Контев А.В., Бородаев В.Б. |
Социально-экономические и этнокультурные процессы в Верхнем Прииртышье в XVII-XX веках: Сборник материалов международной научной конференции. Новосибирск: Параллель, 2011. С. 191-196.
Роль Транссиба в истории сибирской
ветеринарии остается слабо изученной, хотя этот аспект так же важен, как и
стратегические, экономические или социальные последствия проведения пути.
Постройка смягчила «неустройство дорог, плохой ветеринарный надзор и отсутствие
медицинской помощи», создав условия для преодоления последствий опустошительных
эпизоотий конца XIX - начала XX в.[1] На окраинах Российской империи в
XIX в. находилось наибольшее количество скота - 258 голов на 100 сельских
жителей[2]. К Колоссальные излишки животных продуктов
вызывали постоянное превышение предложения над спросом. Даже в тяжелые годы
«джута» цена говядины на ключевом рынке в Тюмени была не больше 3 к. за
фунт (1,20 р. за пуд)[4]. Прасолы, вынужденные искать
новые возможности сбыта, занялись скупкой степного скота и его перегоном в
города, на заводы и рудники, где спрос поддерживали военные гарнизоны, рабочий
люд и служащие. Транспортировка живого скота обходилась дешевле доставки хлеба,
а мобильность промысла позволяла «прокручивать» капиталы, выигрывая на
оборотах. Сама торговля скотом представляла нелегкий
труд. После длительных перегонов или переплавов через реки погонщики и
приказчики должны были обеспечить животных отдыхом, найти подножный корм и
водопои. Гуртоправы знали скрытые пути через тайгу и горы, ориентировались в
массе «мелочей». По навозу, оставленному на ночных стоянках («тырлах»), они
могли вычислить, сколько гуртов движется впереди и на какое количество корма
можно рассчитывать[5]. При плотном движении между
гуртами делался интервал в 1-2 дня, чтобы они «не нажимали друг на друга».
Нередки были стычки и усобицы между хозяевами скота, «погони» и пр. Особый размах сибирская
скотопромышленность приобрела к началу 1830-х гг. после открытия золотых
приисков в мариинской тайге, куда потянулись толпы рабочих. Срок
привилегированной добычи золота ограждался 12 годами, но из-за короткого лета
был намного меньше и, фактически, не превышал 4-х лет[6].
Хозяева приисков стремились увеличить прибыль, наращивали добычу, а контингент
рабочих «выписывали» даже из степи. В 1830-1842 гг. на приисках добыто
свыше 2 тыс. пудов золота. Старательская работа длилась 4 месяца (с
1.05 по 1.09) и все это время сотни рабочих питались исключительно щами с
говядиной. Спрос на мясо быстро рос, а с ним росла и цена скота. Вскоре
нерасчетливые крестьяне, распродавшие свои стада, обеднели, а
золотопромышленники, не жалевшие денег, стали закупать пригонный скот из
степей, исторически связанных с коренной Сибирью еще со времен кочевых набегов
на Томск и Кузнецк в XVII в.[7] Казахи, державшие скот в малом количестве
из-за трудностей зимнего ухода и падежей, вдруг начали разводить большие стада
и вступать в обмен на Горькой и Иртышской линиях Сибирского казачьего войска -
в крепостях Петропавловской, Пресногорьковской, Омской, Семипалатинской и
Устькаменогорской[8]. Доклады о состоянии войска
середины 1840-х гг. сообщают, что лошади и скот превратились в главный
предмет казачьей торговли. Гурты и табуны закупались на степных ярмарках
(Чарской, Ботовской) и перегонялись для продажи в Томскую и Енисейскую
губернии. Только в Центром распределения всех припасов,
поступавших на прииски, стал быстро богатевший Томск. Сюда стекались гурты из
Алтайского горного округа и более удаленных окраин. Сибирь покрылась
