Контев А.В., Бородаев В.Б. |
Социально-экономические и этнокультурные процессы в Верхнем Прииртышье в XVII-XX веках: Сборник материалов международной научной конференции. Новосибирск: Параллель, 2011. С. 244-248.
Годы Великой Отечественной войны для СССР
ознаменовались не только беспримерным напряжением всех государственных и
народных сил в смертельной схватке с бесчеловечным и могучим агрессором, но и
целой серией актов несправедливости, дискриминации и репрессий по отношению к
части собственного населения. Классическим примером этого являются так
называемые «наказанные народы».
Официальной версией применения к отдельным народам тотальных депортаций являлось
или возмездие за совершенное ими «предательство», или избавление их от соблазна
его совершения. Но несправедливость не в этом, а в самом
прецеденте «наказания народа», подменившем судебные разбирательства против
конкретных лиц. Независимо от всякой статистики приписывание коллективной вины и применение коллективного наказания по признаку
этнической принадлежности является серьезным и бесспорным преступлением против
человечности, наравне с взятием и расстрелом заложников и т. п. [1]. 23 февраля А затем был Хайбах и выселение семей
Героев: Ханпаши Нурадилова, Абухажи Идрисова, Ирбайхана Бейбулатова, Хаваджи
Магомед Мирзоева, Дигиева, и всех, кто сражался на фронте против немцев[3]. Многие из военных, знавшие
о причине их демобилизации, в срочном порядке изменяли свою фамилию и
национальность с той лишь целью, чтобы остаться в армии [4]. Умение мужественно воевать чеченцы и
ингуши доказали еще в годы Первой мировой и Гражданской войн. История помнит
Дикую Дивизию, награжденную двумя Георгиевскими Знаменами. Ей командовал родной
брат царя Николая II Михаил Романов. Эта дивизия
разбила немецкую «железную» дивизию, с которой боялись встретиться лучшие армии
мира. Есть телеграмма царя, где он пишет: «Россия никогда не забудет этот
великий подвиг орлов Северного Кавказа. Передайте горячий привет матерям,
отцам, родным этих славных сынов». И когда эта дивизия была брошена генералом
Корниловым на революционный Питер, Ленин послал к ним лучших своих агитаторов.
Таких как Орджоникидзе, Киров и десятки других, которые сумели уговорить горцев
и они, не вступив в бой, разъехались по своим домам. А это была огромная сила -
16 тысяч сабель и 50 пулеметов, которая имела большой военный опыт. Сложись все
по иному, никогда бы Петрограду не быть колыбелью революции [5]. В своих мемуарах генерал А.И. Деникин
пишет: «Почему я не взял Москву? Я никогда не думал, что разбойные народы -
чеченцы и ингуши - станут на сторону большевиков, которых мне приходилось
выбивать прямой наводкой. И против этих головорезов лягут мои офицерские части»
[6]. Говоря о свободолюбивом
характере чеченского народа, ещё Александр Дюма поражался гордости и смелости
этих людей: «… все чеченцы знают очень хорошо, зачем они живут здесь – чтобы
быть свободными. Быть свободными любой ценой, даже ценой собственной жизни!»[7]. О том, как вели чеченцы себя в тюрьмах и
спецлагерях, свидетельствовал А.И. Солженицын, который тогда находился в
ссылке: «Была одна нация, которая совсем не поддавалась психологии покорности –
не одиночки, не бунтари, а нация целиком. Это – чеченцы. Никакие чеченцы,
никогда, нигде не пытались угодить или понравиться лагерному начальству, но
всегда были горды перед ними и даже откровенно враждебны». («Архипелаг Гулаг») [8]. Спецпереселенцы Северного Кавказа прибыли
в Семипалатинскую область в феврале-марте 1944 г/ и были расселены в 9-ти
районах. В области оказалось свыше 8000 семей, или более 30 тыс. человек.
Количество прибывших колебалось и по мере их устройства уточнялось. По наиболее
установившейся цифре, на 20 июня Таблица №1 Расселение спецпереселенцев
в районах области
Таблица №2 Расселено в районах области
на 1.10.1947 г.
