Контев А.В., Бородаев В.Б. |
Социально-экономические и этнокультурные процессы в Верхнем Прииртышье в XVII-XX веках: Сборник материалов международной научной конференции. Новосибирск: Параллель, 2011. С. 215-221.
Последние два
десятилетия ряд историков России, в том числе и некоторые сибирские, довольно
интенсивно разрабатывают историю белого движения и, конечно же, биографии его
лидеров, причем, как правило, в апологетическом ключе. Однако до сих пор
фактически в стороне от изучения все еще остается ряд деятелей белого движения,
оставивших заметный след в истории гражданской войны, в частности, на
территории Сибири и других восточных районов бывшей Российской империи. В их
числе – «колоритная» фигура белогвардейского офицера Д. В. Сатунина. О причинах
такой избирательности можно только догадываться. Как бы то ни было, пора уже
попытаться отобразить и осмыслить «подвиги» этого деятеля. Сатунин Дмитрий
Владимирович (по другим данным – Васильевич) - участник Первой мировой войны,
георгиевский кавалер, штабс-капитан (при режиме А. В. Колчака –
капитан и затем, по некоторым данным, подполковник). Вернувшись с фронта и
оказавшись не у дел по причине ликвидации старой армии и жесткой дискриминации
офицерского состава со стороны Советской власти, он, тем не менее, попытался и
сумел приспособиться, поступив на службу в советское учреждение, и оказался в
составе советской внешнеторговой экспедиции, направленной весной 1918 г. в
Монголию для закупки скота. В конце мая Весьма расхожее
романтическое представление о том, что с войн возвращаются только закаленные и
благородные герои, отнюдь не всегда подтверждается жизнью: на войны уходят
разные люди и, тем более, разные люди с них возвращаются. У одних там
действительно проявляются и закрепляются лучшие качества, у других же
просыпаются и выходят на поверхность из глубин и закоулков подсознания самые
темные и звериные инстинкты и наклонности. Второй из вариантов явно
прослеживается у Д. В. Сатунина. Первая мировая война дала на этот счет немало
примеров, и не только в России. Военно-политическая
ситуация на Алтае и в Верхнем Прииртышье тем временем катастрофически менялась
не в пользу Советской власти: 11 июня пал Семипалатинск, 15 июня - Барнаул, 20
июня – Бийск. После падения Барнаула отряд красногвардейцев во главе с
коммунистом П. Ф. Суховым из Кольчугино начал героический рейд по Алтаю на юг,
с целью выйти по Чуйскому тракту в Монголию и через ее западный участок, а
затем через северные районы Синьцзяна уйти в красный Туркестан. Этот рейд,
продолжавшийся около двух месяцев, отвлек на себя значительную часть
белогвардейских сил Алтая, в том числе и отряд Сатунина2. Одновременно
штабс-капитан решил попробовать себя и на «политической ниве». Заявив о
поддержке «инородческого населения» и заигрывая с «туземной» алтайской
«Каракорумской окружной инородческой управой», Сатунин формально вошел под её
подчинение. Он и его помощник сотник Шустов выдвинули лозунг «Алтай для
алтайцев»3.
Насколько Сатунин был искренен в данной политической позиции, сказать трудно.
Скорее всего, он хотел использовать националистов Горного Алтая в своих целях,
а те, нуждаясь в вооруженной силе, пытались, в свою очередь, использовать
сатунинцев. Отряд Сатунина, состоявший из байско-националистических и уголовных
элементов, по пути движения из Кош-Агача в Улалу (ныне – Горно-Алтайск) оставил
кровавый след. Советы повсеместно были разогнаны, причем их ликвидация
сопровождалась дикими расправами: массовыми порками, расстрелами и другими
зверствами. Каракорумовец М.
Чевалков, оперировавший с карательным отрядом в Шебалинской волости, отдал
приказ выполнять все распоряжения Сатунина. Офицер В. Лебедев, посланный из
Улалы в Онгудай для набора добровольцев в армию Временного Сибирского
правительства, вошел в подчинение к Сатунину и стал его главным помощником. В
Онгудае наш герой произвел массовые аресты и приказал всех арестованных
выпороть. «Тех, кого не пороли, сообщала 31 июля 14 июля
штабс-капитан с отрядом в 85 человек прибыл в Улалу, забрал около 200 винтовок
из запасов Каракорумской управы, установил охрану почты, телеграфа и арестных
домов. Всех арестованных, по сообщениям газет, он подверг порке, не менее 10
ударов каждому. Пороли «киргизскими плетьми», обмотанными медной проволокой.
