Контев А.В., Бородаев В.Б. |
Социально-экономические и этнокультурные процессы в Верхнем Прииртышье в XVII-XX веках: Сборник материалов международной научной конференции. Новосибирск: Параллель, 2011. С. 238-243.
Семипалатинский государственный
педагогический институт является одним из старейших высших учебных заведений
Казахстана. Время его становления приходится на один из самых драматичных и
напряженных периодов истории нашей страны. В 1920-е –1930-е гг. осуществляется
интенсивная работа по ликвидации неграмотности населения советского
государства. Развитие системы народного образования и осуществление сплошной
грамотности являлось важнейшим направлением культурного строительства того
времени. В Намеченные грандиозные планы в сфере
образования могли быть реализованы лишь при наличии соответственно
подготовленных педагогических кадров. Для подготовки учителей по всей
республике создавались постоянные и краткосрочные курсы, открывались
педагогические техникумы. Специалисты с высшим образованием в то время
готовились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте. Поэтому существовала
острейшая необходимость развития системы высших учебных заведений по подготовке
специалистов для сферы образования в Казахстане. В Восточно-Казахстанский регион не оставался
в стороне от стержневой линии развития государства и жил теми же проблемами. В
Восточно-Казахстанской области намечалось, как и по всей стране, введение
обязательного семилетнего образования. Планировалось охватить к В 1933/34 учебном году в Семипалатинске
существовал вечерний педагогический институт и полуторагодичные курсы по
подготовке учителей для НСШ. Вечерний пединститут был закрыт весной Его открытие обуславливалось тем, что в
области, как и по всей республике, катастрофически не хватало педагогов. Так в
1934/35 учебному году для обслуживания существовавших средних школ не хватало
65 учителей, требовало срочной замены ввиду слабой квалификации 100 чел.
Педагоги средней школы, кроме того, имели чрезмерную нагрузку (до трёх ставок).
Нехватка учительских кадров не позволяла открывать новые школы; более того,
закрывались уже действующие, например, в Баянаульском и Бескарагайском районах
в 1933/34 учебном году. Исходя из сложившейся ситуации в сфере
образования, Бюро Восточно-Казахстанского обкома ВКП(б) постановило на базе
существовавшего Семипалатинского вечернего педагогического института с осени Одна из самых трудных задач для
Семипалатинского государственного педагогического института начала 1930-х гг.
состояла в комплектовании студенческой аудитории, которая имела хотя бы
минимальную подготовку для усвоения знаний курса высшей школы. Комплектование
первого курса института в 1934/35 учебного года проводилось за счёт учебных
заведений, имевшихся к этому времени в городе Семипалатинске. Вечерний
педагогический пединститут предоставлял 40 чел., полуторагодичные курсы
учителей 30 чел., вечерний рабочий факультет 20 чел., курсы по подготовке в вуз
15 чел. В педагогический вуз должны были быть направлены 20 чел. по разверстке
от предприятий, совхозов, колхозов, МТС. Для обучения в вузе направлялись также
15 чел. из числа лиц окончивших школу второй ступени.[5]. Для подготовки контингента обучающихся на
1936/37 учебный год из казахов, не имеющих полного среднего образования, при
пединституте было решено организовать подготовительное отделение в составе двух
групп с общей численностью 60 человек. В целях обеспечения института
контингентом подготовленных абитуриентов, главным образом из коренного
населения, при нем был создан рабочий факультет. В 1934/35 г. сюда было набрано
210 чел., в 1935/36 г. – 150 чел., из них 80 % – казахи и представители
восточных национальных меньшинств. Принятые на рабфак обеспечивались
стипендией, питанием, общежитием.[6]. В качестве учебного здания педагогическому
институту и рабфаку передали здание бывшей мужской гимназии по улице Советской
№ 88, а под общежитие – помещение бывшей девятилетней школы по улице Ленина №
1.[7] Не менее остро стояла проблема
комплектации высшего учебного заведения квалифицированными педагогическими
кадрами, которых не хватало. В связи с организацией педагогического института руководство
области принимает решение обратиться с письмом и Ленинградский обком ВКП (б) к
С.М. Кирову (шефу Казахстана) и в Ленинградский Облисполком о взятии
шефства над педагогическим институтом ленинградскими высшими учебными
заведениями и оказания содействия в деле быстрейшего укрепления и организации
института. Вопрос об организации и работе
пединститута вновь рассматривается на бюро Восточно-Казахстанского обкома
ВКП(б) в январе Пединститут укомплектовывался за счёт
курсов по подготовке учителей НСШ, педагогического рабочего факультета.
