Контев А.В., Бородаев В.Б. |
Социально-экономические и этнокультурные процессы в Верхнем Прииртышье в XVII-XX веках: Сборник материалов международной научной конференции. Новосибирск: Параллель, 2011. С. 145-150.
Происходящие на современном этапе развития
мирового сообщества интеграционные процессы основываются на теории евразийства,
которую в 1920-е – 1930-е гг. исследовали такие ученые, как Э. Хара-Даван, Г.
Вернадский, Н. Трубецкой, а затем Л.Гумилев. Исходя из этого, особую
актуальность сегодня приобретает проблема изучения роли тюркских кочевых
народов в истории Евразии через призму теории евразийства. Благодаря их трудам и трудам других
известных исследователей удалось достоверно рассмотреть историю становления и
формирования единого евразийского географического пространства, которые стали
возможными в результате консолидирующих действий тюркских кочевников Евразии,
их действий по налаживанию многосторонних связей Востока и Запада. Об этом, в
частности, писал известный российский ученый-археолог А.П. Окладников:
«Глубинная Азия была родиной тюркоязычных кочевых племен, которые издавна
стремились на запад, вплоть до Днепра и Дуная... У берегов Байкала, на Ангаре и
Лене сходились и расходились пути древних культур Востока и Запада»[1]. «Военная традиция Чингисхана, - писали
исследователи-евразийцы, - бывшая до XV века
наиболее совершенной от Атлантики и до Тихого океана, перенятая Москвой,
обеспечила независимость России»[2]. Многочисленные победы
тюркских кочевых племен над оседлыми народами Евразии стали возможными в
результате военно-тактического превосходства над ними, что позволило, например,
татарам Чингис хана подчинить полмира и создать огромную евразийскую империю,
не знавшей себе равных в мире ни по величине, ни по могуществу. «В итоге - там,
где князья просили помощи у татар, там выросла великая держава Россия. Там, где
они подчинились Западу - в Галиции, например, - там они превратились в
крепостных мужиков...», - отмечал Л. Гумилев[3].
«Монгольская армия, - писал Э. Хара-Даван, - была самая выносливая (и в то же
время самая дисциплинированная) на свете и, как таковая, действительно могла
завоевать мир»[4]. Европейский путешественник
Плано Карпини отмечал, что «их победы (татар - автор) зависят
исключительно от их превосходной тактики, которая и рекомендуется европейцам
как образец, достойный подражания»[5]. Говоря о военном могуществе и вследствие
этого первостепенной роли тюркских кочевников в истории Евразии, нельзя обойти
стороной и такое уникальное, изначально тюркское явление, как казачество. Профессор Э.
Хара-Даван отмечал: «Самое слово «казак» тюркского происхождения, что значит
«всадник». В Золотой Орде имелась область, носившая название «Казакстан»; то же
название мы встречаем сейчас в числе наименований республик СССР… Пополнение казачества в XVI-XVII в.в шло
значительно больше от тюрко-татарских народов, чем великороссов, не говоря уже
об украинцах…»[6]. Далее он писал: «Известно, что Московское государство
волжским казакам (отрасли донских) еще в начале XVII ст. писало грамоты на татарском языке (читай:
кыпчакском – К.Н.)… Наконец, говорить по-татарски у донской старшины конца XVIII-го и начала XIX-го
века было признаком хорошего тона, как у русской аристократии того времени –
говорить по-французски» (возникает вопрос: почему же славянские казаки, сами
когда-то вышедшие из кочевой тюркоязычной среды и хорошо владевшие тюркским
языком, оказались заклятыми врагами тюркских кочевников и в течение более чем
350 лет противостояли им, а царское правительство при помощи их военной силы
завоевало и присоединило к себе, начиная с середины XVI в. новые земли на Востоке? В определенной мере
негативную роль в этом сыграло религиозное неприятие славянских
казаков-христиан тюрков-мусульман, потому что население и Казанского, и
Астраханского, и Крымского, и Сибирского и Казахского ханств было правоверным,
т.е. мусульманами)[7]. То же
самое утверждают современные российские исследователи С. Кляшторный и Т.
