Контев А.В., Бородаев В.Б. |
Социально-экономические и этнокультурные процессы в Верхнем Прииртышье в XVII-XX веках: Сборник материалов международной научной конференции. Новосибирск: Параллель, 2011. С. 132-138.
При изучении ряда некоторых исторических
процессов и явлений мы неизбежно сталкиваемся с эмоционально окрашенными
категориями, такими, например, как отношение людей к тем или иным событиям, их
восприятие. Войны особенно становились предметом
эмоциональной реакции, и проявилось это тогда, когда им стали придавать
определенный смысл, и когда возросла информативность общества, появились СМИ. Судя по исследованиям последних лет эмоции
становятся не только психологической или социологической категорией, но и
исторической. Нередко негативные эмоции имели разрушительные последствия для
всех сфер общественной жизни. Тема отношения к войне стала весьма
актуальна. Если сравнительно недавно исследователи предпочитали изучать
преимущественно государственную власть и её механизмы, уделяя внимание лишь
правовым аспектам рассматриваемой темы, то сегодня всё более внимания уделяется
проблемам легитимации власти, анализу механизмов формирования общественного
мнения, в котором войны занимали ведущее место.[1] В истории России было немало трагических и
переломных периодов, когда народ мобилизовал все свои силы для сохранения
государства. В такие моменты и шло формирование национального характера. В
ментальности сибиряков преломилась вся совокупность его поведенческих
особенностей. В данном случае речь идет о территориальной идентичности,
связанной с ареалом обитания человека, который определяет его стиль жизни,
представление о мире, символические образы. Такую идентичность нельзя
отождествлять с административными единицами: областью, краем, городом, или их
национальным составом. Территориальная идентичность, в первую очередь, связана
с географией, образом территории – например, Сибирь, благодаря присущим только
ей природным богатствам, климату, типу хозяйства, формирует специфический тип
населения. Важную роль в ментальных характеристиках занимает образ власти и
восприятие деятельности с ней связанной. Отношение к многочисленным войнам,
которые вела Россия в XIX – начале XX в., служит своеобразным барометром легитимности
власти. Уникальная особенность региона наложила
отпечаток на социально-психологический облик живущих здесь людей. Изучая
идентичность сибиряков (и в данном случае их военно-патриотическую составляющую
ментальности), трудно определить, что составляет “истину” как вечный,
универсальный, неприкасаемый и даже недостижимый концепт, а что может считаться
лишь “мифом”. Но даже при этом миф выступает как форма самосознания, которая
позволяет сохранить коллективную память о войне. Ликвидация стрелецкого бунта, введение в
начале XVIII в. рекрутских наборов дала Сибири несколько тысяч
невольных переселенцев. Они строили крепости, остроги, предпринимали попытки
объединения для похода на Москву. Как писал С. Максимов в своей книге
«Сибирь и каторга»: «Сибирь стрельцов не смирила».[2]
Особый контингент способствовал формированию особого сибирского патриотизма,
проявившемуся ещё в начале XVIII в. и
выразившемуся в презрительном отношении к пленным шведам, попавшим в край во
время Северной войны. Ни одна женщина не хотела идти замуж за «поганого
обливанца», все смотрели на них, как на дикарей.[3]
Правительство, желавшее поселить шведов в Сибири, разъясняло через Синод, что
брак со шведами безгрешен и швед не может «опоганить православной женщины».[4] На это указывает и К. Голодников, писавший,
что шведы, проживавшие в Тобольске, «желали вступить в супружество с местными
женщинами, но последние упорно уклонялись».[5]
Положение пленников было незавидным. Те из них, кто в Из-за отдаленности и недостатка информации
в Сибири реакция на деятельность властей и общероссийские события была
чрезвычайно слабой. Так, Крымская война отразилась здесь только увеличением
рекрутского набора и денежных сборов. Немногие догадывались даже по скупым сообщениям,
что наши военные маневры вовсе не означают победы. В целом о войне ходили самые
разные толки, но преимущественно они сходились на том, что «европейские державы
из зависти напали на русского царя, но где-то там, на самом «краешке» нашего
государства». Теперешним руководителям не доверяли: «Вот бы нам теперь Суворова
командиром, задал бы он неприятелям перцу».
