Новости
Источники
Исследования
О проекте
Ссылки
@ Почта
Предисловие
Ламин В. А. [От "страны тьмы" к геополитическому освоению]
Резун Д. Я. [Люди на сибирском фронтире]
Мамсик Т. С. [У истоков сибирского евразийства]
Шиловский М. В. [Сибирская политика правительства]
Родигина Н. Н. [Образ Сибири в массовом сознании]
Ефимкин М. М. [Азиатское пространство в цивилизационной динамике]
Ус Л. Б. [Менталитет сибирского горожанина]
Бойко В. П. [Менталитет сибирского купечества]
Дегальцева Е. А. [Общественные организации]
Дамешек Л. М. [Интеграция коренных народов]
Гончаров Ю. М. [Сибирская городская семья]
Матханова Н. П. [Женщины в общественно-политической жизни]
Туманик Е. Н. [Национальный вопрос в политике А.Н. Муравьева]
Скобелев С. Г. [Этнодемографическое развитие коренного населения]
Шерстова Л. И. [Аборигены Южной Сибири]
Карих Е. В. [Сегрегационные этнические группы]
Аблажей Н. Н. [Возвратная миграция из Китая в СССР]
Ноздрин Г. А. [Взаимоотношения русского и еврейского населения]
Зиновьев В. П. [Переход Сибири к индустриальному обществу]
Болоцких В. Н. [Декабристы о перспективах развития Сибири]
Катионов О. Н. [Московско-Сибирский тракт]
Андрющенко Б. К. [Сфера обмена Сибири]
Щеглова Т. К. [Традиции и новации в размещении ярмарок]
Николаев А. А. [Маслодельная кооперация]
Запорожченко Г. М. [Городская и рабочая потребительская кооперация]
Кириллов А. К. [Налоговая система]
Пронин В. И. [Хозяйственная деятельность городского самоуправления]
Андреев В. П. [Горнодобывающая промышленность и города Кузбасса]
Ильиных В. А. [Налоги в деревне в конце 1920-х - начале 1950-х]
Исаев В. И. [Городской образ жизни]
Зубов В. Е. [Реформа государственной службы]
Куперштох Н. А. [Научные центры Сибири]
Долголюк А. А. [Управление строительным производством]
Сведения об авторах
Список сокращений
|
Щеглова Т. К.
Территориальное развитие торговой инфраструктуры Западной Сибири и Степного края в период капиталистической модернизации: традиции и новации в размещении ярмарок в начале XX века.
Одним из спорных вопросов научной проблемы экономической модернизации России является развитие организационной структуры рынка и форм товарообмена. На сегодняшний день на историографическом поле мировой науки сформировалось два подхода. Для первого подхода характерно формирование вертикальной модели процессов модернизации организационных форм торговли от архаичных (развозно-расносные и периодические) к развитым (стационарные) и поступательное развитие форм товарообмена - от меновых (напрашивается аналог современного бартера) до "виртуальных", в т.ч. биржевых, аукционных, выставочных и т.п. Одним из показателей уровня модернизации в сфере обмена называется высокая степень плотности стационарной торговой сети, как условия для развития внесезонного динамичного промышленного сектора экономики. Данная точка зрения широко распространена среди отечественных историков, которым импонирует жестко детерминированная схема развития модернизации (традиции формационного подхода советской исторической школы): аграрное общество - индустриальное общество (многообразие типов) - постиндустриальное общество.
Для второго подхода характерно рассмотрение развития организационных форм торговли в горизонтальной плоскости, что привело к появлению тезиса о "видовом многообразии торговли" [1]. В последнее время данная точка зрения особенно широкое распространение получила в зарубежной историографии. Для ее дальнейшего научного развития особое значение имеют региональные исследования на обширной территории Российской империи, которые позволяют выявить особенности географического размещения торговой сети, картографирование и выявление закономерностей в территориальном распределении форм торговли и товарообмена. Это способствует решению проблемы связей и степени зависимости уровня и темпов модернизации от развития тех или иных форм торговли. Доминирование первой точки зрения ("вертикальная модель"), в первую очередь для российских историков, требует ранжировать регионы по степени завершенности процессов капитализации (утверждения "рыночной экономики", как базового понятия модернизации), что напрямую касается вопроса о модернизации организационных форм торговли и товарообмена в центре и на окраинах и влиянии последних на общероссийские темпы и уровень модернизации. Вместе с тем и второй ("горизонтальный") подход позволяет выйти на проблему соотношения общего и частного, закономерностей и специфики. Но и доминирование второй методологической модели оставляет без ответа ряд вопросов. В частности, можно ли считать "видовое многообразие торговли" начальным этапом модернизации или оно характерно для всего процесса модернизации. Тогда остается открытым и вопрос: можно ли принять предположение, что переход от архаичных форм торговли к стационарным свидетельствует о завершении модернизации обменной сферы, или и в индустриальной и постиндустриальной стадии развития общества сохраняется "видовое многообразие" торговли. Вместе с тем абсолютно необходимо и при первом и при втором подходе для решения вопросов о темпах, этапах и результатах модернизации в экономической и социальной сферах России выявить тенденции и закономерности в территориальном (географическом) развитии торговой (рыночной) инфраструктуры в разные временные периоды, в том числе в начальный период модернизации.