Подтверждается решение бюро обкома от 23.06.34. о предоставлении институту
здания по улице Советской 88, занимаемого в это время СПШ и зооветеринарным
техникумом. Заместителем ректора по административно-хозяйственной части с
возложением на него временного исполнения обязанностей ректора был назначен
Г.В. Семеняк[8]. Ректором 2-х годичного
педагогического института он утверждается на бюро Восточно-Казахстанского
обкома ВКП(б) 15 марта 1935 года.[9]. По итогам работы в 1935/36 г. институт
обследовался бригадой организованной отделом школ Восточно-Казахстанского
обкома ВКП(б). Личный состав института в соответствии с актом обследования
включал: преподавателей – 27 из них штатных – 14, совместителей – 13. По
национальности: казахов – 5, других – 22. С высшим образованием – 20, со
средним – 7. Студентов обучалось 200 чел., из них на подготовительном отделении
– 37.[10] Становление вуза в 1930-е гг. происходило
в чрезвычайно сложных экономических и политических условиях. Уровень
подготовленности студентов был разным, но значительно ниже требуемого. Так,
например, отдельные студенты из бывших аульных мугалимов имели начальное
образование, слабо владели русским языком, на котором велось преподавание, что
вело к низкой успеваемости и значительному отсеву. На 1935/36 учебный год первые курсы были
укомплектованы качественно неудовлетворительно, что привело к огромному отсеву,
из 91 чел. принятых на первый курс к концу г. осталось 34, а переведено на
второй курс 17 чел. Крайне разнородным был преподавательский состав. Опыт
работы в вузах имели только преподаватели из административно-ссыльных, ведущая
же часть преподавателей, имея большой стаж работы в средних учебных заведениях,
только начала работу в вузе.[11] Крайне некомфортными были бытовые условия
того времени. Об этом свидетельствуют акты обследования условий проживания
студентов. В помещениях чрезвычайно холодно, грязь, очень много клопов.
Общежитие находилось в бараках. Бараки разбиты на две большие комнаты, в каждой
поселено по 20–25 чел. Электрическое освещение очень тускло, вечерами
невозможно заниматься. Постельное бельё не стирается на протяжении трёх недель,
повседневные скандалы из-за кипятка, Одеяла, простыни, матрацы на 50%
совершенно изношены.[12] Становление вуза проходило в крайне
неблагоприятной политической ситуации 1930-х гг., когда повсеместно шли поиски
«врагов народа» и «вредителей». Вполне закономерные экономические проблемы
получали политическое обоснование с последующими оргвыводами для руководящих
кадров. Материальные проблемы вуза 1937 года, объяснялись вредительской
деятельностью первого руководителя А.В. Интыкбаева, «национал-фашиста» и
«вредителя». «Он систематически вёл вредительскую работу, сорвал строительство
общежития для студентов, вредительски вёл ремонт помещений, умышленно оставил
институт без топлива. Интыкбаев окружал себя подозрительными людьми, пригласил
в институт вредителей, которые помогали ему осуществлять его мерзкие замыслы».[13] Интыкбаев был разоблачён
как «враг народа» и репрессирован. В июне О чрезвычайной сложности работы в то время
говорит и тот факт, что в довоенный период происходила частая смена руководства
института: Г.В. Семеняк (10.03.35-25.04.35), Мухамбетова (04.35.-12.35),
Я.И. Сухов (01.36.-03.37), А. Интыкбаев (03.37.-09.37), П.И. Малышев
(09.37.-08.38), А.М. Санников (08.38.- 02.42). Первым документально установленным
руководителем вуза был Г.В. Семеняк, 1896 года рождения, уроженец Киевской
губернии, происхождением из крестьян. Образовательный уровень первого
руководителя был, по нынешним меркам, довольно специфическим: сельское
двухклассное училище, курсы техников-строителей, экстерном держал экзамен на
сельского учителя, заочно закончил два коммвуза. Участник гражданской войны. В
1920-е – 1930-е гг. работал в различных учебных заведениях: Риддерское СПШ
(преподаватель и директор), директор Комполитпросветтехникума, в коммвузе –
преподаватель, директор Семпедтехникума. Ректором педагогического института он
был утверждён на бюро Восточно-Казахстанского обкома в марте Как уже было отмечено, руководители
института в предвоенный период сменялись в силу объективных и субъективных
причин довольно часто. Смена могла произойти, в том числе и по сфабрикованным
политическим мотивам. Жертвой такой мотивации пал в частности руководитель
института Интыкбаев А. В военное время вуз возглавлял Ким Н.С. (1942-1945), его
предшественник Санников А.М. в военное время был переведён на
партийно-советскую работу. Несмотря на серьёзные трудности
переживаемого периода институт в целом справлялся с поставленной перед ним
задачей - подготовкой учителей для системы народного образования. В январе В В Заочное обучение стало развиваться после
принятия Совнаркомом 28 ноября 1937 г. постановления об открытии заочных
институтов. На заочном отделении обучалось 130 человек.[17]
До В Педагогический институт, сталкиваясь с
трудностями в плане формирования контингента учащихся, заблаговременно
осуществлял профориентационную работу. Для обеспечения набора в институт
преподаватели проводили беседы в школах не только города Семипалатинска, но и в
школах Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Кустанайской, Карагандинской,
Акмолинской областей. Рассылались справочники, плакаты, обращения и другие
материалы для поступающих. Публиковались объявления в газетах о наборе. Студенты выпускались по специальностям:
русский язык и литература, математика, естествознание и химия на очном
отделении. На заочном отделении по специальностям: русский язык и литература,
казахский язык и литература, математика, естествознание и химия. Выпускники
приобретали квалификацию учителя средней школы. Срок обучения составлял 4 года.
