Контев А.В., Бородаев В.Б. |
Социально-экономические и этнокультурные процессы в Верхнем Прииртышье в XVII-XX веках: Сборник материалов международной научной конференции. Новосибирск: Параллель, 2011. С. 49-53.
Возникновение, динамика, территориальное
распределение монашеских обителей в дореволюционный период определялись
направлением и характером колонизации Сибири. Поэтому деятельность монастырей
Верхнего Прииртышья, игравших роль форпостов не только православной веры, но и
русской цивилизации, постепенно превращавших языческий мир в периферию единого
православного пространства, необходимо рассматривать как часть многовекового
колонизационного процесса. Как справедливо отметил И.М. Покровский:
«Христианство распространялось вместе с колонизацией края… Поэтому расширение
государственной территории одновременно было расширением территории русской
церкви»[1]. Особенности деятельности монастырей
Верхнего Прииртышья были определены приграничным местоположением региона,
входившего в сферу стратегических интересов Российского государства; участием
институтов РПЦ в решении задач административно-правовой унификации и
культурно-языковой ассимиляции автохтонного населения; необходимостью
противодействия распространению буддизма и ислама со стороны сопредельных
государств. Развитие административно-территориальной
структуры РПЦ в Верхнем Прииртышье шло следующим образом: первоначально с Первые православные монастыри Верхнего
Прииртышья были основаны практически одновременно с возникновением первых
городов, острогов[4] по траектории продвижения
русских в Сибирь: изначально с севера на восток, затем на юг Западной Сибири[5]. Все первые монастыри были
расположены на линии Тара-Томск-Кузнецк, от которой «…на юг до Китая начиналась
буферная зона, ставшая объектом длительной вооруженной и дипломатической борьбы
за влияние в XVII-XVIII вв.»[6]. В 1620-е гг. в г. Таре,
основанном в Как уже отмечалось, на первоначальном
этапе в XVII -
начале XVIII вв. братия монастырей состояла из отставных и
престарелых людей служилого и казачьего сословия, в женские монастыри уходили
вдовы служилых и посадских людей[10]. С созданием двух юго-восточных военных линий,
замирением киргизских племен, разгромом Джунгарии, образованием Алтайского
горно-промышленного комплекса стала возможна безопасная земледельческая
колонизация региона. На этом этапе возросла роль монастырей в его хозяйственном
освоении. В это же время изменение государственной политики по отношению к РПЦ,
секуляризационные реформы XVIII в.
негативно отразились на состоянии хозяйства и братии монастырей. В результате
секуляризации церковных земель и введения штатов Перед реформой Необходимо отметить, что в отношении
сибирских монастырей, учитывая их малое число и особое значение в деле освоения
Сибири, правительством были предприняты гораздо более мягкие меры, чем в
отношении монастырей европейской части империи. Если Тарские мужской и женский,
Томский женский и Кузнецкий мужской монастыри не были сразу упразднены,
несмотря на малолюдство и хозяйственный упадок, а оставлены за штатом. Кузнеций
мужской монастырь был упразднен из-за отсутствия братии в Итого - в конце XVI – XVIII в. в
Сибири был основан 41 монастырь. Из них 36 монастырей были основаны в
конце XVI – XVII в. и только
5 в XVIII в. В течение XVIII в. прекратили свое существование 15 монастырей и
пустыней[13]. К концу XVIII в. на территории Сибири продолжали действовать 26
монастырей (21 муж./5 жен.), в т.ч. в Западной Сибири – 13 (10 муж./3 жен.). Следующий этап образования и
количественного роста монастырей на изучаемой территории связан с реформами
60-70-х гг. XIX, активизацией религиозных
исканий и благотворительных движений в российском обществе, а также
социально-экономическим развитием региона подталкиваемым «переселенческой
революцией» и строительством Транссиба. Этому процессу способствовало и
укрепление организационной структуры РПЦ (образование в За 1860-1916 гг. число монашеских обителей
Томской епархии возросло с 1 до 11. Развитие обителей было тесно связано с
началом быстрого экономического развития региона, ростом населения за счет
переселения, активизацией просветительско-благотворительной и миссионерской
деятельности РПЦ. К На Алтае на благотворительные средства
были учреждены: в Во второй половине XIX в. в городах Томской епархии было основано еще три
женские общины по инициативе и на средства именитых горожанок при поддержке
епархиального начальства. В г. Томске в Дальнейшее развитие Алтайской миссии в
начале ХХ в. привело к организации в Вне территории Алтайской миссии в Томской
епархии в начале ХХ в. возникли только две женские общины, основанные
монахинями монастырей европейской части империи: Синюхинская женская община в Образование новых монастырей в
Семиреченской и Семипалатинской областях, соответственно Туркестанской и Омской
епархиях РПЦ пришлось на конец XIX – начало ХХ
в., т.е. на более поздние сроки по сравнению с Томской епархией, что было
связано с особенностями хозяйственного освоения и более медленным ростом
русского населения указанных областей. Открытие новых епархий была одной из
«…мер к возвышению религиозного состояния сибирских приходов, улучшению
народной нравственности, ослаблению и совершенному искоренению раскола и
развитию проповедью слова Божьего среди иноверцев-язычников»[18]. Большинство монастырей
данной территории также были созданы с миссионерской целью. Первые попытки создания монашеских
обителей на данной территории были предприняты после образования в В Семиреченской области в В Омской и Семипалатинской епархии новый
этап развития монастырей начался с образования в В начале ХХ в. в Омской епархии, которая
включала часть современной республики Казахстана, создается семь православных
обителей: Петропавловский Всехсвятский женский, Казанский женский (недалеко от
станции Омск), Архистратиго-Михайловский женский (в семи верстах от п.