Султанов: «Казак - тюркское слово. Его исходная форма именно такая – два
увулярных қ
- начальный и конечный - қазақ»[8]. Здесь необходимо отметить, что среди множества
мнений относительно этимологии названия казахского народа: «қазақ» наиболее правдоподобной представляется точка зрения
монгольского исследователя казахского происхождения Ислама Кабышулы, который
утверждает, что монголы в древности называли кочевников «казак» (хасак), так как Казахский этнополитический Союз
образовался именно в недрах Улу Улуса, или иначе Золотой Орды, в результате его
распада[9]. Это подтверждается также
тем, что кочевая повозка, которую использовали хунны и кыпчаки, а позднее
казахи, на монгольском языке называлась «хасак тэрген» (т.е. повозка или арба
кочевников)[10]. Известный
востоковед-тюрколог Н. Аристов полагал, что казахский народ «... больше всех
тюркских народностей сохранил скотоводческий и кочевой образ жизни и родовой
быт...»[11]. То же самое утверждает
другой известный исследователь, знаток тюркских обычаев В. Радлов: «Киргизы -
подлинно кочевой народ, скитающийся круглый год по степям...»[12]. Все сказанное
свидетельствует, несомненно, о том, что именно казахи, их предки составили
первооснову, ядро тюркских кочевников Евразии (как известно, казахи кочевали
вплоть до 30-х годов прошлого столетия). Весьма важную роль кочевники Евразии
сыграли в формировании государственности и идеологической системы европейского
и российского общества. По утверждению Н. Трубецкого, татары
Чингисхана «... исполняли великую имперостроительную функцию, закладывая
фундамент гигантского континентального государства»[13].
Он «всячески подчеркивает колоссальную ценность тюрко-монгольского импульса,
проницательно указывая на тот важнейший геополитический факт, что все просторы
Восточной Евразии интегрируются за счет объединения степной зоны..., - и что...
евразийское государство... возникло тогда, когда московские князья взяли на
себя татарскую геополитическую миссию»[14].
Н. Трубецкой писал об основных «традициях
Чингисхана», перенятых впоследствии московскими князьями в качестве
государственной идеологии: «...Деление людей на подлых, эгоистичных, трусливых
и наоборот, на тех, которые ставят свою честь и достоинство выше безопасности и
материального благополучия... повышенное уважение к кочевникам, морально
превосходящим покоренные оседлые народы, отсутствие догматизма и
веротерпимость...»[15]. «Эти новообращенные татары
(принявшие православие – К.Н.), вливаясь в русский правящий класс, -
писал Н. Трубецкой, - имели для России громадное значение: являясь
представителями именно того благородного типа кочевников (пассионариев – К.Н.),
на котором Чингисхан в свое время собирался построить всю мощь своего
государства, они внесли в среду русского общества элемент весьма ценный с точки
зрения государственного строительства: сделались одной из надежнейших опор
зарождающейся русской государственности, а в то же время, принося с собой
традиции и навыки монгольской государственности, персонально закрепляли
преемственную связь между монгольской и русской государственностью»[16]. Но в то же время
необходимо отметить, что «татарская государственная идея была неприемлема,
поскольку она была чужой и вражеской, но это была великая идея...,
следовательно,... надо было отделить ее от монгольства, связать ее с
православием и объявить ее своей, русской... Так совершилось чудо превращения
монгольской государственной идеи в государственную идею православно-русскую» [17]. Здесь необходимо сделать историческое
отступление и отметить, что в Монгольской империи с самого начала ее образования
важную роль в общественно-политической жизни государства играли те
представители аристократии, которые исповедовали христианство несторианского
толка (следует также учесть, что командные чины и основная часть
войска-населения Монгольской империи составляли этнические тюрки). Так, уже в Следует отметить, что Москва и Московское
княжество после вхождения в состав Золотой Орды (Улу Улус - по восточным
источникам) сначала стали убежищем для татарской знати - христиан
(несторианского вероисповедания), а после распада в середине XV века Золотой
Орды, - центром вновь возрожденного Улу Улуса, но под другим названием:
Московское царство. «Главная причина возвышения Москвы, - писал Э. Хара-Даван,
- это сильная помощь золотоордынских ханов московским князьям»[18]. «Конечно, из местных
ставился во главе более лояльный, - писал далее исследователь, - таковыми как
раз оказались московские князья, начиная с Ивана Калиты. Он чаще других ездил в
Орду с подарками и там он снискал себе уважение и был желанным гостем.
Московские князья... действовали дипломатией и «смиренной мудростью»...