К общим тенденциям в развитии региональной торговой сети Западной Сибири и Степного края начала XX века можно отнести уплотнение ярмарочной сети густонаселенных территорий в местах оседания переселенцев-земледельцев, которые ускоряли развитие товарно-денежных и рыночных отношений и являлись факторами образования новых ярмарочных торгов. Переселенцы транслировали земледельческий и промысловый опыт в сибирскую деревню, способствовали развитию предпринимательства, что требовало нового отношения к крестьянскому делу. По этой причине центром развития ярмарочной торговли в начале XX в. стала Томская губерния - зона наибольшего притяжения для переселенцев-земледельцев. Бурный рост ярмарок происходил на территории современного Алтайского края в границах Барнаульского и Змеиногорского уездов Томской губернии, отличавшихся благоприятными климатическими и почвенными условиями для развития сельского хозяйства.
Таблица 1. Привоз и сбыт товаров на ярмарках Томской губернии
в 1910-1915 гг. [2]
Уезды |
1 9 1
0 |
1 9 1
1 |
1 9 1
2 |
Кол-во |
Привоз |
Сбыт |
Кол-во |
Привоз |
Сбыт |
Кол-во |
Привоз |
Сбыт |
Томск |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Томский |
7 |
95487 |
44268 |
7 |
678935 |
622624 |
7 |
1754808 |
845617 |
Барнаул |
1 |
380000 |
260000 |
1 |
385000 |
260000 |
1 |
430000 |
300000 |
Барнаульский |
231 |
4580380 |
1805634 |
— |
7394237 |
1580649 |
354 |
8089855 |
3440665 |
Бийск |
3 |
1178775 |
367560 |
3 |
882950 |
552800 |
— |
— |
— |
Бийский |
71 |
1178775 |
367560 |
45 |
1453895 |
432673 |
50 |
1222692 |
400034 |
Змеиногорский |
63 |
946510 |
294025 |
72 |
2108581 |
725022 |
77 |
1604698 |
379382 |
Каинск |
3 |
358000 |
163500 |
3 |
399500 |
199700 |
— |
— |
— |
Каинский |
22 |
3193259 |
2190027 |
28 |
2905095 |
949337 |
28 |
1186396 |
627681 |
Кузнецк |
1 |
20000 |
20000 |
1 |
27000 |
20000 |
— |
— |
— |
Кузнецкий |
9 |
502000 |
181350 |
23 |
435595 |
207037 |
27 |
471050 |
103181 |
Мариинск |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Мариинский |
— |
283000 |
111450 |
18 |
233600 |
102750 |
7 |
255200 |
5760 |
Н-Николаевск |
1 |
120900 |
120900 |
1 |
19751000 |
16003300 |
1 |
3093300 |
2725076 |
Колывань |
1 |
6000 |
5000 |
1 |
16000 |
14500 |
1 |
120000 |
120000 |
Итого: |
434 |
12439361 |
6096514 |
449 |
36671388 |
21670392 |
563 |
29227999 |
10315464 |
Лидирующее положение в начале XX века занял Барнаульский уезд, превратившийся в центр развитого зернового хозяйства и молочного животноводства, с ведущей ролью маслоделия. Большое торговое значение региональных ярмарок для российского рынка обусловило резкое увеличение численности аграрного населения в начала XX в., особенно в период столыпинских реформ. В результате массовых переселений к 1914 г. на его территории проживало 1,4 млн. человек, больше чем в других уездах Западной Сибири [3] и с 1910 г. проходило больше половины (53,5 %) ярмарок Томской губернии: из 434 ярмарок - 232 [табл. 1]. В 1912 на его территории проходило уже 62,9% ярмарок (354). На второе место по численности ярмарок вышел Змеиногорский уезд: 63 - в 1910, 77 ярмарок (13,7 %) - в 1912 г. Перераспределение ярмарок на территории Алтайского округа в пользу западных и центральных районов обусловили объективные и субъективные условия расширения ярмарочной сети за счет освоения новых плодородных земель переселенцами из Европейской России и ослабление ограничительной политики Кабинета в пользовании землями. Бийский уезд в начале XX в. переместился на третье место, тогда как во второй половине XIX в. вместе с Каинским уездом по численности ярмарок и оборотам торговли занимал первые места. Этому способствовали прежде всего политические факторы, которые на этапе развития традиционного общества доминировали над экономическими факторами. В частности на территории Барнаульского уезда, отличавшегося благоприятными почвенными и климатическим условиями, развитие ярмарочной торговли до середины 1880-х г. тормозила политика Кабинета, ограничивающая предпринимательство и свободу действий в крестьянской экономике, и до начала XX в. - незавершенность