Покинув Улалу 18 июля, сатунинцы двинулись в Онгудай, объявленный «столицей
Алтайской республики». У села Шебалино они расстреляли председателя Улалинского
Совдепа И. И. Некорякова, большевика И. М. Попова и семерых красногвардейцев5. Подавив и
уничтожив остатки Советской власти в районе Улалы и Онгудая, Сатунин приступил
к следующему акту своей деятельности, план которого родился в его воспаленном
воображении. Еще 14 июля, заняв Улалу, он объявил комиссару Алтайского уезда
Батунину о введении им от имени Временного Сибирского правительства (ВСП)
военного управления Алтая вплоть до созыва Учредительного собрания. Из Улалы
через Барнаул по алтайской телеграфной линии Сатунин передал сообщение о
введении по всему Алтаю «Военного управления» с передачей всей полноты власти
начальникам гарнизонов, при этом следовал приказ разоружать частных лиц и
организации и принять против большевиков самые крутые меры, вплоть до
расстрелов. На вопрос Батунина, признаёт ли Сатунин Временное Сибирское
правительство, тот ответил, что признает, «если оно признает Алтайскую
республику»6. В следующей
своей телеграмме новоявленный диктатор разъяснил принципы и способ организации
«Алтайской республики». Центральным органом власти объявлялся «Горно-Алтайский
Центральный военный совет», в состав которого вводились «представители военного
сословия» в лице самого Сатунина, корнета Лебедева и других «заслуженных»
офицеров, и выборные представители от местного русского и «инородческого»
населения. Местом пребывания «Центрального военного совета» было выбрано село
Онгудай. На местах должны были быть организованы подобные же «Военные советы»,
в руках которых сосредоточивалась административная и судебная власть. В своей
деятельности им надлежало руководствоваться директивами «Центрального военного
совета». Хозяйственная и просветительная деятельность оставалась за земствами и
местными самоуправлениями7. ВСП и его
военное министерство, «не придавая серьезного значения возникшей опереточной
республике и в то же время вполне сознавая недопустимость продолжения этой
авантюры», поручили находившимся в районе Бийска и действующим против остатков
красных белогвардейским силам ликвидировать данный инцидент8. Первоначально
были приняты все меры к ликвидации авантюры без кровопролития, путем
переговоров. К Сатунину командируется капитан Лимасов, который должен был
предложить ему признать власть ВСП и сдать все дела. Для производства дознания
туда же выехал штабс-капитан Рождественский. Однако миссия Лимасова закончилась
провалом. Уже находясь в Онгудае Сатунин на предложение капитана Травина о
сдаче отряда и отбытии в Омск для производства дознания по делу ответил
отказом, но предложил выслать в Омск свою делегацию для переговоров с ВСП.
Одновременно Сатунин пытался усилить свой отряд путем вовлечения в него
алтайцев. Выселяя русских жителей из попутных селений, подвергая многих из них
издевательствам, он вызвал с их стороны возмущение, и в то же время пытался
настроить алтайцев против русских и заручиться их поддержкой9. Видя
бессмысленность дальнейших переговоров с мятежниками, ВСП перешло к решительным
мерам против них. Для ареста Сатунина и его сообщников начальником Бийского
гарнизона был отправлен отряд под командой поручика Селиванова, состоявший
частью из офицеров, частью из добровольцев-крестьян тех селений, где творил
расправы Сатунин. Кроме того, был выделен небольшой отряд под началом поручика
Сергеева. При приближении этих отрядов Сатунин отступил в Кош-Агач10. Вступив в
Онгудай, отряд поручика Селиванова арестовал остававшихся там корнета Лебедева
и еще нескольких офицеров-сатунинцев. Посланная Сатуниным в Омск для
переговоров делегация добралась лишь до Улалы, где также была задержана. В
условиях катастрофического ухудшения ситуации штабс-капитан предпринял попытку
выпутаться из затруднительного положения, послав телеграмму ВСП, в которой
просил дать ему возможность, распустив отряд (при условии личной безопасности