Из общего количества спецпереселенцев было
расселено: а) в колхозах - 5478 семей; б) в промышл. предпр. - 986 семей; в)
МТС - 98 семей; г) на транспорте (Турксиб) - 106 семей; д) промартели
(хозорганиз.) - 129 семей; з) в совхозах - 858 семей; ж) разных орган. - 126 семей [9]. На протяжении трех с лишним лет число
семей и человек систематически изменялось. Выбытие людей из области по годам: в В процессе расселения и хозяйственного
устройства спецпереселенцев имели место ряд серьезных трудностей: отсутствие
свободной жилой площади, ограниченные продовольственные ресурсы, неправильное
отношение к спецпереселенцам со стороны руководителей советских и партийных
органов, а также значительной части местного населения, распространение среди
них различных эпидемических заболеваний, и в особенности сыпного тифа. Все это затрудняло быстрое и полное
приобщение спецпереселенцев к производству в колхозах, совхозах и
промпредприятиях, породило настроение у спецпереселенцев о своем возвращении на
прежнее местожительство и вызвало большое количество самовольных переходов из
одной отрасли народного хозяйства в другую[11].
В отчете начальника отдела Исполкома
Облсовета по хозустройству переселенцев
Семипалатинской области Борисова содержится следующая информация: «В колхозе
«Чубарчи» Кокпектинского района в период хлебоуборки вынуждены были работающих
спецпереселенцев разбить на мужские и женские бригады, так как вместе работать
им было невозможно из-за ветхости одежды женщин. В колхозе «Большевик» люди ходят одетыми в
шкуры – овчины и особенно женщины, которые прикрыты лоскутьями, когда они не
работает, то эти лоскутья еще кое-как прикрывают их, но только начинают
работать, они теряют свое назначение и нагота остается неприкрытой. Тракторист, работающий по 12-18 часов в
сутки особенно в морозные осенние ночи, вынужден голые ноги держать несколько
часов на металлических педалях управления трактора. И никакие шкуры, в которые
он одет, не могут согреть последнего. Естественно в таких условиях этот
тракторист в лучшем случае долго не проработает, а в худшем заболеет. Неудивительно, что с наступлением
похолодания резко упало количество работающих. Вопрос обеспечения одеждой и
обувью нами ставился на протяжении всего периода хозустройства» [12]. Более 80% спецпереселенцев было вывезено в
районы с суровыми климатическими и тяжелейшими жилищно-бытовыми и
санитарно-медицинскими условиями. Архивы НКВД сохранили документы,
свидетельствующие о массовых заболеваниях холерой, тифом, дизентерией,
истощении и гибели десятков тысяч людей в первые годы депортации. [13]. Народы, подвергнутые репрессиям до Об образовании детей спецконтингента не
очень заботились, несмотря на объявленное всеобщее среднее образование. Те
дети, которые учились, постоянно подвергались в своих школах дискриминации со
стороны учителей и учащихся. Прорваться к образованию
спецпереселенческой молодежи можно было только личным упорством и благодаря
встрече с доброжелательными людьми [14]. Апогеем ужесточения режима спецпоселений
явился Указ Президиума Верховного Совета СССР «об уголовной ответственности за
побег из мест обязательного поселения лиц, выселененных в отдаленные районы
Советского Союза в период Великой Отечественной войны» от 26 ноября 1948 года.
Указ объявил ссылку «наказанных народов», которые теперь именовались выселенцы,
вечной; за нарушение установленного режима и порядка передвижения отныне
грозило тюремное заключение или каторжные работы – до 25 лет, за пособничество
и укрывательство бежавших – 5 лет. За побеги Особое совещание при МВД СССР
приговаривало бежавших к 20 годам каторжных работ [15]. Необходимо понимать, что переселенцы
понесли не только материальный и физический урон, но и значительный моральный:
люди болезненно переносили утрату личной свободы и гражданских прав. Никто из
переселенцев не мог быть избранным ни в местные, ни в верховные советы, нередко
коменданты своей волей лишали переселенцев право голоса, молодых не принимали в
комсомол, в партию, не допускали на руководящие должности, на преподавательскую
работу – при крайней недостаче учительских кадров на местах. Родной язык
фактически запрещался, прекратилось издание книг на родном языке, а,
следовательно, всякое развитие национальной культуры [16]. Атсалим Идигов, член Союза журналистов
Республики Казахстан, в своей статье «Чеченец, воспевающий казахскую степь»
пишет: «Дружба между казахским и вайнахским
народами зародилась в самые тяжёлые военные и послевоенные годы, она выдержала
испытание на прочность, пустила глубокие корни, которые невозможно вырвать». Чеченцы
говорят: «Не выпячивай добро, которое сделал ты сам, но говори и помни о добре,
которое сделали тебе». Горцы слагают стихи и поют песни о Казахстане. В каждом
четвертом доме в Чеченской Республике есть люди, говорящие на казахском языке.
