губернского управления, мешали субъективные причины: "тоска по родине, слухи о возможном возвращении, маленький размер пособия, оставленные в Польше семьи и нежелание выписывать их в Сибирь" [12].
Аналогичная картина была и в Томской губернии. В 1860-1880-е годы поляки податных сословий в основном осели в деревнях, к коим были приписаны, получили пособие и занимались хлебопашеством. Многие работали на заводах [13]. На винокуренном заводе Копытина в 1868 г. работало 12 польских политических ссыльных из крестьян [14]. На крупчатом заведении купца Каменского в 1869 г. работало 8 сосланных поляков [15].
Многие поляки сами занимались ремеслами: слесарным, кузнечным, бондарным, сапожным и пр. [16] По словам Н. Кострова, многие из тех, кто получал пособие на домообзаводство, сеяли немного, а также занимались торговлей и ремеслами [17]. Образованных поляков из разных сословий поджидали сюрпризы российского законодательства. 25 октября 1865 г. вышел запрет для всех групп политических ссыльных на государственную и военную службу [18]. Большинство их выручила служба по вольному найму и частная практика [19]. В Томскую казенную палату нанимали письмоводителей поляков по вольному найму.
Типичный случай произошел в Тобольске осенью 1864 г. В губернской тюрьме началась эпидемия тифа, почти весь медперсонал тоже заболел, а заведующий тюремной больницей находился в Санкт-Петербурге на экзаменах на степень доктора. В таких чрезвычайных обстоятельствах начальник тюрьмы вынужден был доверить дело заведования тюремной больницей политическому преступнику Томковичу - врачу по профессии. Со своими обязанностями он справился. После чего начальник тюрьмы ходатайствовал о смягчении участи Томковича, об оставлении его в Тобольске и дозволении ему частной практики, убеждая генерал-губернатора, что он изменился к лучшему [20].
Это был не единственный случай. Ссыльным ксендзам (католическим священникам), не лишенным прав состояния, разрешили отправлять богослужения и даже разъезжать для этого по округу [21].
Многие грамотные поляки предпочли заняться торговлей. Однако 12 февраля 1867 г. им запретили работать "сидельцами" в пивных заведениях, чтобы они не могли служить к распространению "ложных убеждений". Но поляки нашли способ обходить этот указ. Чаще всего просили продлить патент, дабы отработать долги, взятые под открытия заведения [22].В итоге всем полякам было разрешено занятие виноторговлей, при условии - не работать в лавках сидельцами [23].
Число торгующих поляков росло, и в 1868 г. им разрешили выдавать патенты на торговлю и промыслы, в коих указывались места дозволенного перемещения. Благодаря этому разрешению многие поляки смогли развернуться и устроить свои дела практически с нуля. Например, Никодим Варфоломеевич Довят в 1869 г. подавал прошение на имя губернатора, желая переехать из Мариинска, куда он был сослан, с ограничением прав состояния, в Томск для приискания себе занятия. А пока для охранения от голода просил назначить ему пособие по 7 копеек в сутки. Ему дали разрешение [24]. В 1900 г. у купца 2-ой гильдии Н.В. Довята в Томске было 3 ренсковых погреба и торговые лавки. Управляющие у него были русские: Горелин, Соколова, Чилев, Иванушков [25].
Русские предприниматели охотно брали к себе в услужение грамотных ссыльных. Так купец 1-ой гильдии А.К. Триполитов ходатайствовал в 1869 г. за своего служащего на прииске работника Ивовича, которому полицейские власти не давали билета на выезд из села Тисуля в тайгу на место работы. И ему дали это разрешение [26]. Купец 1-ой гильдии А. Пастухов лично ездил в Томск хлопотать о паспорте на еще один 1872 г. для служащего своего винокуренного завода В. Новодворского [27].
Начиная в услужении у русских купцов, поляки, нередко выходили в самостоятельные хозяева. Так состоялась карьера Шидловского, Рогановича, Лапицкого, Мыслинского, Маркевича, Собещанского, Цявловского, Войцеховича и др. [28] Самый известный польский предприниматель А.Ф. Поклевский-Козелл создал одну из наиболее крупных торгово-промышленных фирм за Уралом.
Еще одна ограниченная в правах группа переселенцев в Западную Сибирь - иностранцы. Ограничивались они, правда, незначительно, в основном тем, что ежегодно должны были подтверждать свои виды на жительство, получая новые билеты. Главными поставщиками иностранных подданных в Российскую империю были германские государства: Австро-Венгрия, Пруссия, Бавария, Вюртемберг, Мекленбург, Гессен и пр. (более 50 %, а в 80-е годы XIX века - более 80 % всех иностранцев Западной Сибири) [29].