землеустроительных работ. И только с ослаблением кабинетской монополии после проведения земельных реформ территориальное распределение ярмарок стали диктовать экономические факторы - потребности рынка, что в целом характерно для модернизации. В Бийском уезде в XIX в., в отличие от Барнаульского с приписным населением, фрагментарно проживали государственные крестьяне, на которых не распространялись кабинетские ограничения в развитии торговли и промыслов и ведомственная регламентация развития сельского хозяйства [4]. Поэтому первые ярмарки в сельской местности возникли в первой половине XIX века именно на территории Бийского уезда, а после указа Кабинета 1865 г., разрешившего переселения на Алтай, Бийский уезд стал зоной преимущественного оседания внутренних и внешних мигрантов-земледельцев. Поток переселенцев из Европейской России на его территорию усилил первый общероссийский закон о переселениях 1881 года. В совокупности эти факторы способствовали развитию на его территории предпринимательского земледельческого и животноводческого хозяйства и втягиванию в систему регионального рынка. Важнейшим условием размещения ярмарок на его территории являлось развитие транзитной торговли с Китаем, Монголией, рудниками и приисками Западной и Восточной Сибири. Дальнейшее поступательное развитие сельскохозяйственного предпринимательства в Бийском уезде ограничивали менее благоприятные природно-климатические условия, особенно в северо-восточных регионах предсалаирской тайги, где преимущественно развивалось скотоводство и промыслы. Среди крестьян даже существовала пословица, отражавшая кустарно-скотоводческую специализацию региона "воткни оглоблю - телега вырастет". Значительную часть территории на юго-востоке занимали предгорья и алтайские горы. Поэтому ярмарочная сеть Бийского уезда начала XX века уступила по ряду показателей, например, соотношения численности ярмарок на единицу территории, Барнаульскому уезду, была более разряженной: в 1910 г. на его территории проходила 71 ярмарка, в 1912 г. - 50 ярмарок. В целом, почти 85 % ярмарок в 1910 г. проходило преимущественно в уездах Алтайского округа: Барнаульском, Бийском, Змеиногорском, в 1912 г. - 92%. Затем в Томской губернии в 1910 г. по численности ярмарок шли Каинский - 25 ярмарок, Кузнецкий - 10 ярмарок, Томский - 7 ярмарок и ни одной в Мариинском [Табл.1].
Формирование новых ярмарочных районов в Западной Сибири в регионах развитого сельскохозяйственного (земледельческого) производства соответствовало общероссийской картине, но с опозданием во времени от российских показателей. На территории европейской России тенденции преимущественного развития ярмарок в районах сельскохозяйственного производства сформировались в первой половине XIX в. и сохранялись в начале XX в. Первым сделал вывод о преимущественном развитии ярмарок в земледельческих и скотоводческих губерниях России, как поставщиков для развивающейся в начальный период промышленного переворота (1830-1842 г.) российской текстильной промышленности И.С. Аксаков [5]. К главным ярмарочным районам середины XIX века он отнес Украину с известными шерстяными ярмарками. В начале XX в. наиболее развитая территориальная ярмарочная сеть в России по-прежнему существовала на Украине и в Центрально-черноземных районах. На территории Западной Сибири в первой половине XIX в. ярмарочно-земледельческий район сформировался на территории старого сибирского центра хлебопашества в границах Курганского, Ишимского и Ялуторовского уездов. На их территории проходило больше всего ярмарок, как в середине, так и в конце XIX в. Таким же благоприятным районом для товарного земледелия являлась территория Алтайского горного округа. Но развитию сельского хозяйства на его территории в XIX в. мешала политика Кабинета и ведомственные интересы, что характерно для традиционной экономики и лишь с формированием рыночных механизмов регулирования экономики на юге Западной Сибири сложился мощный сектор аграрного производства, товарная продукция которого потребовала формирования сезонной оптовой торговой сети.
