Контев А.В., Бородаев В.Б. |
Социально-экономические и этнокультурные процессы в Верхнем Прииртышье в XVII-XX веках: Сборник материалов международной научной конференции. Новосибирск: Параллель, 2011. С. 125-131.
На современном этапе государственного
развития Республики Казахстан большое внимание уделяется проблемам
функционирования системы самоуправления на местах. Исследование истории
становления городского самоуправления в Восточном Казахстане - одном из
крупнейших регионов Республики Казахстан, позволяет выявить как общие, так и
специфические черты в его организации и особенности функционирования в дореволюционный период. Органы городского самоуправления
дореволюционного Восточного Казахстана, являлись одним из своеобразных
институтов политической системы казахского общества во второй половине XIX века. В Восточном Казахстане не было земств, которые в других регионах
взялись за решение проблем народного образования, здравоохранения, досуга,
социальную сферу, агрономию и др. Земства в России занимали своё место в
системе властных отношений и, действуя под контролем государства, стали особой
формой полугосударственной общественной организации, функции которых в
Восточном Казахстане будут выполнять органы местного управления. Переходя к историографии проблемы,
отметим, что до революции В советский период вплоть до 1970-х гг. в
условиях тоталитарного режима изучение деятельности городского самоуправления в
Казахстане не относилось к числу приоритетных направлений научного поиска.
Одной из немногих работ, в которой, нашли отражение отдельные аспекты указанной
темы, явилась монография Ж. Касымбаева[1].
Во второй половине XIX – начале ХХ вв. общественное самоуправление было
введено в городских поселениях Восточного Казахстана как результат городской
реформы Согласно Городовому положению По Городовому положению, городское хозяйство
переходило в руки новых органов городского управления - городской думы и
городской управы. В их компетенцию входило управление городским хозяйством,
забота о благоустройстве города, снабжение населения продовольствием, принятие
мер к развитию торговли и промышленности, содействие охране здоровья населения,
помощь учебным заведениям, культурным учреждениям (театры, библиотеки и т.п.),
предоставление правительству сведений и заключений о местных нуждах, ходатайств по этим предметам. В компетенцию
городской думы, помимо перечисленного выше, входило также назначение выборных
должностных лиц, регулирование городских сборов и налогов в указанных законом
пределах, перевод натуральных повинностей в денежные, рассмотрение и
утверждение отчётов о сборе и расходовании городских сумм, заведовании
городским имуществом, установление общего порядка действий управы (ст. 55 Гор.
пол.). Городская дума имела право издавать обязательные для городских жителей
постановления по вопросам содержания в исправности городского имущества,
выполнения санитарных норм, порядка пользования городским транспортом (ст.
103). Права городского самоуправления стали шире в области налогообложения и
распоряжения городскими финансами. Для избрания гласных городской думы раз в
четыре года собирались избирательные собрания (ст. 16). Избирателем мог стать
городской обыватель любого сословия, если он был российским подданным не моложе
двадцати пяти лет, владельцем недвижимого имущества, обложенного сбором в
пользу города, или плательщиком сбора со свидетельств (купеческого,
промыслового, приказничьего первого разряда) или с билетов на содержание
промышленных заведений, не имеющих недоимок по городским сборам (ст. 17).
Минимальный имущественный ценз не был установлен. Жители города, не владевшие
недвижимостью или не имевшие свидетельств, не получали права участия в выборах. Выборы проходили по трёхразрядной системе.
Для этого избиратели включались в список по убывающей сумме вносимых налогов,
который потом делился на три части. Лица, внесенные в каждую часть списка,
уплачивали в сумме треть налогов. В первую группу входили самые богатые
избиратели, во вторую – среднего достатка, а все остальные - в третью. Три
разряда образовывали три избирательных собрания и выбирали одинаковое
количество гласных (ст. 24). Система была рассчитана на господство в думе
наиболее зажиточных граждан, что вытекало из идеи о том, что степень участия
горожан в городском управлении должна стоять в зависимости от величины вносимых
ими налогов. На выборах председательствовал городской голова, в помощь которому
каждое избирательное собрание могло назначить от двух до десяти человек из
своей среды (ст. 30). Выборы проводились закрытой баллотировкой
шарами (ст. 31). Избиратели опускали шары либо в правую часть ящика («за»
кандидата), либо в левую («против»). Затем они переходили к следующему ящику. К
избранию в гласные думы допускался каждый, кто по закону имел право голоса,
если он изъявлял желание или был предложен избирателями. Избранным считался
набравший больше всех голосов, «притом более половины всех наличных
избирателей», (ст. 37, 38). Результаты выборов отмечались в специальном
выборном листе, который подписывался головой и наличными избирателями (ст. 39).