Благодаря этому московский князь... добился великокняжеского сана»[19]. Имя первого московского
князя, ставшего великим, т.е. верховным русским князем благодаря протекции
золотоордынских ханов, Иван Калита - тюркское (қалта - карман), данное ему по причине его богатства: «Московские
князья, начиная от Ивана Калиты и его сыновей, имея деньги, начали скупать
земли у частных лиц, монастырей и мелких князей, чтобы скупить и собрать
Московское царство»[20]. Как отмечалось выше, именно тюркские
кочевые племена впервые объединили Восток и Запад, Азию и Европу в единое
геополитическое, экономическое и культурное пространство, наладили тесные
дипломатические, экономические и культурные отношения с многочисленными
народами евразийского суперконтинента. Например, древние тюрки-тюркюты
«достигли не только политического, но и экономического могущества, так как в их
руках оказался великий караванный путь, соединяющий Запад и Восток»[21]. Важную роль
кочевники-тюрки играли, например, в экономической жизни Киевской Руси. По
утверждению Г. Вернадского «восточные славяне ввозили лошадей, скот, конюхов и
пастухов из числа кочевников; кочевники входили в окружение князей»[22]. «Начало хлебопашеству в
степной полосе южной России было положено Бату. По его повелению были учреждены
первые хлебные магазины», - писал Э. Хара-Даван[23]. «Кочевники вообще, а хунны и тюрки в
частности, - писал Л. Гумилев, - изобрели такие предметы, которые ныне вошли в
обиход всего человечества как нечто неотъемлемое от человека. Такой вид одежды,
как штаны, без которых современному европейцу невозможно представить себе мужской
пол, изобретены кочевниками еще в глубокой древности. Стремя впервые появилось
в Центральной Азии между 200 и 400 гг. Первая кочевая повозка на деревянных
обрубках сменилась сначала коляской на высоких колесах... Кочевниками были
изобретены изогнутая сабля, вытеснившая тяжелый прямой меч, и
усовершенствованный длинный составной лук, метавший стрелы на расстояние до Еще одним веским аргументом является
выдающаяся роль тюркского языка в евразийском геополитическом пространстве.
Так, государственным языком Тюркской империи, образованной в середине VI в. и охватывавшей территорию от берегов Корейского
залива на востоке до Черного моря на западе (большей по территории была только
Монгольская империя, армию которой составляли в основном этнические тюрки), был
кыпчакский язык (казахский язык является наследником древнетюркского
кыпчакского языка). Известный турецкий общественный деятель Намык Кемаль Зейбек говорил по этому
поводу, что казахский язык - это язык тюркских каганов Великой Тюркской империи
Бумына и Кюлтегина и поэтому он достоин того, чтобы быть
единым языком для всех тюркских народов[26].
Л. Гумилев писал: «В XI веке на наречиях
тюркского языка разговаривали все народы - от лазоревых волн Мраморного моря и
лесистых склонов Карпат до джунглей Бенгалии и Великой Китайской стены. Столь
широкое распространение тюркоязычия делало этот язык удобным для оазисов
торговых операций... Поэтому смена родного, но малоупотребительного языка на
общепонятный прошла без затруднений...»[27].
А «в XIV веке тюркский язык вытеснил в Поволжье монгольский... (т.е. в Золотой
Орде – К.Н.)»[28]. Об исключительном влиянии
тюркских языков на другие языки писал Н. Трубецкой: «в турецком народном языке
есть довольно много арабских и персидских слов (связанных с принятием ислама и
другими факторами – К.Н.), но слов греческих, армянских или славянских почти
нет. Зато в языках всех тех народов, с которыми тюрки приходили в
соприкосновение, всегда масса тюркских слов (по утверждению известного поэта и
общественного деятеля О. Сулейменова в русском языке тюркские заимствования
составляют 30 %)»[29]. Таким образом, Москва и Московское царство
были наследниками Сарая (на Итиле) и Золотой Орды и продолжателями
тюрко-татарских традиций, возрожденных великим Чингис ханом, а после
присоединения к себе в середине и конце XVI в. Казанского, Астраханского, Крымского,
Сибирского ханств Московское царство превратилось в могущественную Российскую
империю с прежними восточными, татарскими (тюркскими) традициями. Именно
московский период был ключевым для будущего России, когда были заложены основы
российской государственности. «Московское государство возникло благодаря
татарскому игу, - писал Н. Трубецкой, а - ... Москва стала мощным государством
лишь после завоевания Казани, Астрахани и Сибири»[30].