Общей закономерностью территориального размещения в начале XX в. торговой инфраструктуры Западной Сибири и Степного края являлось формирование двух разноплановых, но адекватных региональному экономическому районированию тенденций: 1. Концентрация ярмарок на территориях, расположенных в зоне влияния железных дорог и вдоль рек, как подъездных путей к железнодорожным станциям; 2. Формирование разряженной сети в виде взаимосвязанных ярмарочных цепочек продвижения товаров через оторванные от мест массового земледельческого и промышленного производства населенные пункты. К последним относились окраинные районы, которые отличались развитием таежных промыслов коренных народов, зоной кочевания казахских и тундровых скотоводов, а также развития добывающих (кедровый, пушной) и обрабатывающих отраслей (лесопереработка и др.) экономики русских промысловиков. Распределение ярмарок на данных территориях происходила в контексте этнокультурной и производственной проблемы взаимодействия "степи и тайги", "степи и гор". На отдаленных малонаселенных территориях численность и густота ярмарок уступала земледельческим регионам, но соответствовала экономическим и этнокультурным потребностям населения. Сезонные оптовые торги имели огромное, часто абсолютное монопольное назначение и распределялись в виде сезонно и территориально выстроенных торговых линий ввозно-вывозной торговли с продвижением товаров от производителя к потребителю. Внутри ярмарочных цепочек распределение торгов зависело от сложившейся к началу столетия производственной специализации населенных пунктов, входящих в данный ярмарочный район. В прошениях названных сельских обществ сами крестьяне делят их на группы: степные хлебопроизводящие, горные промысловые и скотоводческие села. На ярмарках организовывался между ними товарообмен. Сельские общества горных сел указывали, что "хлебные урожаи в здешних местах часто временно очень плохие, и население всегда нуждается в покупке хлебных продуктов", а во время ярмарки "доступен привоз хлебных продуктов, которые население может запасти на весь круглый год" и "сбыть разного жирового и пушного товара за отдаленностью прочих ярмарок" [6].
В местах земледелия в начале XX в. ярмарочная сеть уплотнялась как за счет увеличения числа ярмарок в сформировавшихся в XIX в. цепочках продвижения товаров, так и за счет формирования самостоятельных ответвлений от устоявшихся сельских оптовых торгов. Поэтому в районах земледельческого или смешанного земледельческо-скотоводческого производства русского населения проходила основная масса ярмарок, в промысловых районах - гораздо меньше. Но их значение было адекватно потребностям разных товарно-экономических районов и в целом соответствовало росту объемов товарной продукции. Рыночный спрос диктовал распределение ярмарок и формировал новый тип производителя, проходя эволюцию от вынужденного продавца (необходимость выплаты податей, внесение ясака) к сознательному настроенного на получение прибыли производителя.
Тенденции территориального распределения ярмарок в промысловых районах на сибирской территории и скотоводческих регионах в Степном крае также отражала общероссийскую картину. В начале XX века вторую группу ярмарочных районов в России (к первой относились сельскохозяйственные территории) составляли территории со значительной долей промыслового, кустарного и скотоводческого населения со слаборазвитой транспортной инфраструктурой, например Урал. Число ярмарок в период с 1894 по 1904 гг. в Пермской, Вятской, Уфимской и Оренбургской губерниях увеличилось на 166 ярмарок Этим критериям соответствовали районы таежной и притундровой зоны, горные и предгорные районы юга Западной Сибири, глубинные огромные выпаса Степного края. В начале XX в. в скотоводческих и промысловых регионах отмечалась определенная стабилизация в численности и территориальной схеме размещения ярмарок; в районах с развитой транспортной инфраструктурой преимущественно в районах земледельческой специализации наоборот наблюдалась подвижка в территориальном развитии периодической оптово-розничной сети как вширь (новые районы переселенческого освоения целинных земель, например Кулундинская степь на Алтае, приграничные волости Акмолинской области), так и вглубь (уплотнение торговой сети в старых ярмарочно-земледельческих районах, например Приртышье).
Ярким примером неравномерного размещения ярмарочных торгов являлся Степной край. На его территории сформировалось две ярмарочные зоны - разряженная сеть в степных местах выпаса скота с преобладанием кочевого населения; расширение и уплотнение торговой инфраструктуры в местах концентрации переселенческого русского населения в зоне железных дорог (Трансибирской, Южносибирской) и вдоль казачьих линий (Пресногорьковской и Иртышской). Схема размещения глубинных степных ярмарок сформировалась во второй половине XIX века и мало претерпела изменения в начале XX в.: степные торги имели значение сборных пунктов скота с огромных степных просторов кочевания и размещались в районах перекочевок вдоль скотопрогонных и торговых трактов, обеспеченных водой и растительностью. В удаленном Атбасарском уезде в 1913 из 39 учтенных ярмарок проходило всего 3 (13,6 %). Все они имели длительную торговлю (свыше одной недели) и две из них проходили летом, в период сезонных перекочевок с приближением к российским территориям. В Кокчетавском уезде - 4 из 6 ярмарок имели длительные сроки торговли, проходили они преимущественно осенью (5 из 6). Всего в южных уездах проходило 58,3% длительных торгов (7 ярмарок из 12).