его состава), самому отправиться на фронт за Урал, решение же вопроса об
автономии Алтая предоставить ВСП совместно с посланной им делегацией. При этом
Сатунин заявил, что в случае неполучения удовлетворительного ответа он будет
считать себя свободным в своих дальнейших действиях11. Между тем
правительственные отряды продолжали движение на Кош-Агач и 4 августа Однако на этом
деятельность Сатунина в Горном Алтае и Верхнем Прииртышье не закончилась; он
лишь временно оказался за пределами этого региона. После ареста Сатунин был
вскоре освобожден, видимо, будучи отпущен на лечение. Как бы то ни было, но
неуемный штабс-капитан оказался в Ново-Николаевске в конце августа 1918 г.,
как раз тогда, когда через город следовал на Дальний Восток правительственный
поезд с главой ВСП П. В. Вологодским, причем Сатунин предпринял безуспешную
попытку получить аудиенцию премьера. Об этом исчерпывающе сообщает в своем
дневнике сам П. В. Вологодский: «Среда 15 (28) августа. Вечером при
остановке поезда в Новониколаевске ко мне в вагон, когда я был на станции,
ворвался известный истязатель капитан Сатунин. Вел себя вызывающе. Несмотря на
мой отказ принять его, он снова возвратился в вагон и настоятельно требовал,
чтобы он был принят, ссылаясь на то, что он имеет такой знак отличия за военные
доблести, который позволяет ему просить приема у государя-императора. (Он имеет
орден великомуч[еника] Георгия и георгиевское оружие). “Я надеюсь, что Его
Высокопревосходительство господин председатель Совета Министров после доклада
ему о моих правах на прием не откажет мне в приеме”, закончил свое требование
перед комендантом поезда капитан Сатунин. После этого случая с Сатуниным ко мне
пришли мои добрые знакомые А. П. Васильков и А. А. Шиша, которые
сообщили, что Сатунин, после вторичного отказа ему в приеме, бросил фразу: “за
будущее я не отвечаю, я избираю для себя свободу действия”, и усиленно
советовали мне на время моего пребывания в пути и на даче взять солидную
охрану, т[ак] к[ак] Сатунин – человек отчаянный. Но я все же особой охраны не взял и поехал, как
снарядился в Омске. Сделать так, как советовали приятели, было бы обнаруживанием
беспокойства за свою участь, а это только поощрило бы таких господ, как
Сатунин, на дальнейшие дерзости. Чувствую себя во время поездки очень хорошо.
Словно с плеч моих свалилась какая-то большая тяжесть»13. Видимо именно
после этого инцидента Сатунин был арестован вторично, и оказался, наконец, в
тюрьме, вернее, в офицерском отделении омской гарнизонной гауптвахты. О его
пребывании там осенью Оба они были
привезены с Алтая. Каждый из них создал в горных районах нечто вроде
самостоятельного государства, не признававшего никакой иной власти, кроме их
собственной. Они опирались на феодально-националистическую верхушку алтайцев и
на русских купцов и кулаков. В своих феодах они творили такие неслыханные
зверства, что даже белое Сибирское временное правительство, сменившее
бледно-розовую безвластную “власть” эсеровского областного комиссариата,
вынуждено было выслать против них целую военную экспедицию. Штабс-капитан
Сатунин, маленького роста, с усами и бородкой, на казавшемся даже благодушным
лице, очень походил на Николая II. Рядом с ним корнет
Лебедев, с его широкой и сутулой в плечах фигурой казался гигантом. Из-под
приплюснутой блином не то драгунской, не то гусарской фуражки глядело тупыми и
злыми глазами топорно сделанное, голое и прыщавое, с выдающейся вперед нижней
челюстью, лицо явного кретина и садиста. (…) Проходя во двор
через караулку, как-то раз я видел в открытую дверь офицерского отделения, как,
допившись до белой горячки, штабс-капитан Сатунин и корнет Лебедев вскочили на
верхние нары и голые бегали по ним в погоне друг за другом. Лебедев, ударяя
горильей рукой в мохнатую грудь, рычал: - Я запорол
девяносто большевиков! Я – бог Алтая! А Сатунин,
карлик ростом, захлебывался от визга: - Какой ты
бог Алтая? Ты – мальчишка и дерьмо! Я двести красных повесил вот этими руками.