Есть такие дома, в которых вас гостеприимно встретит хозяйка - казашка по
национальности [17]. Тринадцать лет спустя мир узнал о страшной
правде сталинско–бериевском преступлении в отношении вайнахов. С чеченцев был
снят ярлык «врагов народа», восстановлено доброе имя и право народа. После
смерти Сталина были смягчены жесткие меры и преследования в отношении
депортированных, были сняты ограничения по передвижению. После восстановления Чечено-Ингушской АССР
в Значительная
часть этнических чеченцев осталось жить в Казахстане[18].
По итогам
Всесоюзной переписи населения Таблица №3 Расселение чеченцев в
Семипалатинской области.
Таблица №4 Городское и сельское
население
Как мы видим из таблицы, численность
городского населения составляло 863 чеченцев, а сельское – 1049 чел.[19]. В настоящее время чеченцы, являясь
равноправными гражданами Казахстана, вносят вклад в укрепление межнационального
согласия и трудятся на благо страны. [1] Полян П. «Не по своей воле… История и география
принудительных миграций в СССР». //www.yandex.kz. [2] Гунашев А.А. Чеченцы в Казахстане. Алматы, 2003.
С.24. [3] Эсембаев В. Чего нет в учебниках по истории. Факты
героических подвигов вайнахов скрываются до сих пор.// Объединенная газета. 9
мая 2005, № 12 (68). [4] Гунашев А.А. Чеченцы: религия, обряды, традиции.//
История Казахстана; препод. в школе и вузах. 2003, № 4. С.184. [5] Эсембаев В. Чего нет в учебниках по истории. [6] Там же. [7] Ширшова С. Самобытные гордые люди // Огни Алатау. 14.
февраля 2004. С.15. [8] Мамаев М. Вайнахи: история продолжается.// Местное
время, 13 декабря [9] ЦДНИВКО. Ф. 807. Д.20. Оп.1. Л. 49, 74, 78. [10] ЦДНИВКО. Ф. 807. Д.27. Оп.1. Л. 17, 24. [11] От депортации к интеграции: документы и материалы,
посвященные 60-летию депортации чеченцев и ингушей в Казахстан, Международный
фонд гуманитарной помощи “Нур” /Сост.: Е.М. Грибанова, А.А.Гунашев, А.С. Зулкашева, Л.Н. Сапонова.
Алматы, 2004. С.132. [12] ЦДНИВКО. Ф. 807. Д.20.Оп. [13] Гунашев А.А. Чеченцы в Казахстане. С. 26, 27. [14] Кульбаев Т., Хегай А.. Депортация. Алматы, 2004. С.9,
10, 11. [15] История Сталинского Гулага, конец 1920-х первая
половина 1950-х годов. Собрание документов в 7-ми томах. Т.5. Спецпереселенцы в
СССР./Отв. ред. и сост. Т.В.
Царевская-Дякина. М., 2004. С.82. [16] Депортированные в Казахстан народы: время и судьбы.
Алматы, 1998. С.356. [17] Идигов А.Чеченец, воспевающий казахскую степь// Огни
Алатау. 21 февраля 2004. С.8. [18] Дымов О.Г. Тепло Казахстанской земли. Алматы, 1999.
С.238. [19] Семипалатинское областное управление статистики.
Итоги Всесоюзной переписи населения © Г.Е. Мамаева, 2011
|