Сильно изменилось в начале XX века территориальное распределение ярмарок в приграничных северных регионах, через которые прошли железнодорожные пути, с торговыми городами и казачьими станицами (Омск, Петропавловск, Павлодар и т.д.), отличавшихся интенсивностью торговых контактов по сбору продуктов скотоводства для их первичной обработки и вывозу с территории Степи. В 1909 и 1913 гг. на территории Акмолинской области 56,4 % (22 из 39) крупнооптовых ярмарок проходили в Петропавловском уезде, который отделял Степной край от Урала и Тобольской губернии [Табл.2]. На его территории интенсивно шел процесс образования новых ярмарок: из указанных 39 ярмарок, 10 были учреждены в период с 1909 по 1913 гг. [7] Следующее место также занимал приграничный Омский уезд - 17,9 % (7) ярмарок [Табл. 2]. Именно по их территории прошли железные дороги. Ярмарки открывались в крестьянских переселенческих селах вдоль них. Их отличала осенняя краткосрочная торговля, с преобладанием в товарообороте субпродуктов скотоводства. В Петропавловском уезде осенью проходило 59,1 % ярмарок и 81,8 % ярмарок имели продолжительность торговли не больше недели. В Омском уезде осенью проходило 85,7 % ярмарок и столько же, 85,7 % ярмарок имели недельную и менее торговлю. Таким образом, в начале XX в. в Акмолинской области сформировалась тенденция размещения новых торгов на севере области, что способствовало формированию нового ярмарочного района. Всего в Петропавловском и Омском уездах в указанный период проходило 74,3 % ярмарок.
Таблица 2. Размещение крупнооптовых ярмарок Акмолинской области в 1909 и 1913 г. [8]
Уезд |
Число
ярмарок |
Время проведения
ярмарок |
Длительность
проведения ярмарок |
|
|
Летом |
Осенью |
1–7
дней |
Свыше
недели |
Атбасарский |
3 |
2 |
1 |
– |
3 |
Кокчетавский |
6 |
1 |
5 |
2 |
4 |
Петропавловский |
22 |
9 |
13 |
18 |
3 |
Омский |
7 |
1 |
6 |
6 |
1 |
Акмолинский |
1 |
1 |
– |
– |
1 |
Всего |
39 |
14 |
25 |
27 |
12 |
Железная дорога способствовала развитию ярмарок, находящихся при подъездных путях железной дороги. Ярким примером являлась история двух городских ярмарок при железных дорогах. В начале XX в. выросли обороты Петропавловской Андреевской ярмарки (20.IX-20.X, затем 20.XI-20.XII). В 1910-1913 гг. они достигли 200-250 тыс. руб. Осенне-зимнее время торговли объяснялось значительным радиусом сбора товаров в период подготовки скотоводов к откочевке на юг и их наивысшей готовности к торговле. В 1909 г. началась торговля на второй весенней ярмарке Петропавловска - Никольской с 5 по 25 мая. Еще большие обороты имела Омская ярмарка. Успех открытых в Омске Московских торговых рядов по распространению мануфактуры привел омских купцов к мысли об учреждении ярмарки сырьевых скотоводческих товаров в Омске. По мнению купцов, в новых экономических условиях, при направлении скотоводческого сырья со степных ярмарок к станциям железной дороги возросла роль Омска как экспортного и транзитного пункта. Город находился на пути естественного следования этих грузов с мест производства в места их переработки и имел оборудованные подъездные пути для погрузки товаров и склады для их хранения. Учреждение жировой ярмарки в Омске с 25 мая по 20 июля привело к росту ее оборотов: в 1909-1910 гг. они составляли от 350 до 400 тыс. руб. В результате ярмарки в этих приграничных городах вошли в число крупнейших торгов азиатской части России.
В густонаселенных местах ярмарки ускоряли модернизационные процессы. С одной стороны, через торговлю на них активизировалось предпринимательство сельскохозяйственного производителя. Возможности сбывать продукцию, получать прибыль и вкладывать ее в развитие промышленной инфраструктуры по переработке сельскохозяйственного сырья формировали инициативных людей. Единственным сдерживающим фактором оставалась финансовая слабость низшего звена торговцев. Если высшие эшелоны торговцев и промышленников в период модернизации получили цивилизованную форму кредитования своей деятельности, то для низших эшелонов предпринимателей - представителей крестьянского сословия или купцов в первом поколении, финансовые возможности были сужены и зависели от волеизлияния представителей высших эшелонов. На торгах сельской ярмарочной сети в районах земледельческого и скотоводческого производства роль последних изменилась. Владельцы крупных торговых капиталов превратились в организаторов торгового движения, которым они руководили через приказчиков и доверенных лиц, не посещая деревенские рынки. Сельские же предприниматели (низшее звено) втягивались в новые экономические условия именно через ярмарочные торги. Благодаря торговле на них, они проходили школу бизнеса, учились новым отношениям, познавали азы предпринимательства. В этом смысле ярмарочная торговля являлась способом модернизации деревенской экономики.