«Осью Руси, центральным парадигматическим моментом ее истории - для Н. Трубецкого
являлся - двухсотлетний период Московской Руси, последовавший за
татаро-монгольским контролем и предшествующий петербургскому периоду»[31]. Однако «с приходом Петра I-го, как написано в предисловии к «Наследию
Чингисхана» Н. Трубецкого, начинается то, что в евразийской теории принято
называть «романо-германским игом». Если «татарское иго» было для русских
ферментом грядущего имперостроительства, евразийским импульсом, - пишется
далее, - то «романо-германское иго», длившееся от Петра до революции 1917 года,
несло с собой отчуждение...»[32]. «Романовский период,
начиная с Петра, рассматривался евразийцами как сущностное отрицание
Московского этапа, сопровождавшееся внешним пародированием. Продолжается
освоение Востока Евразии, но вместо «братания» идет «культурная ассимиляция» по
романо-германскому образцу, вместо насыщенного диалога цивилизаций - формальная
русификация, вместо общности континентальной воли - плоская колониальная
методика»[33]. «С него начинается (с Петра I. – К.Н.) новый период, который можно назвать
периодом антинациональной монархии», -
писал Н. Трубецкой[34]. «Крепостное право и
военная организация существовали в России и раньше, но страной по существу
крепостнической и милитаристической Россия стала только после начала
европеизации. Новая идеология была идеологией чистого империализма... - и - ...
при европеизации происходило сначала разрушение духовных основ национальной
культуры (тюрко-татарской – К.Н.), затем постепенная прививка духовной
европейской культуры... Словом, процесс европеизации разрушил всякое
национальное единство, изрыл национальное тело глубокими ранами, посеял рознь и
затаенную вражду между всеми»[35]. «По примеру других
европейских государств, ведущих у себя дома и в своих колониях политику
ассимиляции, - писал Н. Трубецкой, - ... императорское русское правительство
проводило во всех областях с нерусским населением политику «русификации»...
Искусственная правительственная русификация была плодом полного непонимания
исторической сущности России-Евразии и забвения духа национальных традиций
(тюркских. – К.Н.)... Таковы были последствия уклонения России от ее
исторического пути (восточного, азиатского, тюркского. – К.Н.)», -
заключает Н. Трубецкой[36]. «Как аномалия
рассматривались евразийцами все периоды сближения России с Западом. И наоборот,
всякое обращение к Востоку, к Азии виделось им как шаг духовного
самоутверждения», - отмечал далее исследователь[37]. Именно с XVIII в. начинается военная и последующая экономическая
колонизация казахских земель, первая его половина была трагической для
кочевников-казахов (казахско-джунгарские войны, принятие подданства России
Младшим и Средним Жузами). Последствиями варварской колониальной политики
царского правительства были не только политическое и экономическое закабаление,
а и вышеуказанная русификация коренного кочевого населения, пропаганда
европейского расового превосходства и великодержавного русского (точнее,
татарско-христианского) шовинизма против
азиатов-кочевников, религиозное неприятие казахов-мусульман. Выдающийся казахский ученый Е. Бекмаханов,
опиравшийся в своих работах на многочисленные архивные источники, писал:
«Законом 1809 года покупка казахских детей была разрешена и не дворянам. В
начале XIX в. в Гурьеве за один месяц было продано 100 казахских
детей по цене от 4 до 5 кулей ржаной муки за мальчика и от 3 до 4 кулей за
девочку”[38]. А казахская беднота, “не
выдерживая тяжелых поборов,… вынуждена была продавать своих детей в рабство”[39]. Сельскохозяйственное
освоение казахских земель крестьянами-переселенцами привело к истощению земли,
вообще, такое было характерно для оседлых земледельцев: «За 15 тыс. лет до н.
э. на Земле не было пустынь, а теперь куда ни глянь – пустыня…Это сделали
планомерные работы земледельцев, думающих об урожае этого года, но не дальше»[40]. Итак, кто же объединил евразийские народы
в единое евразийское государство и заложил основы евразийской
государственности? Это были кочевые тюркоязычные племена! «Резюмируя общую
теорию евразийства, - писал Л. Гумилев, - с начала н.э. евразийские народы
объединялись несколько раз: хунны, сменившие скифов, Великий Тюркский каганат VI-VIII в.в.,
Монгольский улус XII в. и Россия»[41]. Как показали мы выше, в
двух последних государствах главной движущей силой, локомотивом монгольского и
российского общества были кочевые тюркские племена. По словам князя Н.