Однако народ всё же верил, что французы не посмеют одолеть Россию после
1812 года, и вздыхал: «Сколько православных погибнет в этой войне – страсть!».[7] Население, не владея
какой-либо информацией, само дорисовывало картинку, в соответствии со своим
нераспаханным культурно-коммуникационным полем. Главными информаторами в Сибири являлись
политические ссыльные. Они вызывали уважение местных жителей своей
образованностью, равнодушием к спиртному и трудолюбием. От них и узнавали о
событиях, происходивших в стране и в мире. Интересный случай из жизни сибирских
кузнецов описан А. Бахаревым. Под
влиянием политического ссыльного, работавшего вместе с местными в томской
кузнице, оживленный интерес вызвала англо-бурская война. Сибиряки горой встали
на сторону буров, извергая массу негодований по адресу Англии. На вечеринках и
местных праздниках разговор всегда переходил на темы войны. Её причины видели в
следующем: «война идет, потому там лето тепере»; «не кончится эта война, покуль
не прогонят англичанку»; «главная причина – немец, потому он с англичанкой в
дружбу вошел».[8] Все бурские военачальники
были известны кузнецам, а когда было получено сообщение о пленении Кронье, то
они долго не хотели верить, а потом искренне горевали и объяснили этот факт
изменой: «Англичанка богатая, всякого подкупит, нашёлся среди буров изменник и
предал славного полководца».[9] Многие кузнецы были участниками военных
кампаний на Кавказе и с гордостью называли себя «капказскими». Они говорили:
«Погоди, постой! Дойдет время и нас, капказских, призовут. Мы по-своему линию
поведем, стеной пойдем!... Мы Карс брали… Ежели бы нас, капказских, двинули на
англичанку… стеной пошли бы! Раздавили бы: мокро бы сделали. Тогда покорилась
бы она».[10] И старые и молодые искренне
радовались, если с почтой приходило известие о победах буров, победам же
англичан сибиряки не верили, потому что «англичанка врет». Иногда жаркие
обсуждения международной политики доходили до споров и даже драк. Однажды повод
подал один из кузнецов, когда стал хвалить образованность англичан и их
качественные товары. Однако в целом, относительно второй
половины XIX в. можно говорить о слабой
реакции местного населения на события, происходившие в стране и в мире. Но уже
в начале ХХ в. военно-патриотическая реклама заполнила активно
распространявшиеся СМИ. Городские газеты появились в Сибири только с 1880-х
гг., а массовое распространение они стали получать лишь с начала ХХ в. Широкую
популярность получила подписка на различные газеты и журналы. Всего же в 1900 –
1916 гг. в городах Западной Сибири в разное время издавалось 475 газет и
журналов, большинство из которых имели общественно-политическую направленность.[11] Поэтому уже в начале
ХХ в. и особенно со времени первой русской революции информированность и,
соответственно, реакция на происходившие события возрастают. Русско-японская
война вызвала вал лубочной
литературы. Первые карикатуры появились уже через 5 дней после начала войны.
Одна из них называлась «Японский император и его лукавые доброжелатели». Они
имели хождение и в Сибири. Японский император Микадо был изображён сидящим
верхом на лошади, которую американец и англичанин толкали в море с края скал.