С другой стороны, ярмарки одновременно способствовали сохранению традиционных отношений - старокупеческий характер торговли, произвольное формирование цен, кабальную зависимость производителя от торговца и т.п. В этом смысле ярмарочная форма торговли отражала уровень регионального социально-экономического развития. Эта противоречивость особенно проявлялась в торговой сети промысловых районов Западной Сибири. Территориальное размещение ярмарок на окраинных территориях сопровождалось новым явлением - образование новых торгов в направлении от центральных хлебопроизводящих волостей к труднодоступным предгорным, таежным и горным селениям, что вело к образованию на новых территориях ярмарок с небольшими оборотами. Такое явление вполне можно идентифицировать как развитие торговой оптовой периодической сети вширь. Распределение новых мелких оптово-розничных ярмарок в конкретной местности зависело от сложившейся к концу XIX в. торговой сети периодических крупнооптовых пунктов. Особенно большую роль мелкие сельские и промысловые ярмарки играли в малозаселенных и отдаленных волостях, где устройство постоянных торговых помещений не окупало издержек торговца. Частью этого процесса являлось дополнение периодической оптовой торговли стационарной в густонаселенных земледельческих регионах и формированием сети сезонных сельских лавок на удаленных территориях. В отдельных случаях, роль стационарных пунктов на отдаленных территориях играли периодические оптово-розничные торги (ярмарки, торжки, базары). Так организация товарного рынка степных волостей того же Бийского уезда в отличие от горно-промысловых районов, где преобладала развозно-разносная и периодическая торговля, отличалась взаимозависимостью и взаимообусловленностью периодической (базары, ярмарки) и стационарной (пристани, магазины, товарные склады). Уплотнение сети ярмарок шло параллельно росту стационарной торговли, дополняя друг друга, с разграничением сфер влияния. В 1901 - 1904 гг. были открыты две ярмарки в селе Сетовском, уже имевшем ярмарку с 26 сентября и 4 лавки, а также в Плешковском (с 13 по 20.X), расположенном в 37 в. от Бийска и имевшем 2 мануфактурных и 2 мелочных лавки; в Камышенском (1 по 8.XI) с 2 лавками; Верх-Ануйском (с 12 по 18.XII) с 7 лавками; Сычевке (4 по 11.XII) с 3 лавками и т.д. [9]
Формирование ярмарочных линий продвижения товаров на окраинных (горно-промысловых) территориях происходило иными путями. Во-первых, путем удлинения старых ярмарочных цепочек с проникновением торгов на новые отдаленные территории. В таком случае ярмарки распространяли новых отношения на периферию. Во-вторых, формирование новых самостоятельных ярмарочных цепочек на новых отдаленных территориях. Так в начале XX в. сформировалась группа ярмарок в верховьях реки Чарыша (Горный Алтай): торговля начиналась на ярмарке села Сентелек с 4 декабря, по ее завершению торговцы переезжали в Усть-Кан, где 12 декабря открывалась ярмарка, по ее окончании 20 декабря переезжали в Тюдралу. Завершала ярмарочный цикл Чарышская ярмарка с 1 января в ст. Чарышской, от которой начинался гужевой путь на Барнаул. В начале ХХ в. была открыта ярмарка в селе Катанда с 10 по 12 декабря, "к этому времени жители Катанды и окрестных сел выезжают с промысла с гор в низовья Катуни и вершины реки Аргут, откуда ими привозятся шкуры разных зверей и скопляется сбор скотских кож и желателен привоз всякого хлеба и крупы, потому что в Уймонском крае вообще не бывает хороших урожаев и запасов производится в самых ничтожных размерах" [10]. В-третьих, совершенствование старых ярмарочных цепочек путем сокращения сроков торговли на старых ярмарках и образованием в окрестных селах новых, за счет чего происходило сокращение расстояний между ярмарочными пунктами в одной цепочке и приближение их к производителю. Но открытие мелких ярмарок являлось целесообразным только при условии установления ими торговых связей с существующими крупными оптовыми ярмарками как источниками распределения и сбора товаров. Закон рынка требовал взаимосвязи и взаимозависимости различных оптовых и розничных торговых пунктов. Их совокупность являлась залогом успешного движения товаров с их реализацией. Проникающие в промысловые районы ярмарочные цепочки разрушали товарно-денежными отношениями замкнутость и изолированность промыслового хозяйства и одновременно транслировали старокупеческие отношения с монополией и произволом в торговле.