Помимо немцев приезжали в Сибирь представители славянских этносов, незначительное число французов и англичан. Из Турции и Персии (Ирана) ехали греки, армяне, евреи. Последние - исключительно торговцы. Иностранцы в большинстве своем устраивались в городах: в Томске и Барнауле. Например, в Томской губернии в 1864 г. из 44 иностранных подданных - 35 были немцами, остальные - французами и евреями. В Тобольской губернии было 14 иностранцев, 10 из них - выходцы из Средней Азии, 4 человека в Тюмени - из Европы [30].
Выбор места поселения был не случаен, так как приезжали в Сибирь, главным образом, немцы-ремесленники. До массового аграрного переселения сюда немцев из Поволжья и Приуралья в 90-х годах XIX века, немцы-ремесленники были почти единственными представителями своего этноса в Западной Сибири (небольшое число прибалтийских немцев всегда присутствовало в аппарате управления).
Немцы (иностранные подданные) прибывали в Сибирь из Европейской России, где уже жили по несколько лет. А некоторые даже родились в России, оставаясь подданными других государств, исповедовали лютеранскую или католическую религии, говорили на родных языках. Например, прусский подданный Антон Ибах прибыл в Барнаул в 1861 г. из Оренбурга и занялся ремонтом часов. Его брат Эдуард приехал в 1864 г. туда же и учился кузнечному делу у Юлиуса Гра [31]. В 1875 г. в Томской губернии проживало 27 иностранцев.
Немцы довольно быстро интегрировались в Российское общество, принимали гражданство и практически сразу находили себе место в экономике городов. Таков, в частности, вошедший в эту таблицу Исидор Шерцингер, прусский подданный, лютеранин, часовых дел мастер.
Таблица 1. Число иностранных подданных в Томской губернии в 1875 г.
Место
проживания |
Иностранцев |
Из них
немцев |
Профессии
немцев. |
Томск |
11 |
7 |
Кондитер, часовщик, пивовар, акробат, гувернантка и
т.д. |
Село Тисульское (Мариинский округ) |
2 |
1 |
Часовщик. |
Деревня Казанцева (Каинский округ) |
1 |
1 |
Горшечник. |
Стеклоделательный завод купца
Исаева. |
1 |
1 |
Стеклодел. |
Колывань. |
1 |
- |
- |
Барнаул. |
11 |
8 |
три булочника, колбасник,
часовщик, смотритель лютеранской церкви, портной,
гувернантка. |
Источники: ГАОО. Ф. 3. Оп. 8. Д. 13345. Л. 451-455.
В 1890 г., проживая в Томске, он подал прошение о принятии Российского подданства и получил разрешение [32]. В 1898 г. он был купцом 2-ой гильдии и имел часовой магазин [33].
Прусский подданный Андрей Кальдер приехал в Россию как акробат в 1867 г. В 1875 г. он жил в Томске, а с 1879 г. обосновался в Барнауле. Когда в 1886 г. он просил о вступлении в Российское подданство - уже имел свой дом в Барнауле, содержал гостиницу и торговал пивом [34].
Роберт Крюгер (прусский подданный, лютеранин) прибыл в Томск в 1887 г. из Перми [35]. В 1890 г. он арендовал в Томске паровой пивоваренный завод, а в 1895 г. купил его. Он также имел квасное заведение и пивные лавки [36].
Несмотря на то, что вступление в российское подданство для иностранцев нередко осложнялось бумажной волокитой (пересылка документов, утеря их и пр.), им это в основном удавалось. У детей их такой проблемы не было, и по достижении 18 лет они обычно принимали русское подданство. Вероятно, принятие подданства было необходимо им для лучшего устройства своих торговых и промышленных дел в городах.
Прусский подданный Эрнест Густавович Фельзенмайер в 1888 г. писал, что он с женой: "прибыл в пределы Российской империи в 1865 г., а в 1870 г. - в Троицко-Савск, в котором прожили десять лет, то есть до 1880 г. и занимались торговым делом и фабричным производством. А с 1880 г. переехали на постоянное жительство в Томск, в котором мы также занимаемся торговлею и фабрикацией консервов и разных в этом роде изделий. Теперь мы желаем вступить в Русское подданство, и причислиться в Томское купеческое сословие…". Он также просил сохранить прусское подданство для удобства в торговых делах и в 1889 г. был приведен к присяге на верность императору [37]. В 1898 г. Фельзенмайер был купцом 2-ой гильдии и занимался виноторговлей, галантереей и имел бакалейные лавки.