разветвленной сетью скотопрогонных дорог и трактов. В В начале 1840-х гг. центр
золотоискательства переместился в «дальнюю» тайгу Енисейского округа[13]. В «Золотая лихорадка» развращала всех, кто
соприкасался с золотом. Пьяные старатели выкатывали бочки «зелена-вина», самого
дорогого европейского шампанского, и шатались по улицам, соря ассигнациями,
чтобы не марать сапоги. Скот, пригнанный за тысячу верст, еле держался на
ногах и голодал, не находя корма в осенней тайге. Из-за скученности и
антисанитарии начался падеж животных, а вскоре степные гурты занесли и
смертельно опасную «заразу»[17]. Крайние беспутство и
неопрятность «как бы сознательно содействовали распространению» болезни[18]. Трупы павших животных
валялись незарытыми, их сбрасывали в реки, растаскивали собаки и птицы. Обозы с
зараженными шкурами распространили болезнь на всю территорию жилой Сибири. Увеличение размеров скотопромышленности в
1860-80-е гг. сопровождалось гигантскими убытками. Как и следовало ожидать,
очаги эпизоотий (сибирской язвы на лошадях, оспы на овцах, «повального
воспаления легких» на рогатом скоте) сосредоточились возле грунтовых дорог и
главного сибирского тракта. За 1858 и 1860 гг. в Алтайском округе пало
63867 животных, а притрактовые селения лишились скота напрочь. По донесению
Чаусского волостного правления от 16.10.1860 г., падеж животных в деревнях
Скалинской, Подгорной и Малый Оеш превысил 85%[19].
В Каинском округе болезнь продолжалась 25 лет[20],
свидетельствуя, что «вор да мор до веку не переведутся». Год от года волны эпизоотий становились
все разрушительнее, а промежутки между ними все короче. В Карасукской волости
язва перешла на людей, но никаких действий к прекращению болезни не
предпринималось[21]. На въезде в селения чадил
«деревянный огонь», полученный трением кусков дерева друг о друга, куда бросали
навоз. По поверьям, дым от этого «живого огня» должен был уберечь от всех
болезней[22], но едва ли спасал даже от
мошкары. Темнота крестьян и жадность торговцев поощряли поступь смерти[23]. Наконец, страшным гостем
пришла чума рогатого скота. В европейской России она причиняла убытков на 10-15
млн р. в год, а в Сибири стала поголовно опустошать целые уезды. Правительство еще 14.06.1804 г. и
3.06.1837 г. издало законы об освидетельствовании гуртов и выдаче
документов о «благополучии» скота. Но эти меры, стеснявшие владельцев животных,
служили лишь почвой для злоупотреблений. Законом от 2.12.1868 г. Комитет
по чумопрививанию, переименованный в Комитет об улучшении ветеринарной части и
о мерах к прекращению скотских падежей, отменил все стеснения. На их место
пришло указание проверять только те гурты, где появились заразные болезни,
причем сообщать о своем «ветеринарном неблагополучии» должны были сами
гуртовщики. Естественно, хозяева скота, не желая убытка, предпочитали хранить
глухое молчание, а весь промысел быстро ушел в «тень». Простор и бездорожье способствовали
сокрытию операций, тем более, что в Сибири отсутствовал какой-либо
ветеринарно-полицейский надзор[24]. После В В середине 1870-х гг. несоразмерность
угрозы вынудила Ветеринарный комитет МВД разработать систему мер по противодействию
чуме. Самыми эффективными назывались: 1) обязательный провоз гуртового
скота по железным дорогам и контроль за ним, 2) улучшение ветеринарного
состояния грунтовых путей и трактов и 3) введение «меры обязательного
убивания зачумленного скота», как гуртового, так и местного, с выдачей
вознаграждения владельцам[27]. 30.05.1876 г.