Пресногорьковского Петропавловского уезда),
Богородице-Михаило-Архангельский женский
(недалеко от станции Ачаирская Омского уезда), Знаменский миссионерский женский
монастырь (под г. Семипалатинск), Николаевский мужской (урочище Кара-Оба
Петропавловского уезда), Покровский мужской (недалеко от г. Омска). Из семи
монастырей четыре находились на территории современной республики Казахстан. В
начале ХХ в. была образована новая епархия – Петропавловская 6.11.1914 г. на
базе Акмолинского викариатства Омской и Павлодарской епархии. Таким образом, на исследуемой территории
появление первых пяти монастырей в XVII в.
связано с русской военной колонизации региона. В результате государственных
секуляризационных реформ XVIII в.,
изменения стратегического направления и характера колонизации число монастырей
сократилось до одного. Во второй половине XIX – начале XX вв.
число монастырей и женских общин (без архиерейских домов) Верхнего Прииртышья увеличилось
с 1 до 20, 11 из них находились на территории Томской епархии, 7 – Омской (до
выделения Петропавловской епархии), 1 – Семиреченской области. Особенностью
монастырей региона являлась ярко выраженная миссионерская направленность их
деятельности. В отличие от европейской части Российской империи большинство
миссионерских монастырей и общин региона были женскими. Процесс основания,
количественного роста, специфики деятельности монастырей РПЦ) Верхнего
Прииртышья был напрямую связан с колонизационной политикой государства в
Сибири, политикой по отношению к РПЦ, социально-экономическим развитием
региона. [1] Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их
открытие, состав и переделы. Казань, 1913. Т. 2. С. 203. [2] МисюревА.А., протоиерей. Краткий
статистический очерк Томской епархии. Томск, 1897. С. 8, 12. [3] Мусабалина Г.Т. Семипалатинская область в
административной политике Российской империи во второй половине XIX века // Верхнее Прииртышье в XVII-XXI вв.: Сб.
науч. Ст. Новосибирск: Параллель, 2009. С. 74. [4] Такая ситуация была характерна для территории всей
Сибири в данное время: вместе с появлением первых сибирских городов Тюмени,
Тобольска, Туринска на севере Западной Сибири были основаны и первые монастыри:
в [5] Роль государства в освоении Сибири и Верхнего
Прииртышья в XVII-XX вв./Отв. ред. М.В. Шиловский. Новосибирск:
Параллель, 2009. С. 359. [6] Там же. С.359. [7] Шорохов Л.П. Корпоративно-вотчинное землевладение и
монастырские крестьяне в Сибири в XVII-XVIII веках (развитие феодальных отношений и их
особенности). Красноярск, 1983. С. 32-33. [8] Морозов Евгений, иерей. Монастыри Томской епархии:
история, архитектура, святыни. Дисс….канд.богословия. МДА. Сергиев Посад, 2005.
С. 4; Беликов Д.Н. Старинные монастыри Томского края. Томск, 1898. С. 1-3;
Шорохов Л.П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в
Сибири в XVII-XVIII веках (развитие феодальных отношений и их особенности).
Красноярск, 1983. С. 21. [9] Беликов Д.Н. Старинные монастыри Томского края.
Томск, 1898. С. 5-6. [10] Беликов Д.Н. Старинные монастыри Томского края.
Томск, 1898. С. 165, 193. [11] Смолич И.К. Русское монашество. М., 1999. С. 283. [12] Наумова О.Е. Иркутская епархия. XVIII- первая половина XIX века. Иркутск, 1996. С. 66-67, 100. [13] Незначительное число монастырей действовавших в
Верхнем Прииртышье по сравнению с другими сибирскими территориями связано в
первую очередь с тем, что возможность безопасной колонизации данного региона
стала возможна только в середине XVIII в. после
разгрома Джунгарского государства. [14] ГАТО, Ф.170, Оп.4, Д.598, Л.11,13,42-59. [15] ПСЗ РИ. 1863. 39583; ПСЗ. 1864. 40596. [16] ТЕВ. 1894. № 13. Офиц.отдел. С.1; № 20. Офиц.отдел.
С. 1; РГИА. Ф.796. Оп.174. Д.1310. Л. 1-10. [17] ТЕВ. 1899. № 17. Офиц.отдел. С.3;РГИА. Ф. 796. Оп.
180. Д.2241. Л. 1-6; Оп. 18. Д.2427, Л.1-9; Церковные ведомости. 1900. № 27. С.
257; № 28. С. 264-265. [18] Скальский К.Ф. Омская епархия. Омск, 1900. С. 14. [19] В более ранний период в [20] Илия, протоиерей. В Семипалатинске (из путевых
записок) // Томские епархиальные ведомости (далее ТЕВ). 1881. № 19. Неофиц.
отдел. С. 291-292; Ковязин Т. К вопросу об учреждении иноческой обители на Св.
Ключе…//ТЕВ. 1882. № 5. Неофиц. отдел. С. 135-139; ТЕВ. 1882. № 14. Неофиц.
отдел. С. 405; Миссионерство в Сибири // ТЕВ. 1882. № 17. Неофиц. отдел. С.
492-493. [21] Зверинский В. В. Монастыри в Российской империи.
СПб., 1887. С. 16-17, 77; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской
империи. М., 1908. С. X-XI. © В.А. Овчинников, 2011
|