Предисловие Ламин В. А. [От "страны тьмы" к геополитическому освоению] Резун Д. Я. [Люди на сибирском фронтире] Мамсик Т. С. [У истоков сибирского евразийства] Шиловский М. В. [Сибирская политика правительства] Родигина Н. Н. [Образ Сибири в массовом сознании] Ефимкин М. М. [Азиатское пространство в цивилизационной динамике] Ус Л. Б. [Менталитет сибирского горожанина] Бойко В. П. [Менталитет сибирского купечества] Дегальцева Е. А. [Общественные организации] Дамешек Л. М. [Интеграция коренных народов] Гончаров Ю. М. [Сибирская городская семья] Матханова Н. П. [Женщины в общественно-политической жизни] Туманик Е. Н. [Национальный вопрос в политике А.Н. Муравьева] Скобелев С. Г. [Этнодемографическое развитие коренного населения] Шерстова Л. И. [Аборигены Южной Сибири] Карих Е. В. [Сегрегационные этнические группы] Аблажей Н. Н. [Возвратная миграция из Китая в СССР] Ноздрин Г. А. [Взаимоотношения русского и еврейского населения] Зиновьев В. П. [Переход Сибири к индустриальному обществу] Болоцких В. Н. [Декабристы о перспективах развития Сибири] Катионов О. Н. [Московско-Сибирский тракт] Андрющенко Б. К. [Сфера обмена Сибири] Щеглова Т. К. [Традиции и новации в размещении ярмарок] Николаев А. А. [Маслодельная кооперация] Запорожченко Г. М. [Городская и рабочая потребительская кооперация] Кириллов А. К. [Налоговая система] Пронин В. И. [Хозяйственная деятельность городского самоуправления] Андреев В. П. [Горнодобывающая промышленность и города Кузбасса] Ильиных В. А. [Налоги в деревне в конце 1920-х - начале 1950-х] Исаев В. И. [Городской образ жизни] Зубов В. Е. [Реформа государственной службы] Куперштох Н. А. [Научные центры Сибири] Долголюк А. А. [Управление строительным производством] Сведения об авторах Список сокращений |
Ноздрин Г. А.
Взаимоотношения русского и еврейского населения Сибири
во второй половине XIX - начале ХХ в. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 02-01-00344
Появление антисемитизма в России явилось следствием обострения национальных противоречий. Он подпитывался конфликтами между евреями-предпринимателями и рабочими, конкуренцией ремесленников различных национальностей. На отношении к евреям в регионах сказывалась антисемитская политика министров внутренних дел Н.П. Игнатьева, П.Н. Дурново, В.К. Плеве и генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича, принявших целый ряд законов по ограничению прав евреев, сопровождавшихся погромами. С.Ю. Витте и П.А. Столыпин, намеревавшиеся решить еврейский вопрос, не рискнули это сделать. В результате ни одна национальность России не дала такого процента революционеров как евреи, что способствовала еще большему росту антисемитизма. По свидетельству адмирала Дубасова, антисемитизм великого князя Сергея Александровича и Трепова революционизировал Москву и превратил ее в центр российской революции [1].
Таблица 1. Число евреев и цыган в городах и округах Западной Сибири
во второй половине XIX в.
Таблица составлена по: ГАОО. Ф. 3. Оп. 7. Д. 11887. Л. 3-119; Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. СПб., 1904. Т. 74. С. 62; Т. 75. С. 54-59; Т. 78. С. 76-79; Т. 79. С. 70- 75; СПб., 1905. Т. 80. С. 46-47; Т. 81. С. 50-51; Т. 83. С. 52-53. Таблица 2. Численность евреев и цыган в Сибири
во второй половине XIX в.