появился закон о мерах против чумы в гуртах, а 3.06.1879 г. - об
обязательном убивании больных животных. Нормы этих законов включили во
Врачебный устав[28]. Закон от
11.05.1882 г. установил обязательный провоз гуртового скота по железным
дорогам (там, где они имелись). Вслед за этим стало уменьшаться и количество
скотопрогонных дорог[29]. В Сибири, где железные дороги
отсутствовали, чума вела себя как хозяйка. Санитарная очистка и заграждение от
заноса чумы (например, в окрестностях Омска) помогали добиться относительного
благополучия[30]. Но в условиях плохих
коммуникаций Сибирь была слишком велика для наведения порядка и вполне
достаточна для распространения чумы. В После этого чума двинулась в Енисейскую
губернию, проникая туда как по главному тракту, так и еле заметными тропами на
всем протяжении западной и юго-западной границы Ачинского и Минусинского
округов. Власти отчаянно пытались сдержать поступь «чумного яда», командировали
врачей и стражников для перехвата гуртов, сопровождали скот в места карантинов[32]. Врачебные управы и
комитеты общественного здравия распространяли памятки и объявления[33]. Все тщетно. По словам
Г. Е. Катанаева, при всеобщей беспечности чума господствовала «почти
повсеместно»[34]. «Сплошная» железная дорога через всю
Сибирь, решение о которой приняли в Петербурге, должна была остановить
свободное распространение чумы, поставив под ветеринарный контроль все
перемещения скота. Эта стратегическая задача не только решала проблемы
«народного здравия», но и укрепляла боеспособность войск. С осени С МПС и Комитет Сибирской железной дороги
предполагали, что грузы скотоводства из Томского, Барнаульского и Бийского
округов минуют западносибирский участок и двинутся на восток - в сторону
Ачинска[39]. Так и произошло: от
станций Обь и Болотная скот, мясо и другие животные продукты пошли вглубь
Сибири - на снабжение Красноярска, Иркутска и даже Ангаро-Ленского
золотопромышленного района[40]. Таким образом, прежний
товаропоток, сложившийся еще в «дорельсовую» эпоху на базе скотопрогонных
трактов, реализовался в новых условиях. Новониколаевский поселок стал крупным
центром торговых операций, где местный «банкир» Пастухов кредитовал прасолов,
пригонявших гурты на забойку[41]. Вместе с тем, сами формы
скотопромышленности изменились - от меновой торговли она перешла к устойчивым
товарно-денежным отношениям[42]. Условия конкуренции,
созданные магистралью, «уронили» прибыли прасолов и на место обогащения пришли
частые банкротства и свертывание торговли. Легковесный степной скот (до 15
пудов убойного веса) «не выдерживал тарифа», а при перевозке в вагонах терял
еще и по 1,5 пуд. на каждую голову. Сильный удар по прасольству нанесла
распашка степей, рост платы за аренду полевщин и прогон скота по грунтовым
дорогам. В итоге, для многих торговцев скотом спасение от разорительных падежей
не стало гарантией их «экономического спасения». [1] Сибирская ж. д. с экономической и стратегической
точки зрения // Сев. вестн. 1891. № 3. С. 17 (2-я паг.) ;
Пронин В. И. Скотоводство в Сибири в XIX - нач. XX вв. //
Из истории Алтая. Томск, 1978. С. 107 - 109. [2] Шашков С. Очерки Сибири в историческом и
экономическом отношении // Библиотека для чтения. - 1862. - Т. 173
(октябрь). - С. 16 (отд. паг.). [3] Денисов В. И. Русская скотопромышленность.
СПб., 1912. С. 4. [4] Материалы к истории вопроса о Сибирской ж. д. СПб.,
1891. С. 205. Приведена статистика 1880-х гг., а раньше цена была еще
меньше. «Джут» - время тяжелой зимовки скота и бескормицы (Скотоводство и
земледелие в Киргизских степных областях // Правит. вестн. 1885. № 126.