Карикатура сопровождалось стихами: Он
верит им, своим друзьям, Не
зная взгляды их и нравы И
скоро убедится сам, Что
все советы их лукавы – Его
предаст друзей рука И
пропасть грозная близка! Как и последующие вслед за ней («Японец
лезет на Ялу», «Япония и Китай», «Япония и Корея»), эти карикатуры были очень
быстро распроданы и задали тон начавшейся пропаганде в духе высокомерного
отношения к японцам («лживый и коварный азиатский народ», «узкоголовые,
узколобые», «затесались в Порт-Артур наглые японцы», карикатура «как русский матрос
отрубил японцу нос» и др.) и злорадного отношения к американцам и англичанам.[12] В стихах воспевались
российские «плеть» и «кулак». На многих карикатурах изображался громадных
размеров русский мужик, чаще в красной рубахе, с окладистой бородой, в высоких
сапогах и большой шапке, который либо
перепрыгивает из Маньчжурии в Японию через море, на котором виднеется масса
взорванных и гибнущих вражеских кораблей, либо сидит над линией железной
дороги, истребляя из пушки японцев, англичан и американцев. Большой
популярностью в народе в начале войны пользовались и боевые песенки моряков: Но
кулак вдруг канонира Залепил
японцу в рыло: Зубы
вышиб изо рта![13]
Некоторые журналисты считали, что подобный
характер пропагандистской литературы был вызван отсутствием свободы печати и
контролем правительства. В народе искусственно поддерживалось мнение, что у
японцев есть если не поддержка, то сочувствие всех государств.[14] Распространявшаяся по всей империи популярная
литература о войне спровоцировала повышение грамотности не только городского,
но и сельского населения. Брошюры, в которых вместе с картинками, доступным
языком описывалось о потоплении японских судов, бегстве врага, как дерутся
японцы и др. стоили всего по 5-10 коп. Большая часть текстов состояла из
перепечаток с «Русского листка», «Московских ведомостей» и других одиозных
изданий. Печатная продукция данного рода, издаваемая в десятках тысяч
экземпляров, пользовалась большим спросом, несмотря на то, что значительная её
часть была низкопробного содержания. В ходу были т.н. «сказки», далёкие от
действительности. Так, одна из них, написанная в стихах Юрием Гунаропуло,
называлась «Мартышка и Медведь». «Мартышками» изображались японцы, а «Медведем»
- Россия. Разумеется, первые были смешны, второй – всесилен. В сказке
встречаются и коварные «бульдоги» - англичане, которые подбили «мартышек»
нарушить покой «Медведя». В итоге по замыслу автора от «мартышек» остались одни
воспоминания: Миша
взял не хворостину, А
хорошую дубину, Стал
на дыбы, зарычал, - Шар
земной весь задрожал.[15]
Большая часть подобных произведений
написана на темы тех официальных донесений, где вскользь упоминается об удаче
или проявлении мужества русских солдат. При этом заслуги подавались в
преувеличенном виде и проникали в народное сознание как пафосные предвестники
близкой победы. Во Владивостоке в начале русско-японской
войны наблюдалось массовое бегство японцев из города. На местных же жителей
сообщение о нападении подействовало «подавляюще», как писали очевидцы. Когда
исход войны стал очевиден, людей охватила обида и паника, в обществе ходили
слухи о возможной блокаде. Плачущий солдат причитал: «Жалко Артур потому, что
много наши за него своих жизней положили, а японцы всё же осилили нас и взяли
его».[16] К концу этой войны усиливается неприязненное отношение общества к
руководителям военных кампаний, выразившееся в народном творчестве.[17]
Так, например, стихи простых иркутян о русско-японской войне свидетельствуют о
дискредитации и бессилии власти: Куропаткину
обидно, Что не
страшен он врагам. В поле бес
нас водит, видно Да кружит по
сторонам. Грустно, вяло
и несмело Рать солдат
пустилась в путь. Ноги босы,
грязно тело И едва
прикрыта грудь…[18]
Негативное отношение к войне, вызванное
неудачами на фронте, провоцировало резкую критику власти. Наиболее остро она
зазвучала в Томске в годы первой русской революции. В Первая
мировая война, как и русско-японская,
не имела большой популярности среди местного населения и стала для него
неожиданным и малообъяснимым явлением. По мнению Ю.П. Горелова, начало этого
военного конфликта вызвало сплочение сибирского общества «на основе идеалов
имперского сознания и государственного традиционализма».[22]
Однако, по нашему мнению, если в самом начале война ещё вызвала волну
патриотизма, то на следующих ее этапах к негативным оценкам ведения военной
кампании присоединилась критика действий императора и в целом государственного
строя. В январе Уже осенью В целом специалистами делаются выводы о
политической однородности сибирского крестьянства.[27].