Таблица составлена по: ГАОО. Ф. 3. Оп. 7. Д. 11887. Л. 3-119; Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. СПб., 1904. Т. 74. С. 62; Т. 75. С. 54-59; Т. 78. С. 76-79; Т. 79. С.70- 75; СПб., 1905. Т. 80. С. 46-47; Т. 81. С. 52-53. О численности евреев в начале XX в. нет сопоставимых данных. Но фрагментарные сведения позволяют говорить об ее росте. Население городов Западной Сибири с 1897 по 1910 гг. увеличилось с 290034 чел. до 400787 чел., а численность евреев - с 8451 чел. до 11473 чел. [3]. В г. Томске количество евреев возросло с 3016 чел до 5984 чел., в Томском округе - с 349 до 1488 чел. [4]. В годы Первой мировой войны только в Томскую губернию прибыло 679 евреев [5]. Несмотря на рост численности евреев в Сибири в начале XX в., удельный вес их среди других национальностей не изменился. Анализ численности и размещения евреев в Сибири показывает, что при низком удельном весе в регионе, антисемитские настроения в нем, а особенно в сельской местности, должны были быть слабее, чем в Европейской России. Основная масса сибирских евреев концентрировалась в городах, где их удельный вес часто превышал среднероссийские показатели, что способствовало росту антисемитизма. Евреи, как и всякий другой народ, обладали рядом противоположных свойств, в них сочеталась жажда справедливости со страстью к наживе, территориальная разобщенность с чрезвычайной сплоченностью, приниженность положения с огромным самомнением, мессианством, значительным положением в экономических структурах. Различные черты национального характера по-разному воспринимались населением мест проживания евреев. Среди народа, по свидетельству Ф.М. Достоевского, не было религиозной ненависти к евреям, к ним относились без всякой предвзятости [6]. Но в его среде, особенно среди лавочников, полицейских, части священнослужителей, деклассированных элементов, пьяных, детей существовал бытовой антисемитизм, свойственный всем народам мира. С ним связаны отказы допустить равенство евреев, их оскорбления, насмешки над ними. Эмпирический антисемитизм представлял благоприятную среду для черносотенства и расизма и играл большую роль в антисемитских движениях. Другим типом антисемитизма, наиболее распространенной формой вражды к еврейству, являлось черносотенство и расизм. Классической страной расизма была Германия. Русское черносотенство, по мнению американского историка X. Роггера, не было фашистским движением, так как для этого отсутствовали условия [7]. Корни русского черносотенства лежат в экономическом и политическом антисемитизме, обвинении евреев в создании капитализма и социализма, религиозном антисемитизме. Экономический антисемитизм связан с конкуренцией и борьбой за преобладание. Русское дворянство, купечество и предприниматели хотели наживаться не хуже, чем евреи. В течение веков евреев принуждали заниматься одними денежными делами, закрывая другие отрасли производства. В результате они скопили громадные капиталы, превратились в ростовщиков и банкиров. Активности евреев способствовал и характер религии. Если христиане считали нищету добродетелью, то евреи - бедствием, от которого нужно избавиться. По мнению В. Зомбарта, евреи сыграли преобладающую роль в становлении капитализма [8], в чем их постоянно обвиняют конкуренты. Начальник Иркутского губернского жандармского управления полковник В.О. Янковский в 1875 г. в донесении начальнику III отделения А.Л. Потапову писал: "Величайшее зло, более всех остальных зол вместе взятых, в Сибири бесспорно евреи. Наполеон I слишком поздно сказал, что для успеха войны нужны деньги, деньги и деньги. Евреи, искони поняли эту истину и ведут войну противу всего нежидовского, употребляют все силы, все средства, по преимуществу незаконные, для приобретения денег, с тем, чтобы иметь успех, в чем они уже повсеместно и успевают. Сибирь вообще, а золотопромышленность в частности, открыли новое поприще их деятельности, и ежели их в самом непродолжительном времени не устранят отсюда, то Сибирь будет для них Эльдорадо в ущерб России" [9]. В 1884 г. в губерниях черты оседлости среди купцов 1-й гильдии евреи составляли от 31 до 61,7 %, среди купцов 2-й гильдии - от 53 до 65 %. Им принадлежала треть фабрик [10]. Среди сибирских купцов 1-й гильдии не менее 15 были евреями. В 1897 г. из 125 человек, объявивших купеческие капиталы, 21,6 % относились к евреям [11]. Сосланный в Иркутск в начале 70-х годов XIX в. за подделку денежных документов еврей В.М. Копп приехал с 11 коп. в кармане. К 1875 г. он стал одним из влиятельных лиц Восточной Сибири, получил все казенные подряды по поставкам хлеба и нажил огромное состояние [12]. В 1897 г. 3792 еврея в Сибири занимались торговлей, 585 - извозом, 507 работали прислугой, 466 - служили в армии, 382 - находились на государственной службе [13]. Велика была роль евреев в кустарном производстве. В Каинске в начале 60-х годов XIX в. все 122 ремесленника принадлежали к евреям. Раввин Л. Брафман писал, что за еврейскими ремесленниками всегда стоял кагал, и в борьбе с ремесленниками-христианами они выходили победителями [14]. Конкуренция с евреями приводила купцов, лавочников, ремесленников в ряды черносотенцев. Но не все предприниматели были заражены антисемитизмом. Московское общество фабрикантов и заводчиков после первой российской революции протестовало против преследования евреев [15]. В черте оседлости евреям принадлежало 55,3 % винокуренных заводов, 89,9 % винных погребов, 77,8 % корчем, 52,5 % трактиров и за ними закрепилась репутация инородцев, спаивающих русское население [16]. В Сибири число винозаводчиков-евреев было значительно меньше: Хотимские, Мариупольские, Рейхзелигман, Беер, - но евреи занимали ведущее место в торговле спиртными напитками. Полковник В.