Трубецкого «туранский психический тип явственнее всего выступает у тюрков,
которые к тому же из всех туранцев играли в истории Евразии самую выдающуюся
роль»[42]. Он также совершенно
справедливо отмечал: «Если сопряжение восточного славянства с туранством есть
основной факт русской истории, если трудно найти великоросса, в жилах которого
так или иначе не текла бы и туранская кровь, и если та же туранская кровь (от
древних степных кочевников) в значительной мере течет и в жилах малороссов, то
совершенно ясно, что для правильного национального самопознания нам, русским,
необходимо учитывать наличность в нас туранского элемента, необходимо изучать
наших туранских братьев... Мы имеем право гордиться нашими туранскими предками
не меньше, чем предками славянскими»[43]. Итак, анализ трудов ученых-евразийцев и
ряда других исследователей приводит к выводу о первостепенной роли тюркских
кочевников в создании единого евразийского геополитического пространства и о
первоначально тюркских истоках евразийства. [1] Окладников А.П.
Открытие Сибири. М., 1981. С. 154, 160. [2] Гумилев Л.Н.
Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М., 2004. С. 49. [3] Там же. С.151. [4] Хара-Даван Э. Чингис-хан как
полководец и его наследие. Алматы, 1992. С.103. [5] Там же. С.110. [6] Там же. С.253-254, 258. [7] Хара-Даван Э. Указ .соч.
С.258. [8] Кляшторный
С.Г., Султанов Т.И.. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алматы, 1992. С.250. [9] Қазақтың
көне тарихы. Арап тілінен көшірген Мұратхан Қани.
Алматы, 1993. С.21. [10] Там же. С.32. [11] Аристов Н.А.
Этногенез и этническая история казахского народа (из серии «Библиотека
казахской этнографии»). Павлодар, 2005. С.252. [12] Радлов В.В.
Труды по казахской этнографии (из серии «Библиотека казахской этнографии»).
Павлодар, 2005. С.16. [13] Трубецкой Н. Наследие
Чингисхана. М., 1999. С.11. [14] Там же. [15] Гумилев Л.Н.
Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М., 2004. С.44-45. [16] Трубецкой Н. Наследие
Чингисхана. С.252. [17] Там же. С.242-243. [18] Хара-Даван Э. Чингис-хан как
полководец и его наследие.С.235-236. [19] Там же. С.236. [20] Там же. С.235. [21] Гумилев Л.Н.
Древние тюрки. М., 1993. С.42. [22]Гальперин Ч.Д.. Россия и степь.
Г. Вернадский и евразийство. Россия и Золотая Орда. Вклад монголов в
средневековую русскую историю. // История Казахстана в западных источниках
XII-XX вв. Алматы, 2005. С.94. [23]Хара-Даван Э. Русь монгольская. Чингис-хан и монголосфера. М., 2002.
С.234. [24] Гумилев Л.Н.
Поиски вымышленного царства. М., 2004. С.39. [25] Гумилев Л.
Хунну. Хунны в Китае. М., 2003. С.102. [26]Асылы
Әлиқызы. Мемлекеттік тілге деген құлшыныс
қоғамдық санаға сілкініс береді. // Ана тілі. № 44
(933). Қазанның 30-ы – қарашаның 5-і, 2008. [27]Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2004. С.63-64. [28]Гумилев Л.Н. Поиски
вымышленного царства. М., 2004. С.309. [29] Трубецкой Н. Наследие
Чингисхана. С.151. [30] Там же. С.157. [31] Там же. С.10-11. [32] Там же. С.12 [33] Там же. С.13. [34] Там же. С.264. [35] Там же. С.264-266. [36] Там же. С.269-271. [37] Трубецкой Н. Наследие Чингсхана. С.10. [38] Бекмаханов Е..
Казахстан в 20-40 годы XIX века. Алматы, 1992. С.136. [39] Там же. [40]Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2004. С.451-452. [41] Он же. Ритмы
Евразии. С.65. [42] Трубецкой Н. Наследие
Чингисхана. С.138. [43] Там же. С.136-137, 160. © К.Ж. Нурбаев, 2011
|