Третья общая закономерность территориального распределения ярмарочных торгов в рассматриваемый период определялась их участием в становлении и развитии внешнего товарообмена как с новыми присоединенными к России территориями Центральной Азии - в частности Казахстаном, так и внешними партнерами - Китаем и Монголией. В условиях модернизации промышленного сектора экономики в начале XX в., бурного развития фабрично-заводского производства, основанного на переработке животноводческого сырья, начавшейся индустриализации в Европейской России ведущую роль приобрело развитие торговли с сырьевыми районами Степного края. Транзитную роль в торговле с скотоводами играли южные уезды Тобольской губернии. Благоприятным фактором для товарообмена являлась земледельческая специализация Южного Зауралья и Омского Прииртышья. Эти факторы привели к тому, что зоной преимущественного развития и уплотнения ярмарочной сети в начале XX в. остались старые ярмарочно-земледельческие районы на территории Курганского, Ишимского, Ялуторовского уездов, имевших общие черты в социально-экономическом развитии с Барнаульским и Змеиногорским уездами юга Западной Сибири. Современники называли их уездами-скупщиками зерна, сливочного масла, жировых товаров, сельскохозяйственной техники. Но определяющим фактором в начале XX в. стало выгодное транспортное положение при Сибирской железной дороге и Обь-Иртышской водной системы, связывающей их с местами степной скотоводческой экономики. Грузы шли по воде и скотопрогонным трактам из Акмолинска, Павлодара, Семипалатинска. Особенно улучшилось положение этих уездов после соединения Сибирской и Уральской железной дороги новой линией Омск - Тюмень. Она сократила путь для грузов, следующих из Москвы и Нижнего Новгорода в Сибирь. На территории этих уездов в 1902 проходило 67,3% ярмарок Тобольской губернии (348 ярмарок из 517): в Курганском уезде проходило 145, в Ишимском - 107 и Ялуторовском - 96 ярмарок. В 1903 г. процент увеличился до 69,7 % - 365 из 524 ярмарок: в Курганском - 148, в Ишимском - 112, Ялуторовском - 105. И в 1906 - 68,5% (276 из 403): в Курганском - 117, в Ялуторовском - 87 и Ишимском - 72 [Табл. 3] [11].
Ростом объемов российско-казахстанской торговли объяснялось и преимущественное образование на их территории новых оптовых торгов по продвижению товаров на общероссийский рынок. В 1901 г. из вновь открытых ярмарок Тобольской губернии - 10 были учреждены в Ишимском уезде, 8 - в Тюкалинском, 7 - в Курганском, и всего 1 - в Сургутском, 2 - в Тюменском [12]. За 1904 - 10 гг. больше всего было учреждено ярмарок на территории Тюкалинского уезда - 21, Ялуторовского - 17, Курганского - 16, Ишимского - 15. В остальных уездах вместе взятых - 19 ярмарок (в Тобольском 3, Тарском 7, Тюменском 6 и Туринском 4) [13]. Ростом товарности региональной экономики и развитием товарообмена со Степным краем объясняется и размещение на их территории крупных сборно-распределительных ярмарок межрегионального и всероссийского значения. С 1906 г. ярмарки с оборотами свыше 100 тыс. руб. в основном сосредоточились в трех уездах: Курганском, Ишимском, Ялуторовском - 68 % (75 из 110), в 1907 - 55,2 % (64 из 116), в 1908 - 61,5 % (67 из 109), в 1909 г. - 61,5 %. (67 из 109), в 1912 - 79,1 % (34 из 43) и в 1913 г. - 86,2 % (50 из 58) ярмарок [14].
В целом, картографирование организационных форм торговли в начале XX в. отразило комплексное развитие периодических и стационарных форм торговли в густонаселенных земледельческих или земледельческо-скотоводческих регионах и преобладание периодических оптовых торгов на окраинах в районах промысловой специализации. Их количество в начале XX в., более, чем в XIX в. соответствовало потребностям экономики рассматриваемых регионов и отражало природно-климатические и этнокультурные особенности территорий. Последние факторы имели особую значимость для аграрно- и промыслово-развитых территорий. В их экономике дольше сохранялась традиционность. Однако количественные показатели не отражали качественных процессов на ярмарках (это самостоятельная тема для исследования).
Таблица 3. Поуездное размещение оптовых ярмарок Тобольской губернии (с оборотами свыше 100 тыс. руб.) [15]
Уезды |
1906
г. |
1907
г. |
1908
г. |
1909
г. |
1912
г. |
1913
г. |
Березовский |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Ишимский |
8 |
10 |
14 |
15 |
5 |
26 |
Курганский |
27 |
22 |
18 |
21 |
13 |
9 |
Сургутский |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Тарский |
17 |
17 |
18 |
14 |
2 |
3 |
Тюкалинский |
13 |
12 |
18 |
20 |
3 |
2 |
Тюменский |
4 |
17 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Туринский |
4 |
4 |
3 |
5 |
1 |
— |
Ялуторовский |
35 |
32 |
34 |
31 |
16 |
15 |
Всего |
110 |
116 |
109 |
109 |
43 |
58 |
Благодаря "видовому многообразию торговли" в сельскохозяйственных регионах Сибири и Степного края крестьянское хозяйство модернизировалось, изменялось целепологание крестьянского и кочевого производства: если в крестьянском хозяйстве главной целью являлось устойчивое развитие - простое воспроизводство; то для фермерского типа хозяйства - получение прибыли. Это вело к пересмотру факторов развития торговой сети в сторону более равномерного и экономически целесообразного соотношения экономических потребностей и этнокультурных производственных традиций. Как известно, в предыдущий период, во второй половине XIX в., развитие ярмарочной сети на территориях азиатской России определялось в значительной степени этнокультурными производственными традициями - скотоводства в Степном крае; земледельческо-промыслового хозяйства в Западной Сибири [16]. Так в Степном крае наиболее крупные оптовые торги сформировались в местах летних перекочевок около водоемов вдоль скотопрогонных трактов. Эти глубинные степные территории были заселены слабее северных приграничных волостей Акмолинской и Семипалатинской областей и являлись зоной развития кочевого социума. В Западной Сибири наиболее крупные ярмарочные торги сформировались в густонаселенных уездах с высокой плотностью земледельческого населения. В период начавшейся капиталистической модернизации на базе рыночных отношений этнокультурные традиции по-прежнему влияли на размещение торговой сети, но по мере развития техногенных аспектов модернизации, география в первую очередь оптовых торгов стала определяться потребностями рыночного хозяйства и внесезонной транспортной инфраструктурой. В совокупности это способствовало унификации механизмов регулирования территориального распределения торговой сети.