Такие прошения следовали от французских, китайских, персидских и турецких подданных, наполнявших крупные города Западной Сибири ремесленниками, торговцами, музыкантами и гувернантками, что свидетельствовало о хороших возможностях здесь для их занятий. Это ко всему прочему обеспечивалось благоприятными межэтническими отношениями в городах Западной Сибири.
Итак, большинство сегрегационных этнических групп сохранили свою специфику, образ жизни, сумело консолидироваться с основным населением края и стать неотъемлемой частью модернизации Западной Сибири.
[1] ГАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 410. Л. 18.
[2] Там же. Оп. 8. Д. 11887. Л. 2-2а
[3] Там же. Оп. 6. Д. 8240. Л. 1-8. Оп. 9. Д. 25537. Л. 1-35; Оп. 6. Д. 9694. Л. 1-21.
[4] Патканов С.К. Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян и инородцев Западной Сибири. Тобольская губерния. Тобольский округ. СПб., 1890. Вып. X. С. 130.
[5] ГАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1739. Л. 1-21.
[6] Островский Ю. Сибирские евреи. СПб.: Лурье и К0, 1911. С. 38 - 61.
[7] Савиных М.Н. Евреи в Российской Империи. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. Гл. № 4. Евреи в Сибири.
[8] ГАТО. Ф. 3. Оп. 19. Д. 299. Л. 1-4; Островский Ю. Сибирские евреи. СПб., 1911. С. 21; ГАТ. Ф. 152. Оп. 31. Д. 98. Л. 1.
[9] ГАОО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 6479. Л. 233-234.
[10] Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи. СПб. 1897. Таблица № 22. Тобольская губерния. С. 160-165; Томская губерния. С. 159-209. Акмолинская область. С. 100-101.
[11] ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 280. Л. 644-653. Рощевская Л.П. Члены партии "Пролетариат" в западносибирской ссылке. // Советское славяноведение. 1976. № 6. С. 34-36. Она же. Участники польских гмин в русских колониях политических ссыльных Западной Сибири в 80х гг. XIX века. // Освободительное движение в России: Межвузовский научный сборник. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1978. Вып. 8. С. 75-78.
[12] ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 1309. Л. 2; ГАТ. Ф. 152. Оп. 1. Д. 131. Л. 1-40; ГАОО. Ф. 3. Оп. 6. Д. 10002. Л. 3-57.
[13] ГАОО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 6627. Л. 185-199.
[14] ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 315. Л. 266-267; 217-220; Ф. 2. Оп. 2. Д. 40. Л. 1-35. Д. 41. Л. 11-46.
[15] ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 455. Л. 1-9.
[16] Там же. Д. 527. Л. 64.
[17] Там же. Л. 4-75.
[18] ГАОО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 6867. Л. 2-6; Оп. 5. Д. 7727. Л. 1-6.
[19] Там же. Оп. 5. Д. 7724. Л. 1-10.
[20] Там же. Оп. 4. Д. 6333. Л. 1-6.
[21] Там же. Д. 6318. Л. 1-18.
[22] ГАТ. Ф. 152. Оп. 1. Д. 135. Л. 18-148.
[23] Там же. Оп. 4. Д. 392. Л. 2-8.
[24] ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 527. Л. 9.
[25] Там же. Ф. 196. Оп. 4. Д. 34.
[26] Там же. Ф. 3. Оп. 54. Д. 714. Л. 1-2.
[27] Там же. Оп. 2. Д. 1317. Л. 17.
[28] Рабинович Г.Х. Крупная буржуазия и монополистический капитал в экономике Сибири конца XIX - начала XX веков. Томск, 1975. С. 70.
[29] Кабузан В.М. Эмиграция и реэмиграция в России в XVIII - начале XX веков. М.: Наука, 1998. С. 115, 152.
[30] ГАОО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 5644. Л. 42. Д. 5643. Л. 5-6.
[31] ГАТО. Ф. 3. Оп. 18. Д. 372. Ведомость № 8.
[32] Там же. Оп. 2. Д. 2827. Л. 4.
[33] Сибирский торгово-промышленный и справочный календарь. СПб., 1898. С. 520.
[34] ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 2883. Л. 1.
[35] Там же. Д. 2396. Л. 23-25.
[36] Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Новосибирск: Наука, 1995. С. 112.
[37] ГАТО. Ф. 3, Д. 3136. Л. 1.
|