С. 2). [5] Дмитренко П. Ф. Отчет по сопровождению
гуртов скота в 1873 и 1874 гг. СПб., 1878. С. 8 - 9. [6] Щуровский Г. Е. Геологическое путешествие
по Алтаю. М., 1846. С. 411. [7] Броневский С. Б. Записки о Киргиз-Кайсаках
Средней Орды // Отечеств. зап. 1830. Ч. 41. С. 405. [8] Левшин А. Описание Киргиз-Казачьих или
Киргиз-Кайсацких орд и степей // Журн. МВД. 1833. Ч. 8. Отд. II.
С. 273 - 274 ; Колмогоров Г. В. О промышленности и торговле
в киргизских степях Сибирского ведомства // Вестн. ИРГО. 1855. Ч. 13.
Кн. 1. С. 24 - 25, 28 - 29 (2-я паг.). [9] ГАОО. Ф. 366. Оп. 1. Д. 234.
Л. 5 об. - 6 ; Ф. 3, Оп. 9. Д. 15154. Л. 14
- 21 об. ; Кадомцев Е. М. Отчет о поездке в киргизские
степи Европейской и Азиатской России. СПб., 1877. С. 8 - 10. [10] ГАОО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 2041.
Л. 170 об. - 171. [11] Гагемейстер Ю. Статистическое обозрение Сибири.
Ч. 2. СПб., 1854. С. 294. [12] Аполлова Н. Г. Хозяйственное освоение
Прииртышья в кон. XVI - перв. пол. XIX в. М., 1976.
С. 212 - 213. [13] Хронологический перечень важнейших данных из истории
Сибири. 1032-1882 гг. Иркутск, 1883. С. 494 - 496 ; История
Сибири. Т. 2. Л., 1968. С.394 - 395 ; Горняки Кузбасса.
Новосибирск, 1971. С. 24 - 25. [14] Щукин Н. С. Влияние золотых промыслов на ценность
жизненных припасов в Восточной Сибири // Журн. МВД. 1848. Ч. 21. С. 412. При
среднем убойном весе быка в 10 пуд., это не менее 3000 голов. [15] Гофман. О золотых промыслах Восточной Сибири // Горн.
журнал. 1844. Ч. 4. Кн. 11. С. 205 - 206. [16] Н. С. Минусинский округ // Журнал МВД. 1856.
Ч. 18 (май). Отд. III. С. 22 - 23. [17] АРГО. Разр. 59. Оп. 1. Д. 15.
Л. 154 - 154 об. ; Кривошапкин М. Ф. Енисейский округ
и его жизнь. СПб., 1865. С. 6 - 7 ; Чудновский С. Л.
Енисейская губерния к 300-летнему юбилею Сибири. Томск, 1885. С. 83. [18] А. А. К. Хозяйственный и общинный быт
крестьян и инородцев Иркутской губ. // Сев. вестн. 1891. № 9. С. 30
(2-я паг.). [19] Лукичев С. С. Скотоводство в приписной
деревне Западной Сибири в дореформенный период XIX в. // Вопр. истории Сибири.
Вып. 11. Томск, 1982. С. 49 - 50. [20] Жуковский Э. Д. Важнейшие эпизоотии Томской
губ. // Науч. очерки Томск. края. Томск, 1898. С. 5. [21] Лучшев А. Исторические сведения о заселении и
географический обзор Томской губ. Томск, 1886. С. 15. [22] Ваганов Н. А. Хозяйственно-статистическое
описание крестьянских волостей Алтайского округа. СПб., 1885. С. 51 (1-я
паг.). «В мор (падеж) вытирают из дерева огонь и раздают на всю деревню» (Даль В.
Толковый словарь. Т. 2. СПб. ; М., 1905. Стб. 907). [23] РГИА. Ф. 268. Оп. 3. Д. 334.
Л. 301 - 301 об., 352 - 353, 399 - 399 об. ; Ядринцев Н. М.
Сибирь как колония. СПб., 1892. С. 346 - 347, 378. [24] Жуковский Э. Д. Указ. соч. С. 6 - 7
(11-я паг.). [25] Сикорский А. Н. Вопросы истории ветеринарии
Западной Сибири в дореволюционный период: автореф. дис. ... канд. ветеринар.