Однако не согласимся с тем, что в реальном поведении крестьян доминировали
исторические традиции, связанные с «веками вырабатывавшимися отношениями к
государству – недоверием ко всему государственному».[28]
Всего же в Правительство, пытаясь исправить ситуацию,
развернуло широкомасштабную патриотическую кампанию. Уже с осени С Несмотря на усилия правительства роста
патриотизма на окраинах империи не наблюдалось. Напротив, реакцией сибиряков на
эту войну стало стремление уклониться от службы в армии. Непопулярность войны и
недовольство действиями властей сказались и на вполне лояльном отношении
населения к наводнившим Сибирь военнопленным. Уже через пару месяцев после
начала войны в малые города поступили первые партии военнопленных. Пассивный протест по поводу идущей войны,
который характеризует и отношение к деятельности властей, нашел отражение в
маскировке (эзоповом языке) и театрализации. Некоторые сибирские газеты
приучали читателей читать между строк. Однако намек правильно понимали не
только они, но и сами представители власти.[31]
Политический фольклор в России, связанный с многочисленными военными
кампаниями, относился скорее к области мифотворчества. Среди эпитетов, наделяющих власть во время
Первой мировой войны, особенно со стороны образованной части населения, мы
видим такие, как «старая», «преступная», «слабая», «постыдная», «реакционная» и другие,
говорящие об антипатии; крестьянство связывало войну и власть «изменой». По
оценкам специалистов на рубеже 1916-1917 гг. в крестьянских настроениях
произошел фактический разрыв с царизмом, «выразившийся в отказе разверстать
заготовку хлеба для армии».[32] Антивоенные,
антиправительственные, антицаристские настроения в самых разных слоях населения
становятся доминирующими. В воздухе висело напряженное ожидание чего-то,
каких-то важных событий, убежденность в том, что дальше так жить нельзя. Усталость от
Первой мировой, а затем и гражданской войн пронизывает народное творчество
сибиряков: Вот Измайлов [33]
удавился, Куммунист с
ума сашол, Вы из миру
тужити, Скора
кончится война; Сколь кукушка
не кукует, Перестанет
кукавать, Сколь японец
не воюет Перестанет
ваевать.[34] Можно отметить, что чем острее становились
социальные противоречия, делегитимнее
образ власти, тем негативнее отношение к войнам, которые она вела. Особенностью
региона в этом смысле является отсутствие со стороны широких слоев населения
критики правительства, его военных стратегий, негатив шёл в сторону царя и
местных чиновников. Исключением является лишь период Первой мировой войны,
когда в её начале упреки в адрес правительства носили антинемецкий характер
(что оно всячески поддерживало немцев, русских подданных, которые являются
врагами России), а с лета Через эмоциональное отношение людей к
войнам на разных этапах, можно объяснить многие исторические явления. Его
изучение обогащает наши знания о формировании общественного мнения, процессах
урбанизации, образах власти, социальных отношениях. Роль эмоций в исторических
процессах важна и с точки зрения их рассмотрения как основы поведения людей. Историческое кодирование эмоций, связанных
с восприятием войн позволяет вычленить такие из них, как недоверие, печаль,
гнев, отвращение, благодарность, жалость, несчастье и др. В результате
проведенного исследования была выявлена связь между историко-социальными
условиями жизни и восприятием войн. Именно они задают эмоциональные фреймы –
разные – в разные эпохи. Не исключено также, что одна и та же военная кампания
могла вызвать различное отношение не только у представителей разных сословий,
но и у разных людей одного сословия. Несомненно, что, находясь в одном
социокультурном, подчас безинформационном пространстве, люди индивидуально интерпретировали
происходящие внешнеполитические события, реагируя на них самыми различными
способами: от полного одобрения идущей войны и связанного с ней подъема
патриотизма до её критического неприятия. В целом же отношение сибиряков к
войнам, как и в Центре, было связано с общими социально-политическими
кризисами. В эти периоды отвергалось всё, что было связано с властью, в т.ч. и
проводимые ею военные кампании. [1] См.: Журавлева В.И. «Давид против Голиафа»: образ
России в американской политической карикатуре периода русско-японской войны //
США-Канада: экономика, политика, культура. – 2007. - № 10; Исаев В.И. В преддверии военной грозы. Отношение к
войне в массовом сознании населения Сибири во второй половине 1920-х гг. по
документам ОГПУ // Гуманитарные науки в Сибири. – 2005. - № 2. - С. 55-58;
Дегальцева Е.А. Войны второй половины XIX – начала XX в. в представлениях сибиряков // Хронотоп войны: пространство и время в культурных
репрезентациях социального конфликта. Материалы Третьих международных научных
чтений «Мир и война: культурные контексты социальной агрессии» и Научной
конференции «Мир и война: море и суша». Санкт-Петербург – Кронштадт. 21 – 24 октября
[2] Цит. по: Загорский В. Из быта и нравов Сибири XVIII в. // Сибирский архив. Иркутск, 1912. - № 6. – С.449. [3] Там же. – С.458. [4] Там же. [5] Голодников К. Город Тобольск и его окрестности.