При обнаружении нарушений городская дума назначала новые выборы (ст. 46).
Гласные городской думы избирали из своего состава городского голову и членов
управы. Городской голова председательствовал на заседаниях думы и управы (ст.
48, 70). Он утверждался в уездных городах губернатором, Непосредственным
исполнителем, заведовавшим делами городского хозяйства, была управа, избираемая
гласными из своего числа в количестве не менее двух человек и работавшая под
председательством городского головы (ст. 70). Она вела текущие дела, исполняла
постановления думы, собирала нужные ей сведения, составляла проекты городских
смет, взимала городские налоги и представляла отчёты о своей деятельности (ст.
72). В архивных материалах содержится большое количество жалоб от населения
городов на имя военного губернатора Семипалатинской области о нарушениях выборов гласных городских дум г.
Усть-Каменогорска, Павлодара, Семипалатинска, Зайсана[3]. Таким образом, по новому Положению
городское управление было разделено на распорядительный орган в лице думы и
исполнительные органы в лице управы. Копии со всех постановлений думы
предоставлялись военному губернатору и вступали в силу, если он не усматривал
нарушения закона и передавал их для напечатания в «Семипалатинские областные
ведомости». Подавляющее число лиц, получивших избирательное право по Городовому
положению Основной формой организации общественной
жизнью думой было вхождение гласных в состав обществ и их членов в городское
самоуправление. Городские сословия создавали и свои корпоративные общественные
организации. Для уменьшения политической и общественной деятельности гласных,
расширения социальной опоры власти и пресечения злоупотреблений городских
голов, правительство реформировало законодательство - императорским указом 11
июля Важное место в ограничении политической
активности думцев отводилось избирательной системе. С этой целью вводился
высокий имущественный ценз. Аннулировалась практика голосования по
доверенностям. Родственникам запрещалось одновременно занимать должности по
общественному управлению. Гласные в обязательном порядке должны были
присутствовать на заседаниях городских дум. Семипалатинская, Усть-Каменогорская
городские думы в период действия Городового положения Свидетельством усиления реакционных начал
внутриполитического курса царского правительства стало Городовое положение Круг жителей городов Казахстана,
получивших право участвовать в выборах в органы общественного самоуправления на
основе норм Городового положения Городовое положение Городовое положение В городах Казахстана в конце XIX – начале ХХ вв., высокий имущественный ценз обеспечил
преимущество на выборах зажиточной прослойке горожан. Хотя в силу размывания
сословий число гласных из купцов в малых городах несколько снизилось, тем не
менее именно они составляли большинство гласных в органах общественного
самоуправления в уездных городских поселениях. Работа городских дум и собраний
уполномоченных проходила на заседаниях под председательством городского головы
или городского старосты. Сроки проведения очередных заседаний намечались, как
правило, заранее, перед началом нового года. Всего на Инициатива по внесению вопросов для
обсуждения на заседаниях распорядительных органов городского самоуправления
могла исходить от губернатора, городского головы, гласных или городских
уполномоченных. Заседания городских дум происходили под председательством
городского головы, а собрания городских уполномоченных – под председательством
городского старосты. В случае отсутствия этих должностных лиц заседания вели их
помощники. Решения думы или собрания городских уполномоченных принимались
простым большинством голосов, а в случае их равенства мнение председателя
давало перевес. Однако далеко не всегда очередные заседания распорядительных
органов городского самоуправления проходили по намеченному графику. Дело в том,
что некоторые гласные и городские уполномоченные крайне небрежно относились к