О. Янковский в 1875 г. отмечал, что евреи "везде развели кабаки, спаивают и разоряют народ", вокруг приисков устраивают концентрические круги незаконной торговли водкой, меняя ее на золото [17]. Представители русской общественной мысли по-разному оценивали еврейское предпринимательство. Ф.М. Достоевский писал, что евреи поминутно жалуются на свою судьбу, но на деле царят в Европе, управляют биржами, политикой, внутренними делами. Евреи предпочитают одну профессию - торг золотом. После реформы еврейские предприниматели заместили помещиков. Но если помещики стремились не разорять крестьян, то евреям до этого нет дела. В случае если пошатнется община, то мужику придет конец, его евреи кагалом разорят. На окраинах они поставили народ в зависимость от себя. Прямо противоположную позицию занимал B.C. Соловьев. Защиту евреев он считал важнейшей задачей своей жизни. B.C. Соловьев писал, что евреи своими достижениями обязаны религиозности и самодеятельности. Их упрекали в эксплуатации народа, но они фактически являлись средним классом. Русские предприниматели угнетали крестьян не меньше евреев. В Псковской губернии "чумазые лендлорды" довели их до такого ожесточения, что они одного из них сожгли живьем [18]. Д.И. Менделеев считал предпринимательскую деятельность евреев полезной для страны [19]. В социальном плане еврейская народность была неоднородной: в ней выделялись и богачи, и зажиточные, и беднота. Но, как справедливо отмечал М.В. Шиловский, еврейская беднота осталась в черте оседлости, а в Сибири жили, в основном, состоятельные евреи. На принадлежавших им предприятиях работали русские, недовольство эксплуатацией приобретало антисемитский оттенок и вызывало участие рабочих и крестьян в черносотенном движении [20]. Еврейская народность была неоднородной не только по социальному составу, но, разбросанная по разным странам мира, отличалась и по степени взаимодействия с культурой стран проживания. Л.П. Карсавин различал три группы евреев: 1) религиозно-национальное еврейство, составлявшее единое культурно-религиозное целое; 2) ассимилированное еврейство, принявшее культуру новой родины; 3) евреев, только начавших ассимилироваться, занявших промежуточное положение между евреями и коренным народом [21]. Объединение евреев в собственные организации вызвано, с одной стороны, опасением ассимиляции, с другой стороны, гонениями. В 1863 г. Адольф Кремье основал "Всемирный израильский союз", ставивший целью захват евреями мирового владычества путем денег и сплочения их до одного на основе девиза из Талмуда "все за одного и один за всех". В 1865 г. с теми же целями учреждено "Братство, пробуждающее дремлющих", в которое вошли 12 тыс. самых богатых евреев, в том числе 500 российских банкиров и коммерсантов [22]. В 1897 г. возникла Всемирная сионистская организация во главе с Т. Герцлем, ставившая целью образование еврейского государства в Палестине. На этой же платформе в России в 1904 г. создана сионистско-социалистическая рабочая партия. Программное положение сионистов о создании еврейского государства совпадало с требованием Союза русского народа о выселении евреев из России в отдельное государство, но контактов между этими партиями не было, сионисты старались не вмешиваться в политическую жизнь страны проживания. В 1898 г. в России насчитывалось, по разным подсчетам, от 373 до 800 сионистских групп [23]. К 1912 г. в Сибири имелись их организации в Верхнеудинске, Иркутске, Каинске, Новониколаевске, Петровском заводе, Томске, Чите. 27 декабря 1912 г. 18 делегатов от этих организаций собрались на съезд в Иркутске, но были арестованы полицией [24]. В различных городах Сибири создавались еврейские общества и отделы Еврейского литературного общества. В Иркутске, Томске, Каинске действовали синагоги, а при них - богадельни для престарелых и школы. В 1914-1917 гг. функционировали еврейские комитеты помощи жертвам войны [25]. Ассимилированные крещеные евреи приняли культуру русского народа и участвовали в управлении государством и его экономикой. Из двух братьев Гессе, евреев по происхождению, один служил генералом, другой занимал пост киевского губернатора, еврей Проппер был владельцем и издателем "Биржевых ведомостей". И.Ф. Манасевич-Мануйлов работал чиновником особых поручений по вопросам печати при Совете министров. Директор Русско-Французского банка Д.