По учительскому институту выпуск проходил по специальностям: истории (русское
отделение), истории (казахское отделение), русского языка и литературы,
казахского языка и литературы, математики. Выпускниками приобреталась
квалификация учителя 5-7 классов. Срок обучения составлял 2 года. На заочном
отделении срок обучения составлял 5 лет. Улучшаются бытовые условия, построено 4-х
этажное общежитие, насчитывающее 68 комнат. На очном и заочном отделениях
института в Совет института наметил в Для обеспечения учебного процесса
необходимыми материально-техническими средствами были оформлены договора с
организациями Ленинграда, Москвы, Новосибирска на доставку учебного
оборудования. С использованием этого оборудования оформлялись лаборатории
химии, физики. Преподавательский корпус накануне войны
состоял из 70 чел.[19] Они были выпускниками
различных высших учебных заведений. Несколько человек окончили Казанский
государственный университет и Казанский педагогический институт. В институте
работали несколько выпускников педагогического института имени Герцена и
института философии, лингвистики и литературы в Ленинграде. Представлены также
были и московские вузы: Московский государственный университет, Московский
институт истории философии. В предвоенный период в вузе трудились
известные педагоги, учёные. В Семипалатинском педагогическом институте проходил
обучение Каюм Мухамедханов. Он стал принимать участие в работе педагогического
института до своего собственного поступления. В 1935/37 г. учился на
курсах по подготовке учителей, одновременно преподавал казахский язык и
литературу на учительских курсах Облоно. Будучи студентом, с Накануне Великой Отечественной войны ВУЗ
назывался Семипалатинский педагогический (учительский) институт имени
Н.К.Крупской. Набор проводился на факультеты педагогического института и
отделения учительского института. Имелись факультеты: географии,
естествознания, истории, физики и математики, языка и литературы. Факультеты
географии и истории имели вечерние отделения. На факультетах педагогического
института курс обучения составлял четыре года, и готовились
преподаватели-специалисты по соответствующим дисциплинам средней школы. Курс
обучения на отделениях учительского института составлял два года. Здесь
готовились преподаватели специалисты по соответствующим дисциплинам неполной
средней школы. [1]ЦДНИ ВКО. Ф.15. Оп.1. Д.16. Л.155. [2]ЦДНИ ВКО Ф. 15.Оп.1. Д.16. Л.156. [3] ЦДНИ ВКО.
ф.1403,оп.1,д.93.л.4. [4] ЦДНИ ВКО ф.15.оп.1.д.16.л.156. [5] ЦДНИ ВКО
ф.15.оп.1.д.16.л.157. [6] Прииртышская правда 21 июля [7] ЦДНИ ВКО
ф.15.оп.1.д.16.л.157. [8] ЦДНИ ВКО
ф.15.оп.1.д.41.л.88. [9] ЦДНИ ВКО
ф.15.оп.1.д.44.л.10. [10]ЦДНИ ВКО ф.15.оп.3.д.92.л.10. [11]ЦДНИ ВКО ф.1403.оп.1.д.21.л.4. [12]ЦДНИ ВКО ф.14.оп.3.д.51.л.4. [13]Прииртышская правда. 29 января [14] Прииртышская правда. 29
июня [15] ЦДНИ ВКО. ф.1430.оп.1.д.21.л.4. [16] Прииртышская правда. 21
июня [17] Прииртышская правда. 29 января1938 г. [18] Прииртышская правда. 5 октября [19] Прииртышская правда. 10 января © М.Г. Ескендиров, А.В. Христолюбов, 2011
|