Вместе с тем, рассматриваемые регионы в начале XX в. являли собой пример развитой аграрной экономики, зависимой от сезонности, базой которой являлось традиционное общество. Начавшийся процесс индустриализации и транспортное освоение Сибири не преломили ситуацию, хотя четко обозначили новые тенденции в географическом размещении ярмарок: с одной стороны, их концентрация в зоне влияния железных дорог и в густонаселенных земледельческих районах, с другой стороны, торговое освоение ярмарками труднодоступных районов в виде ярмарочных цепочек. В начале XX века сохранили свое значение старые ярмарочные районы (например, Южное Зауралье и Омское Прииртышье в Западной Сибири, Иртышская и Пресногорьковская казачьи линии), сформировались новые ярмарочные районы (Верхнее Приобье, северная приграничная часть Акмолинской области и др.), обозначилась перспектива развития ярмарочной структуры на окраинных территориях и в сельской местности. Это позволяет определять рассматриваемый период для Сибири - начало XX века, как переходный период от традиционности к модернизации экономики. Подтверждением этому является выявленные тенденции в территориальном развитии торговой инфраструктуры Западной Сибири и Степного края на примере ярмарочной сети.
[1] Поткина И.В., Селунская Н.Б. Россия и модернизация: в прочтении западных ученых // История СССР. 1990. № 4.
[2] Обзоры Томской губернии на 1910-1914 гг. Томск, 1911-1916.
[3] Скубневский В.А. Торговая инфраструктура сибирского города в начале XX в// Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII - начало XX в.) Барнаул, 1995. С. 123.
[4] Щеглова Т.К. Ярмарки юга Западной Сибири в XIX - начале XX в. // Из истории формирования и развития всероссийского рынка. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. С. 48-68.
[5] Аксаков И.Ю. Исследование о торговле на украинских ярмарках. СПб., 1858.
[6] ЦХАФАК. Ф. 192. Оп. 1. Д. 29. Л. 20.
[7] Посчитано: Памятная книжка. Адрес-календарь Акмолинской области за 1909 г. Омск, 1909; Памятная книжка г. Омска и Акмолинской области на 1913 г. Омск. 1913.
[8] Посчитано: Памятная книжка. Адрес-календарь Акмолинской области за 1909 г. Омск, 1909; Памятная книжка г. Омска и Акмолинской области на 1913 г. Омск. 1913.
[9] ЦХАФАК. Ф. 192. Оп. 1. Д. 2979. Л. 1; Щеглова Т.К. Ярмарки юга Западной сибири в XIX - начале XX в.: Из истории формирования и развития всероссийского рынка. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. С. 416, 421, 440, 442.
[10] ЦХАФАК. Ф. 192. Оп. 1. Д. 29. Л. 34.
[11] Подсчитано: Обзоры Тобольской губернии за 1902, 1903 и 1906 гг. Тобольск, 1903, 1904, 1907.
[12] РГИА. Ф. 1287. Оп. 26. Д. 1376.
[13] ГАТ. Ф. 185. Оп. 1. Д. 329.
[14] Подсчитано автором на основе Памятных книжек Тобольской губернии на 1906, 1907, 1908, 1909, 1912, 1913 гг. Тобольск, 1907, 1908, 1909, 1915, 1916; К. Голодников Тобольская губерния накануне 300-летней годовщины завоевания Сибири. Тобольск, 1881.
[15] Составлено Памятные книжки Тобольской губернии на 1906, 1907, 1908, 1909, 1912, 1913 гг. Тобольск, 1907, 1908, 1909, 1910, 1913, 1914.
[16] Щеглова Т.К. Ярмарки Западной Сибири и Степных областей во второй половине XIX века: Из истории российско-азиатской торговли. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. С. 11-119.
|