выполнению своих обязанностей. Такие явления в деятельности органов городского
самоуправления в городах в конце XIX – начале ХХ вв. были не единичными. Так, назначенное
на 15 января Причина столь пассивного отношения
некоторых гласных и городских уполномоченных к выполнению возложенных на них
обязанностей заключалось не только в их
занятости собственными хозяйственными делами. Немаловажную роль играло также
следующее обстоятельство. В связи с тем, что исполнительные органы городского
самоуправления (управа и городской голова, либо городской староста со своими
помощниками) Городовым положением Однако имевшихся в распоряжении органов
общественного самоуправления городов денежных средств было явно недостаточно
даже для решения злободневных вопросов, связанных с развитием
социально-культурной сферы. Учебных заведений в городских поселениях региона
все время не хватало, чтобы предоставить возможность учиться всем желающим. Перестройка структуры органов городского
самоуправления, новые способы учета городского имущества, реорганизация
делопроизводства, счетоводства и отчетности, необходимость системного подхода в
заведовании городским хозяйством требовали наличия в городских самоуправлениях
специально подготовленных служащих, которых явно не хватало. Все это зачастую
приводило к целому ряду нарушений в деятельности органов городского
самоуправления, а иногда и к прямым злоупотреблениям должностными полномочиями.
Так, например, в Таким образом, органы городского
самоуправления являлись в конце XIX – начале ХХ
вв. уже достаточно значимым фактором, влиявшим на развитие
социально-культурной, политической жизни городских поселений Казахстана.
Органами городского самоуправления была проделана определенная работа по развитию городского
хозяйства, расширению числа образовательных, культурных и медицинских
учреждений региона. В то же время слабая доходность городских бюджетов
большинства центров негативно влияла на выполнение органами общественного
самоуправления стоявших перед ними задач. Городских доходов явно не хватало для
покрытия развивающегося городского хозяйства, на благоустроительные работы по
организации школьного обучения, содержанию учреждений здравоохранения и
общественного призрения. Отрицательное влияние на эффективность работы
городских самоуправлений региона оказывала крайне недемократическая система
представительства в них. [1] Касымбаева Ж. Города Восточного Казахстана в
1861-1917 гг. (Социально-экономический аспект). Алма-Ата, 1990. [2] Переписка военного губернатора Семипалатинской
области о введении в действие нового городового положения в городах. См.: ЦГА
РК Ф. 15. Оп. 1. Д. [3] Дело о неправильном составлении избирательных списков
г. Усть-Каменогорске. См.: ЦГА РК Ф. 15. Оп. 1. Д. [4] Степное положение, высочайше утвержденное [5] Городовое положение … (Изд. [6] Выписки из указов Правительствующего Сената по
Первому Департаменту. СПб., 1900. С. 142. [7]Запросы к Семипалатинскому военному губернатору. См.:
ЦГА РК. Ф. 15. Оп. 1. Д. [8] Городские дела. Постановления собрания
уполномоченных г. Каркаралинска // Семипалатинские областные ведомости. 1898, №
26. С.88; Городские дела. Постановления Семипалатинской Городской думы. //
Семипалатинские областные ведомости. 1898, № 47-48. С.180. [9]Предписание военного губернатора Семипалатинской
области. См.: ЦГА РК Ф. 15. Оп. 1. Д. [10] Замечания Семипалатинского военного губернатора. См.:
ЦГА РК. Ф. 15. Оп .1. Д. [11]Отчеты ревизий городских управлений. См.: ЦГА РК Ф.
15. Оп .1. Д. 1389. Д. 1418. [12] Дело о ревизии столоначальника ГУЗС Лещевым и
асессором Семипалатинского областного правления Сухомлиновым. См.: ЦГА РК Ф.
15. Оп. 1. Д. 3. Л. 60. [13]Дело о ревизии столоначальника ГУЗС Лещевым и
асессором Семипалатинского областного правления Сухомлиновым См.: ЦГА РК Ф. 15.
Оп. 1. Д. 3. Л. 60. [14] Дело о выборах См.: ЦГА РК Ф. 15. Оп. 1. Д. © Г.Т. Мусабалина, 2011
|