Тобольск, 1886. - С.56. [6] Загорский В. Из быта и нравов Сибири XVIII в. – С.459. [7] Чукмалдин Н.М. Мои воспоминания: Избранные
произведения. Тюмень, 1997. - С.88. [8] Бахарев А. На имянинах (из жизни сибирских кузнецов)
// Сибирский наблюдатель. Томск, 1902. Кн.8. – С.26-27. [9] Там же. – С.14. [10] Там же. – С.27. [11] См.: Шиловский М.В. Факторы, влиявшие на
общественно-политическую жизнь западносибирских городов второй половины XIX – начала XX в. //
Города Сибири XVIII – начала XX в. Сб. науч. статей. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. -
С.119. [12] Белоконский И.П. Лубочная литература о
русско-японской войне // Образование. 1905. - № 1. – С.44. [13] Там же. - 1904. - № 5. – С.85. [14] Там же. – С.90. [15] Там же. – С.81. [16] Чечин П. Во Владивостоке в начале русско-японской
войны // Сибирский архив. 1913. № 1. - С.33. [17] Фарафонтов А. Стихотворения и отрывки из прошлого
русско-японской войны // Сибирский архив. Минусинск, 1913. № 12. - С.547-548. [18] Из минувшей войны // Сибирский архив. Иркутск, 1912.
- № 10. - С.812. [19] ГАОО. Ф.25. Оп.1. Д.102. Л.1-3. [20] ГАОО. Ф.25. Оп.1. Д.68, 69, 70-73, 83,84, 91, 92,
94-99 [21] ГАОО. Ф.1. Оп.1. Д.64. Л.1. [22] Горелов Ю.П. Вклад сибиряков в защиту Отечества в
войнах начала ХХ в.: Автореф. дис… докт. ист. наук. Кемерово, 2004. - С.27. [23] ГАОО. Ф.190. Оп.1. Д.300. Л.1. [24] Шишков В. Автобиография // Воспоминания о Вячеславе
Шишкове. Новосибирск¸ 1987. - С.24.
[25] Шашков В.И. Политические настроения сибирского
крестьянства в годы первой мировой войны (июль 1914 – февраль 1917): Автореф.
дис… к.и.н. Новосибирск, 2001. – С.31. [26] Там же. – С.28. [27] См., напр.: Шиловский М.В. Специфика политического
участия сибирского крестьянства в социальных катаклизмах ХХ в. //
Социокультурное развитие Сибири XVII - XX вв.
Бахрушинские чтения.1996. Новосибирск, 1998. [28] Шашков В.И. Политические настроения сибирского
крестьянства в годы первой мировой войны. - С.26. [29] ГАОО. Ф.190. Оп.1. Д.328. Л.30-34. [30] Лукоморье. - 1916. - № 6. - С.19. [31] Сталева Т.В. Сибирский просветитель П. Макушин.
Томск, 1990. - С.3. [32] Шашков В.И. Политические настроения сибирского
крестьянства в годы первой мировой войны. - С.39. [33] Помощник белого генерала Левицкого. [34] Попова А. Песни партизан (семейского селения
Верхнеудинского уезда) // Сиб.жив. старина. Иркутск, 1926. Вып.1. - С.34. © Е.А, Дегальцева, 2011
|