Л. Рубинштейн занимал столько руководящих постов в правлениях различных акционерных обществ, что на их перечисление в справочнике "Весь Петербург" отводилось 17 строчек. Даже в Союзе русского народа в Одессе имелся филиал - Общество евреев, молящихся за царя и правительство. Евреи, только начавшие подвергаться ассимиляции, по мнению Л.П. Карсавина, занимали промежуточное положение: они уже не евреи, но не влились и в коренную народность. Их одинаково обижало, когда их называли евреями, и когда евреями не считали. Для мировоззрения ассимилирующихся евреев характерен космополитизм, интернационализм, индивидуализм, активность, направленная на утопизм и революционность [26]. С.Н. Булгаков писал, что влияние евреев проявляется у масонов, социал-демократов и наибольшее - в руководстве большевиков, хотя оно принадлежит к различным народностям [27]. Но точка зрения Булгакова не отражает адекватно действительности. Евреи входили не только в РСДРП, но во все политические партии от анархистов до кадетов. Влияние евреев-революционеров ощущалось сильнее не у большевиков, а у меньшевистского крыла социал-демократии, к которому примкнул созданный в 1897 г. еврейский социалистический Бунд. Более точно определяет роль этого слоя евреев Л.П. Карсавин. Он считал, что интернационализм и материализм русской революции был созвучен денационализированным евреям и притягивал их. Сказкой является утверждение, что евреи выдумали и осуществили русскую революцию и разрушили государство. Процессы разложения охватили русскую европеизированную государственность, а евреи влились в этот процесс, обострили его и ускорили. И несчастье России не в денационализированных евреях, а в тех условиях, благодаря которым оно оказалось действенным [28]. Но неверно свести участие евреев в революции только к этническому фактору. Н.А. Бердяев писал, что евреи явились существенным элементом в революции из-за их угнетенного положения. Борьба евреев за свободу была их заслугой, но евреи были лишь попутчики революции, когда она вступила в национальную фазу, против видных евреев-коммунистов начались репрессии [29]. По мнению Г.П. Федотова, главной причиной революционного кризиса явился обвал капитализма. Все революционные силы, левые и правые, русские и евреи, объединились в одном антикапиталистическом натиске [30]. Как бы то ни было, для противников социалистических идей, участие евреев в социалистическом движении стало источником антисемитизма. Атаман Забайкальского казачьего войска 3 января 1908 г. писал начальнику Главного управления казачьих войск Е.Г. Гарф: "Местные революционеры, вообще, это полуграмотные подонки общества, предводительствуемые евреями, и действующие по указке разных центральных комитетов" [31]. Наиболее широко распространен религиозный антисемитизм. В бытовом антисемитизме он заключается в тезисе: "Иудеи Христа продали и распяли". Представители русской религиозной мысли конца XIX - первой половины XX в. не высказывали вражды к евреям. Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, В.И. Иванов, Д.С. Мережковский, B.C. Соловьев и Г.П. Федотов отвергали любой антисемитизм, Ф.М. Достоевский считал виновниками распространения антисемитизма еврейских предпринимателей, а С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин и В.В. Розанов - денационализированных евреев-революционеров [32]. Сибирские священнослужители делились на сторонников радикальных партий, нейтралов и черносотенцев. Во всех духовных учебных заведениях края работали отделы Российского общесеминарского союза, поддерживавшего социалистические партии. В Ишимском уезде вел революционную агитацию настоятель Кучковский, в Минусинском уезде - депутат II Думы настоятель Бриллиантов, в Верхоленском уезде - дьякон Конопатский и т.д. В Красноярске часть духовенства, поддерживавшего самодержавие, но не разделявшего взгляды черносотенцев, создала Союз православных сибиряков [33]. Но большинство священнослужителей придерживалось черносотенной идеологии, они объединяли идейно все течение и играли ведущую роль в формировании его отделов. Иеромонах Игнатий, протоиереи В. Захаров, А. Голосов, К. Вавилов и И. Пляскин, священники Аскарин, А. Галензовский и А. Попов, архимандрит Киприан, епископы Гавриил и Ефимий, архиепископы Макарий, Антоний и Мефодий стали организаторами, руководителями и покровителями отделов Союза русского народа в Томске, Красноярске, Тобольске, Омске, Семипалатинске, Тайге, Канске, Иркутске [34]. Черносотенное руководство Церкви пыталось заставить священников не принимать участие в революционном движении. На совещаниях 12, 14 ноября 1907 г. епископы Митрофан, Евлогий настаивали на лишении оппозиционных священников депутатских полномочий, отнятии приходов, собеседовании митрополита Антония с ними. 31 октября 1907 г. принято решение священника Бриллиантова этапным порядком выслать за пределы Томской губернии [35]. Таким образом, русский народ жил под гнетом грубого, активного антисемитизма и черносотенства, которые нашли выражение и в погромах, и в пропаганде, и в "кровавом навете" (дело Бейлиса) и в мероприятиях русского правительства. Волна антисемитизма началась с областей католической Польши. [1] Витте С.Ю. Избранные воспоминания (1849-1911 гг.). М., 1991. С. 398-401.
|