наук. М., 1964. С. 8 ; Трошин И. П. История развития
скотоводства Западной Сибири. Новосибирск, 1969. С. 112. [26] ГАТ. Ф. 342. Оп. 1. Д. 165.
Л. 9 - 9 об. ; Очерк Киргизских степей в ветеринарно-санитарном
отношении. СПб., 1890. С. 76 - 77. [27] Блиох И. С. Влияние железных дорог на
экономическое состояние России. СПб., 1877. Отд. 2. Ч. 2. С. 39
- 40, 43 - 44. [28] Свод законов Российской империи. 1892. Т. 13.
Устав Врачебный. Кн. 2. Разд. 7. Ст. 1257 - 1315. Немедленного
убивания зачумленного скота требовала ст. 1290. [29] Михайлов В. К вопросу борьбы с эпизоотиями и
устройства ветеринарной части в Сибири // Вестн. обществ. ветеринарии. 1891.
№ 3. С. 38. [30] ГАОО. Ф. 3. Оп. 10. Д. 17158.
Л. 16 - 17 об. [31] Алтай: историко-статистический сборник. Томск, 1890.
С. 74. [32] ГАКК. Ф. 595. Оп. 19. Д. 6586.
Л. 31 ; Ф. 612. Оп. 1. Д. 190. Л. 6 ;
Ф. 803. Оп. 1. Д. 42. Л. 1223, 1249 - 1251 ; ГАИО.
Ф. 32. Оп. 1. Д. 3372. Л. 5 - 30, 38 - 42 об. [33] Бургер А. И. Необходимые меры против чумы
рогатого скота. Красноярск, 1886 ; О мерах предосторожности от чумной
заразы // Изв. Ирк. гор. думы. 1888. Т. 1, № 2. С. 89 -
93 ; Енисейские губ. вед. 1889. №№ 12, 15, 16 ; Записка о чуме
на рогатом скоте в 1885, 1886 и 1887 гг. и меры против чумы рогатого скота
// Памят. кн. Енисейской губ. на [34] ГАОО. Ф. 366. Оп. 1. Д. 433.
Л. 44. [35] ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 389. Л. 30
- 34, 39, 50 - 52. На карте фельдшера Я. Линева к постановлению Кузнецкого
комитета общественного здравия от 11.04.1891 г. показано принудительное
отклонение гуртов купцов Сорокиных, следовавших в Енисейскую губ., от
традиционной переправы через Обь в Кривощеково к селу Бердскому (Там же.
Л. 36 а - 36 б). [36] Полн. собр. законов Рос. империи. Собр. 3. 1894. Т. 11. № 7742 ; Собр. узакон.
и распоряж. Правительства. 1891. 25 июня. Ст. 692 ; Железнодорожное дело. 1891.
№ 27-28 (31 июля). С. 299 ; Вестн. обществ.
ветеринарии. 1891. Т. 3. № 13 (1 июля). С. 206. [37] Жуковский Э. Д. Указ. соч. С. 13 - 14
(11-я паг.) ; Его же. Эпизоотии в Томской губ. и меры борьбы с ними // Тр.
Томск. отд. Моск. об-ва сел. хоз-ва. Томск, 1896. Кн. 1. С. 1 - 20
(отд. паг.). [38] Сикорский А. Н. Указ. соч. С. 10. [39] Материалы Комитета Сибирской ж. д. (экз. РГБ).
1893. Т. 1. Л. 366 - 368 об. [40] Соболев М. Н. Экономическое значение
Сибирской ж. д. Томск, 1900. С. 11, 18, 25. [41] Город Новониколаевск: исторический очерк // Весь
Ново-Николаевск. 1924/1925. С. 11 (1-й отд.). [42] Денисов В. И. Указ. соч. С. 41 - 42. © С.К. Канн, 2011
|