Бог Алтая – я! Так они
утверждали свои права на это кровавое звание, пока собутыльники не навалились
на них скопом и, избив до бесчувствия, не связали обоих “богов”»14. Однако в
суматохе ноябрьских событий Как бы то ни
было, с мая Еще весной Однако
господство колчаковского режима, а вместе с ним и сатунинщины, уже подходило к
концу. В условиях приближения Красной Армии, под ударами партизан и повстанцев,
белые войска, в том числе и отряд Сатунина, стали отходить на юг, в сторону
Монголии и Синьцзяна. В середине
декабря «…Своим
внезапным нападением партизаны создали перевес сил и в трехдневном бою
полностью разгромили сатуниский белогвардейский отряд. В результате
трехдневного боя партизаны захватили 700 пленных, тысячу винтовок японского
образца, 90 тысяч патронов, 13 пулеметов, 8 тысяч голов скота и другое
имущество»19. Громя и
уничтожая остатки отряда, партизаны продолжали наступление. 4 января Насколько
сатунинщина была характерной для гражданской войны и белого движения в Сибири и
других восточных районах? Сама ситуация гражданской войны, классовая ненависть
имущих классов к революционным трудящимся, а также (и особенно) военное
положение, распространенное колчаковцами к весне Понимали ли это
белогвардейские лидеры и деятели? Судя по всему, это понимали лишь очень
немногие: П. В. Вологодский, А. П. Будберг и некоторые другие. Что касается А.
В. Колчака, то он, видимо, таким вопросом серьезно не задавался, хотя и
пытался, правда, совершенно безуспешно, призвать к порядку Г. М. Семенова (а
затем не нашел ничего лучшего, как в условиях краха своего режима передать
власть на «Восточной окраине» 4 января Колчаковский
режим, имевший в период своего возникновения и становления потенциальную
возможность пойти по оптимальному для имущих классов в тех непростых условиях
пути - стать бонапартистским (то есть
попеременно опираться на разные социально-политические блоки и сохранять
некоторые элементы демократии), очень скоро сместился до предела вправо, сделав ставку на самые
реакционные круги олигархии и военщины, что предопределило стремительную потерю
властью более-менее массовой социально-политической базы. Режим видел свою
главную опору в реакционной военщине, как наиболее последовательной и
решительной антисоветской силе, в том числе опору и в таких, как Сатунин, а те
своими «решительными» действиями оказывали режиму «медвежью услугу»:
карательными зверствами и полным игнорированием закона (а кое-кто при этом еще
и безнаказанной реализацией своих садистских наклонностей) настроили
подавляющее большинство населения Сибири, в
том числе и часть противников Советской власти, решительно против власти А.
В. Колчака. 1 Пахаев С. Я.
Контрреволюционная роль Каракорум-Алтайской окружной управы в годы Великой Октябрьской социалистической
революции и гражданской войны // Вопросы истории Сибири. Томск, 1965. Вып. 2.
С. 130; Демидов В. А. Крах Каракорума // Классы и политические партии в
Октябрьской революции и гражданской войне в Сибири. Новосибирск, 1991. С. 138. 2 Познанский В. С.
Очерки истории вооруженной борьбы Советов Сибири с контрреволюцией в 1917-1918
гг. Новосибирск, 1973. С. 199, 201. 3 Там же С. 199; Пахаев С. Я. Указ. соч. С. 130-131. 4 Демидов В. А. Указ.
соч. С. 138. 5 Там же. 6 Дело капитана Сатунина
// Сибирский вестник (Омск). 1918. 18 сентября. С. 2. 7 Там же. 8 Там же. 9 Там же. 10 Там же. 11 Там же. 12 Там же. 13 Вологодский П. В.
Во власти и в изгнании: Дневник премьер-министра антибольшевистских
правительств и эмигранта в Китае (1918-1925 гг.). Рязань, 2006. С. 76-77. 14 Оленич-Гнененко А.
П. Суровые дни // Сибирские огни (Новосибирск). 1958. №11. С. 147; № 12. С.115. 15 Вологодский П. В.
Указ. соч. С. 77. 16 Борьба за власть
Советов на Алтае (исторический очерк). Барнаул, 1957. С. 324, 325. 17 Миронов С. С.
Гражданская война в России. М., 2006. С. 335. 18 Борьба за власть
Советов на Алтае… С. 324; Шулдяков В. А. Оказачивание как средство
самосохранения в условиях гражданской войны и его разновидности // Сибирская
деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Ч. II. Омск, 2006. С. 253. 19 Долженко З. И.,
Елагин А. С. Годы огневые. Алма-Ата, 1987. С. 40-41. 20 Там же. С. 41. © А.А. Штырбул, 2011
|